6 линейных кораблей и крейсеров императорского флота, которые затонули в период Первой Мировой войны

https://zen.yandex.ru/media/iuliia_nikitina/6-korablei-imperatorskogo-flota-kotorye-zatonuli-v-period-pervoi-mirovoi-voiny-6092918ca5f87026b179e694

В этой статье речь пойдет о кораблях императорского флота, которые затонули в период с 1914 по 1918 год.

1. «Паллада»

Крейсер «Паллада»

«Паллада» стал одним из первых российских боевых кораблей, погибших в Первой Мировой войне.

Броненосный крейсер «Паллада» 11 октября 1914 года был торпедирован германской ПЛ U-26 и затонул в Финском звливе.

Погибшим крейсером командовал капитан 1-го ранга С. Р. Магнус, старшим офицером состоял капитан 2-го ранга А. М. Романов.

Сейчас крейсер, длиной более 130 метров, лежит на глубине 60 метров в районе Ханко и является одним из самых крупных и интересных объектов для военных археологов и дайверов-любителей.

2. «Жемчуг»

Крейсер «Жемчуг», фото 1906 года

Крейсер «Жемчуг» был потоплен немецким крейсером «Эмден» 28 октября 1914 года в бою у Пенанга.

15 октября непецкий крейсер «Эмдем» без огней и с фальшивой трубой, которая сделала его похожим на английский крейсер «Ярмут», вошёл в гавань Пенанга. Из-за внешнего вида он был беспрепятственно допущен дозорными кораблями.

28 октября, около 5 часов утра, тишину гавани Пенанга нарушил мощный взрыв. Это было прямое попадание торпеды с расстояния 360 метров в кормовую часть крейсера «Жемчуг».

Вторая торпедная атака последовала через 10 минут. Она оказалась роковой для «Жемчуга» — в результате прямого попадания сдетонировал погреб с боеприпасами. В воздух поднялся гигантский столб дыма, пара и водяных брызг.

Через 2 минуты разорванный пополам корабль затонул, опустившись на 30-метровую глубину.

3. «Пересвет»

Эскадренный броненосец «Пересвет» в Алжире

Крейсер  «Пересвет» подорвался на мине в Порт-Саид 4 января 1917 года.

В 1916 году русское правительство, нуждавшееся в усилении морской обороны севера страны, выкупило у японцев «Пересвет» вместе со знаменитым крейсером «Варяг» и броненосцем «Полтава».

«Пересвет» был зачислен в класс крейсеров и вскоре отправился из Владивостока в дальний поход. Ему предстояло пройти через Суэцкий канал в Средиземное море, обойти вокруг Европы и прибыть в Архангельск. До места назначения крейсер не дошел.

Простояв 3 недели в Порт-Саиде4 января 1917 года «Пересвет» с английским конвоем вышел из Суэцкого канала для следования в Кольский залив и взял курс на Мальту.

Примерно через час на борту крейсера раздался мощный взрыв. Он подорвался на мине заграждения, выставленной германской подводной лодкой «U-73».

От первого взрыва сдетонировал боезапас, «Пересвет» перевернулся и затонул в 16 км от берега.

4. «Слава»

Линкор «Слава»

Линейный корабль «Слава» был затоплен экипажем 17 октября 1917 года во время Моонзундского сражения.

В бою с отрядом германских кораблей на рейде Куйвасту линкор «Слава» получил ряд повреждений и ввиду невозможности прохода через Моондзундский пролив, по решению командования был взорван и затоплен экипажем для заграждения входа в пролив.

Обстрелянный линейный корабль «Слава»

С 1926 года разбирался на металл прямо на месте гибели.

5. «Свободная Россия»

Линкор «Свободная Россия»

Изначально у этого линейного корабля было другое название — «Императрица Екатерина Великая».

В апреле 1917 года его переименовали в «Свободную Россию», а 18 июня 1918 года он был затоплен в Цемесской (Новороссийской) бухте.

Он последним ушел под воду. Огромный корабль медленно оседал на правый борт… Весь в дыму, он кренился все больше и больше, и наконец, с грохотом, роняя в волны орудийные башни, линейный корабль перевернулся вверх килем… Через 37 минут линкор ушел в глубину.

Сейчас «Свободная Россия» достаточно популярный объект среди дайверов. Линкор лежит вверх килем на глубине более 40 метров, его винты срезаны.

6. «Императрица Мария»

Линейный корабль «Императрица Мария»

20 октября 1916 года линкор затонул в Севастопольской бухте в результате взрыва порохового погреба.

Рано утром, примерно в 6:15 раздался первый взрыв. Над носовой частью «Императрицы Марии» поднялся огромный 300-метровый столб черного дыма.

Было видно, что в этом месте на носу горящего корабля образовалась огромная дыра.

Затем последовала серия новых взрывов — всего их было 25. Экипаж корабля боролся с огнем, а портовые буксиры отводили подальше от горящего линкора пришвартованные рядом «Евстафий» и «Екатерину Великую».

Спасательную операцию возглавил лично адмирал Колчак, который прибыл на место уже через несколько минут после первого взрыва.

Моряки пытались спасти «Императрицу Марию», но всё тщетно. Взрывы продолжались, и вскоре огромный линкор начал заваливаться на правый борт, а затем перевернулся вверх килем и затонул. С момента начала пожара прошел где-то час.

Комиссии по расследованию событий не удалось выяснить причины взрыва. Отрабатывались 3 версии: взрыв самопроизвольный, вызванный техническими причинами или халатностью, и диверсия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.