Субмарина К-141 «Курск» была гордостью подводного флота России и считалась непотопляемой. Трагедия, произошедшая в Баренцевом море 12 августа 2000 года, доказала обратное. Взрывы на борту субмарины (а это официальная версия) отправили ее ко дну. Спасатели, которым удалось проникнуть на подлодку только через девять дней, обнаружили, что никто из 118 членов экипажа не выжил.
Несмотря на то, что с момента трагедии прошло уже 20 лет, российские и зарубежные СМИ активно обсуждают эти события. При этом большинство западных изданий винят в произошедшем российские власти.
Немецкая газета Berliner Zeitung пишет, что трагический конец подводной лодки «Курск» изменил Россию.
Никто не знает до сих пор, кто из экипажа погиб сразу при взрыве торпеды, сколько из них стало жертвами пожара, какое количество жизней унес взрыв других торпед. Известно лишь, что в девятом отсеке удалось изолироваться и выжить 23 членам экипажа, которые на глубине 104 метра ждали спасения. По разным данным, они оставались в живых от нескольких часов до нескольких суток. Berliner Zeitung утверждает что последние стуки с подводной лодки зафиксированы 15 августа.
Немецкое издание упоминает, что российское командование сообщило об исчезновении подлодки лишь через 12 часов после взрыва, а информацию о произошедшей катастрофе общественность получила лишь через двое суток.
Berliner Zeitung, комментируя трагедию, пишет, что гибель «Курска» вызвала в российском обществе множество вопросов:
Вся Россия хотела знать, почему экипаж не вышел самостоятельно, почему дюжина попыток русских водолазных аппаратов пристыковаться к люкам «Курска» потерпела неудачу, а также почему руководство страны приняло британские и норвежские предложения о помощи только через четыре дня.
Тогда даже выдвигались версии, что катастрофу вызвали внешние причины. Одни писали о ракете, якобы выпущенной с одного из российских военных кораблей, участвовавших в учениях, попавшей в «Курск». Другие заявляли о столкновении с британской подлодкой.
В том, что помощь пришла слишком поздно, западные источники обвиняют военное командование РФ и лично Путина. Они считают непростительной ошибкой то, что норвежские спасатели были подключены слишком поздно. Berliner Zeitung подчеркивает, что Путин решил вернуться с отдыха в Сочи лишь на шестой день после взрыва на субмарине. Немецкие журналисты считают, что российский президент больше беспокоился о репутации флота, чем о жизни моряков. Радио «Свободная Европа», тоже не отличающаяся особым пиететом в отношении к российским властям, утверждает, что тогда он не знал, что делать, и был «парализован страхом».
Радио «Свобода» заявляло, что «ликвидация демократии» в России началась с катастрофы «Курска». При этом Berliner Zeitung вспоминает слова военного эксперта Виктора Литовкина, имеющего противоположную точку зрения и считающего, что гибель субмарины послужила толчком к реформированию Вооруженных сил РФ, показав, в каком плачевном состоянии находился военный флот.
Радио «Свободная Европа» тоже отмечает, что Путин после катастрофы на «Курске» стал больше внимания уделять обороне:
Его правительство запустило крупную программу по возрождению Вооруженных сил России, наращивая расходы на оборону.
При этом западная радиостанция утверждает, что сегодня в Российской Федерации стараются не слишком акцентировать внимание на произошедшей 20 лет назад трагедии, сделав мероприятия в честь 20-й годовщины «Курска» скромными и малозаметными.
Автор: Сергей Кузмицкий
Использованы фотографии: «Военное обозрение», http://www.kremlin.ru