Чего стоит флот без берега?

https://zen.yandex.ru/media/amico/chego-stoit-flot-bez-berega-5d86453bd7859b00ad6ed3a4

Ничего не стоит, — это как сверло без самой дрели да ещё и при обесточенной розетке. Почему постоянно мы встречаем сообщения в СМИ о создании потенциальным супостатом военных баз во всех уголках планеты? Потому, что супостат и сам прекрасно это понимает и старается наладить береговое обеспечение своего флота повсюду, где оно может понадобиться.

Попробуем осветить и эту сторону флотской жизни, до сих пор мы к ней ещё не обращались, надеюсь, это будет интересно, особенно тем, кто с флотом не связан. Пишу «мы» потому, что читатели зачастую в комментариях рассказывают не меньше, чем сама статья 🙂

Сколько бы корабль не находился в море, а к родному берегу обязательно вернётся. И подойдёт к причалу, где его могут встречать с жареным поросёнком на подносе, а если был допущен крупный косяк, то комиссия с мешком грубо обструганных чопов для всех виновных. Кто не в курсе , чоп — это коническая деревянная пробка, которой забивают пробоины в корпусе и бывают эти чопы устрашающих размеров. В переносном смысле, «вставить чоп» сами понимаете куда, на флоте обозначает получить разнос или другие неприятные последствия для виноватых.

Но мы слегка отвлеклись. Итак, для стоянки кораблей у берега необходимы причалы. Это довольно непростые сооружения. К тому же их снабжают различными коммуникациями. Если уж мы стоим у причала, то не стоит выбивать моторесурс корабельных генераторв, а лучше подключиться к береговому электропитанию. На причалах находятся специальные электрощиты, а ещё их называют колонками. У нас на катерах имелся кабель питания с берега, да они на любом корабле есть. Одним концом он постоянно был подключён к корабельному щиту питания с берега, а другой его конец разделялся на три жилы с клеммами на концах. Клеммы надевались на шпильки с резьбой, торчащие в береговом щите на токоподводящих шинах, по одной на каждую фазу, а всего три. Потом включался предварительно выключенный рубильник.

Херак-с! Фазометр на корабельном щите показывает, что фазы перепутаны, опять наблудил электрик, попутал жилы при подключении. Рубильник отключаем и меняем местами любые две фазы. Ну, теперь-то всё будет в порядке! Фазометр согласен. Снова электрик выключает рубильник и надёжно крепит клеммы с помощью наворачиваемых на резьбу гаек. Щит закрывается.

Надо сказать, что зачастую щиты эти на замке и надо предварительно вызвать берегового электрика. Скорость, с какой он появляется, бывает совершенно различной. Не могу не припомнить, как мы пришли в Алжир передавать арабам новый ракетный катер. Их береговой электрик с недоумением рассмотрел все эти жилы-клеммы, потом ушёл и вскоре вернулся со здоровенной трёхфазной вилкой. Сноровисто срезал клеммы, подсоединил жилы к вилке и сунул её в береговй щит с соответствующего размера розеткой. В течении последующего полугода фазометр об ошибках в подключении нам не сообщал.

А кроме того, на причал подводится телефонная связь, трубопроводы с водой, бывет, и сжатый воздух подаётся, а в былые времена и пар. Хотя, возможно, кое-где и до сих пор.

Есть такие места где приливы очень высоки. Вахта должна непрерывно следить за состоянием швартовых концов, потравливать их или выбирать. От таких забот избавляют плавучие причалы, поднимающиеся совместно с пришвартованным кораблём и вместе с ним опускающиеся в такт приливам и отливам.

Причалы для военных кораблей обычно находятся на ограждённой, охраняемой и недоступной для посторонних лиц территории, в принципе, её и можно называть базой, но существуют целые агломерации таких территорий. Вот возьмём Севастополь, его тоже часто называют военно-морской базой. Но чего только тут нет! На верхнем снимке расположение подводных лодок в Южной бухте. Напротив размещаются суда вспомогательного флота. ближе к выходу из Южной бухты находится Минная стенка, раньше там базировались миноносцы, а сейчас зачастую десантные корабли.

Наши ракетные катера базировались в Карантинной бухте. Все, кто бывал в Херсонесском заповеднике, видел на противоположном берегу наши кораблики и стоящие среди куп деревьев красноватые строения, в первую очередь штаб бригады. Однако на территории скрыто очень много чего, в принципе, это настоящая военно-морская база в миниатюре. Помимо причалов с подъездными путями, там имеются подземные хранилища топлива и вооружения, ремонтные мастерские и плавучий док, склады с продовольствием и овощехранилище, ремонтные мастерские и антенное поле узла связи. Казармы личного состава, столовые, клуб, библиотека, спортивные площадки, свинарник, караульное помещение. Территория охраняется, что не мешает, само собой, ходить в самоволки.

Однако эта территория теперь практически в центре города, как и другие места базирования кораблей в севастопольских бухтах. Любой слыхал, а теперь и видел, как горят и взрываются склады с боеприпасами. Поэтому наиболее крупные их хранилища вынесены в основном за город. А ведь флотское оружие — это не только снаряды, лежат себе и лежат. Ракеты, мины и торпеды требуют периодического обслуживания и специальной подготовки перед погрузкой на корабли. Поэтому есть специальный арсенал, минно-торпедные и ракетно-технические базы, где всё это происходит, скрытые среди окружающих город заросших лесом гор.

Корабли требуют ремонта, поэтому в городе есть насколько судоремонтных заводов и в дополнение к ним плавучие мастерские. Ремонта требует также электротехническое оборудование, средства радиолокации и связи. Для этого предназначены специальные ремонтные предприятия.Для обеспечения надежной эксплуатации всевозможного оборудования существует Метрологическая служба флота со своими ремонтными мощностями, в заведовании которой все измерительные приборы.

Топливо. Его запасы хранятся в различных местах, от старых времён остались такие названия как Угольная пристань, Нефтяная гавань. А вот я сейчас приведу названия некоторых севастопольских бухт, которые говорят сами за себя: Инженерная, Доковая, Сухарная, Маячная, Корабельная, Артиллерийская, Клепальная.

Все эти составные части военно-морской базы должны иметь надёжное транспортное сообщение, связь и единое управление.

Само собой, база должна быть надёжна защищена от воздушного нападения, атак с моря и берега. Это мы пока рассмотрели только лишь некоторые вопросы базирования, оставив в стороне кораблестроение, создание и производство новых образцов флотского оружия, в конце концов пошив матросских штанов и всего, что положено по вещевому аттестату. А ещё средства связи, покрывающие весь земной шар, разведка в интересах флота, учебные и испытательные полигоны, картография и гидрологические исследования. Вот и подумайте, чего стоит флот без всего этого.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *