Новый китайский авианосец — ключ к господству Пекина?

https://topwar.ru/186472-novyj-kitajskij-avianosec-kljuch-k-gospodstvu-pekina.html

Советская наследственность

Представленные этим летом фото демонстрируют очевидный прогресс КНР в создании своего мощнейшего авианосца, получившего обозначение Type 003. В частности, на одной из фотографий можно видеть уже установленную надстройку корабля, что говорит о высокой степени готовности.

Имеет место путаница в названиях. Дело в том, что раньше некоторые обозреватели называли второй авианосец КНР, ныне хорошо известный как «Шаньдун», как Type 001A. А третий (о котором и пойдёт речь) условно именовали Type 002. Однако после того, как «Шаньдун» получил обозначение «Проект 002», третий корабль стал прочно ассоциироваться с текущем названием.

Как бы корабль не величали, перед нами самый крупный, мощный и дорогой авианосец (и вообще боевой корабль) в истории КНР. Всё, что было до этого, в той или иной мере представляло собой развитие советского проекта 1143. Единственный российский авианосец «Адмирал Кузнецов», напомним, относится к проекту 1143.5. «Варяг», который после его продажи Украиной Китаю стал «Ляонином», относится к проекту 1143.6.

«Адмирал Кузнецов», «Ляонин» и «Шаньдун» имеют различия. «Китайцы», например, не несут ударного вооружения (после модернизации, насколько можно судить, «Кузнецов» тоже будет его лишён). Но есть главная особенность, которая их объединяет. Это наличие трамплина на взлетной палубе и отсутствие стартовой катапульты, как у американских кораблей такого класса. С одной стороны, это удешевляет проект, с другой – резко ограничивает его возможности: как по боевой нагрузке палубных истребителей-бомбардировщиков, так и по типам самолетов, которые можно применять.

Если немного отойти от темы, стоит сказать, что проект 1143 тоже развивали в этом направлении. Первым «полноценным» советским авианосцем должен был стать «Ульяновск» проекта 1143.7: его решили оснастить двумя паровыми катапультами «Маяк», однако из-за тяжелой экономической обстановки, сложившейся после распада СССР, строительство корабля прекратили.

Попытка номер три

Если первый китайский авианосец — «Ляонин» — был в прямом смысле кораблём советской постройки, а второй стал его развитием с «китайским лицом», то Type 003 можно считать первым авианосцем, целиком и полностью разработанным и построенным Китаем.

Строить корабль, по разным данным, начали не то в 2015-м, не то в 2016-м, ни то даже в 2017 году. Прежде всего, обращают на себя размеры авианосца. Если «Шаньдун» и «Ляонин» имеют водоизмещение (полное) порядка 70 000 тонн, то у Type 003 этот показатель составит до 85 000 тонн. Длина нового авианосца составляет примерно 300-320 метров, что примерно сравнимо с показателями американского авианосца типа «Нимиц» (330 метров).

Главным отличием от американских авианосцев стал выбор энергетической установки. Китайцы, вероятно, отказались от ядерных реакторов, однако точный тип установки остаётся неизвестен даже сейчас.

О типе катапульты, которую решили установить китайцы, тоже пока сложно однозначно судить. Электромагнитные катапульты, такие как на новейшем американском авианосце Gerald R. Ford, в целом показывают лучшие результаты, чем паровые, как на кораблях типа «Нимиц». Это, в частности, касается плавности запусков летательных аппаратов. Но есть и обратная сторона — цена и техническая сложность. Американцы, полагавшие большие надежды на систему Electromagnetic Aircraft Launch System (EMALS), уже столкнулись с рядом проблем.

«Я издам указ о том, чтобы при постройке новых авианосцев использовались паровые катапульты.»
— заявил в 2019-м бывший президент США Дональд Трамп.

Однако точка невозврата уже пройдена. Как писали западные СМИ в этом году, EMALS и усовершенствованный аэрофинишер AAG (Advanced Arresting Gear), установленные на «Джеральде Форде», обеспечили 8000 успешных запусков и посадок самолетов на борт корабля. Нужно полагать, отказываться от технологии не будут ни США, ни китайцы. Однако Поднебесной только предстоит преодолеть трудности, которые американцы уже преодолели.

Начало долгого пути

Как уже говорилось, катапульта позволит запускать больше типов ЛА и с большей нагрузкой. Среди них будет самолет дальнего радиолокационного обнаружения Xi’an KJ-600 — «копия» американского летающего радара Hawkeye.

Однако не стоит впадать в крайности и сразу ставить Type 003 в один ряд с авианосцами типа «Джеральд Р. Форд» или даже «Нимиц». И дело не только в степени готовности корабля (головной американский авианосец типа «Джеральд Р. Форд», напомним, в строю с 2017 года).

Пока что у Китая нет многоцелевого палубного истребителя уровня Boeing F/A-18E/F Super Hornet. Уместно напомнить, что ещё в прошлом году впервые поднялся в небо F/A-18 Block III Super Hornet — последняя и самая «продвинутая» версия истребителя. Серийный самолет получит, в частности, новый датчик IRST и крупный сенсорный дисплей к кабине пилота. Он имеет совершенное БРЭО и может применять почти весь спектр авиационных средств поражения, которые есть в арсенале ВМС США.

В свою очередь единственный палубный истребитель ВМС КНР — Shenyang J-15 — представляет собой китайский вариант Су-33. Базовой версией этих машин является советский Су-27, который не создавался в качестве палубного самолета и не сильно подходит на эту роль хотя бы в силу своих габаритов. В своё время издание The Asia Times сообщало, что в Китае самолет называют «прыгающей рыбой» за неспособность эффективно работать с палубы авианесущих кораблей.

Главным отличием J-15 от Су-33 можно назвать расширенные ударные возможности. Известно, что машина может применять, помимо прочего, ракеты класса воздух-поверхность: YJ-91, YJ-83K, KD-88. Однако для полноценного «палубника» этого недостаточно. Как считают западные эксперты, созданные для J-15 двигатели WS-10 отличаются низкой надёжностью, к тому же они недостаточно мощны для столь тяжелой машины. Кроме того, американцы насчитали по меньшей мере четыре катастрофы J-15 при общем небольшом количестве выпущенных самолетов.

Уместно сказать, что в будущем основой палубной авиации ВМС США наравне с F/A-18E/F станут новейшие F-35C пятого поколения. То, что машина принадлежит к пятому поколению «условно», не отменяет факта её малозаметности, что даёт преимущество над китайскими палубными истребителями как минимум вне пределов прямой видимости. По слухам, а также фото из Сети, КНР создаёт собственный малозаметный корабельный истребитель FC-31, однако пока данные об этом самолете противоречивы и зачастую носят спекулятивный характер.

Несомненно, новый авианосец даст Китаю новый рычаг влияния в Азиатско-Тихоокеанском регионе и станет огромным шагом вперёд для всей КНР. С другой стороны, ни о каком реальном превосходстве над американскими ВМС говорить не приходится.

Автор:Илья Легат

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *