Корабль с гигантскими подводными крыльями. МРК проекта 1240 Ураган

https://zen.yandex.ru/media/id/60815b4bccc9fb6b99fe883e/korabl-s-gigantskimi-podvodnymi-kryliami-mrk-proekta-1240-uragan-6127d6470773bb314a37c076

Корпорация Инноваций технологии

Малый ракетный корабль проекта 1240 «Ураган» на автоматически управляемых подводных крыльях создавался в самый разгар холодной войны. Проектирование необычного корабля началось в 1964 году. Проектируемый корабль во многом опережал своё время, развивая скорость до 60 узлов (111 км/ч). Данную разработку отечественной промышленности можно смело назвать гордостью советского военно-морского флота.

Правда, уникальный боевой корабль был построен всего лишь в единственном экземпляре.

Проектирование Урагана

В Советском Союзе активно работали над созданием кораблей на подводных крыльях. Экспериментальные работы над подобными проектами в стране велись ещё в 1930-е годы. Так, в 1937 и 1941 годах в ЦАГИ проводились испытания катеров с управляемыми глубокопогруженными крыльями. После войны в конце 1940-х – начале 1950-х годов подобные работы продолжились. Идея уменьшения уровня гидродинамического сопротивления за счёт подъема корпуса корабля из воды привлекала тогда советских конструкторов боевых кораблей.

Побочным эффектом этого интереса стало создание в СССР большого количества гражданских катеров на подводных крыльях. В то же время Советский Союз получил мировое признание в этой области. Многочисленные «метеоры», «ракеты» и «кометы» стали узнаваемыми знаками советского пассажирского судостроения. Корабли для этих проектов пользовались спросом за рубежом, в том числе на экспорт в страны Запада. Этих успехов не было бы без работы по созданию боевых кораблей на подводных крыльях.

Усилия советских конструкторов и инженеров были вознаграждены в конце 1950-х годов, когда работы стали проводиться на качественно новом техническом, конструкторском и теоретическом уровне. Большие торпедные катера пр. 206М «Шторм» стали успешным проектом и строились в СССР большими сериями.

МРК проекта 1240 «Ураган» в сухом доке в Севастополе
МРК проекта 1240 «Ураган» в сухом доке в Севастополе

Тогда же в СССР шло бурное развитие малых ракетных катеров.

Интерес к данным кораблям во всём мире подтолкнул морской бой 1967 года, когда два египетских ракетных катера советского производства проекта 183Р «Комар» потопили израильский эсминец «Эйлат». Это был первый в истории случай потопления надводного корабля противокорабельными ракетами.

Конечно, в Советском Союзе были идеи комбинировать новое ракетное вооружение с подводными крыльями, развивая огромную, даже по сегодняшним меркам, скорость. В рамках реализации этой концепции был разработан проект малого ракетного корабля проекта 1240, которому был присвоен шифр «Ураган».

Проект нового ракетного корабля, отличительной чертой которого должны были быть глубоко погружаемые автоматически управляемые подводные крылья, был начат в 1964 году специалистами ЦКБ-5 (ныне ЦМКБ «Алмаз», Санкт-Петербург). Главным дизайнером проекта был Вадим Михайлович Бурлаков. В процессе создания судов на подводных крыльях RTO было разработано и построено экспериментальное пассажирское судно «Тайфун».

Данное пассажирское газотурбинное судно на автоматически управляемых крыльях было готово в 1969 году и активно эксплуатировалось в 1970-е годы на линиях морского и речного пассажирского пароходства. Полученные в ходе гражданской эксплуатации результаты были использованы для улучшения проекта МРК проекта 1240 «Ураган». При этом гражданский «Тайфун» мог похвастаться высокой эксплуатационной скоростью хода – 44 узла (81,5 км/ч), максимальная скорость доходила до 50 узлов (92,6 км/ч).

МРК «Ураган» с поднятыми подводными крыльями и кормовыми крыльевыми колонками с гребными винтами
МРК «Ураган» с поднятыми подводными крыльями и кормовыми крыльевыми колонками с гребными винтами

Единственный ракетный корабль, построенный по проекту 1240 «Ураган», получил обозначение МРК-5 и был построен в Ленинграде в 1972 году. В 1976 году МРК на подводных крыльях прошел испытания и в самом конце 1977 года — 30 декабря — был принят на Балтийский флот. Весь МРК 1978 года находился в опытной эксплуатации. После завершения всех испытаний судно из Балтийского моря было переброшено по внутренним водным путям в Черное море.

Корабль прибыл в Севастополь в ноябре 1979 года. В городе славы русских моряков малый ракетный корабль вошел в состав 166-го дивизиона 41-й бригады ракетных катеров Черноморского флота, где прослужил до 1990 года, когда был исключен из армии. флот.

Технические особенности малого ракетного корабля проекта 1240 Ураган

На момент строительства новый советский ракетный корабль уже поражал воображение. Не только новизной применяемых технических решений, но и размерами. На момент постройки МРК стал самым крупным кораблем на подводных крыльях во всём мире. При этом по меркам надводных кораблей флота МРК, безусловно, не был гигантом. Стандартное водоизмещение корабля составляло 342 тонны, полное – до 432 тонн.

Наибольшая длина корабля – 56,6 м (без рулевых колонок длина уменьшалась до 49,8 метра), ширина – 10,17 м. Вместе с поднятыми из воды крыльями ширина корабля увеличивалась сразу до 21,14 м. Осадка корабля на ходу с подводными крыльями составляла всего 2,35 м. Экипаж корабля состоял из 34 человек, среди которых было 7 офицеров.

Оценить размеры подводных крыльев «Урагана» можно на контрасте с легковыми автомобилями
Оценить размеры подводных крыльев «Урагана» можно на контрасте с легковыми автомобилями

Корпус МРК был изготовлен из особого алюминиево-магниевого сплава, подводные крылья изготавливались из титанового сплава. О размере крыльев можно судить по изменению ширины корабля с их учетом в поднятом положении, а также по многочисленным дошедшим до нас фотографиям. В поднятом положении крылья выступали далеко в стороны под углом почти 45 градусов. Подводное крыльевое устройство корабля, обладающее автоматической системой регулирования подъемной силы, обеспечивало МРК стабилизацию по крену, дифференту и высоте над поверхностью воды.

Корабль приводился в движение мощной газовой турбиной, состоящей из двух турбин. Через редукторы они передавали вращение на гребные винты, установленным на силовых стойках опускаемых крыльев. Каждая колонна имела по два гребных винта. Суммарная мощность газотурбинной электростанции составила 36 000 литров. z. Этой мощности было достаточно, чтобы обеспечить уникальному кораблю максимальную скорость 57-60 узлов.

Дизельная силовая установка (троллинг) мощностью 2200 л.с. использовалась для перевода корабля в водоизмещение при подъеме носового крыла и обеих наступающих колонн крыла из воды. с участием. Троллинговая установка состояла из двух водометных дизельных двигателей. Максимальная скорость в этом положении составляла 10 узлов.

Автономность корабля по запасам продовольствия на борту оценивалась в 5 суток. Дальность плавания при скорости 45 узлов не превышала 700 миль, при длительной скорости малого хода 8,5 узлов она возрастала до 1500 миль. Для корабля на подводных крыльях МРК-5 обладал очень хорошей мореходностью. При движении на подводных крыльях мореходность корабля оценивалась в 5 баллов. При таком волнении моря на Балтике корабль развивал на испытаниях скорость 50–55 узлов. В водоизмещающем положении корпуса мореходность корабля вырастала до 6–7 баллов.

Состав вооружения Урагана

Несмотря на относительно небольшие размеры, малый ракетный корабль проекта 1240 «Ураган» имел впечатляющее вооружение на подводных крыльях. Главные ударные возможности корабля обеспечивали две спаренные пусковые установки противокорабельных ракет П-120 Малахит (2х2). Ракеты этого комплекса (согласно кодификации НАТО SS-N-9 Siren) могли поражать цели на расстоянии 15-150 км.

Подробнее о проекте можно узнать в журнале «Морская коллекция», № 3 за 2015 год
Подробнее о проекте можно узнать в журнале «Морская коллекция», № 3 за 2015 год

Крылатая ракета комплекса «Малахит» стартовым весом 5400 кг несла боевую часть, вес которой составлял 800 кг. Предусмотрена была возможность установки специальных ядерных боеприпасов мощностью до 2 мегатонн. Длина корпуса ракеты составляла 8,84 м, диаметр – 0,8 м, размах крыла ракеты – 2,5 м. Противокорабельная ракета «Малахит» была дозвуковой, максимальная скорость полета составляла 0,9 Маха.

Помимо противокорабельных ракет, на МРК-5 были установлены зенитные ракеты — двухлучевая пусковая установка ЗРК «Оса-М» с боекомплектом 20 ракет. В отличие от наземных версий комплекса, на корабельной версии всегда были готовы к пуску только две ракеты (скорострельность — два выстрела в минуту). Комплекс обеспечивал поражение целей на дальности до 15 км, дальности по высоте — до 4 км.

Артиллерийское вооружение катера было представлено шестиствольной 30-мм артиллерийской установкой АК-630, которая могла использоваться и для борьбы с воздушными целями противника, и для борьбы с легкими надводными силами. Максимальная эффективная дальность стрельбы установки, способной обеспечить скорострельность до 4000–5000 выстрелов в минуту, составляла 4000 метров.

Судьба корабля

Считается, что опытный МРК-5 продемонстрировал хорошие мореходные качества, отличился отличной скоростью и оказался живучим судном. Однако его оборотной стороной была общая сложность операции. Пропитанный современной техникой и автоматикой корабль оказался слишком сложным для флота, основу которого составляли моряки-срочники. Для эффективной работы кораблю требовалась команда профессиональных моряков.

МРК-5 движется на подводных крыльях
МРК-5 движется на подводных крыльях

В некоторых источниках указывается, что недостаточный уровень подготовки моряков-срочников становился причиной поломок и аварий на борту.

В любом случае опытный малый ракетный корабль проекта 1240 «Ураган» был построен в единственном экземпляре и, к сожалению, не сохранился до наших дней.

В 1992 году уже после вывода из состава флота МРК затонул после пожара в Стрелецкой бухте Севастополя. Позднее корабль был поднят и разделан на металлолом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *