https://topwar.ru/207376-novyj-mundir-dlja-admirala-vinogradova.html
Итак, судя по куче радостных заявлений в СМИ, бывший большой противолодочный корабль проекта 1155 «Адмирал Виноградов» будет доработан, модернизирован, перевооружен и станет фрегатом 1-ого ранга. Случится это в 2025 году, после чего новый фрегат продолжит службу на Тихом океане.
Говоря языком соседей, попробуем понять, это перемога или все-таки зрада? Вообще вопрос довольно сложный, потому придется хорошо порыться в куче информации, относящейся как к кораблю проекта 1155, так и к тому, что с ним планируют сделать.
Советский большой противолодочный корабль, он же российский многоцелевой фрегат 1-го ранга проекта 1155М дальней морской и океанской зоны с управляемым ракетным вооружением, был заложен на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде 5 февраля 1986 года. Спущен на воду 4 июня 1987 года. Вступил в строй 30 декабря 1988 года, введён в состав Тихоокеанского флота 1 мая 1989 года.
То есть, на сегодняшний день кораблю 33 года. Для сравнения: американские крейсера класса «Тикондерога», сам «Тикондерога» и «Винсеннс» были списаны и утилизированы через 37 и 26 лет соответственно. Как говорится, у «Виноградова» — «золотая середина».
«Адмирал Виноградов» пришел на ремонт туда же, в «Центр судоремонта Дальзавод» во Владивостоке. Туда же, где модернизировали «Маршала Шапошникова».
О первой модернизации корабля проекта 1155 стоит сказать пару слов. Пусковые установки противолодочного ракетно-торпедного комплекса «Раструб-Б» (2х4) заменили на ПУ ПКР «Уран» (2х4) и ПУ 3С14 (2х8) для «Калибра» или «Оникса». Убрали одну 100-мм артустановку. Корабль стал сильнее в универсальном атакующем плане, но ПВО осталась откровенно устаревшей: ЗРК «Кинжал» (8х8), совершенно неактуальный сегодня.
Теперь заходит «Адмирал Виноградов».
Ему предстоит модернизация энергетической установки, главных двигателей, вооружения и всех основных механизмов и систем, которым по графику требуется капитальный или средний ремонт.
Самый страшный геморрой с двигателями и турбинами. «Адмирал Виноградов» оснащен двумя маршевыми газотурбинными дизелями мощностью 22 500 л.с. каждый и двумя форсажными ГТД мощностью по 9 000 л.с.
Турбины реверсивные, сделаны концерном «Зоря-Машпроект» в Николаеве. С запасными частями все обстоит печально, примерно так же, как с дизелями от российского НПО «Сатурн», которое обещало довести до ума российский аналог М-70, так называемый М-70ФРУ. В случае с «Маршалом Шапошниковым» замены украинских ГТД на российские не произошло. Что будет с «Виноградовым» — вопрос.
Что касается замены комплекса вооружения, то здесь все немного богаче, чем у «Шапошникова».
Вместо устаревшего «Кортика» будет устанавливаться ЗРК «Штиль-1». Есть информация, что «Штиль» установят в носу, вырубив оттуда 4 ПУ «Кортика». На место «Кортика» вполне нормально встанет один пусковой модуль на 12 ячеек «Штиля». Если убрать в корме 2 бомбомета РБУ-6000 «Смерч-2», который тоже не является современным оружием (на вооружении с 1961 года), то можно разместить в корме еще 12 ячеек. То есть, 2 модуля на 24 пусковых ячейки. Учитывая, что отдельная РЛС «Штилю» не нужна, комплекс через корабельную систему управления огнём КМСУО 3Р91Э1 «садится» на любую корабельную РЛС, все оптимистично.
В таких количествах «Штиль-1» представляет собой весьма приличный комплекс ПВО, способный решить много задач по отражению воздушной угрозы. Учитывая, что «Штиль-1» использует ракету 9М317МЭ, являющуюся модификацией ракеты 9М317 ЗРК «Бук» и может оборонять корабль на 360 градусов по горизонту – дело намного более приемлемое и эффективное, нежели «Кортик», который еще в девяностые показал свою несостоятельность.
Пусковые установки комплекса «Калибр-НК».
На «Шапошникове» ПУ 3С-14Э были установлены вместо одной башни артиллерийской установки АК-100. Башню демонтировали вместе с механизмами поворота и подачи боеприпасов и на ее месте поместились 2 ПУ на 8 ракет каждая. На «Виноградове» хотят повторить эту операцию плюс добавить еще 2 ПУ по 8 ракет где-то за вертолетным ангаром. Пока точных данных нет, но запихнуть пусковые больше просто некуда.
В итоге получается, что «Виноградов» будет нести 36 ракет типа П-800, «Калибр» и «Циркон». Это вполне приличная цифра, на мировом уровне для кораблей такого класса и даже поболее, чем у многих.
Противокорабельные ракеты «Уран»
Наверное, Х-35 стоит назвать «противокорветной» ракетой, поскольку предназначена она для поражения кораблей водоизмещением до 5000 тонн. Новым это оружие не назовешь, поскольку разрабатывалась Х-35 аж с 1977 года, а на вооружение встала только в 2003 году. Но ГСН активная, радиолокационная, способная работать в условиях противодействия, есть БЧ с тепловой ГСН. Масса боевой части 145 кг, что действительно позволит осложнить жизнь как ракетному катеру, так и корвету.
Чтобы установить заявленное количество Х-35, а это 4 ПУ по 4 пусковых ячейки, убрать «Раструб» будет маловато. Есть мнение, что для того, чтобы установить «Ураны», снимут еще и торпедные аппараты, которые, признаем, уже давно архаизм. А 8 труб 533-мм занимают немало места на корабле.
О противолодочности
Да, когда-то, 30 лет назад, это был БПК – большой противолодочный корабль. Так получается, что если с корабля убрать все древние виды вооружения, которые у современных подлодок ничего кроме здорового смеха не вызывают, то с противолодочной борьбой у новоявленного фрегата будет не очень.
Выход видят в установке противоторпедного комплекса «Пакет-НК». Как будет поделено место после снятия 4-трубных торпедных аппаратов, пока не понятно, но то, что на место 533-мм торпедных аппаратов вполне поместятся 324-мм пусковые «Пакета» и еще место останется – это понятно.
Противолодочные торпеды МТТ и противоторпедные АТ более компактные, а потому 2 х 4 ПУ можно разместить на бортах. «Пакет-НК» предполагает использование своей ГАС целеуказания «Пакет-АЭ», но на «Виноградове» уже установлена ГАС «Полином», которая в принципе способна обнаруживать подводные лодки в радиусе 40-50 км. Станция советская, новой назвать нельзя. Но учитывая дальность работы торпед МТТ в 20 км, ее вполне достаточно для целеуказания этим торпедам.
Конечно, если будет возможность демонтировать подкилевой «Полином», то это необходимо сделать с заменой в пользу более нового и совершенного «Пакета-АЭ».
Кроме того, рано или поздно, доведут до кондиции ракето-торпеды «Ответ» на базе все того же «Калибра», которые можно будет заряжать все в те же 3С14. Так что да, и торпедные аппараты, и РБУ-6000 можно отправлять в музей ВМФ.
Артиллерия
Останется только носовая башня, в которой АК-100 заменят на АК-190. Калибр тот же, 100-мм, но башня артустановки необитаемая, с дистанционным управлением. Взамен второй башни, как сказано выше, установят пусковые ячейки ракет.
Возникает вопрос относительно АК-630. Нет никаких данных о том, что их будут на что-то менять или им дадут более новую систему управления огнем. То есть, 2-4 шестиствольных установки 30-мм останутся как вспомогательный калибр ПВО.
Системы управления
Новые виды вооружений, естественно, потребуют новых систем управления. Это огромная работа, которая заключается не только в замене блоков, но и прокладке новых кабель-каналов. Если будут капитально модернизировать «Виноградова», то придется менять не только системы управления вооружениями, но и системы навигации, связи, радиоэлектронной разведки и борьбы.
Это нормально, «Шапошникова» практически напрочь разобрали, демонтаж только полгода шел. У корабля сменили около 800 километров кабель-трасс. И конечно, заменялись и капитально ремонтировались все механизмы.
Однако то, что «Шапошникову» оставили его древнее ПВО – это просчет. Не там сэкономили, где было надо. Или откатили слишком много, не знаю. Но то, что в 2020-х годах у корабля ПВО на уровне 1990-х – это просто несусветная глупость. Это не боевой корабль, это для парадов или лодки с пиратами в Аденском заливе гонять, не более того.
Будем надеяться на то, что с «Виноградовым» получится не так, более щедро.
Говорят, что после модернизации «Шапошников» и «Виноградов» должны будут прослужить по 10 лет, а там их вроде как заменят новые фрегаты класса «Адмирал Горшков». Хорошо, если так.
Дело все-таки в определенных опасениях, вызванных печальными результатами ремонта «Москвы». Да, проект 1155 меньше, чем 1164, но тем не менее, есть где «ошибиться» и напортачить. «Дальзавод», правда, не замечен был в таких «ошибках» фатального свойства, но это не дает 100% гарантии. Увы. Но в наше время все обстоит именно так.
Можно заменить 800 км кабелей из 900, и в итоге получить пожар на корабле из-за проблем с 801-м километром.
В СССР корабли строили на века, но опять же, как показывает практика «Москвы», ушатать можно все, что угодно, было бы желание. То, что кораблям уже по 30 с лишним лет, уверенности в завтра не прибавляет, но у нас как бы и выбора нет.
«Адмиралы» проекта 22350 конечно, в строй встанут. Вопрос времени, а до этого момента придется «тащить» старичкам из советского ВМФ.
В принципе, если позволяют корпуса кораблей (а они, видимо, позволяют), то модернизация – это довольно правильный ход.
Как таковой БПК проекта 1155 откровенно был очень слабым по вооружению кораблем, направленным исключительно на борьбу с подводными лодками противника. Ну еще какие-нибудь конвойные операции, не более того. Для 90-х годов прошлого века, вооружение тоже было недостаточным, упор на артиллерию и минно-торпедное вооружение сделал корабли неприменимыми в выполнении иных задач.
Развитие современного российского вооружения позволило сделать из узко специфических противолодочных кораблей ударные фрегаты, которые однозначно смотрятся предпочтительнее БПК.
Масштабность работ, правда, несколько несоразмерна с заявленным сроком службы в 10 лет. Слишком много денег и труда и слишком небольшой срок службы. Но там, как говорится, будет видно.
Да, бесконечными модернизациями проблему кораблей среднего класса не решить, но если взять лично мое мнение, то «Шапошников» был этаким блином, который вышел комом. У «Виноградова» есть все шансы стать вполне себе приличным фрегатом, на уровне немецких «Саксонии» или «Бранденбурга». Плюс-минус, корабли одного класса и наши не смотрятся слабо или ущербно.
В целом, такая модернизация, если она будет сделана четко и не как с «Москвой», смотрится вполне приличным комплексом работ, которые реально позволят «Адмиралу Виноградову» прослужить еще какое-то количество лет. Нам это только на пользу.
Главное — новый мундир фрегата для «Адмирала Виноградова» не смотрится «тришкиным кафтаном» для советского БПК.
Автор:Роман Скоморохов