Бабич В. Пожар в Средиземном море

Продолжим рассказ о пожарах… На этот раз о пожаре на четвертом нашем авианосце «Баку» в Средиземном море летом 1988 года, свидетелем и участником которого мне пришлось быть. Привожу записи из своего дневника.

10 июня 1988 года. В 3.30 ночи нас разбудили сигналы пожарной тревоги. Внутренние помещения надстройки – каюты командира, его замов, командиров боевых частей, посты – все в дыму, ничего не видно. Источник огня определить трудно. Как потом выяснилось, горело в шахте газохода носовой машины. Температура была такой высокой, что расплавились алюминиевые конструкции внутри дымовой трубы – трапы и пайолы. Пожар тушили два с половиной часа, поливая надстройку водой из брандспойтов изнутри и снаружи.

В это время корабль выполнял учения по поиску подводной лодки под руководством вице-адмирала Н.И.Ясакова – начальника Управления противолодочной борьбы ВМФ. Он не соглашался прервать учения и снизить ход корабля, чтобы выяснить и устранить причину горения. Потушить сумели, только когда не останавливая машин, снизили ход корабля. Такой сильный пожар мне не приходилось видеть раньше на кораблях. В районе 3-го яруса, где живет командный состав, офицеры ходят по колено в воде. Осмотрели шахту газохода – она черная от сажи, картина удручающая.

К счастью, в шахте и в прилегающих помещениях нет судового оборудования, поэтому нечему было сгореть, мы легко отделались, хотя была опасность распространения огня по надстройке. Придется восстанавливать сгоревший участок небольшой электротрассы и кое-какие приборы.

После гибели в 1974 году БПК «Отважный» из-за взрыва в кормовом погребе зенитных ракет и последовавшего пожара, в результате которого сгорела алюминиевая надстройка, а потом пожара в 1975 году на вертолетоносце «Москва», где надстройка тоже была из алюминия, приняли решение отказаться, начиная с «Баку», от алюминиевых конструкций. На первых трех кораблях типа «Киев» вся надстройка сваривалась из алюминиевого сплава, а общий вес алюминия на корабле достигал 650 тонн. На «Баку» только часть самых верхних ярусов, начиная с 5-го, массой 120 тонн сделана из алюминиевого сплава АМг. Огонь просто туда не дошел. Если бы вся надстройка на «Баку» была выполнена из АМг, то последствия пожара могли быть более тяжелыми. На «Адмирале Кузнецове» объем конструкций из АМг по массе надстройки составил 15%, а на «Варяге» сократили до 9%.

Расследование выявило причину пожара. Перед уходом корабля с завода экипаж заполнил шахты газоходов дымовой трубы всем, что сумел добыть в цехах – краской, фанерой, досками, посудой, люминесцентными лампами, и т.д. При проектировании и строительстве корабля в шахтах дымохода оставлены большие пустые пространства, именно для хорошей вентиляции и свободного перемещения в них воздуха. Именно это пространство и решили заполнить моряки, что было недопустимо.

Когда развили хороший ход, в шахте повысилась температура и произошло воспламенение. Горело дерево, краска, сотни запасных ламп начали взрываться и их люминесцентное покрытие способствовало высокой температуре пожара. В общем, моряки были наказаны за жадность.

Беда не приходит одна. Утром после пожара повесился матрос из Донецка из боевой части связи (БЧ-4), служивший на «Баку» с апреля 1988 года. Откачать не удалось. Во время пожара он обеспечивал связь в ходовой рубке, и это случилось после того, как он вернулся в кубрик. В его тумбочке нашли письмо от бабушки, она желала ему хорошей службы и была рада, что он попал не в Афганистан… Это для всего экипажа – трагедия.

Из Севастополя в Средиземное море прибудет для расследования гибели матроса военно-морской прокурор. Одна из вероятных причин его гибели – стрессовое состояние, вызванное пожаром.

На следующий день 11 июня пришло сообщение, что на БПК «Адмирал Трибуц» проекта 1155, который входит в состав Тихоокеанского флота и находится на дежурстве в Персидском заливе в связи с ирано-иракской войной, произошел взрыв и пожар из-за халатности – мыли керосином палубу в одном из помещений, и кто-то закурил. Погибли 5 человек. По флоту пошел циркуляр о принятии мер по технике безопасности, а также по укреплению дисциплины и наведению уставного порядка. Наш пожар и гибель матроса, как более мелкие, отошли на второй план…

На снимке: ТАКР «Баку» — «Адмирал Горшков» (после переоборудования – индийский авианосец «Викрамадитья»).

1 комментарий

Оставить комментарий
  1. Тяжело смотреть на наши распроданные корабли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *