Чухраев Э. Русский «авось» и Военно-Морской Флот России. Обновление вспомогательного флота ВМФ России

С 2012 до 2020 год  он  должен был получить более 90 единиц различных новых судов (поступило около 70).

К началу 2017 года в вспомогательный флот входило около 480 морских и рейдовых судов обеспечения, 95 из них — современные. Ежегодно такими судами перевозится более полумиллиона тонн грузов, десятки тысяч людей, выполняются около 14 тыс. буксировок, обеспечивается жизнедеятельность около 100 пунктов дислокации сил флота.

В 2018 году (с задержкой на три года от плана) от строителейпередано Северному  флоту головноемногофункциональное судно тылового обеспечения (МСТО) проекта 23120 «Эльбрус». В 2019 году «Эльбрус» вместе с фрегатом «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» выполнил задачи кругосветного плавания, которое продолжалось почти полгода.  В конце апреля 2020 года на очередной этап испытаний вышло строящееся по проекту 23120 второе судно тылового обеспечения «Всеволод Бобров» (первое серийное судно).  Срок его передачи флоту перенесен на 2021 год.

25 декабря 2015 года  был зачислен в состав ТОФ необычный корабль 1-го ранга — спасательное судно «Игорь Белоусов». Это головное спасательное судно  океанского класса проекта 21300 «Дельфин».  Строительство подобных универсальных судов в России и СССР не велось почти 30 лет. По планам в составе каждого из региональных флотов России должно быть одно такое судно. Но строительство серийных спасательных судов проекта 21300 до сих пор откладывается,  несмотря на то, что оно заложено в госпрограмму вооружений. Увы, но и через 20 лет после гибели АПЛ «Курск» новых судов для спасения подводников в российском ВМФ не появится.  Вот так безжалостно продолжает давить ВМФ «русский авось».

23 мая 2015 года в состав ВМФ вошло новое океанографическое исследовательское судно 1 ранга (ОИС) проекта 22010 «Янтарь».  Это головное судно  специального назначения (строилось с 2010 года) для проведения комплексных исследований мирового океана в интересах Главного упраления глубоководных исследований (ГУГИ) Министерства обороны Российской Федерации.  Второе судно этой серии «Алмаз» заложено в 2016 году. Ввод в строй планируется в 2021 году.

Для ВМФ России в Центре судоремонта «Звездочка» с 2004 года идет строительство вспомогательных судов проекта 20180. Серия судов  включает в себя: проект 20180 — спасательное буксирное судно («Звездочка», в строю с 2010); проект 20180ТВ — морской транспорт вооружений («Академик Ковалев», в строю с 2015) и проект 20183 — океанографическое исследовательское судно («Академик Александров», в строю с 2017). В 2023 году планируется спуск на воду судна «Академик Макеев» проекта 20183ТВ (заложен в 2015) и в 2020 заложено судно «Академик Лавёров» проекта 20183. Планируется, что ВМФ РФ получит до 2024 года 5 новых кораблей на базе проекта 20180 различного назначения, от транспорта вооружений до научно-исследовательского судна в арктической зоне.

Судно «Звездочка» проекта 20180

По плану для ВМФ России будут строиться новые многофункциональные спасательные буксирные суда (МСБС) проекта 20186. На снимке электронная модель судна

Построить головное судно при благополучном стечении обстоятельств возможно к 2021–2022 году. Этими судами предполагается заменить крупнейшие в мире буксиры-спасатели проекта Р-5757 типа «Фотий Крылов». Сегодня ВМФ располагает лишь двумя судами проекта Р-5757. «Фотию Крылову» и «Николаю Чикеру» уже больше 30 лет.         В ВМФ России обновляется танкерный флот,  строятся универсальные морские танкеры. 21 января 2020 года в состав вспомогательного флота ВМФ вошел новый корабль обеспечения  — средний морской танкер «Академик Пашин» проекта 23130. Из-за  санкций получился очередной российский долгострой (с 2013 года).

Танкер «Академик Пашин»

Планируется построить еще 5 серийных кораблей проекта 23130. Водоизмещение танкера «Академик Пашин» более 9000 тонн.  В один рейс он может взять до 3 тысяч тонн мазута, 2,5 тысяч тонн дизтоплива, 500 тонн авиационного керосина, 150 тонн смазочного масла, до 1000 тонн пресной воды, а также по 100 тонн продовольствия и различного снаряжения и ЗИП.

Минобороны России в 2014–2015 годах заключило контракты на постройку для ВМФ четырёх малых морских танкеров проекта 03182. Первые два судна строят в Нижнем Новгороде для ЧФ. Ещё два собирают на верфях во Владивостоке, их передадут Тихоокеанскому флоту. Головной танкер «Вице-адмирал Паромов» заложили 1 сентября 2016 года, планируется ввести его в строй в 2021 году.  

Вывод. Вспомогательный флот ВМФ России также обновляется и пополняется новыми современными судами различного назначения (в период с 2014 по 2020 годы вошли в строй около 70 новых судов, по плану было – 90). В настоящее время у вспомогательного флота более 160 современных судна, исправность доведена до 85 процентов. В соответствии с государственной программой вооружения на 2018-2027 годы, будет поставлено ещё 176 судов. Однако нельзя не видеть, что темпы этого процесса должны и могут быть большими. Сроки строительства новых судов иногда затягиваются, некоторые из новостроек превращаются в долгострой. Ввод в строй новых судов для вспомогательного флота отстаёт от реальных потребностей.  В составе флота находятся неисправные суда, которые не имеют дальнейших перспектив использования.

Как выполнена Государственная программа вооружений (ГПВ-2020) в части касающейся ВМФ?

Это была программа государственных закупок на нужды обороны в период 2011-2020 годов. Объём финансирования составил 19 трлн. рублей (для сравнения —  объём по ГПВ-2015 составлял 5 трлн. рублей). Четверть средств должно было быть выделено на нужды ВМФ (около 5 трлн. рублей).

Реализация ГПВ-2020 позволила обеспечить переход к действительно массовым поставкам в ВМФ России новых и современных проектов кораблей и судов, образцов вооружения, военной техники. Основные усилия по ее выполнению были направлены на сбалансированное развитие стратегических ядерных сил, комплектные поставки современных и перспективных образцов вооружения, создание информационно-управляющих систем, научно-технического задела, необходимого для получения новейших систем и образцов вооружения. И если в 2012 году в российском ВМФ уровень современной техники составлял только 15%, то в ходе выполнения ГПВ-2020 доля современного вооружения возросла более чем в четыре раза и достигла почти 63%.

Тем не менее, к сожалению, ГПВ-2020 по ВМФ не выполнена даже на 50%. Предусматривалась поставка ВМФ для конца 2020 года (получилось в реальности):

— 8 стратегических АПКР «Борей» (4);

— 8 АПЛ проекта 885 (М) «Ясень» (1);

— 20 дизельных ПЛ (9);

— 35 корветов (7);

— 15 фрегатов, в том числе 6 проекта 11356 и 9 проекта 22350 (5);

— 6 МРК проекта 21630 «Буян-М» (с учётом МРК «Каракут» — 12);

— 6 БДК проекта 11711 (2).

В решении задач вооружения и военной техники среди видов Вооружённых Сил России Военно-Морской Флот, пожалуй, имеет наибольшее количество проблем и испытывает крайне серьёзные затруднения, что в значительной степени ограничивает его боеспособность.

Главные причины срыва ГПВ-2020 для ВМФ состоят в следующем.

Во-первых, как в Минобороны, так и в руководстве ВМФ России отсутствует единая точка зрения на вопросы развития флота. Поэтому ещё до принятия ГПВ-2020 (и даже в ходе ее реализации) программы военного судостроения неоднократно пересматривались. Кроме того, руководство Минобороны и флота исходило из крайне оптимистичных сроков создания и освоения кораблей и их вооружения. Наиболее наглядно это можно видеть на примере фрегатов проекта 22350, создававшихся под перспективные системы вооружения, которые к моменту начала строительства этих кораблей находились ещё только в начальной стадии разработки (в частности, ЗРК «Полимент-Редут»). Или другой пример. В декабре 2009 года начались работы по строительству стратегической атомной подводной лодки «Князь Владимир». Но ее закладка переносилась четыре раза по причине недовольства представителей Министерства Обороны непрозрачностью ценообразования корабля, которую устранили только к концу 2011 года. В результате, официальная церемония закладки состоялась лишь 30 июля 2012 года (вошла в строй ВМФ в июне 2020 года).

Во-вторых, флот оказался наиболее пострадавшим видом российских вооружённых сил от событий на Украине в 2014 году и последовавших за ними экономических санкций против России.

В-третьих, главной проблемой в реализации программ развития флота по-прежнему остаётся серьёзный кризис судостроительной отрасли. Устаревшие технологии, проблемы управленческого характера и множество других причин не позволяют строить корабли с требуемой скоростью. Например, скорость строительства надводных кораблей в два и более раз ниже, чем у западных стран. К сожалению, системные проблемы российской судостроительной промышленности в ходе реализации ГПВ-2020 не были преодолены.

Чтобы Россия оставалась  развитой военно-морской державой, а в перспективе – имела действительно мощный флот, способный защищать ее интересы в Мировом океане, очевидно, что без полной перезагрузки и радикальной модернизации судостроительной отрасли не обойтись.

В-четвертых, состояние судоремонтной отрасли тоже далеко от удовлетворительного. В рамках ГПВ-2020 предполагались ремонт и модернизация значительной части имеющихся крупных боевых кораблей и подводных лодок. Однако на текущий момент корабли и подводные лодки на долгие годы «зависают» на судостроительных и судоремонтных заводах, а сроки их ремонта и модернизации бесконечно сдвигаются вправо.

В итоге, неисполненные пункты для ВМФ по ГПВ-2020 перетекли в ГПВ-2027, принятой в 2018 году. Она ориентирована, в первую очередь, на развитие ядерного оружия и рассчитана на 20 трлн. рублей. Состав и содержание заданий ГПВ-2027 структурированы и оптимизированы в рамках выделенных лимитов финансирования. К сожалению, на нужды ВМФ эти лимиты в программе снижены. 

Основные показатели ГПВ-2027 для Военно-Морского Флота.

– Полное завершение строительства серии фрегатов проекта 22350. В настоящий момент в составе флота их два, еще четыре находятся на различных стадиях строительства. Причем два последних фрегата были заложены в 2019 году. Их ввода в строй следует ожидать к концу 2025 года.

– Завершение строительства заложенных в настоящий момент подводных ракетоносцев проекта 955А «Борей-А» (из десяти заложенных в настоящий момент в составе флота находятся четыре) и многоцелевых АПЛ проекта 885М «Ясень-М» (из семи заложенных в строю одна).

– Дальнейшее продолжение строительства серии АПЛ проектов 955А и 885М. По две субмарины этих проектов дополнительно планируется заложить в 2020-2021 годах. Вероятно, и у них есть шансы войти в строй до окончания ГПВ-2027.

– Завершение ремонта и модернизации тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов» и авианосца «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», а также части больших противолодочных кораблей.

– Завершение строительства корветов проектов 20380 и 20385.

 —  В случае успешного завершения ГПВ-2027 для флота (или хотя бы достижения значительной части запланированного) Северный флот ВМФ России сможет иметь полноценную многоцелевую корабельную группу из авианосца, одного-двух ракетных крейсеров и четырёх фрегатов проекта 22350, способных значительно эффективнее, чем существующие корабли, решать задачи противовоздушной и противолодочной обороны соединения. Кроме того, Северный флот будет располагать несколькими многоцелевыми АПЛ нового поколения «Ясень-М». В то же время ядро Тихоокеанского флота, очевидно, будет значительно слабее.

— Новая ГПВ-2027, к сожалению, не будет предусматривать строительство принципиально новых кораблей. Так, Минобороны де-факто закрыло программу создания перспективных атомных эсминцев класса «Лидер», которые, как предполагалось, должны были быть заложены в 2020-х годах. Вместо них будут строиться модернизированные фрегаты проекта 22350М. В отличие от существующих фрегатов проекта 22350, их водоизмещение составит 7000 тонн (против 5400 тонн у предшественника), а количество вооружения увеличится в 1,5 раза. Разработка эскизного проекта перспективных фрегатов была завершена в конце 2019 года. Впрочем, учитывая, что корабли этого проекта даже не закладывались, а существующие оценки ввода в строй головного корабля – конец 2027 года, в рамках ГПВ-2027 их строительство едва ли стоит рассматривать.

— В программе фактически свёрнуты работы по созданию воздухонезависимой силовой установки для дизельных подводных лодок нового поколения. Дизельные подводные лодки с такими системами уже давно эксплуатируются в Японии, Швеции, Франции и Германии. Россия же в этом аспекте остаётся явным аутсайдером.

— Вероятно, в 2021-2022 годах будет принята на вооружение перспективной гиперзвуковой противокорабельной ракеты (ПКР) «Циркон». Это выведет противокорабельный потенциал ВМФ России на качественно новый уровень. Однако количество кораблей-носителей этого вооружения останется ограниченным.

Возможно, в 2023 году будет принята очередная ГПВ рассчитанная на период до 2033 года. 

                                         (Продолжение следует)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *