Беляев А. Подборка статей: «279-ый отдельный корабельный, истребительный, Смоленский, краснознамённый, авиационный полк (ОКИАП) имени Б.А.Сафонова

http://bastion-karpenko.ru/279-ociap-ma/

ВЕХИ ИСТОРИИ ПОЛКА

279-й отдельный корабельный истребительный авиационный полк имени дважды Героя Советского Союза Бориса Сафонова был сформирован 15 сентября 1973 года на аэродроме Саки в Крыму, а в 1976 году передислоцирован на аэродром «Североморск-3».
1 декабря 1973 г. на аэр. Саки, согласно директиве ГШ ВМФ от 19.03.1973 г. и приказу ГК ВМФ СССР от 15.09.1973 г., было начато формирование 279-го отдельного корабельного штурмового авиационного полка — первого отечественного полка корабельный авиации, вооружённого самолётами вертикального взлёта и посадки Як-38 (Як-36м). Данный полк подчинялся непосредственно командующему Авиации ЧФ. Контроль над формированием новой части был возложен на заместителя командующего генерал-майора авиации Г.В.Павлова. В составе полка имелось три эскадрильи: 1 -я и 2-я АЭ, на самолётах Як-36м, и 3-я АЭ, на самолётах МиГ-21пфм, МиГ-21ум.
К январю 1974 г. формирование 279-го ОКШАП было, в основном, завершено, однако ещё до весны 1974 г. происходил процесс комплектования полка личным составом. Летом 10 лётчиков полка вместе с техсоставом приступили к изучению самолёта на Саратовском авиазаводе и Рыбинском моторном заводе.
Практическое изучение самолёта лётчиками проводилось в г. Ахтубинск в феврале 1975 г. Первый самостоятельный полёт на Як-36м (Як-38) выполнил 3 марта лётчик-инспектор боевой подготовки Авиации ВМФ полковник Ю.Н.Козлов.
23 апреля 1975 г. командир полка Ф.Г.Матковский первым совершил самостоятельный вылет на самолёте Як-36м по-самолётному, а 18 августа 1975 г. — по вертикали.
К октябрю 1975 г. в полк поступили 2 МиГ-21ум, а в ноябре — 10 Як-36м.
15 декабря 1975 г. состоялась первая лётная смена в полку с аэр. Саки, а 6 апреля 1976 г. — первые полёты с палубы ТАКР «Киев».
С 16 июля по 10 августа 1976 г. 279-й ОКШАП на борту ТАКР «Киев» совершил переход из Севастополя на СФ. Всего за время перехода было выполнено 45 полётов с палубы корабля. По прибытии на Север, полк был включён в состав ВВС СФ, с местом дислокации на аэродром Североморск-3. Здесь произошла смена командиров полка: вместо Ф.Г.Матковского его принял майор В.Н.Ратненко.
4 ноября 1976 г. на основе личного состава полка был сформирован ещё один штурмовой полк — 299-й корабельный штурмовой авиационный полк (инструкторско-исследовательский). Задачей нового полка была подготовка лётного и технического состава корабельной штурмовой авиации для Авиации СФ и ТОФ. После завершения программы переучивания, с середины марта 1977 г. личный состав полка приступил к полётам с корабля.
С 10 декабря 1978 г. 279-й ОКШАП, в составе двух эскадрилий Як-38 и Як-38у и эскадрильи МиГ-21, вошёл в состав сил постоянной готовности ВВС СФ.
В период с 24 апреля по 6 июня 1980 г., группа личного состава полка участвовала в специальной операции «Ромб» на территории Афганистана. В ходе её исследовалась возможность применения самолётов вертикального взлёта и посадки в условиях высокогорья. Результаты испытаний оказались малоутешительными — тяги двигателей Як-38 не хватало для взлёта с какой либо боевой нагрузкой.
В 1980 г. личный состав полка (26 лётчиков и 16 Як-38) решал задачи боевой службы на борту ТАКР «Киев» — уже четвёртой в истории полка.
1 августа 1980 г. 279-му ОКШАП было вручено Боевое Знамя части и выдана грамота Президиума Верховного Совета СССР.
В 1981 г. личный состав полка принимал участие в учениях « Запад-81».
В 1982 г. полк участвовал в учениях «Щит-82», в этомже году личный состав на ТАКР «Киев » совершил дружественные визиты в порты Болгарии и Алжира.
В 1985 г., в ходе очередной БС, личный состав полка посетил Сирию и Югославию.
В 1986 г. эскадрилья самолётов МиГ-21пфм, МиГ-21ум выводится из состава полка.
В 1988 г. личный состав полка на ТАКР «Баку» совершил визиты в порты Сирии Латакию и Тартус.
В 1989-1990 гг. самолёты Як-38 были сняты с вооружения полка и, взамен них, из частей ВВС СА начали поступать штурмовики Су-25, на которые в 1990 г. переучился личный состав полка. Планировавшийся на замену Як-38 самолёт вертикального взлёта и посадки Як-141 так и не был принят на вооружение МА ВМФ.
По окончании переучивания, полк был переименован в 279-й отдельный морской штурмовой авиационный полк.
