Каланов Н. Умные мысли выдающихся моряков . Серия «Энциклопедия морской культуры» (продолжение)

Бутаков Григорий Иванович

1820 – 1882

Адмирал (1878). Участник обороны Севастополя (1854–1855). Основоположник тактики парового броненосного флота, исследователь Чёрного моря.

Без дисциплины военная служба немыслима.

Будем гоняться не за тем, чтоб в отчетных ведомостях о пальбе у нас стояли высокие проценты попавших ядер, а употребим все старания, чтоб пальба наша подходила возможно более к тем условиям, которые предстоят в действительном бою, т.е. будем стрелять с не определенных заранее расстояний и в движущиеся предметы.

В военное время позволяется рисковать не только каким-нибудь фальшкилем, но и целыми флотами, ибо без риску не может быть войны.

В военное время риск есть необходимость; прибавляю, что в мирное время нужно выучиться рисковать, чтобы в военное время уметь рисковать.

В наше время войны будут внезапны, энергичны и недолговременны, а сражения необычайно кратки. Поэтому готовиться к ним необходимо всегда, постоянно, неотлагательно, немедленно; готовиться к тому получасу, для которого мы, можно сказать, существуем и в котором нам придется показать, что Россия содержит флот не без пользы.

Военная служба и военно-морская в особенности составляет некоторым образом братство опасностей и лишений, возвышающих наше звание.

Для подобных (как Аральская – Сост.) экспедиций никто не может сравниться с русским человеком, он сметлив, расторопен, послушен, терпелив и любит приключения – мудрено обескуражить его, он смеется над лишениями, и опасности имеют в глазах его особенную прелесть.

Если бы я имел независимый кусок хлеба, я занялся бы только естественными науками… Для меня наука никогда не будет дойною коровой, я ценю ее слишком высоко.

Если в сражении командир ранен или убит, старший офицер должен быть в состоянии управляться с кораблем как командир…. Полное знание качеств и условий своего корабля, присутствие духа и спокойствия в трудных обстоятельствах, верность глаза, твердость нервов – все эти военные качества не менее командиров нужны каждому офицеру, избранному занимать такую высокую должность. Младшие офицеры также должны помнить, что им во всякое время может выпасть на долю заменить старших в самые трудные минуты.
Каждый морской офицер должен быть лучшим матросом и лучшим боцманом своего судна, чтоб иметь нравственное право требовать от подчиненных своим примером всего того, что им придется исполнять. Подобным образом будущим управителям судовыми машинами необходимо быть лучшими машинистами и лучшими кочегарами своего судна.

Мы адмиралы, капитаны, офицеры, унтер-офицеры, матросы не для того, чтобы у нас были адмиралы, капитаны, офицеры, унтер-офицеры и матросы, а для того, чтоб было кому хорошо действовать пушками, машинами, рулями, чтоб было толком распорядиться батареями пушек, бойко управиться каждым кораблем, толком распорядиться всеми кораблями, и все это для одной всегдашней цели – боя.

Наша служба – служба сюрпризов, и спокойствие более всего необходимо при неожиданных случаях.

Не как на игрушку только, забаву или развлечение смотрю я на состязание шлюпок. Не как на первую любовь, пережившую свою эпоху, не как на остаток времен парусных в период пара и электричества следует смотреть на мое кажущееся пристрастие к состязаниям шлюпок под парусами! Нет, это едва не лучший из находящихся в наших руках способов, чтоб молодым людям узнать себя, начать закаливать себя, начать закаливать свои нервы, изощрять свой глазомер и готовить себя ко всем непредвиденным случайностях нашей службы.

Не следует только разбрасывать свои силы, не нужно бросаться в жизни от предмета к предмету или предаваться унынию при неудачах. Человеку суждена трудовая доля, и, избрав раз направление своей деятельности, нужно держаться его всеми помыслами своими.
Ни Нахимов, ни Корнилов не родились, а сделались Нахимовым и Корниловым, сделались потому, что постоянно посвящали себя всеми силами прежде службе, а потом себе, а не прежде себе, а потом службе; и никакие преграды, никакие огорчения, неизбежные в быту человеком, не могли отклонить их во всю жизнь от этого пути. Вот весь секрет этих знаменитых вождей наших, завещанный нам в огне и пламени Севастополя.

Никто не держит военных сил лишь для того, чтоб иметь военные силы, а все браться на эту дорогую игрушку с той целью, чтоб она защищала их интересы против кого придется, смотря походу политических дел.

Нужно учиться рисковать, чтобы уметь рисковать.

Помните, что наша служба основана на чуть-чуть: чуть-чуть в одну сторону – так скажут «молодец», а чуть-чуть в другую – «слепец». Расстояние между этими крайностями всего каких-нибудь полфута, которые и нужно найти. Можно же найти их только постоянным внимательным изучением!

Попасть в беду всегда легко, а в нашей службе в особенности. Выпутаться же из беды трудно, если не сохранить в тяжелых обстоятельствах полную власть над собою.

Поставьте, если можете, команду хоть вверх ногами, чтобы показать, как вы ужасно почитаете вашего начальника, но уважения ваш флаг от этого не приобретет.

Суждения о нас будут зависеть только от успеха или неудачи нашей, и никто, кроме нас, личного боевого состава, не будет ответчиком. Это известно из примеров всех времен.

Считаю не лишним объявить по вверенному мне управлению, что я желал бы, чтобы техники всякого рода при обсуждении совместно со мною технических вопросов помнили, что в этих случаях я являюсь только техником в большей или меньшей степени, а не начальником, а они – техниками, а не подчинёнными. Поэтому я прошу их не стесняться теми взглядами, которые я выражаю, и отстаивать свои воззрения, как равный с равным, до окончательного моего решения. После него мы, конечно, становимся вновь начальником и подчинёнными.

Так как на нас, на личном составе действующего флота, лежит окончательная обязанность, чтоб миллионы рублей, уделяемых ежегодно государством на свои морские силы, были истрачены производительно, то над нами тяготеет огромная ответственность в том, чтоб предоставленные нам средства принесли в данный момент всю ту пользу, велика она или мала, которую они в состоянии принести.

…От святого исполнения долга службы и присяги… родятся все доблести, столь заслуженно прославившие черноморцев!

Я никогда никому не сделал замечания за разные неизбежные повреждения, сделанные кем-либо себе или адмиральскому пароходу от бойкого управления, и даже, напротив, постоянно благодарил за это… я всегда был рад видеть смелое управление судном.

Шестаков Иван Алексеевич

1820 – 1888

Адмирал (1888). В 1882–1888 годах – управляющий Морским министерством. Способствовал восстановлению Черноморского флота, укреплению Сибирской флотилии, развитию броненосного флота. Участвовал в разработке 20-летней кораблестроительной программы океанского броненосного флота на 1883–1902 гг.
Боевая ценность корабля зависит от исправного состояния каждой мелочи, составляющих вместе грозное целое.

В мирное время флот – длинная рука политики.

Всё, делающееся в море, требует быстроты и решительности. Составив заблаговременно план, не должно колебаться в исполнении его. Одна только неодолимая сила природы может поменять начертанное. Одни только прихоти этой силы, то враждебной, то союзной, уже побуждают моряка ко всегдашней умственной бдительности…

Действия, основанные на тупой вере в традиции или авторитеты, не свойственны природе человека; что все так называемые непреложные истины служат средством тлетворным, разлагающим, если рядом нет умственной оценки причин и последствий.

Если в мирное время он (начальник –Сост.) сумел приучить экипажи к управлению кораблями, если он развил в командирах соображения, дал им возможность совсем постичь качества судов своих, вселил в них уверенность, которая не может существовать без чувства собственного достоинства, тогда, подобно Нельсону под Трафальгаром, он может закрыть сигнальные книги, но если от лишнего педантизма отсутствием системы или чем-либо подобным он изнурил команды, если по нетерпению в манёврах не допускал командиров обдумывать и выполнять мысль свою и в довершение клеймил их позорными сигналами, если он водил флот на помочах, уничтожая тем всякую свободу мышления, тогда дело кончено, и в решительную минуту таковому начальнику нет ни малейшего основания надеяться на успех.

Командиры кораблей суть цоколь здания славы адмиралов и правительств.

Существование флота в России многими считается чем-то… неестественным, не тре-буемым государственными нуждами… Необходимо устранить сомнения в обществе о его необходимости.

…Успех действий с парусными судами в открытом море зависит от начальника только до первого выстрела. С этой же минуты начальник эскадры должен в полной мере положиться на личные способности и опытность командиров, предоставляя себе лишь лестное право первым кинуться в бой.

…Флот – длинная рука политики… он столь же необходим государству, как кредит банкиру… Флот необходим для войны, нужно только определить, в какой силе и какой именно… чтобы быть на море сильнее и притягивать к себе союзников.

Фрегат есть общее жилище 800 человек, и на нем не должно быть шума, мешающего общему спокойствию или занятиям других. Всякому понятно, что в долгом плавании могут быть случайности, когда нельзя не допустить некоторого послабления постановлений, но не менее понятно также, что всегдашний шум немногих подвергает большинство, располагающее иначе своим временем и нуждающееся в покое, слишком тягостным условиям.

Римский-Корсаков Воин Андреевич

1822 – 1871

Контр-адмирал (1865). Мореплаватель, гидрограф, писатель и педагог, реорганизатор системы военно-морского образования. Участвовал в исследовании Камчатки и Курильских островов. С 1861 года директор Морского кадетского корпуса, а затем и училища.

…Без разлуки, без препятствий едва ли можно узнать настоящую цену дружбе и привязанностям… Наша морская служба… не такова, чтобы от неё сердце черствело.

Как можно меньшему учить, как можно большему предоставлять учиться самим. (Девиз петербургского Морского корпуса, который придумал его начальник В.А. Римский-Корсаков)

Никакое училище не выучивает человека окончательно, не выпекает из него готового моряка, медика или инженера. Как воспитание, так и образование его должны довершаться уже на службе, с помощью собственных его усилий, которым первый помощник – практический опыт. Училище, как бы оно ни было совершенно, дает человеку только материал для приобретения будущих знаний – умственный капитал, доход с которого извлечется в мере, сообразной трудолюбию и толковости владельца.

Чудесен тропический океан со своей лазурью и фосфорическим светом, чудесны тропическое солнце и облака, но ночное тропическое небо над океаном чудеснее всего на свете.

…Скряжество в подобном деле, как снабжение судна в далёкое плавание, есть преступление, равносильное воровству…

…Страсть к морю и к морской жизни есть влечение поддельное, плод искусственного настроения, нечто вроде многих дурных, но милых нам привычек, которых в начале нашей жизни мы легко могли бы и не усвоить, но которые впоследствии так укореняются, что становятся необходимее самых существенных нужд.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.