https://topwar.ru/164649-bogi-ljubjat-otvazhnyh.html
Их восемь — нас двое. Расклад перед боем
Не наш, но мы будем играть!
Сережа! Держись, нам не светит с тобою,
Но козыри надо равнять.
В. С. Высоцкий
11 ноября 1942 года в Индийском океане к юго-востоку от Кокосовых островов состоялся один из самых удивительных морских боёв Второй мировой войны. Вообще, Индийский океан стал ареной для множества удивительных историй, один бой «Корморана» против «Сиднея» чего стоит, но наш рассказ о не менее, а, возможно, даже более удивительном сражении.
Во Второй мировой войне страны-участницы Германия и Япония, по примеру Первой мировой, продолжили практику рейдерства. Только к надводным кораблям массово добавились подводные лодки.
Разделение труда, если можно так сказать. Подлодки просто топили корабли, а рейдеры зачастую захватывали их и с призовыми командами отправляли в свои порты. Японцы очень неплохо пополнили свой флот таким образом.
И вот 11 ноября произошло то, что произошло. Бой между двумя японскими рейдерами и британским недоконвоем, состоящим из танкера и корвета сопровождения.
Для начала представлю участников.
С японской стороны были два настоящих рейдера. Настоящих, потому что хоть их и строили вроде как пассажирские теплоходы, но за деньги военного ведомства, а значит, в военные корабли эти суда переделывались очень быстро и просто. Вообще планировались как скоростные транспорты, но можно было использовать и в качеств рейдеров.
«Хококу-мару» и «Айкоку-мару» имели водоизмещение 10 438 т и максимальную скорость до 21 узла. Предполагалось использовать их для рейсов в обе Америки.
«Айкоку-мару» в 1943 году
Но с началом войны их переоборудовали во вспомогательные крейсеры. То есть, если перевести на нормальный язык, – рейдеры.
Основным вооружением были 140-мм орудия «Тип 3», каждый корабль нес их восемь штук. Кроме того, две 76-мм зенитки, два спаренных зенитных автомата «Тип 96» калибром 25 мм, два спаренных 13,2-мм пулемёта и два двухтрубных 533-мм торпедных аппарата. Вишенка на тортике – каждый рейдер имел по два гидросамолета. Без катапульты, правда, но с кранами, позволявшими быстро спускать на воду и поднимать самолеты с нее.
В общем, довольно стандартно для «вспомогательных крейсеров» того времени. Достаточно для того, чтобы устроить финал любому гражданскому кораблю, чем в целом эта сладкая парочка и занималась. Причем, довольно успешно.
На счету японских рейдеров были к тому времени потопленные американские пароходы «Винсент» и «Малама», британский пароход «Элизия», захваченный голландский танкер «Генота», который призовая команда доставила в Японию, и он вошел в состав Императорского флота под названием «Осё», новозеландский вооружённый пароход «Хаураки», включённый в состав флота как транспорт снабжения «Хоки-мару».
То есть за весьма короткий срок два рейдера пополнили японский флот двумя кораблями. Плюс оба корабля регулярно снабжали топливом и продовольствием подводные лодки, которые работали в районе.
В целом были заняты делом.
Утром 11 ноября юго-восточнее Кокосовых островов наблюдатели «Хококу-мару» обнаружили на горизонте маленький конвой — одиночный танкер в сопровождении эскортного корабля.
«Хококу-мару» повернул к ним, «Айкоку-мару» двигался в 6 милях следом. Капитан 1-го ранга Хироси Имазато решил сначала потопить военный корабль, рассчитывая, что после этого танкер сам сдастся без боя, как это ранее произошло с танкером «Генота» и вооружённым пароходом «Хаураки».
Точно говорят: хочешь насмешить богов – расскажи им о своих планах.
Теперь стоит рассказать о тех, кого догнали бравые японские моряки.
Танкер был голландским, назывался «Ондина», но использовался (Нидерланды как бы уже были все) британским флотом. Корабль был по водоизмещению даже меньше японских рейдеров (9 070 брт) и мог передвигаться со скоростью целых 12 узлов.
Когда британцы поставили танкер себе на службу, то вооружили его одним орудием 102-мм и четырьмя зенитными пулеметами.
Правда, расчеты были не абы откуда, а вполне нормальными кадровыми британскими военнослужащими.
Вторым кораблем был корвет «Бенгал». Вообще по документам он проходил как минный тральщик, но как тральщики эти кораблики фактически не использовались, а вот в качестве эскортных кораблей вполне зашли.
Это была серия кораблей проекта «Батхерст», которую начали называть корветами. Корвет «Батхерст» имел стандартное водоизмещение 650 т и полное — 1025 т. и мог развить скорость до 15 узлов.
Фото «Бенгала» не нашел, это совершенно однотипный ему «Тамворт»
Вооружение варьировалось в зависимости от того, что было в наличии, но обычный набор состоял из одного 102-мм орудия Mk XIX и трех 20-мм «эрликонов». Для борьбы с подлодками служил гидролокатор-асдик «Тип 128» и до 40 глубинных бомб. Корабли обладали неплохой мореходностью, поэтому широко использовались для сопровождения конвоев и десантных операция в Тихом и Индийском океанах в течении всей войны.
Итак, две 102-мм пушки против шестнадцати 140-мм и 12 узлов против 21.
В общем, как пел в песне Владимир Семенович, «расклад перед боем не наш, но мы будем играть». Действительно, голландцам-индийцам-британцам не светило ничего, поскольку нежный нрав японцев был уже печально известен всем.
Наблюдатели с «Бенгала» обнаружили неизвестный корабль, и командир корвета лейтенант-коммандер Уильям Уилсон приказал развернуть корабль навстречу неизвестным, одновременно пробив боевую тревогу.
Тут за первым нарисовался и второй рейдер, оба корабля шли без флагов, но британцы вполне распознали в кораблях японские вспомогательные крейсеры. Все стало печально.
Уилсон прекрасно понимал, что уйти не получится, у японцев огромное преимущество в скорости. Потому капитан принял решение задержать рейдеры и дать возможность танкеру скрыться. И приказал по радио «Ондине» уходить самостоятельно, назначив точку встречи.
А сам отправился в последний и решительный бой навстречу рейдерам.
В целом мысль была неплоха: подойти к противнику на минимальную дистанцию, чтобы использовать свои зенитные автоматы. «Не убью, так отперфорирую». Видимо, Уилсон забыл о торпедных аппаратах у японцев, либо просто не знал.
Но японцев это тоже устраивало, они рассчитывали утопить назойливый корвет, а танкер захватить и отправить в метрополию.
И японские корабли открыли огонь по «Бенгалу».
Тут произошло очень странное событие. Мы никогда не узнаем, насколько отмороженным психом был капитан танкера Виллем Хорсман, но он был очень своеобразным товарищем.
Вместо того, чтобы попытаться скрыться, Хорсман прикинул шансы на успех (12 узлов против 21) и тоже пошел в бой!
А что? Орудие есть, боекомплект (аж 32 снаряда!!!) есть, артиллеристы – британские профессионалы, умереть в бою намного лучше, чем гнить в японском концлагере или развлекая самураев в качестве объекта для пыток.
И Хорсман отдает команду тоже идти в бой!
В общем, сборная Британского Содружества и Нидерландов атаковала японские рейдеры.
Как я предполагаю, японцы промахивались потому, что их душил смех. Ничем иным, как самоубийством, такую атаку не назовешь. С другой стороны, по кодексу самурайской чести все было просто роскошно, экипажи британских кораблей играли на одном поле с японцами.
Да как…
Третий выстрел «Ондины» попадает в рубку «Хококу-мару». Туда же прилетает шестой выстрел «Бенгала». У японцев наблюдается некоторая растерянность…
«Айкоку-мару» тоже начал стрелять по «Бенгалу», однако попасть в эту мелочь оказалось делом не простым. А вот потом случилось то, что поставило ситуацию с ног на голову. В «Хококу-мару» попадает ещё один снаряд.
Споры о том, кто попал, велись очень долго. Понятно, кто экипажи обоих кораблей стояли за то, что это они, но в любом случае, снаряд, отправленный британскими артиллеристами, попал.
И попал не просто куда-то, а в торпедный аппарат правого борта, стоявший под навесной площадкой, на которой располагался гидросамолёт.
Обе торпеды в аппарате, понятное дело, взорвались. Самолёт выбросило за борт, но улетая, он посбивал бочки с горючим, топливо растеклось и загорелось, а потом шарахнуло еще раз. Когда окончательно сдетонировали бочки с бензином, а от них боекомплект орудия №3, которое тоже отстрелялось.
Короче, показательный такой ролик на тему противопожарной техники безопасности.
По итогам фейерверка в кормовой части правого борта образовалась пробоина, достигшая ватерлинии. «Хококу-мару» начал крениться на правый борт и понемногу тонуть. Хотя стрелять по «Бенгалу» японцы не переставали и в конце концов, все-таки попали.
Правда, британцы засадили еще несколько снарядов в рубку «Хококу-мару», но это уже ни какого существенного воздействия не возымело. А вообще и так все шло неплохо, рейдер мало того, что горел, так еще его и потушить не могли никак.
«Хококу-мару» строился не как военный и поэтому не имел нужного количества внутренних переборок, а система пожаротушения рассчитывалась не на горящий сотнями литров авиационный бензин. В итоге огонь, вызванный бензином, добрался до машинного отделения, а вскоре вышло из строя всё электроснабжение корабля.
«Хококу-мару» вышел из боя и прекратил стрелять.
На «Бенгале» решили, что самое время рвать когти, потому что «Айкоку-мару» был невредим, а вот на корвете снаряды закончились. Потому британцы решили, что все, хватит, попытались скрыться за дымовой завесой, но дымовые буи не сработали. И японцы начали преследовать корвет, одновременно пытаясь все-таки в него попасть, хотя бы ради приличия.
Попали. Снаряд разорвался в корме, в офицерских каютах. Жертв не было, поскольку офицеры были заняты делом, возник пожар, которые смогли быстро потушить.
Японцы оказались в сложном положении. С одной стороны, «Бенгал» демонстрировал желание свалить с вечеринки, попасть в крохотный корвет получилось, но на корвете смогли все-таки включить постановку дымов. С другой стороны, «Ондина» тоже собралась куда-то в сторону горизонта. Но сотоварищ по рейдерству явно чувствовал себя не очень.
Примерно через час после начала сражения, капитан Имазато, командир «Хококу-мару», получил крайне неприятное известие о том, что огонь мало того, что не смогли потушить, так он еще подбирается к кормовому артиллерийскому погребу.
Капитан Имазато отдал приказ экипажу покинуть корабль, но сделать это не все успели, потому что буквально через несколько минут «Хококу-мару» взорвался. Столб дыма и пламени поднялся на сотню метров, а когда дым рассеялся, на поверхности моря оставались только мелкие обломки. Из 354 членов экипажа погибло 76, в том числе командир корабля.
Японцы были откровенно шокированы таким раскладом, и… упустили «Бенгал», который под прикрытием дымовой завесы умудрился уйти.
Капитан Уилсон приказал выяснить повреждения. Из примерно двухсот выпущенных по «Бенгалу» 140-мм снарядов в корабль попало всего два. Соответственно, все надстройки были посечены осколками, имели место две пробоины выше ватерлинии, повреждена обмотка размагничивания, но все 85 членов экипажа были целы. Никто не был даже ранен.
Не обнаружив «Ондину» в точке встречи, Уилсон приказал двигаться на остров Диего-Гарсия. Там Уилсон доложил, что «Ондина» погибла.
Британское командование оценило бой «Бенгала» и все моряки были награждены, а Уилсон получил орден «За выдающиеся заслуги».
Так как повреждения «Бенгала» были весьма незначительны, то после короткого косметического ремонта он продолжил службу. По окончании войны остался в составе Индийского военного флота и еще долгое время служил в нем в качестве патрульного корабля. На слом «Бенгала» отправили только в 1960 году.
А с «Ондиной» все было несколько вразрез с докладом Уилсона. «Айкоку-мару», потеряв из виду «Бенгал», повернул обратно, решив разобраться с танкером, в который все-таки попало несколько снарядов.
Естественно, рейдер легко догнал танкер, который уже расстрелял свой огромный боезапас из 32-х снарядов. «Айкоку-мару» открыл огонь фактически в упор, и капитан Хорсман, будучи человеком оригинальным, но не безумным, приказал остановить танкер и поднять белый флаг, а команде — покинуть судно.
К сожалению, пока спускали свой флаг и поднимали белый флаг, японцы успели выпустить еще несколько снарядов. Последний попал в рубку, и отважный голландский капитан был убит.
Команда смогла спустить на воду три спасательные шлюпки и два плота, и начала отходить от обреченного корабля.
«Айкоку-мару» подошёл на пару кабельтовых к «Ондине» и выпустил в его правый борт две торпеды. Танкер после взрывов накренился на 30º, но остался на плаву.
Японцы тем временем занялись привычным им видом спорта, то есть, стрельбой по шлюпкам. Стреляли, надо сказать, очень плохо. Примерно так же, как по кораблям из орудий. Из экипажа «Ондины» погибло кроме капитана четверо: старший механик и три машиниста.
Закончив развлекаться стреляя по безоружной команде танкера, японские моряки решили, что надо бы заняться спасением своих коллег с утонувшего «Хококу-мару».
Возможно, именно это и спасло команду «Ондины» от полного уничтожения. Кроме того, японцы явно нервничали, не будучи уверенными в том, что с британских кораблей не подали сигналов тревоги и в район не спешат британские или австралийские крейсера.
Потому выловив из воды остатки экипажа рейдера-неудачника, на «Айкоку-мару» обнаружили, что танкер упорно не желает тонуть. Тогда по «Ондине» выпустили последнюю имевшуюся торпеду и… промазали!!!
В принципе, логично, если японцы реально начали нервничать.
Можно было бы добить орудиями, но капитан «Айкоку-мару» Томоцу решил, что и так сойдет. Танкер рано или поздно, но утонет, потому рейдер развернулся и ушел в Сингапур.
Но «Ондина» не затонула. Когда «Айкоку-мару» скрылся за горизонтом, в болтающихся на волнах шлюпках разгорелась нешуточная дискуссия. Принявший на себя командование первый помощник капитана Рехвинкель приказал команде вернуться к танкеру и заняться спасением.
Людей пришлось уговаривать довольно долго и не без оснований, посколько изрядно покореженный корабль мог утонуть в любой момент.
Однако команда оказалась под стать своему капитану, и группа добровольцев под командованием второго помощника Баккера и инженера Лейса поднялась на борт. Оказалось, что все не так плохо: машина не повреждена, переборки целы, а поступление воды можно остановить.
Хотя, конечно, японцы хорошо отделали «Ондину». В танкер попало шесть снарядов: два в носовую часть, три — в мостик и надстройку, ещё один — в мачту. И две торпеды в борт.
В итоге решили бороться за живучесть. Пожар потушили, завели пластыри, крен выпрямили путём контрзатопления отсеков.
Через 6 часов безумной работы был запущен судовой дизель и «Ондина» потащилась обратно в Австралию.
На танкере ничего не знали о судьбе «Бенгала», что сыграло злую шутку. «Ондина» запросила помощи в эфире открытым текстом, поскольку все секретные шифры и коды были выброшены за борт перед тем, как команда покинула корабль.
Так как экипаж «Бенгала» уже добрался до базы и сообщил, что «Ондине» хана, то радиограммы с просьбой о помощи были восприняты как ловушка от коварных японцев. И на призывы решено было не реагировать. Хотя вообще-то можно было бы послать боевой корабль, но видимо, в том районе не оказалось ничего подходящего.
Через неделю, 17 ноября, подбитый танкер был обнаружен патрульным самолетом в 200 милях от Фримантла. а на следующий день вошёл в гавань Фримантла, преодолев за неделю 1400 миль.
Примечателен финал истории.
О «Бенгале» и его экипаже я уже сказал, с «Ондиной» вышло почти так же. Весь расчёт 102-мм орудия танкера наградили Голландским бронзовым крестом, а капитан Хорсман посмертно был удостоен титула рыцаря Военного ордена Вильгельма 4-го класса.
Учитывая, как японцы отделали танкер, его решили не восстанавливать, а превратили в бензоколонку для американских подводных лодок, исключив из списков флота и поставив на прикол в залив Эксмут на западном побережье Австралии, где была база американских подводников.
Однако уже в 1944 году, когда театр военных действий начал расширяться, началась нехватка танкеров для снабжения войск и кораблей. «Ондину» решили возродить и отремонтировать. И танкер отправился на ремонт в США, причем пришлось ползти почти три месяца!
Отремонтировали «Ондину» в Тампе, штат Флорида, причем сделали это довольно качественно, так что танкер прослужил до 1959 года и был отправлен на слом всего на год раньше «Бенгала».
Больше, правда, корабли не встречались.
А вот кому не повезло, так это «Айкоку-мару». После возвращения в Сингапур корабль направили в Рабаул. Там рейдер был фактически разжалован из крейсеров, разоружен и использовался дальше в качестве транспорта. Был потоплен в лагуне острова Трук (Каролинские острова, Микронезия) во время операции «Хилстон» американской авиацией.
Капитан Оиси Томоцу провел полгода под следствием, в апреле 1943 года был снят с должности командира судна и переведён в береговую службу.
В качестве заключения.
А не зря говорят, что боги покровительствуют храбрым и смелым. Фактически самоубийственная атака корвета и танкера на вспомогательные крейсера обернулась торжеством боевого духа британских моряков и их союзников и просто кошмарным унижением японцев.
Случай помог? Не бывает таких случаев. Точный прицел, не дрожащие руки и все прочее – и вот вам результат.
Было что-то такое, нашенское, в этом бою. Потому в качестве демонстрации уважения к британцам, голландцам, индусам и китайцам поставил к этой истории такой вот эпиграф.
Автор:Роман Скоморохов Ctrl