Хотя многое было написано о стратегии надводного флота США и желании увеличить число кораблей, не менее сильно его стремление сместить акцент на применение необитаемых надводных боевых средств.
В 2020 году ВМС США планируют завершить пару значимых проектов, направленных на ускорение принятия необитаемых надводных аппаратов (ННА) в состав надводного боевого флота, что представляет собой заметную модернизационную инициативу с перспективой радикально переформатировать военно-морские силы, долгосрочные планы по судостроению, а также тактические приемы и методы ведения боевых действий.
Одним из вопросов, который планируется решить в первой половине этого года, является определение конфигурации надводной боевой флотилии с особым вниманием на то, сколько и какого размера автономных судов флоту необходимо, а также на проведение анализа с акцентом на затраты и организационную структуру сил. На конец же года запланировано завершение разработки концепции боевого применения для ННА, определяющей основную стратегию принятия в состав флота автономных боевых аппаратов, оснащенных ракетами и сенсорами.
Эта деятельность является следствием разногласий, возникших между флотом и администрацией Трампа в декабре 2020 года по поводу перспективных планов по строительству судов. При этом флот выступил противником сокращения 12 боевых кораблей в период с 2021 по 2025 год с целью перенаправления сэкономленных 10 миллиардов долларов на новые приоритеты, включая необитаемые системы. В ответ Белый дом потребовал, чтобы флот восстановил предложенные сокращения. Исход этих «качелей» будет виден в бюджетном запросе флота на 2021 финансовый год, который был направлен в Конгресс в начале этого года.
Стратегический переход
Подоплекой нынешних бюджетных интриг является Национальная оборонная стратегия 2018, которой предусматривается, что американские военные после почти двух десятилетий иррегулярных войн в Афганистане и Ираке делают акцент на потенциальном противостоянии с Китаем или Россией.
Эта стратегия, особенно ее акцент на использовании новых технологий, например автономности и искусственного интеллекта, вынуждает американский флот активно заниматься развитием своих необитаемых платформ и принципами их боевого применения.
Флот США в настоящее время имеет в своем составе 293 боевых корабля и планирует нарастить это количество до 355 единиц, хотя это может занять порядка десяти лет при условии устойчивого и щедрого финансирования, чему пока не было исторических прецедентов. Как признал действующий Министр военно-морских сил США Томас Модли в прошлом сентябре, «это не может быть реализовано в разумные сроки». Но в декабре заявил: «Флот слишком мал. Наши возможности зиждутся на небольшом количестве огромных кораблей и это со временем необходимо изменить».
Несмотря на то, что ВМС учитывают низкие темпы увеличения флота, они разрабатывают новую концепцию в поддержку Национальной оборонной стратегии, названную «рассредоточенные морские операции», которой предусматривается более широкое распределение флота в эпоху противостояния великих держав.
«С целью получения подобного рассредоточения — и возможности по созданию этого рассредоточения — нам необходимо больше платформ для развертывания большего количества систем вооружения и сенсоров, — отметил руководитель программ по морским необитаемым системам Пит Смол. — Здесь и вступают в дело необитаемые системы».
Флот смотрит на потенциал флота ННА среднего и большого размера касательно установки на них ракет и сенсоров (в настоящее время широко устанавливаются на экипажных судах), что позволяет эти платформы направлять в небезопасные спорные районы с меньшим риском.
Планами предусматривается дополнение обитаемого надводного флота этими платформами без какой бы то ни было замены нынешних традиционных боевых кораблей.
Сбалансировать концепцию сдерживания
Китай и Россия много инвестировали в развитие возможностей, например, ПВО дальнего действия, высокоточные баллистические и крылатые ракеты, подводные лодки и РЛС большой дальности, а также в усложненные системы оперативного управления, которые могут быть в том или ином сочетании направлены на развернутые американские силы. Во флоте полагают, что он сможет частично сбалансировать эти так называемые А2/АD-возможности (Anti-Access/Area Denial — концепция сдерживания противника (обычно комплексом вооружений) путём создания повышенной опасности для дислоцирования или перемещения сил противника в защищаемую местность) за счет принятия в свой состав платформ типа ННА.
Например, во флоте изучают, чего можно добиться, если эсминец DDG-51 класса «Арли Бёрк» будет работать в паре с крупным ННА, вооруженным ракетами, и средним ННА, оснащенным сенсорными комплектами. «Мы можем послать средние ННА ближе или даже внутрь зоны A2/AD и сделать их сенсорными узлами, которые нам нужны для отправки информации из этой зоны на обитаемые платформы, — сказал Смол. — Далее, основываясь на этой информации, обитаемая платформа теперь имеет больше вариантов, действуя совместно с крупным ННА, поскольку крупный ННА добавляет больше возможностей. И он предлагает различные концепции целеуказания и ведения огня, которые не были доступны, когда у вас была всего одна обитаемая платформа».
Он продолжил:
«Теперь открывается оперативное пространство для этих дорогостоящих экипажных эсминцев, которые являются «визитной карточкой» наших надводных возможностей. Одна надводная обитаемая платформа, которая должна выполнять всё — обнаружение, целеуказание и ведение огня — теперь может распределять эти функции на большем количестве платформ, включая средние и крупные ННА. Она может отдать кому-то обнаружение или целеуказание или ведение огня, у вас появляется больше вариантов. В этом сценарии вы можете вести огонь с эсминца или крупного ННА».
Эта рассредоточенная конфигурация дает американским военным гораздо больше вариантов при выполнении боевой задачи и наоборот создает больше проблем для противника. «А это превращается в повышенное преимущество в этом боевом сценарии».
Альтернативный анализ
Представитель Управления надводных боевых действий в структуре ВМС США отметил, что ими была проведена оценка длившаяся целый год, по результатам которой будут даны рекомендации по соотношению обитаемых и необитаемых судов в составе флота. Ожидается, что анализ, в настоящее время обсуждаемый командующими флотов и соединений, поможет определить для будущего флота комбинацию крупных надводных кораблей (например, эсминцы и крейсеры), небольших надводных боевых кораблей (например, боевые корабли прибрежной зоны и планируемый фрегат FFG(X)), а также крупных и средних ННА.
На сегодняшний день флот разработал «концепцию пирамиды» с крупными надводными судами — большинство из них мощные и дорогие платформы — наверху, поддерживаемыми большим количеством надводных судов меньшего размера, которые обладают многозадачностью, но при этом стоят дешевле. Следующим в схеме может быть больше количество крупных ННА, которые не будучи такими же функционально способными, как небольшие надводные боевые корабли, способны доставить мощное воздействие при меньшей стоимости. Наконец, в основе пирамиды лежат самые недорогие в этой комбинации средние ННА, в связи с чем флот может позволить себе закупать их в больших количествах.
Данные этой оценки помогут сформировать долгосрочные планы по расходам и постройке кораблей флота, которые планируется начать реализовывать с 2022 года.
Впрочем, следует иметь в виду, что за последние 25 лет, хотя ВМС США и обратили внимание на безлюдные технологии для воздушных, надводных и подводных задач, но относительно неторопливо принимали на вооружение подобные системы.
«С исторической точки зрения флот в общем придерживался взвешенного и не всегда быстрого подхода к необитаемой технологии. Это относится к включению в состав авианосца беспилотного самолета и затем конечно же к надводной и подводной сфере. Это, несомненно, серьезный вызов — принять в состав флота большое количество крупных и средних ННА».
Прогресс проектирования
Флот США запускает новые проекты разработки и закупки крупных и средних ННА, хотя некоторые из этих проектов первоначально для него не предназначались. Связано это с тем, что командование ВМС в настоящее время поставило перед собой цель получить более разнообразный по составу флот.
В 2010 году Управление DARPA начало проектирование необитаемого корабля на основе предпосылки, что человек не ступит на борт на любом этапе цикла операций. Этот проект развился в программу по необитаемому судну для борьбы с подлодками ACTUV (Anti-Submarine Warfare Continuous Trail Unmanned Vessel). Компания Leidos обязалась построить и испытать экспериментальную платформу с целью демонстрации технической возможности работы автономных судов на ТВД или потенциально глобальных расстояниях.
В 2018 году опытный образец тримарана ACTUV был назван Sea Hunter и переведен в Управление военно-морских исследований, после чего в ВМС заговорили о его огромном потенциале, способном привнести во флот качественно новые возможности.
Проект Sea Hunter дал толчок реализации планов по недорогому среднему ННА с большой продолжительностью работы, который мог бы конфигурироваться под различные типы целевых нагрузок. Первоочередной задачей для этого класса является радиоэлектронная борьба, а также разведка и сбор информации.
В бюджетном запросе флота на 2020 год заявлено:
«Средние ННА поддержат способность флота производить, развертывать и распределять возможности РЭБ и разведки/сбора информации в достаточных количествах и обеспечивать/улучшать распределенную ситуационную осведомленность в морских зонах ответственности. Средние ННА будут проектироваться как более дешевые, требующие минимального обслуживания платформы, способные принимать участие в конфликтах с равным или почти равным соперником. Средние ННА изначально будут способны выполнять полуавтономные операции с операторами в контуре управления или вне его». В июле 2019 года флот опубликовал предложения по средним ННА. «Контракт на один опытный образец среднего ННА должен быть выдан в начале 2020 года, — сообщил Смол. — Средний ННА является хорошим примером, в нем мы используем огромный опыт, который уже был накоплен при разработке автономных надводных аппаратов различного класса».
Увеличение размеров
Подобным же образом флот занимается и крупными ННА, например, три года назад в недрах министерства обороны США была начата программа Ghost Fleet Overlord. В рамках этого проекта коммерческие корабли быстрой доставки, используемые нефтегазовой промышленностью при обслуживании морских буровых установок, адаптируются и переделываются в экспериментальные крупные ННА с целью использования объема, предназначенного для коммерческих грузов, под модульные боевые целевые нагрузки.
В сентябре 2019 года был завершен Этап 1 программы Ghost Fleet Overlord. На этом этапе две участвующие в проекте промышленные группы, возглавляемые компаниями Gibbs & Сох и L3 ASV, переделали пару существующих судов быстрой доставки в ННА, включая интеграцию автономных систем, демонстрацию мореходной автономности и более 600 часов испытаний.
Этап 2 начался в октябре 2019 года и продолжится до осени 2021 года. По данным ВМС США, в нем делается акцент на интеграции систем оперативного управления и целевых нагрузок. «Этот новый этап позволяет провести дополнительные испытания на надежность, интегрировать системы автономности и углубить интеграцию предоставляемых государством систем оперативного управления, которые предназначены для средних и крупных ННА, — сказал Смол. — Весь этот опыт, полученный в программе Overlord Этап 2, будет использован в нашей работе по средним и крупным ННА».
Параллельный проект
Параллельно с программой Overlord флот реализует параллельный проект по разработке крупного ННА на базе судна длиной 60-90 метров водоизмещением порядка 2000 тонн. В сентябре он выпустил предложения по крупному аппарату, где сказано: «Реконфигурируемое судно с большой продолжительностью плавания, способное принять различные целевые нагрузки для необитаемых задач с целью дополнения возможностей обитаемых надводных кораблей американского флота».
«Имея большую грузоподъемность, крупные ННА будут проводить самые разные боевые операции независимо или совместно с экипажными надводными боевыми кораблями. Крупные ННА будут способны выполнять полуавтономные операции с операторами в контуре управления (дистанционный контроль) или вне контура (за счет высокого уровня автономности)»,
— говорится в предложении флота.
«Мы в настоящее время оцениваем ряд предложений в контексте концепции крупного ННА, — добавил Смол. — Мы выдадим несколько заказов ряду промышленных предприятий, что поможет нам и дальше разрабатывать требования и концепции крупного ННА со встроенной пусковой установкой».
Цель состоит в том, чтобы в рамках этой приоритетной программы выдать первые контракты по крупному ННА к 2023 году. Конгресс выделил бюджетные средства на два крупных надводных аппарата, которые флот запросил на 2020 год (суда будут в конфигурации Overlord), но на данный момент решительно запретил флоту интеграцию системы вертикального запуска в крупный ННА. ВМС США намерены использовать эти дополнительные суда для увеличения объема проведения экспериментов и приобретения опыта, а также развития интегрированного решения.
Продвижение программ
Наряду со своими крупными программами по ННА американский флот реализует долгосрочные планы по закупке необитаемых надводных и подводных систем, которые появились еще до Национальной оборонной стратегии 2018.
В августе 2019 года началось мелкосерийное производство необитаемого подводного аппарата (НПА) Knifefish, предназначенного для обнаружения подводных мин, развертываемых с боевых кораблей.
В ноябре прошлого года была завершена эксплуатационная оценка противоминного НПА Unmanned Influence Sweeping System, изготовленного компанией Textron; в этом году должно быть вынесено решение о его дальнейшей судьбе, возможно о начале серийного производства.
Два НПА Razorback, базирующиеся на проекте Hydroid, были поставлены в июле 2019 года в так называемую «Эскадру необитаемых подводных аппаратов №1» в штате Вашингтон.
Компания Boeing, объединившись с Huntington Ingalls, получила контракт на постройку пяти сверхкрупных НПА, первый из которых должен быть поставлен в 2021 году.
Центр подводных боевых действий в Ньюпорте осуществляет надзор за изготовлением прототипа НПА большого водоизмещения Snakehead, который планируется спустить на воду в 2021 году.
Промышленные смыслы
Эта тенденция развития платформ меньшего размера означает, что меняются, скорее всего, планы флота по строительству судов и в более широком смысле промышленная база.
«Это очень интересно, перенасыщенный рынок может реально изменить то, что возможно 40 лет поддерживало статус-кво в судостроении, а может и дольше, — заметил Смол. — Нас ждут новые вызовы и возможности, связанные с весьма агрессивной конкуренцией всех этих новейших платформ или новых типов задач. Я полагаю, многое будет сводиться к тому, какие требования и стандарты собирается флот предъявлять к этим нетрадиционным кораблям и аппаратам и это действительно определит правила игры для всех участников высококонкурентного рынка».
Новая организация
В 2020 году ВМС США должны несомненно взяться за проработку вопросов, связанных с интеграцией этих нетрадиционных платформ в состав флота.
С целью подготовки к принятию на вооружение ННА флот в мае 2019 года организовал в своем составе новое подразделение — Эскадру развития надводного флота SURFDEVRON (Surface Development Squadron) 1 в Сан-Диего. Задачей нового подразделения, в частности, является поддержка опытно-конструкторских работ и ускорение развития новых боевых возможностей и концепций.
Одним из первых проектов является разработка официальных принципов боевого применения ННА, которую планируется завершить в течение 2020 года. «Это большой шаг, — отметил командующий эскадрой SURFDEVRON ONE Генри Адамс. — Здесь предстоит еще большая работа и это займет много времени, но думаю, мы всё должны закончить к концу этого года».
Этот документ станет организационной оперативной основой того, как флот должен эксплуатировать ННА. «Принципы боевого применения потянут за собой всё, от логистики до обслуживания и работы с системой в открытом море. Поэтому нам предстоит в этом году очень много работы».
В декабре флот переложил всю ответственность по аппарату Sea Hunter с Управления морских исследований на SURFDEVRON. Теперь командование в Сан-Диего отвечает за имеющийся единственный средний ННА. По завершении строительства в конце 2020 года второй аппарат Sea Hunter также будет переведен в отряд SURFDEVRON.
«Этот пока еще едва оперившийся флот из двух судов в 2020 году будет использоваться для выработки начального набора методов и процедур, комплектования, обучения, оснащения и работы с ННА, — заметил Адамс, отметив, что это создаст основу для начала сертификации операторов ННА. — Это просто дело постепенного совершенствования, всё лучше, лучше и лучше».
В конце 2021 года отряд SURFDEVRON примет на баланс от Управления стратегических возможностей два прототипа крупных ННА, после чего это экспериментальное подразделение будет иметь в своем распоряжении два средних и два крупных аппарата. Это поможет флоту быстрее перейти к планируемым поставкам подобных платформ.
Помимо разработки процедур и методик с целью интеграции ННА в состав флота, отряд SURFDEVRON ONE планирует проводить некоторые эксперименты. «Я намерен как можно плотнее сосредоточиться на работе в море с тем, чтобы можно было проще реализовать запланированную программу, — заметил Адамс. — План проведения экспериментальных и опытных работ пока разрабатывается. Кроме того, запланированы несколько экспериментов по слаживанию работы экипажных и безэкипажных платформ».
Все признаки указывают на то, что ВМС США в конечном счете намерены вывести необитаемые надводные боевые суда на большую воду, а это будет иметь большое значение для самого флота и обеспечивающей его промышленной базы.
Автор:Alex Alexeev