https://zen.yandex.ru/media/alternathistory/flot-treh-admiralov-602b60de20b7ca228d9266bc
Сегодня захотелось отвлечься от серьезных вещей – а потому вот вам несколько альтернативных кораблей и прилагаемая к их изображениям небольшая описательная часть на столь близкую многим тему русско-японской войны. В плане графики для пары образцов, каюсь, бесстыдно скопировал подходящие под общую задумку собственные же более ранние идеи. Для удобства краткие ТТХ вымышленных посудин приведены общим списком в конце текста. Приятного (надеюсь) чтения и созерцания зрительных образов.
… С чего вдруг И.А.Шестаков, которого за глаза называли «Я – сам!» в том числе и за привычку бесконечно править проекты кораблей, с начала 1883 года вдруг впал в другую крайность, для истории так и осталось неведомым. Тем не менее, сей психологический выверт в мозгах управляющего Морским министерством пошел русскому флоту скорее на пользу.
Во-первых, на Балтике Шестаков решил развивать свой особый тип «броненосного корабля» – не крейсера, не броненосца, а чего-то среднего между ними. Черноморцам, наоборот, предназначались именно броненосцы, созданные на базе проекта «Петра Великого».
Во-вторых, 30-калиберные 305-мм пушки он повелел сделать стандартным (хотя тогда еще такой термин и не был в ходу) оружием броненосцев Черноморского флота. Балтийскому же доставались 35-калиберные 9- и 12-дюймовки.
В-третьих, Иван Алексеевич, что было уже совсем не похоже на него прежнего, стал настаивать на всемерной унификации и самих кораблей, включая как их проекты, так и техническое устройство в рамках конкретных типов. С этим последним, правда, поначалу (да и в последующем, будем честны) не все выходило гладко, но какие-то общие аспекты конструкции все же удавалось отстоять.
Так, к примеру, вся четверка заложенных в Петербурге в 1883-1885 годах броненосных кораблей («Император Александр II», «Адмирал Нахимов», «Император Николай I» и «Память Азова») имела кормовые башенноподобные установки с единственным 229-мм орудием в них производства Балтийского завода. Носовые барбеты для двух 305-мм орудий выполнял Металлический завод – по двум проектам, различающимся для первой и второй пары кораблей. Смена образца установок, правда, была обусловлена вполне объективными причинами – ранний их вариант вызывал существенный крен при повороте на борт, который в более позднем образце удалось свести до всего лишь полутора градусов. «Император Николай I» и «Память Азова» отличали также машины с тройным расширением пара вместо двойного, из-за чего их скорость оказалась на полузла выше, чем у предшественников по типу.
Для черноморских «Екатерины II», «Чесмы», «Синопа» (первые два – тоже с машинами двойного расширения), заложенных в 1883 году, двухорудийные барбетные установки 305-мм пушек делали Обуховский сталелитейный (две для первого корабля по английскому проекту) и Металлический (четыре для двух последующих) заводы. Начатым постройкой уже под занавес правления Шестакова в 1888 году по тому же проекту «Двенадцати Апостолам» и «Георгию Победоносцу» достались четыре однотипных барбета с развитыми башенноподобными прикрытиями от еще одного предприятия – Путиловского завода. Кроме того, «Георгий Победоносец» первым из российских броненосцев получил стальную броню вместо сталежелезной на всех прежних кораблях.
Когда представившегося в ноябре 1888 года Ивана Алексеевича сменил на его посту Н.М.Чихачев, кораблестроительная политика русского Морского министерства претерпела определенные изменения. В основном они были связаны с отказом от универсальных «броненосных кораблей» на Балтике и возвратом к строительству полноценных эскадренных броненосцев и броненосных крейсеров.
Сначала нужно сказать именно про новые броненосцы, которыми стали заложенные в 1889 году «Гангут» и «Наварин». На них впервые появились полноценные башни для пары орудий 305х35 каждая – по две единицы авторства Металлического завода для «Гангута» и произведенных ОСЗ (снова с технической помощью англичан из фирмы «Истон энд Андерсон») для «Наварина».*
*Справочно:
Хоть история эта и не вполне серьезная, но «игра в ресурсы» для пущего правдоподобия здесь тоже имела место.
Так, вместо реального числа орудий для девяти вышепоименованных реальных броненосцев и двух броненосных крейсеров (21-305х30, 16-305х35, 12-229х35, 10-203х35, 83-152х35) здешние их аналоги получают 20-305х30, 16-305х35, 12-229х35 и 88-152х35. Десяток восьмидюймовок далее по тексту уйдет другому адресату, а последняя произведенная пушка 305х30 (51,3 т металла) превратилась в дополнительные 5-152х35 (по 4,9 т каждая) и чуть позже в еще одну 254х45 (22,6 т).
То же и с количеством выпущенных барбетов и башен. На четыре первых балтийских «броненосных корабля» идут четыре «башни», делавшиеся в реальности Балтийским заводом для «Адмирала Нахимова», три барбета с «Чесмы» и один с «Императора Александра II». «Екатерина II» получает две из трех установок, которые для нее и в действительности выпустил ОСЗ, «Чесма» и «Синоп» – три барбета с реального «Синопа» и один с «Двенадцати Апостолов» производства МЗ. На «Георгий Победоносец» и «Двенадцать Апостолов» отправляются четыре реальные путиловские «башни» – три с реального же «Георгия» и одна с «Гангута».
Вместо оставшегося барбета МЗ с «Двенадцати Апостолов» и не выпущенной в этой истории англичанами еще одной установки для «Екатерины II» появляется дополнительная башня МЗ в компанию к реальной единственной этого же предприятия, стоявшей в нашем мире на «Императоре Николае I», а тут перекочевавшей на «Гангут».
Часть стальной (сталеникелевой) брони от «Георгия Победоносца», который здесь несет ее несколько меньше реального корабля с таким названием, а равно от «Наварина», имевшего ее на стенах башен, далее достанется «Рюрику».
Правда, у «Гангута» и «Наварина» была одна черта скорее спорного свойства – английская система бронирования с не прикрытыми броней оконечностями по ватерлинии. Впрочем, где-то убыло, а где-то и прибыло – например, на них появился верхний пояс бортовой брони (до сих пор такой же, но вдвое более короткий, всего около 20 процентов длины корпуса, имели только черноморские броненосцы для защиты дымоходов). Также они получили полноценный каземат 152-мм артиллерии с 5-дюймовыми вертикальными плитами – вместо прежней двойной обшивки борта суммарной толщиной 1,5 («балтийцы») или 2 («черноморцы») дюйма в местах расположения таких орудий.
К сожалению, неполное поясное бронирование позже восприняли и закладывавшиеся в 1891-1894 годах три очередных балтийских эскадренных броненосца («Полтава», «Петропавловск» и «Севастополь») и четверка броненосцев береговой обороны («Сисой Великий», «Адмирал Ушаков», «Адмирал Сенявин» и «Генерал-адмирал Апраксин»), а также черноморские «Три Святителя» и «Ростислав». Зато эти корабли согласно еще шестаковским заветам были сравнительно единообразны в рамках соответствующих типов. У первых и последних вооружение составляли новейшие шестидюймовки Канэ на бортовых станках в броневых казематах (по 12 и 10 таковых соответственно) и по четыре 305-мм 40-калиберные пушки в башнях конструкции и производства Металлического завода – лишь для «Севастополя» по чертежам «металлистов» их изготовил ОСЗ.
Корабли типа «Сисой Великий» несли также новые 10-дюймовые 45-калиберные пушки (по четыре на каждом) и по четыре же 152-мм «канэшки», но уже на станках с центральным штыром. Башни для всей этой четверки (гидравлические у первых двух и электрические у более поздней пары) выполнил Путиловский завод.
Прискорбно, но постоянно наращивавшийся состав балтийских броненосцев подкорректировали «неизбежные на море случайности». Именно из-за них «Адмирал Нахимов» в начале 1898 года не пережил встречу с не обозначенной на картах подводной скалой на балтийском мелководье. Правда, не было худа без добра – его скоротечная гибель стимулировала в дальнейшем повышенное внимание русских моряков к вопросам непотопляемости и конструирования водоотливных систем боевых кораблей.
В проектах очередных броненосных крейсеров вдохновляемые Николаем Матвеевичем проектировщики проявили, пожалуй, наибольшую оригинальность. Задуманный Чихачевым как дальний океанский рейдер, заложенный в 1889 году «Рюрик» был по проекту даже на 250 тонн тяжелее броненосцев типа «Полтава». А в качестве основной артиллерии он получил аж 14 восьмидюймовых 35-калиберных орудий при полном отсутствии шестидюймовок – только играющие роль противоминных 120-мм и 75-мм пушки Канэ, по 8 стволов каждой из артсистем (на бортовых станках и оригинальных станках Канэ соответственно). Сложно сказать, где крылись корни такого решения – возможно, еще в проекте полуброненосных фрегатов «Генерал-адмирал» и «Герцог Эдинбургский», у первого из которых изначально при 6 пушках калибра 203 мм шестидюймовых было всего 2, зато имелось еще полдюжины 87-мм стволов.
Последовавшая за «Рюриком» в 1893 году «Россия» сохранила такой же ПМК, еще на полторы тысячи тонн нарастила свое водоизмещение и на полузла скорость, но восьмидюймовок несла чуть меньше – 10, зато новой 45-калиберной модели. Причем все они располагались в полноценных казематах с трехдюймовой броней вместо всего лишь утолщенной до двух дюймов обшивки борта у восьми батарейных 203-мм пушек «Рюрика».
Подобный эксперимент с почти полным отсутствием среднего калибра показался русским адмиралам все же чересчур смелым и до русско-японской войны более не повторялся. Последующие два броненосных крейсера 1895 года закладки, «Пересвет» и «Ослябя», сохраняя проектное водоизмещение «России», ее главные машины и общие обводы (с поправкой на несколько укороченный и уширенный на 3 фута корпус), несли уже более привычные военному кораблестроению той поры четыре 254-мм пушки в двух башнях Металлического завода и 12 казематных шестидюймовок каждый. Как и на прототипе, концевые казематы были двухъярусными, а центральные располагались на батарейной палубе. Стоявшую в промежутках между ними дюжину 75-милиметровок прикрывали только дюймовая обшивка борта и той же толщины полупереборки.*
*Справочно:
Длина «Пересвета» и «Осляби» из-за применения главных машин от реальной «России» здесь уменьшается на 3 шпации (3,66 м) и за счет этого, а также уменьшения массы вертикальной, палубной и траверзной брони (ввиду изменения конструкции карапасов) высвобождается около 300 тонн массы. Из них примерно 40 тонн идет на дополнительную шестидюймовку с боезапасом, элеватором, оборудованием погребов и запасными частями, а еще 60 тонн на два дополнительных котла.
Выкроенных 200 тонн вкупе с приписанными этим кораблям 76-ю лишними тоннами проектного водоизмещения этого хватает и на казематную броню для пары 152-мм пушек (примерно по 30 тонн на каждую, итого 60), и на 3-дюймовый гласис для машин (около 40 тонн с учетом уже имеющейся в соответствующем месте палубной брони), и на 127-мм с уменьшением до 76,2 мм к нижней кромке оконечности пояса по ватерлинии (около 150 тонн). А 26 тонн плюс уменьшение до 76,2 мм толщины носового и кормового траверзов между казематами среднего калибра (плюс около 35 тонн) и до 102 мм части нижнего кольца кормового барбета (еще около 16 тонн), который теперь будет наполовину перекрываться угловыми траверзами верхнего пояса, позволят нарастить до 127 мм толщину нижнего пояса и его траверзов, а также относительную длину бортовой брони этого пояса (до 45 % длины корпуса данных кораблей).
Но именно состав вооружения «Рюрика» и «России» с блеском прошел проверку боем 13 сентября 1904 года, когда двум этим кораблям удалось «отмахаться» своим обильным главным калибром от четверки броненосных крейсеров Камимуры. Немалая заслуга в том, что русские корабли смогли уйти от превосходящего числом врага, была и в сохраненном Чихачевым для броненосных крейсеров полном броневом поясе, сберегшем как минимум «Рюрик» от нескольких довольно опасных попаданий в кормовую оконечность.
В свете этого неудивительно, что именно Россия впоследствии почти не строила кораблей преддредноутного типа, ограничившись лишь подобными линкорами «Евстафий» и «Иоанн Златоуст» на Черном море. Они развивали проект более раннего «Князя Потемкина-Таврического», начатого постройкой в 1897 году и завершившего ее лишь в 1906 – зато сразу с заменой малокалиберных пушек и четырех из шестнадцати проектных шестидюймовок на равное число новых 229-мм 50-калиберных орудий, как и на кораблях типа «Евстафий» (имевшиеся пушки калибров 203 и 254 мм по военному опыту показались русским одинаково малоудачными и им выработали единую преемницу).
А вот балтийские «Андрей Первозванный» и «Император Павел I» сразу получили по четыре 305-мм двухорудийных башни послевоенного образца, общего для всего Российского императорского флота, проект которых выполнил Металлический завод. Четверка же послевоенных броненосных крейсеров несла в качестве ГК только 229-мм пушки в четырех двухорудийных башнях (тоже авторства МЗ) на каждом. Причем и у крейсеров, и у линкоров эти башни располагались линейно в диаметральной плоскости и все могли участвовать в бортовом залпе.
Но все это было уже много позже, а стараниями Чихачева в 1895 году для флота был заложен один, а в 1896 еще три бронепалубных крейсера – соответственно «Светлана» во Франции и «Диана», «Паллада» и «Аврора» в России. И это были не простые бронепалубники, а так называемые «защищенные». Защищенность проявлялась в наличии на этих 7000-тонных и 20-узловых по проекту кораблях носовой и кормовой броневых башен для пары шестидюймовок Канэ каждая (автором и изготовителем всех установок являлся ОСЗ). Дополняли их еще восемь таких орудий в палубных установках и дюжина 75-мм пушек на станках Меллера.
Как и в ряде иных случаев, при создании подобных кораблей во многом опирались на иностранный опыт. Французский «D’Entrecasteaux», американский «Olympia», да и британский «Edgar» явно потоптались у них в прообразах – как и чуть более поздний германский «Victoria Louise». По части национального колорита проходил лишь отказ от использования крупнокалиберных одиночных пушек в пользу однообразия всей главной артиллерии.
Концепцию заложенной первой «Светланы» сочли удачной – и распространили на все последующие довоенные типы российских бронепалубных крейсеров I ранга. К трем «богиням» в 1897 году добавился идентичный им «Громобой», а годом позже – сооружавшиеся соответственно во Франции, Америке и Германии «Баян», «Варяг» и «Аскольд».
Постройка этих крейсеров пришлась уже на период руководства Морским министерством его очередным главой – П.П.Тыртовым. И вот к его деятельности на этом посту у многих впоследствии возникали резонные вопросы, особенно в части однотипности закладываемых кораблей.
К примеру, тот же «Баян», сохраняя водоизмещение и скорость, заданные еще «Светланой», получил, однако, башни французского производства. А конструктивный тип его более в русском флоте не повторялся.
Равным образом являли собой совершенно особые отдельные типы «Варяг» и «Аскольд». Для них сохранили башни ОСЗ, но в остальном эти корабли, бывшие на 250 тонн легче по проекту, чем их предшественники, но при этом на 3 узла быстрее (требования программы проектирования 1898 года), не имели между собой ничего общего в плане конструкции.
Единообразными снова стали только четыре чуть более поздних «защищенных» бронепалубных крейсера типа «Богатырь» – создававшийся в Германии с конца 1898 года родоначальник серии и «Олег», «Очаков» и «Кагул» отечественной постройки, заложенные в 1901 году (причем «Олег» – после гибели от пожара на стапеле Галерного острова однотипного «Витязя»). Все они несли башни Металлического завода довольно удачного нового образца.
Но вот крейсера II ранга являли собой также «сборную солянку». Номинально первоначальному техзданию (3000 тонн, 25 узлов и шесть 120-мм орудий) соответствовал только строившийся на немецкой верфи Шихау «Новик». Для датского по происхождению «Боярина» разрешили ограничиться 22 узлами по проекту, а для русского «Алмаза», создававшегося как крейсер-яхта для генерал-адмирала, и вовсе 21. Разве что вооружение их было одинаковым – по шесть 120-мм пушек Канэ. Еще два крейсера («Жемчуг» и «Изумруд») повторяли по типу «Новик», но с котлами Ярроу, 24-узловой скоростью и 8-ю 120-мм пушками.
Не менее сложно было поначалу при Тыртове и с броненосцами. Заложенный в декабре 1898 года в САСШ единичный «Ретвизан», имевший 12 казематных шестидюймовок, нес также две башни Металлического завода для своих четырех 305-мм орудий. Развивавшей тип «Пересвета», но воспринявшей при этом идею корпуса без полубака от «полтав» столь же одинокой «Победе» достались установки для аналогичных пушек уже конструкции ОСЗ – хотя и сравнительно удачные в целом, но приведенные в полностью боеспособное состояние только к сентябрю 1903 года. Чтобы вписать в прежний теоретический чертеж их увеличенные погреба, данный броненосец лишился одной пары котлов с соответствующим падением мощности и скорости. А близкий конструктивно к этим двух кораблям черноморский «Князь Потемкин-Таврический» имел пару башен, выпущенных Николаевским заводом, который подобными изделиями до того вообще не занимался.
Разносортицу типов кораблей и башенных установок усугубил заказ во Франции параллельно с «Баяном» эскадренного броненосца «Цесаревич» с его башнями главного и среднего калибра собственной французской конструкции (последние хотя бы были одинаковы с «баяновскими»).
Вернуться к чуть большей однотипности удалось только в проекте броненосцев типа «Бородино», созданном на базе «Цесаревича». Два из них (сам «Бородино» и «Орел», строившиеся в Новом Адмиралтействе и на Галерном острове) получили башни Путиловского завода. А «Император Александр III», «Князь Суворов» и «Слава», закладывавшиеся в течение 1899-1902 годов на Балтийском заводе, имели башни Металлического завода, причем установки ГК были практически полностью идентичны таковым у «Ретвизана», а башни СК – крейсерам типа «Богатырь».*
*Справочно:
«Игра в ресурсы» была продолжена и в этой части текста.
Так, башни ГК трех кораблей типа «Полтава» в данной истории соответствуют реальным. А вместо башен «Сисоя» Металлический завод делает для «Ростислава» еще одну пару установок того образца, что применялся на «Трех Святителях», так как здесь это однотипные корабли.
14 из 16 башен с пушками среднего калибра, стоявших в действительности на трех «полтавах» и «Ростиславе», откочевывают в пользу семи «защищенных» бронепалубных крейсеров по 2 на каждый. А трудозатраты и материалы от производства на ОСЗ еще 2 таких башен, пары башен ГК «Ростислава» (для 254-мм пушек) и 4 «усиленных» 10-дюймовок с реальной «Победы» превращаются в 2 башни для «Победы» альтернативной (каждая под 2 орудия 305х40) и соответствующую им артиллерию. 4 пушки 152х45 из 2 последних башен СК переходят «Баяну» для его башенных установок.
При этом взамен «действительного» среднего калибра броненосцы типа «Полтава», «Ростислав» и «Три Святителя» получают 56 шестидюймовых казематных орудий на станках с бортовым штыром, стоявших в реальности на «Полтаве» (4), «Петропавловске» (4), «Севастополе» (4), «Рюрике» (16), «России» (14), «Трех Святителях» (8) и «Сисое Великом» (6) – соответственно 3х12 и 2х10.
Пушки того же калибра, но уже на станках с центральным штыром с реальных «России» (2), «Громобоя» (16), «Светланы» (6), «Дианы» (8), «Паллады» (8), «Авроры» (8), «Пересвета» (11), «Осляби» (11), «Победы» (11), «Баяна» (8), «Ретвизана» (12), «Аскольда» (12) и «Варяга» (12) достаются:
— четырем крейсерам типа «Диана», «Светлане», «Баяну», «Аскольду» и «Варягу» – всем по 8, итого 64;
— «Пересвету», «Ослябе», «Победе», «Ретвизану» – всем по 12, итого 48;
— четырем броненосцам береговой обороны – остаток в 13 единиц и авторским произволом еще 3 таких орудия, не доставшихся при перевооружении «Владимиру Мономаху» и «Дмитрию Донскому» (вместо них эти крейсера получат на двоих 6-120х45 на станках с центральным штыром, стоявших в нашем мире на «Рюрике»).
«Рюрик» обретает все ранее «отложенные» 10 орудий 203х35 с реальных «Адмирала Нахимова» и «Памяти Азова» – плюс 4 его собственных. «Россия», в свою очередь – ее 4 родные 203-мм пушки и шесть аналогичных стволов с «Громобоя» и «Баяна». 120-миллиметровки на станках с бортовым штыром (16 штук) для этой пары крейсеров берутся от реальных броненосцев береговой обороны типа «Адмирал Сенявин» (3х4) и с «Трех Святителей» (4), 75-мм орудия на станках Канэ (тоже 16 единиц) – от самой «России» (12) и «Алмаза» (4). А «Алмаз» получает 6-120х45 на станках с центральным штыром, которые в действительности в 1904 году изготовил ОСЗ для частичного перевооружения кораблей типа «Адмирал Сенявин»
На здешние броненосцы береговой обороны идет ранее «выкроенная» за счет отказа от одной 30-калиберной 12-дюймовки дополнительная «легкая» пушка 254х45 и 15 подобных же орудий, стоявших на реальных «Адмирале Ушакове», «Адмирале Сенявине», «Генерал-адмирале Апраксине» и «Ростиславе». Башни для них – 4 реальные гидравлические Путиловского завода для первой пары и еще 4 электрические двухорудийные того же предприятия, созданные здесь вместо одноорудийной и двухорудийной для «Апраксина» и двух двухорудийных для «Победы». Башенные установки «Пересвета» и «Осляби» – Металлического завода, соответствуют реальным.
Башни для «Ретвизана», пяти кораблей типа «Бородино» и крейсеров типа «Богатырь» тоже вполне соответствуют реальным – как и эти корабли в целом (разве что у «бородинцев» башни чуть иначе распределены между кораблями в зависимости от производителя, а у крейсеров немного по-другому устроена защита). Так же и с «Цесаревичем», а реальные одноорудийные 203-мм башни «Баяна» по трудо- и материалоемкости фактически равны двухорудийным под 152-мм пушки, предложенным для данного крейсера в этом мире.
Для послевоенных времен принимается, что вместо 8 двухорудийных 203-мм башен для «Андрея Первозванного» и «Императора Павла I» будут созданы 4 двухорудийных башни для орудий 305х40 и столько же для новых 229х50. 12 башен с реальных «Рюрика» ( II), «Баяна» ( II), «Паллады» ( II) и «Адмирала Макарова» заменяются тоже на 12 – но все двухорудийные под пушки 229х50. Некоторый перелимит ресурсов на эти установки – следствие более удачного хода русско-японской войны здесь. «Князь Потемкин-Таврический», «Евстафий» и «Иоанн Златоуст» по типу и изготовителю своих башен соответствуют действительности.
Несомненно, все эти шараханья в поисках лучшего типа не могли не сказаться во время русско-японской войны 1904-1905 годов. До ее начала удалось сосредоточить на Дальнем Востоке только шесть эскадренных броненосцев (три типа «Полтава», «Ретвизан», «Победа» и «Цесаревич»), четыре броненосных крейсера («Рюрик», «Россия», «Пересвет» и «Ослябя» – все во Владивостоке), семь «защищенных» бронепалубников I ранга («Диана», «Паллада», «Громобой», «Варяг», «Баян», «Аскольд» и «Богатырь») и два бронепалубных крейсера II ранга («Новик» и «Боярин»). Ряд более старых кораблей пришлось в 1901-1902 годах отправить на Балтику для ремонта и перевооружения.
В результате «Варяг», имевший проблемы с машинами, был сослан перед войной стационером в Чемульпо – да там и сгинул в противостоянии с эскадрой Уриу. «Боярин» и вовсе погубило собственное минное поле в первые же дни войны.
«Петропавловск» погиб от японской мины 31 марта 1904 года, а несший на нем флаг С.О.Макаров спасся буквально чудом – чтобы потом вытащить оставшиеся корабли эскадры во Владивосток, когда обстрелы осадной артиллерии стали совсем уж нетерпимыми для стоянки во внутренних бассейнах крепости. Причем еще до того за свой позор он сумел взять с противника двойную цену – на минах «Амура», выставленных в порядке ответной любезности, японцы потеряли «Хатсусе» и «Ясиму».
Подравнять счет врагу удалось во время того самого знаменитого сентябрьского прорыва Макарова – последовательные атаки сил Того и Камимуры лишили русскую эскадру «Ретвизана» и «Севастополя», а уже под самым Владивостоком на очередной японской минной связке был обидно потерян «Баян». Того в процессе сентябрьских боев недосчитался только «Асамы», неосторожно подлезшей под пушки русских броненосцев на дистанции уверенного пробития ими ее брони – чем те и не преминули воспользоваться. Да еще «Цусиме» не повезло стакнуться накоротке с отрядом «защищенных» крейсеров Макарова, которые сумели реализовать свое огневое превосходство в конкретный момент времени.
Шедший на подмогу З.П.Рожественский со своей Второй Тихоокеанской эскадрой – четыре броненосца типа «Бородино» (все, кроме оставшейся на Балтике недостроенной «Славы»), «Наварин», «Гангут», «Император Николай I», «Память Азова», «Владимир Мономах», «Дмитрий Донской», «Светлана», «Аврора», «Олег» и три крейсера-«камушка» – увы, тоже не смог избежать встречи с активным и умным противником.
Артиллерийская дуэль в Цусимском проливе и последующие ночные минные атаки обошлись русской эскадре в четыре потопленных броненосца – флагманский «Император Александр III», причем вместе с адмиралом, «Бородино», «Наварин» и «Гангут». Единственной потерей японцев из числа главных сил стала «француженка» «Адзума» – Рожественский усвоил уроки Макарова и второй отряд из старых броненосцев вовсю палил по крейсерам Камимуры, пока «бородинцы» безуспешно пытались расковырять «Микасу». Да и крейсерский отряд даже в условиях превосходства противника «по головам» отнюдь не стал в этом бою статистом, без потерь со своей стороны уничтожив небольшой японский бронепалубник «Идзуми» и сохранив почти все подопечные транспорты. Но, все-таки, если бы не отвадивший наконец настырного японского адмирала выход навстречу остаткам Второй эскадры, которые после гибели Рожественского возглавил Н.И.Небогатов, сил Макарова, тоже весьма потрепанных из-за огромных трудностей с ремонтом в условиях слабой базы Владивостока, кто знает, как бы обернулась для России эта война…
А в сложившемся раскладе русским удалось скопить на дальневосточном театре к середине апреля 1905 года 5 современных броненосцев и 2 устаревших, еще 2 броненосных крейсера, вполне пригодных для линейного сражения, 2 других корабля данного класса, бывших все же в первую очередь рейдерами, однако, как показало 13-е сентября, тоже кое-что стоящих в открытом бою, пару старых броненосных крейсеров (но с современной артиллерией), 8 больших «защищенных» бронепалубников и 4 крейсера II ранга. И этого числа плавучих «коробок» против остающихся у противника 10 кораблей линии (кроме названных выше устаревший «Чин-Иен» не пережил навигационную аварию под Порт-Артуром) и 13 бронепалубных крейсеров, считая и «Чиоду» (помимо «Цусимы» и «Идзуми», уже не было «Иосино» и «Такасаго» – столкновение с «Касугой» и мина соответственно), в конце концов оказалось достаточно для того, чтобы отправить обе стороны конфликта за стол переговоров для поисков взаимоприемлемого компромисса.
Изображения и краткие ТТХ описанных в тексте кораблей:
«Император Александр II», «Адмирал Нахимов», «Император Николай I», «Память Азова»: проектное нормальное водоизмещение – 7500 тонн (фактическое с учетом строительной перегрузки (среднее для кораблей серии) – 8250 тонн), двухвальная ЭУ, 12 огнетрубных котлов с поперечным расположением, фактическая мощность ЭУ – 7250 л.с. («Император Александр II», «Адмирал Нахимов») и 7750 л.с. («Император Николай I», «Память Азова»), фактическая скорость – 15,0 узлов («Император Александр II», «Адмирал Нахимов») и 15,5 узла («Император Николай I», «Память Азова»), броня компаунд, полный пояс по ВЛ – от 279 мм в центральной части до 127 мм в оконечностях, броневая палуба (плоская по верхней кромке пояса) – 63,5 мм (с учетом 12,7-мм палубного настила), носовой барбет ГК – 229 мм, верхнее прикрытие барбета ГК – 76,2 мм, барбет кормовой башни 229-мм орудия – 152 мм, подачная труба под барбетом – 76,2 мм, вращающаяся часть башни 229-мм орудия – 76,2 мм (бок)/38,1 мм (крыша), казематы 229-мм орудий – 76,2 мм (борт и траверзы), утолщенная обшивка борта в местах расположения 152-мм орудий – 38,1 мм, боевая рубка – 178 мм (стены)/50,8 мм (крыша), 2-305х35, 3-229х35, 8-152х35, 8-47 (пятиств.), 8-37 (пятиств.), 2-63,5-мм десантных, 4-381-мм т.а. (надводные).
«Екатерина II», «Чесма», «Синоп», «Двенадцать Апостолов», «Георгий Победоносец»: проектное нормальное водоизмещение – 9250 тонн (фактическое с учетом строительной перегрузки (среднее для кораблей серии) – 10125 тонн), двухвальная ЭУ, 14 огнетрубных котлов с продольным расположением, фактическая мощность ЭУ – 9000 л.с. («Екатерина II», «Чесма») и 9500 л.с. («Синоп», «Двенадцать Апостолов», «Георгий Победоносец»), фактическая скорость – 15,25 узлов («Екатерина II», «Чесма») и 15,75 узла («Синоп», «Двенадцать Апостолов», «Георгий Победоносец»), броня компаунд («Георгий Победоносец» – броня сталеникелевая), полный пояс по ВЛ – от 406 мм в центральной части до 152 мм в оконечностях, верхний пояс (20 %) и его траверзы – 305 мм, броневая палуба (плоская по верхней кромке пояса по ВЛ) – 57,15 мм (с учетом 19,05-мм палубного настила), батарейная палуба в пределах верхнего пояса и его траверзов – 38,1 мм (включая 12,7-мм палубный настил), барбеты ГК – 305 мм, верхнее прикрытие барбетов ГК – 76,2 мм, утолщенная обшивка борта в местах расположения 152-мм орудий – 50,8 мм, боевая рубка – 229 мм (стены)/63,5 мм (крыша), 4-305х30, 8-152х35, 8-47 (пятиств.) («Георгий Победоносец» и «Двенадцать Апостолов» – 8-47), 4-37 (пятиств.) («Георгий Победоносец» и «Двенадцать Апостолов» – 8-37), 2-63,5-мм десантных, 6-381-мм т.а. (надводные).
«Гангут», «Наварин»: проектное нормальное водоизмещение – 9500 тонн (фактическое с учетом строительной перегрузки (среднее для кораблей серии) – 10250 тонн), двухвальная ЭУ, 12 огнетрубных котлов с поперечным расположением, фактическая мощность ЭУ – 9250 л.с., фактическая скорость – 16,25 узла, броня компаунд, пояс по ВЛ (65 %) – 406-305 мм, верхний пояс (40 %) и его траверзы – 305 мм, каземат СК – 127 мм (бок и траверзы)/25,4 мм (разделительные полупереборки), носовой и кормовой карапасы – 76,2 мм (с учетом 19,05-мм палубного настила), броневая палуба (плоская по верхней кромке пояса по ВЛ) – 50,8 мм (с учетом 12,7-мм палубного настила), батарейная палуба между обводами пояса по ВЛ и его траверзов и верхнего пояса и его траверзов – 38,1 мм (с учетом 12,7-мм палубного настила), верхняя палуба в пределах каземата СК и его траверзов (крыша каземата) – 38,1 мм (с учетом 12,7-мм палубного настила), барбеты башен ГК между батарейной и верхней палубами – 254 мм, башни ГК – 254 мм (стены)/50,8 мм (крыша), боевая рубка – 229 мм (стены)/50,8 мм (крыша), 4-305х35, 8-152х35, 12-47, 12-37, 2-63,5-мм десантных, 6-381-мм т.а. (надводные).
«Три Святителя», «Ростислав»: ТТХ в целом соответствуют реальному «Три Святителя», кроме наличия 10-152х45 вместо 8-152х45 и 4-120х45.
«Петропавловск», «Севастополь», «Полтава»: проектное нормальное водоизмещение – 11000 тонн (фактическое с учетом строительной перегрузки (среднее для кораблей серии) – 11625 тонн), двухвальная ЭУ, 14 огнетрубных котлов с продольным расположением, фактическая мощность ЭУ – 11000 л.с., фактическая скорость – 16,5 узла, броня сталеникелевая и Гарвея («Петропавловск», «Севастополь») и сталеникелевая и Круппа («Полтава»), пояс по ВЛ (65 %) – 381-254 мм, верхний пояс (40 %) и его траверзы – 127 мм, каземат СК – 127 мм (бок и траверзы)/25,4 мм (разделительные полупереборки), носовой и кормовой карапасы – 76,2 мм (с учетом 19,05-мм палубного настила), броневая палуба (плоская по верхней кромке пояса по ВЛ) – 50,8 мм (с учетом 12,7-мм палубного настила), верхняя палуба в пределах каземата СК и его траверзов (крыша каземата) – 38,1 мм (с учетом 12,7-мм палубного настила), барбеты башен ГК – 254/127 мм (внешняя/внутренняя часть), башни ГК – 254 мм (стены)/50,8 мм (крыша)/76,2 мм (пол), боевая рубка – 229 мм (стены)/50,8 мм (крыша), 4-305х40, 12-152х45, 12-47, 24-37, 2-63,5-мм десантных, 6-381-мм т.а. (2 подводных и 4 надводных).
«Сисой Великий», «Адмирал Ушаков», «Адмирал Сенявин», «Генерал-адмирал Апраксин»: проектное нормальное водоизмещение – 4375 тонн (фактическое с учетом строительной перегрузки (среднее для кораблей серии) – 5000 тонн), двухвальная ЭУ, 8 огнетрубных котлов с поперечным расположением, фактическая мощность ЭУ – 6000 л.с., фактическая скорость – 16,0 узлов, броня сталеникелевая и Гарвея («Сисой Великий», «Адмирал Ушаков») и Гарвея («Адмирал Сенявин», «Генерал-адмирал Апраксин»), пояс по ВЛ (65 %) – 254-203 мм, верхний пояс (15 %) и его траверзы – 76,2 мм, утолщенная обшивка борта в местах расположения 152-мм орудий – 50,8 мм, носовой и кормовой карапасы – 50,8 мм (с учетом 12,7-мм палубного настила), броневая палуба (плоская по верхней кромке пояса по ВЛ) – 38,1 мм (с учетом 12,7-мм палубного настила), барбеты башен ГК – 178 мм, башни ГК – 178 мм (стены)/38,1 мм (крыша)/50,8 мм (пол), боевая рубка – 178 мм (стены)/38,1 мм (крыша), 4-254х45, 4-152х45, 8-47, 12-37, 2-63,5-мм десантных, 4-381-мм т.а. (надводные).
«Рюрик»: проектное нормальное водоизмещение – 11250 тонн (фактическое с учетом строительной перегрузки – 12000 тонн), двухвальная ЭУ, 16 огнетрубных котлов с поперечным расположением, фактическая мощность ЭУ – 13500 л.с., фактическая скорость – 18,75 узла, броня сталеникелевая, полный пояс по ВЛ – от 203 мм в центральной части до 127 мм в оконечностях, броневая палуба (плоская по верхней кромке пояса) – 57,15 мм (с учетом 19,05-мм палубного настила), утолщенная обшивка борта в местах расположения 203-мм орудий и носовой и кормовой траверзы на батарейной палубе – 50,8 мм, кожухи дымоходов (одно межпалубное пространство) – 50,8 мм, гласис машинного отделения – 127 мм, боевая рубка – 229 мм (стены)/50,8 мм (крыша)/102 мм (коммуникационная труба), 14-203х35, 8-120х45, 8-75х50, 8-47, 8-37 (пятиств.), 2-63,5-мм десантных, 6-381-мм т.а. (надводные).
«Россия»: проектное нормальное водоизмещение – 12750 тонн (фактическое с учетом строительной перегрузки – 13000 тонн), двухвальная ЭУ, 32 водотрубных котла Бельвиля с продольным расположением, фактическая мощность ЭУ – 15750 л.с., фактическая скорость – 19,25 узла, броня сталеникелевая и Гарвея, полный пояс по ВЛ – от 178 мм в центральной части до 127 мм в оконечностях, гласис машинного отделения – 127 мм, кожухи дымоходов (одно межпалубное пространство) – 76,2 мм, броневая палуба (плоская по верхней кромке пояса) – 57,15 мм (с учетом 19,05-мм палубного настила), казематы 203-мм орудий – 76,2 мм (бок и траверзы)/25,4 мм (крыша), боевая рубка – 229 мм (стены)/50,8 мм (крыша)/102 мм (коммуникационная труба), 10-203х45, 8-120х45, 8-75х50, 16-47, 4-37, 2-63,5-мм десантных, 5-381-мм т.а. (надводные).
«Пересвет», «Ослябя»: проектное нормальное водоизмещение – 12750 тонн (фактическое с учетом строительной перегрузки (среднее для кораблей серии) – 14000 тонн), двухвальная ЭУ, 32 водотрубных котла Бельвиля с продольным расположением, фактическая мощность ЭУ – 15750 л.с., фактическая скорость – 19,0 узлов, броня Гарвея, полный пояс по ВЛ – от 229 мм в центральной части до 127 мм в оконечностях, верхний пояс (45 %) и его траверзы – 127 мм, казематы СК – 127 мм (бок)/50,8 мм (тыл)/38,1 мм (крыша)/76,2 мм (траверзы в диаметральной плоскости между носовыми и кормовыми казематами), кожухи дымоходов (одно межпалубное пространство) – 25,4 мм, карапасная броневая палуба со скосами – 76,2 мм (карапасы и гласис МО с учетом 19,05-мм палубного настила)/50,8 мм (плоская часть с учетом 19,05-мм палубного настила)/63,5 мм (скосы с учетом 19,05-мм палубного настила), палуба по верхней кромке верхнего пояса – 25,4 мм (палубный настил), барбеты башен ГК – 203 мм (нижнее кольцо кормового барбета – 102 мм в пределах верхнего пояса и его траверзов и 203 мм вне его), башни ГК – 229 мм (стены)/50,8 мм (крыша)/76,2 мм (пол), боевая рубка – 229 мм (стены)/63,5 мм (крыша)/127 мм (коммуникационная труба), 4-254х45, 12-152х45, 20-75х50, 20-47, 4-37, 4 пулемета, 2-63,5-мм десантных, 5-381-мм т.а. (2 подводных и 3 надводных).
«Светлана»: проектное нормальное водоизмещение – 7000 тонн (фактическое – 7000 тонн), двухвальная ЭУ, 24 водотрубных котла Бельвиля с продольным расположением, фактическая мощность ЭУ – 13500 л.с., фактическая скорость – 20,0 узлов, броня сталеникелевая и Гарвея, карапасная броневая палуба со скосами – 75 мм (скосы и карапасы с учетом 15-мм палубного настила)/37,5 мм (плоская часть с учетом 10-мм палубного настила)/112,5 мм (гласис МО с учетом 15-мм палубного настила), кожухи дымоходов (два межпалубных пространства) – 37,5 мм, боевая рубка – 150 мм (стены)/37,5 мм (крыша и пол)/75 мм (коммуникационная труба), башни 152-мм орудий – 112,5 мм (стены)/37,5 мм (крыша), барбеты башен 152-мм орудий – 112,5 мм, элеваторы боезапаса – 37,5 мм, 12-152х45, 12-75х50, 8-47, 2-37, 2 пулемета, 2-63,5-мм десантных, 3-381-мм т.а. (1 надводный и 2 подводных).
«Диана», «Паллада», «Аврора», «Громобой»: проектное нормальное водоизмещение – 7000 тонн (фактическое с учетом строительной перегрузки (среднее для кораблей серии) – 7125 тонн), трехвальная ЭУ, 24 водотрубных котла Бельвиля с продольным расположением, фактическая мощность ЭУ – 13500 л.с., фактическая скорость – 20,0 узлов, броня хромоникелевая и Круппа, карапасная броневая палуба со скосами – 76,2 мм (скосы и карапасы с учетом 12,7-мм палубного настила)/38,1 мм (плоская часть с учетом 12,7-мм палубного настила)/114 мм (гласис МО с учетом 12,7-мм палубного настила), кожухи дымоходов (два межпалубных пространства) – 38,1 мм, боевая рубка – 152 мм (стены)/38,1 мм (крыша и пол)/76,2 мм (коммуникационная труба), башни 152-мм орудий – 114 мм (стены)/38,1 мм (крыша), барбеты башен 152-мм орудий – 114 мм, элеваторы боезапаса – 38,1 мм, 12-152х45, 12-75х50, 8-47, 4-37, 4 пулемета, 2-63,5-мм десантных, 3-381-мм т.а. (1 надводный и 2 подводных).
«Баян»: проектное нормальное водоизмещение – 7000 тонн (фактическое – 7000 тонн), двухвальная ЭУ, 22 водотрубных котла Бельвиля с поперечным расположением, фактическая мощность ЭУ – 13500 л.с., фактическая скорость – 20,0 узлов, броня хромоникелевая и Круппа, карапасная броневая палуба со скосами – 75 мм (скосы и карапасы с учетом 15-мм палубного настила)/37,5 мм (плоская часть с учетом 10-мм палубного настила)/112,5 мм (гласис МО с учетом 15-мм палубного настила), кожухи дымоходов (два межпалубных пространства) – 37,5 мм, боевая рубка – 150 мм (стены)/37,5 мм (крыша и пол)/75 мм (коммуникационная труба), башни 152-мм орудий – 112,5 мм (стены)/37,5 мм (крыша), барбеты башен 152-мм орудий – 112,5 мм, элеваторы боезапаса – 37,5 мм, 12-152х45, 12-75х50, 8-47, 2-37, 4 пулемета, 2-63,5-мм десантных, 2-381-мм т.а. (подводные).
«Варяг»: проектное нормальное водоизмещение – 6750 тонн (фактическое – 6750 тонн), двухвальная ЭУ, 30 водотрубных котлов Никлосса с поперечным расположением, фактическая мощность ЭУ – 16500 л.с., фактическая скорость – 23,25 узла, броня хромоникелевая и Круппа, карапасная броневая палуба со скосами – 76,2 мм (карапасы и скосы – два слоя по 38,1 мм)/38,1 мм (плоская часть – два слоя по 19,05 мм)/114 мм (гласис МО – 95,25-мм броня на 19,05-мм настиле), кожухи дымоходов (два межпалубных пространства) – 38,1 мм, боевая рубка – 152 мм (стены)/38,1 мм (крыша и пол)/76,2 мм (коммуникационная труба), башни 152-мм орудий – 114 мм (стены)/38,1 мм (крыша), барбеты башен 152-мм орудий – 114 мм, элеваторы боезапаса – 38,1 мм, носовой и кормовой торпедные аппараты – 38,1 мм, 12-152х45, 12-75х50, 8-47, 2-37, 4 пулемета, 2-63,5-мм десантных, 6-381-мм т.а. (надводные).
«Аскольд»: проектное нормальное водоизмещение – 6750 тонн (фактическое – 6750 тонн), трехвальная ЭУ, 10 водотрубных котлов Торникрофта-Шульца с поперечным расположением, фактическая мощность ЭУ – 22500 л.с., фактическая скорость – 23,5 узла, броня хромоникелевая и Круппа, карапасная броневая палуба со скосами – 75 мм (скосы и карапасы с учетом 15-мм палубного настила)/37,5 мм (плоская часть с учетом 10-мм палубного настила)/112,5 мм (гласис МО с учетом 15-мм палубного настила), кожухи дымоходов (два межпалубных пространства) – 37,5 мм, боевая рубка – 150 мм (стены)/37,5 мм (крыша и пол)/75 мм (коммуникационная труба), башни 152-мм орудий – 112,5 мм (стены)/37,5 мм (крыша), барбеты башен 152-мм орудий – 112,5 мм, элеваторы боезапаса – 37,5 мм, носовой и кормовой торпедные аппараты – 37,5 мм, 12-152х45, 12-75х50, 8-47, 2-37, 4 пулемета, 2-63,5-мм десантных, 6-381-мм т.а. (4 надводных и 2 подводных).
«Богатырь»: проектное нормальное водоизмещение – 6750 тонн (фактическое – 6750 тонн), двухвальная ЭУ, 16 водотрубных котлов Нормана с продольным расположением, фактическая мощность ЭУ – 20500 л.с., фактическая скорость – 23,5 узла, броня хромоникелевая и Круппа, карапасная броневая палуба со скосами – 75 мм (скосы и карапасы с учетом 15-мм палубного настила)/37,5 мм (плоская часть с учетом 10-мм палубного настила)/112,5 мм (гласис МО с учетом 15-мм палубного настила), кожухи дымоходов (два межпалубных пространства) – 37,5 мм, боевая рубка – 150 мм (стены)/37,5 мм (крыша и пол)/75 мм (коммуникационная труба), башни 152-мм орудий – 112,5 мм (стены)/37,5 мм (крыша и пол), барбеты башен 152-мм орудий – 112,5 мм, элеваторы боезапаса – 37,5 мм, носовой и кормовой торпедные аппараты – 37,5 мм, 12-152х45, 12-75х50, 8-47, 2-37, 4 пулемета, 2-63,5-мм десантных, 4-381-мм т.а. (2 надводных и 2 подводных).
«Олег», «Очаков», «Кагул»: проектное нормальное водоизмещение (среднее для кораблей серии) – 6750 тонн (фактическое с учетом строительной перегрузки – 7125 тонн), двухвальная ЭУ, 16 водотрубных котлов Нормана с продольным расположением, фактическая мощность ЭУ – 19000 л.с., фактическая скорость – 22,75 узла, броня хромоникелевая и Круппа, карапасная броневая палуба со скосами – 76,2 мм (скосы и карапасы с учетом 12,7-мм палубного настила)/38,1 мм (плоская часть с учетом 12,7-мм палубного настила)/114 мм (гласис МО с учетом 12,7-мм палубного настила), кожухи дымоходов (два межпалубных пространства) – 38,1 мм, боевая рубка – 152 мм (стены)/38,1 мм (крыша и пол)/76,2 мм (коммуникационная труба), башни 152-мм орудий – 114 мм (стены)/38,1 мм (крыша и пол), барбеты башен 152-мм орудий – 114 мм, элеваторы боезапаса – 38,1 мм, 12-152х45, 12-75х50, 8-47, 2-37, 4 пулемета, 2-63,5-мм десантных, 2-381-мм т.а. (подводные).
Альтернативные крейсера «Богатырь», «Олег», Очаков» и «Кагул» визуально соответствуют реальным, но не имеют бронированных казематов для четырех 152-мм пушек.
«Ретвизан»: ТТХ в целом соответствуют реальным, кроме проектного водоизмещения в 12750 тонн и наличия в оконечностях броневого пояса толщиной 76,2 мм вместо 50,8 мм.
«Победа»: проектное нормальное водоизмещение – 12750 тонн (фактическое с учетом строительной перегрузки – 13500 тонн), двухвальная ЭУ, 30 водотрубных котлов Бельвиля с продольным расположением, фактическая мощность ЭУ – 14500 л.с., фактическая скорость – 18,0 узлов, броня хромоникелевая и Круппа, полный пояс по ВЛ – от 229 мм в центральной части до 127 мм в оконечностях, верхний пояс (45 %) и его траверзы – 127 мм, казематы СК – 127 мм (бок)/50,8 мм (тыл)/38,1 мм (крыша)/76,2 мм (траверзы в диаметральной плоскости между носовыми и кормовыми казематами), кожухи дымоходов (одно межпалубное пространство) – 25,4 мм, карапасная броневая палуба со скосами – 76,2 мм (карапасы и гласис МО с учетом 19,05-мм палубного настила)/50,8 мм (плоская часть с учетом 19,05-мм палубного настила)/63,5 мм (скосы с учетом 19,05-мм палубного настила), палуба по верхней кромке верхнего пояса – 25,4 мм (палубный настил), барбеты башен ГК – 229 мм (нижнее кольцо кормового барбета – 102 мм в пределах верхнего пояса и его траверзов и 229 мм вне его), башни ГК – 229 мм (стены)/50,8 мм (крыша)/76,2 мм (пол), боевая рубка – 229 мм (стены)/50,8 мм (крыша и пол)/127 мм (коммуникационная труба), 4-305х40, 12-152х45, 20-75х50, 20-47, 4-37, 4 пулемета, 2-63,5-мм десантных, 5-381-мм т.а. (2 подводных и 3 надводных).
«Князь-Потемкин-Таврический», «Цесаревич», «Бородино», «Император Александр III», «Князь Суворов», «Орел», «Слава»: ТТХ в целом соответствуют реальным.
«Новик», «Боярин», «Жемчуг», «Изумруд»: ТТХ в целом соответствуют реальным.
«Алмаз»: проектное нормальное водоизмещение – 3250 тонн (фактическое с учетом строительной перегрузки – 3375 тонн), двухвальная ЭУ, 18 водотрубных котлов Бельвиля с продольным расположением, фактическая мощность ЭУ – 10000 л.с., фактическая скорость – 21,0 узел, броня хромоникелевая и Круппа, карапасная броневая палуба со скосами – 50,8 мм (карапасы и скосы с учетом 12,7-мм палубного настила)/38,1 мм (плоская часть с учетом 12,7-мм палубного настила)/63,5 мм (гласис МО с учетом 12,7-мм палубного настила), боевая рубка – 76,2 мм (стены)/25,4 мм (крыша и пол)/38,1 мм (коммуникационная труба), элеваторы боезапаса – 25,4 мм, 6-120х45, 8-47, 2-37, 4 пулемета, 2-381-мм т.а. (надводные).
Корабли послевоенной постройки (основные ТТХ):
«Евстафий», «Иоанн Златоуст»: ТТХ в целом соответствуют реальным, кроме наличия 4-229х50 вместо 4-203х50.
«Андрей Первозванный», «Император Павел I»: проектное нормальное водоизмещение – 18250 тонн, двухвальная ЭУ, фактическая скорость – 19,0 узлов, броня хромоникелевая и Круппа, полный главный пояс – от 254 мм в центральной части до 102 мм в оконечностях, полный верхний пояс (каземат ПМК) – 76,2 мм, броневые палубы (с учетом толщины палубных настилов) – 38,1 мм (нижняя – карапасная со скосами)/38,1 мм (батарейная)/25,4 мм (верхняя), барбеты башен ГК – 254 мм (над верхней палубой)/203 мм (от верхней до батарейной палубы), башни ГК – 254 мм (стены)/63,5 мм (крыша)/102 мм (пол), боевая рубка – 254 мм (стены)/127 мм (крыша и пол)/127 мм (коммуникационная труба), дальномерные рубки – 50,8 мм (стены)/25,4 мм (крыша), 8-305х40, 16-110х55, 4-47, 4 пулемета, 2-450-мм т.а. (подводные).
«Варяг», «Боярин», «Витязь», «Баян»: проектное нормальное водоизмещение – 12000 тонн, двухвальная ЭУ, фактическая скорость – 23,0 узла, броня хромоникелевая и Круппа, полный главный пояс – от 178 мм в центральной части до 76,2 мм в оконечностях, неполный верхний пояс (каземат ПМК) – 76,2 мм, броневые палубы (с учетом толщины палубных настилов) – 38,1 мм (нижняя – карапасная со скосами)/38,1 мм (батарейная)/25,4 мм (верхняя в пределах каземата ПМК), барбеты башен ГК – 178 мм (над верхней палубой)/127 мм (от верхней до батарейной палубы), башни ГК – 178 мм (стены)/50,8 мм (крыша)/76,2 мм (пол), боевая рубка – 203 мм (стены)/102 мм (крыша и пол)/102 мм (коммуникационная труба), дальномерные рубки – 50,8 мм (стены)/25,4 мм (крыша), 8-229х50, 16-110х55, 4-47, 4 пулемета, 2-450-мм т.а. (подводные).