Программа разработки и строительства фрегатов FFG(X) для ВМС США

https://topwar.ru/173051-programma-razrabotki-i-stroitelstva-fregatov-ffgx-dlja-vms-ssha.html

Ожидаемый внешний вид будущих FFG(X). Графика US Navy

После не самой удачной программы LCS военно-морские силы США решили запустить новый проект, целью которого опять является создание боевых кораблей для прибрежной и морской зон. Недавно в рамках новой программы FFG(X) завершился конкурсный этап, и ВМС выбрали разработчика. Кроме того, уже известны сроки появления нового фрегата и его технические особенности.

Пять проектов

Программу FFG(X) запустили ровно три года назад – в июле 2017 г. Ее целью являлось создание перспективного фрегата, способного в перспективе заменить неудачные корабли двух серий LCS. В планах ВМС строительство до 20 новых кораблей к сороковым годам.

К FFG(X) предъявлялся ряд требований разного рода. В первую очередь, флот отмечал необходимость создания нового фрегата на базе существующего проекта – для сокращения стоимости и сроков разработки и строительства. Также задавался минимально необходимый набор оборудования и вооружения для решения назначенного круга задач.

К февралю 2018 г. определился круг участников программы. К работам по FFG(X) присоединились пять компаний и объединений с теми или иными проектами. Они получили контракты стоимостью по 15 млн долл. на проработку эскизных проектов, которые затем планировалось сравнить и выбрать лучший.

Компания Austal USA предложила фрегат-тримаран на базе имеющегося проекта LCS Independence-class. General Dynamics в сотрудничестве с Bath Iron Works и Navantia (Испания) разработала модификацию проекта F100. Huntington Ingalls Industries предложила модернизированный вариант катера береговой охраны National Security Cutter. Американская компания Marinette Marine вместе с Lockheed Martin создала вариант корабля LCS Freedom, а вместе с Fincantieri – модификацию «европейского» фрегата FREMM.

В мае 2019 г. объединение Lockheed Martin и Marinette Marine вышло из программы FFG(X). Вскоре после этого заказчик уточнил требования и получил окончательные варианты эскизных проектов. В сентябре проектанты определили цену своих кораблей, после чего начался процесс анализа и выбора победителя.

Победа и продолжение

В начале апреля министр ВМС рассказал о возможном наименовании кораблей новой серии. Головной может получить имя USS Agility (FFG-80) – «Ловкий»; соответственно, весь проект назовут Agility-class. Затем могут появиться корабли Intrepid, Endeavor и Dauntless («Отважный», «Стремительный» и «Бесстрашный»). Впрочем, подобные имена для кораблей еще не утверждены и могут поменяться.

30 апреля 2020 г. ВМС США объявили победителя конкурсного этапа. Им стал проект от Fincantieri / Marinette Marine на основе фрегата FREMM. С компаниями подписали контракт на разработку технического проекта и строительство первого корабля – на это выделено более 795 млн долл. Любопытно, что вооружение и другое оборудование не входят в эту сумму, флот закажет их отдельно. С учетом всех таких трат головной FFG(X) будет строить 1,28 млрд долл.

Основные особенности будущего фрегата. Графика US Naval Institute

По условиям контракта, около двух лет уйдет на завершение проектирования и подготовку к строительству. Закладка головного FFG(X) состоится не позднее апреля 2022 г. Сдача корабля заказчику запланирована на середину 2026 г., а начальной оперативной готовности он достигнет только в 2030-м.

В 2021 г. ВМС планируют заказать строительство первого серийного фрегата. Его собираются принять в конце 2026 г. с началом полноценной службы на рубеже десятилетий. В 2022 г. должен появиться первый контракт сразу на два корабля. Такие договоры собираются подписывать ежегодно, вплоть до 2030 г. По мере налаживания серийного строительства стоимость кораблей будет сокращаться. Так, первый серийный будет стоить чуть более 1 миллиарда, а второй (третий в серии) будет не дороже 900-920 миллионов.

Последние из 20 кораблей FFG(X) Agility-class будут достроены во второй половине тридцатых, и тогда же заступят на службу. Общая стоимость строительства, с учетом проектных работ и закупки оборудования, превысит 19,8 млрд долл. в нынешних ценах. Текущий контракт и опцион предусматривает трату 5,58 млрд долл.

Технические особенности

FFG(X) от Fincantieri и Marinette Marine представляет собой переработанный вариант фрегата FREMM в версии для ВМС Италии. Это будет корабль длиной 151 м шириной 19,8 м с нормальной осадкой менее 8 м. Водоизмещение – 6,7 тыс.т. На корпусе традиционных обводов размещается многоярусная надстройка с характерным профилем. На ней располагаются как мачта с антенными устройствами, так и часть вооружений.

Сообщается об использовании энергоустановки типа CODLAG, но ее состав не уточняется. На итальянских FREMM используется 4 дизель-генератора мощностью по 2,15 или 2,8 МВт (на разных кораблях серии), а также пара 2,5-мегаваттных ходовых электромотора. Также имеется газотурбинный двигатель мощностью 32 МВт. Возможно, американский FFG(X) сохранит такую энергоустановку. С ее помощью удастся получить скорость более 30 узлов и дальность хода 6800 морских миль.

По требованию заказчика, FFG(X) получает боевую информационно-управляющую систему COMBATSS-21 – производную серийной БИУС Aegis. Основным средством радиоэлектронного комплекса станет РЛС AN/SPY-6(V)3 EASR с тремя АФАР на надстройке, предназначенная для поиска целей и управления вооружением. Навигационная РЛС – AN/SPS-73(V)18 NGSSR. Требуется установка набора гидроакустических систем в разном исполнении.

На палубе перед надстройкой размещается орудийная установка Mk 110 с 57-мм пушкой. По периметру палубы возможен монтаж пулеметов крупного и нормального калибра для защиты от небольших надводных объектов.

Перед надстройкой помещается универсальная вертикальная пусковая установка Mk 41 с 32 ячейками. Ее дополнит пусковая установка Mk 49 с 21 зенитной ракетой RIM-116 RAM. На надстройке предлагается монтировать одну или две пусковые установки противокорабельных ракет NSM. Боекомплект фрегата будет включать разнообразные ракетные вооружения, но его основу составят ЗУР.

Фрегат Carlo Bergamini F590 — головной корабль FREMM для ВМС Италии. Фото Wikimedia Commons

FFG(X) сможет нести один вертолет MH-60R и/или беспилотные летательные аппарат, такие как MQ-8C. Также предусматривается перевозка пары надувных лодок.

Экипаж будет включать 140 человек. Вероятно, состав экипажа для Agility-class будет постоянным и независящим от задач или состава авиационной группы – в отличие от итальянских фрегатов FREMM.

Цели и задачи

Согласно планам ВМС США, перспективные фрегаты FFG(X) должны будут работать самостоятельно и в корабельных группах, в прибрежной и морской зонах. За счет наличия широкой номенклатуры артиллерийских и ракетных вооружений они смогут выполнять разные функции и обеспечивать как защиту ордера, так и поражение назначенных целей.

Предполагается, что основными задачами FFG(X) станет участие в ПВО и ПЛО корабельной группы, для чего на борту имеются соответствующие вооружения и оснащение. При этом фрегат будет работать в единых информационно-управляющих контурах и обмениваться данными с другими кораблями. Также специфический состав пушечно-пулеметного вооружения позволит эффективно бороться с мелкими надводными целями – катерами и лодками, в т.ч. при массированной атаке.

С точки зрения характеристик и возможностей проект Agility-class выгодно отличается от неудачных кораблей LCS, для замены которых создан. В свое время утверждалось, что LCS, имея модульную архитектуру, могут получать любое необходимое оснащение и вооружение. Однако полностью раскрыть такой потенциал так и не удалось из-за ряда проблем.

FFG(X) на базе FREMM изначально представляет собой «обычный» надводный корабль без каких-либо революционных идей и решений, но оснащенный всеми необходимыми системами. Кроме того, в основе нового американского проекта лежит хорошо освоенный в серии и в эксплуатации корабль. В боевом составе ВМС Италии уже имеется восемь таких фрегатов, и ожидается появление новых.

Дело времени

В целом программа FFG(X) и проект от Fincantieri и Marinette Marine на данный момент выглядят интересными и многообещающими. Результатом нынешних работ станет появление удачного и массового корабля с достаточными характеристиками и возможностями, но без чрезмерно смелых решений. На фоне существующих LCS это будет настоящим успехом.

Однако замена наличных кораблей состоится только в отдаленном будущем. Проект модернизации FREMM под требования ВМС США все еще разрабатывается, закладка головного фрегата состоится в следующем году, а начальная оперативная готовность будет достигнута только в 2030-м. Соответственно, вся серия кораблей превратится в боеспособную силу через 15-20 лет.

До тех пор флоту в прибрежной зоне придется полагаться на существующие и строящиеся корабли LCS – несмотря на все претензии к ним. К настоящему времени ВМС получили два десятка таких боевых единиц, а их общее количество в будущем достигнет 35. Таким образом, реальный эффект от программы FFG(X) пока откладывается на серьезный срок, а критикуемый проект LCS все еще остается актуальным.

Автор: Рябов Кирилл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *