В этой статье речь пойдет о 6 кораблях императорского флота, которые затонули в период с 1914 по 1918 год.
1. «Паллада»
«Паллада» стал одним из первых российских боевых кораблей, погибших в Первой Мировой войне.
Броненосный крейсер «Паллада» 11 октября 1914 года был торпедирован германской ПЛ U-26 и затонул в Финском звливе.
Погибшим крейсером командовал капитан 1-го ранга С. Р. Магнус, старшим офицером состоял капитан 2-го ранга А. М. Романов.
Сейчас крейсер, длиной более 130 метров, лежит на глубине 60 метров в районе Ханко и является одним из самых крупных и интересных объектов для военных археологов и дайверов-любителей.
2. «Жемчуг»
Крейсер «Жемчуг» был потоплен немецким крейсером «Эмден» 28 октября 1914 года в бою у Пенанга.
15 октября непецкий крейсер «Эмдем» без огней и с фальшивой трубой, которая сделала его похожим на английский крейсер «Ярмут», вошёл в гавань Пенанга. Из-за внешнего вида он был беспрепятственно допущен дозорными кораблями.
28 октября, около 5 часов утра, тишину гавани Пенанга нарушил мощный взрыв. Это было прямое попадание торпеды с расстояния 360 метров в кормовую часть крейсера «Жемчуг».
Вторая торпедная атака последовала через 10 минут. Она оказалась роковой для «Жемчуга» — в результате прямого попадания сдетонировал погреб с боеприпасами. В воздух поднялся гигантский столб дыма, пара и водяных брызг.
Через 2 минуты разорванный пополам корабль затонул, опустившись на 30-метровую глубину.
3. «Пересвет»
Крейсер «Пересвет» подорвался на мине в Порт-Саид 4 января 1917 года.
В 1916 году русское правительство, нуждавшееся в усилении морской обороны севера страны, выкупило у японцев «Пересвет» вместе со знаменитым крейсером «Варяг» и броненосцем «Полтава».
«Пересвет» был зачислен в класс крейсеров и вскоре отправился из Владивостока в дальний поход. Ему предстояло пройти через Суэцкий канал в Средиземное море, обойти вокруг Европы и прибыть в Архангельск. До места назначения крейсер не дошел.
Простояв 3 недели в Порт-Саиде, 4 января 1917 года «Пересвет» с английским конвоем вышел из Суэцкого канала для следования в Кольский залив и взял курс на Мальту.
Примерно через час на борту крейсера раздался мощный взрыв. Он подорвался на мине заграждения, выставленной германской подводной лодкой «U-73».
От первого взрыва сдетонировал боезапас, «Пересвет» перевернулся и затонул в 16 км от берега.
4. «Слава»
Линейный корабль «Слава» был затоплен экипажем 17 октября 1917 года во время Моонзундского сражения.
В бою с отрядом германских кораблей на рейде Куйвасту линкор «Слава» получил ряд повреждений и ввиду невозможности прохода через Моондзундский пролив, по решению командования был взорван и затоплен экипажем для заграждения входа в пролив.
С 1926 года разбирался на металл прямо на месте гибели.
5. «Свободная Россия»
Изначально у этого линейного корабля было другое название — «Императрица Екатерина Великая».
В апреле 1917 года его переименовали в «Свободную Россию», а 18 июня 1918 года он был затоплен в Цемесской (Новороссийской) бухте.
Он последним ушел под воду. Огромный корабль медленно оседал на правый борт… Весь в дыму, он кренился все больше и больше, и наконец, с грохотом, роняя в волны орудийные башни, линейный корабль перевернулся вверх килем… Через 37 минут линкор ушел в глубину.
Сейчас «Свободная Россия» достаточно популярный объект среди дайверов. Линкор лежит вверх килем на глубине более 40 метров, его винты срезаны.
6. «Императрица Мария»
20 октября 1916 года линкор затонул в Севастопольской бухте в результате взрыва порохового погреба.
Рано утром, примерно в 6:15 раздался первый взрыв. Над носовой частью «Императрицы Марии» поднялся огромный 300-метровый столб черного дыма.
Было видно, что в этом месте на носу горящего корабля образовалась огромная дыра.
Затем последовала серия новых взрывов — всего их было 25. Экипаж корабля боролся с огнем, а портовые буксиры отводили подальше от горящего линкора пришвартованные рядом «Евстафий» и «Екатерину Великую».
Спасательную операцию возглавил лично адмирал Колчак, который прибыл на место уже через несколько минут после первого взрыва.
Моряки пытались спасти «Императрицу Марию», но всё тщетно. Взрывы продолжались, и вскоре огромный линкор начал заваливаться на правый борт, а затем перевернулся вверх килем и затонул. С момента начала пожара прошел где-то час.
Комиссии по расследованию событий не удалось выяснить причины взрыва. Отрабатывались 3 версии: взрыв самопроизвольный, вызванный техническими причинами или халатностью, и диверсия.