Подводная лодка М-71
Подводная лодка тип «М» VI-бис серии заложена 10 марта 1934 года на заводе №-198 (им. Марти) в Николаеве. Секциями по железной дороге перевезена на завод №-190 (им. Жданова) в Ленинград, где производилась ее окончательная сборка. 31 декабря 1934 года М-71 спущена на воду, 24 августа 1935 года вступила в строй. 13 сентября 1935 года подводная лодка вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.
Начало Советско-финской войны М-71 встретила в составе 24-го дивизиона 3-й Бригады подводных лодок Краснознаменного Балтийского флота. С началом Боевых действий М-71 вышла в море для прикрытия десанта на острова Сейскари, Лавенсари, Большой Тютерс и Гогланд. Вечером подводная лодка уходила в южную часть Финского залива для зарядки аккумуляторов. Несмотря на шторм в восемь баллов подводная лодка держалась на позиции. Невозможность определиться привела к тому, что М-71 была снесена штормом к финским шхерам, где в ночь на 4 декабря села на камни. Точное место было потеряно настолько, что командир и штурман предположили, что подводная лодка находится у эстонского побережья в районе Мухувяйна. Самостоятельно снявшись с камней, М-71 до утра простояла на якоре у побережья противника, но даже с наступлением дня точное место посадки на мель не было установлено. Подводная лодка взяла курс на северо-восток, и только вечером определилась по маяку Тахкуна, имея невязку в пятьдесят миль. Ночью 5 декабря М-71 прибыла в Пальдиски. Повреждения подводной лодки были настолько велики, что она была направлена на ремонт в Кронштадт и в Боевых действиях больше участия не принимала.
Великую Отечественную войну М-71 встретила на капитальном ремонте, на заводе «Тосмаре» в Либаве. Подводная лодка входила в состав 4-го дивизиона 1-й Бригады подводных лодок КБФ. С началом Боевых действий командир подводной лодки был отправлен командованием на обеспечение похода подводной лодки М-79.
Вечером 23 июня 1941 года подводная лодка М-71 была взорвана личным составом по приказу командира базы из-за угрозы захвата противником и невозможности дать ход и уйти из города. Почти весь личный состав подводной лодки пропал без вести в боях за Либаву.
В конце лета — начале осени 1941 года подводная лодка поднята немецкими захватчиками, поставлена на стенку и впоследствии разделана на металл.
23 июня 1941 г. Великая Отечественная война. Балтийский флот. Взорвана экипажем из-за угрозы захвата немцами малая подводная лодка «М-71» в Лиепайском морском заводе. Сошли в морскую пехоту и погибли при обороне Лиепаи:
- краснофлотец Воробьев Борис Константинович – радист прикомандирован со Щ-409, 1922 года, г. Москва
- краснофлотец Гладинов Александр Алексеевич – рулевой, 1918 года, Ленинградская область, г. Утергож
- краснофлотец Горелый Иван Александрович – электрик, 1917 года, Запорожская область, д. Такаричи
- старший краснофлотец Добровольский Антон Григорьевич – моторист, 1918 года, Винницкая область, г. Минск
- старшина 2 статьи Дятлов Иван Иванович – командир отделения торпедистов К-53, 1916 года, Сталинская (Донецкая) область д. Корейнеково
- старший краснофлотец Малышев Виктор Андреевич – старший гидроакустик, Московская область, д. Кузнецово
- старшина 1 статьи Соков Алексей Иванович – старший радист, 1915 года, г. Тула
- старшина 2 статьи Хрестенко Петр Иванович – командир отделения радистов, 1916 года, Николаевская область, д. Макеевка
Подводная лодка М-80
Подводная лодка тип «М» VI — бис серии заложена 25 августа 1934 года на заводе № — 198 (им. Марти) в Николаеве. Секциями по железной дороге перевезена на завод №-190 в Ленинград, где производилась ее окончательная сборка. 15 сентября 1935 года М-80 спущена на воду, 22 июля 1936 года вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.
Начало Советско-финской войны встретила в составе 24-го дивизиона 3-й Бригады подводных лодок Краснознаменного Балтийского флота в Таллине. В середине декабря 1939 года подводная лодка выходила на позицию в районе Хельсинки, где попала в шторм, от которого 19 декабря укрылась в бухте Хара-Лахт. На следующий день М-80 отозвана в базу.
5 января 1940 года подводная лодка вышла в район Порккалаудда с заданием разведки шхерного фарватера. На подходах к шхерам подводная лодка встретила лед, и поэтому от разведки пришлось отказаться. Утром 8 января М-80 с острова Макилуото была обстреляна финской береговой батареей безрезультатно. 9 января подводная лодка вернулась в базу.
22 июня 1941 года М-80 находилась в составе 4-го дивизиона 1-й Бригады подводных лодок в ремонте на заводе Тосмаре в Либаве. 24 июня 1941 года подводная лодка была взорвана личным составом из-за угрозы захвата противником.
В конце 1941 года поднята немецкими захватчиками, поставлена на стенку и впоследствии разделана на металл.
23 июня 1941 г. Великая Отечественная война. Балтийский флот. Взорвана экипажем из-за угрозы захвата немцами малая подводная лодка «М-80» в Лиепайском морском заводе. Сошли в морскую пехоту и погибли при обороне Лиепаи:
- краснофлотец Беляков Николай Матвеевич – моторист, 1920 года, Калининская (тверская) область, д. Соколово
- старшина 2 статьи Быстров Николай Ефимович – гидроакустик, 1915 года, Московская область, д. Осиновка
- краснофлотец Вихров Борис Яковлевич – рулевой 3 БПЛ, 1920 года, Калининская (тверская) область, д. Береж
- старший краснофлотец Волощенко Иван Федорович – старший гидроакустик, 1918 года, Ростовская область, д. Сергеево
- старшина 2 статьи Денисов Александр Стефанович – гидроакустик 24 ДПЛ, 1918 года, Смоленская область, д. Щеткино
- старшина 1 статьи Махонов Петр Дмитриевич – старшина торпедистов, Волынская область, д. Отводово
- старший краснофлотец Попов Александр Михайлович – старший моторист, 1918 года, Сталинградская (Волгоградская) область, с. Саенково
- старшина 2 статьи Скринченко Николай Васильевич – командир отделения электриков, 1917 года, г. Киев
Подводная лодка М-83
Подводная лодка VI-бис серии заложена 10 февраля 1934 года на заводе №-196 (Судомех) в Ленинграде. 1 июня 1934 года спущена на воду, 6 ноября 1935 года вступила в строй, 8 ноября 1935 года вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.
К началу Советско-финской войны подводная лодка входила в состав 2-го дивизиона 3-й Бригады подводных лодок КБФ. В течение всей войны подводная лодка находилась в Ораниенбауме, где завершала текущий ремонт.
22 июня 1941 года М-83 находилась в составе 4-го дивизиона 1-й Бригады подводных лодок. В этот же день подводная лодка заняла дозорную позицию на подходах к Либаве. Находясь в море, в результате атаки самолета М-83 получила повреждение перископа и 24 июня была вынуждена вернуться в базу.
К этому времени Либава была блокирована с суши, на заводе «Тосмаре» взорваны эсминец «Ленин» и подводные лодки, по техническим причинам не имеющие возможность покинуть город. Германскими войсками и в результате паники была частично уничтожена инфраструктура базы.
М-83 пришла в Либаву, когда в пригороде шли уличные бои. Подводная лодка была поставлена к берегу в Морском канале, притоплена и замаскирована ветвями кустарника и включена в оборону города, расстреляв за 25-26 июня 1770 снарядов (из них 150 по воздушным целям).
Когда закончился боезапас, в ночь на 27 июня личный состав подводной лодки взорвал ее, а сам влился в ряды защитников города. В боях за Либаву значительная часть команды подводной лодки во главе с командиром погибла, пропала без вести или попала в плен.
В 1942 году подводная лодка поднята противником и разделана на металл.
26 июня 1941 г. Великая Отечественная война. Балтийский флот. Взорвана экипажем из-за угрозы захвата немцами малая подводная лодка «М-83» в Лиепайском морском порту. При обороне Лиепаи погибли:
- старший лейтенант Шалаев Павел Михайлович – командир ПЛ
- старшина 2 статьи Белобрудов Иван Кириллович – командир отделения радистов, 1915 года, Могилевская область, г. Дубровка
- старшина 2 статьи Бумажкин Борис Дмитриевич – командир отделения торпедистов, 1917 года, г. Москва
- старшина 2 статьи Евстигнеев Сергей Николаевич – командир отделения трюмных машинистов, 1916 года, г. Москва
- главный старшина Ефремов Иван Николаевич – старшина группы рулевых, 1914 года, Карело-Финская ССР, с. Колгалош
- старшина 2 статьи Пивоваров Иван Петрович – командир отделения трюмных машинистов, 1920 года, Тульская область, д. Никитск
- краснофлотец Щеглов Владимир Федорович – моторист, 1921 года, г. Ленинград (Санкт-Петербург)
При защите Лиепаи принимал участие Старцев Виктор Михайлович рулевой лодки М-80бпропал безвести
Спасибо учтём