В феврале 1992 г. 279-й ОМШАП, вместе с 38-м ОКПЛВП, вошёл в состав 57-й смешанной корабельной Смоленской Краснознамённой авиационной дивизии. В том же году руководством ВМФ было принято решение вооружить полк корабельными истребителями Су-27к.
Весной 1993 г. на авиабазу Североморск-3, где дислоцируется 279-й полк, прибыли первые четыре серийных Су-33, за ними последовали другие машины. В общей сложности полк получил 24 Су-33, которыми укомплектовали 1 -ю и 2-ю эскадрильи, а на вооружение 3-й поступило несколько самолетов Су-25УТГ. Эта модификация «сухопутного» двухместного учебно-боевого самолета Су-25УБ, приспособленная для полетов с палубы авианосца, в 279-м полку используется в качестве тренировочной.
5 апреля 1993 г. первые 4 самолёта Су-27к перелетели с авиазавода г. Комсомольск-на-Амуре на аэр. Северо-морск-3. В это же время в состав полка поступили 7 палубных учебных самолётов Су-25утг, составивших 3-ю АЭ полка. В этом же году в состав полка влилось около 100 человек лётного и технического состава из 100-го КИАП (ИИ) ВВС ВМФ, перешедшего под юрисдикцию Украины.
1 декабря 1993 г. полк был переименован в 279-й корабельный истребительный авиационный полк.
В 1994 г. полк передал свои самолёты Су-25 в состав 88-й ОМШАП ВВС СФ.
С 1994 г., на основании достигнутой договоренности между правительствами России и Украины, полк продолжил использование украинского комплекса НИТКА для подготовки лётного состава.
31 августа 1994 г. лётчик 279-го КИАП подполковник И.С.Кожин впервые совершил посадку Су-27к на палубу ТАКР «Адмирал Кузнецов».
В 1995 г. 1-я АЭ полка вошла в состав сил постоянной боевой готовности ВВС СФ.
К концу 1995 г. 279-й КИАП имел в своём составе 24 Су-33 в 1-й и 2-й АЭ, а в 3-й АЭ — 7 Су-25утг и 1 Су-27уб.
В день 50-летия Победы, 9 мая 1995 г. 5 Су-33 279-го КИАП участвовали в воздушном параде над Поклонной горой в Москве.
С 23 декабря 1995 г. по 22 марта 1996 г. лётчики полка участвовали в ВС на ТАКР «Адмирал Кузнецов», совершив 524 полёта над водами Атлантики и Средиземного моря.
К концу октября 1995 г. к полетам с корабля было подготовлено уже 15 летчиков 279-го ОКИАП. В конце декабря 1995 г. «Адмирал Кузнецов» вышел в свой первый длительный поход. В ходе трехмесячного плавания кораблю предстояло преодолеть более 14 000 миль, побывать в водах двух океанов, Баренцева, Норвежского и Средиземного морей. На борту авианосца находилось, помимо вертолетов, 13 Су-33 и два Су-25УТГ. За время похода самолеты совершили свыше 400 полетов. Главным итогом похода стало то, что в условиях боевой службы была практически доказана работоспособность ТАВКР, всех его систем и, в первую очередь, авиационного вооружения. Личный состав авиагруппы получил опыт полетов с палубы в открытом океане. Тренировки летчиков-палубников продолжались, однако характерные для постсоветского периода проблемы привели к значительному снижению их интенсивности. И все же, несмотря на все трудности, пилотам Су-33 удавалось не только поддерживать неплохую профессиональную форму, но и осваивать новые виды боевой подготовки. Весной 1997 г. в 279-м ОКИАП началось освоение дозаправки в воздухе.
Летом в Баренцевом море состоялись учения Северного флота, в ходе которых Су-33 выполняли задачи ПВО кораблей, в т. ч. перехват ударной группы авиации «противника». Во время этих учений 12 летчиков полка впервые провели пуски с Су-33 ракет ближнего боя Р-73 по мишеням.
В июле 1996 г. 4 Су-33 участвовали в воздушном параде в Санкт-Петербурге, в ознаменование 300-летия Российского флота и в честь Дня Воздушного флота.
В 1997 г. лётчики полка приступили к освоению программы заправки самолётов в воздухе. С этого года 279-й КИАП стал лидером среди частей ВВС в освоении ближнего воздушного боя и нестандартного маневрирования на самолётах 4-го поколения.
После расформирования 1 мая 1998 г. управления 57-й СКАД, полк стал именоваться 279-м отдельным корабельным истребительным авиационный полком и принял в наследие от 57-й СКАД почётное наименование «Смоленский» и орден Красного Знамени.
Хотя палубные истребители уже более пяти лет находились на вооружении полка, только 31 августа 1998 г., согласно указу президента РФ, самолёт Су-33 (Су-27к) был официально принят на вооружение авиации ВМФ.
В октябре-ноябре 1999 г. большинство строевых лётчиков полка освоили посадку на палубу и взлёт с ТАКР «Адмирал Кузнецов» в ночных условиях.
С 2000 г. самолёты Су-33 проходят ремонт и модернизацию на заводе изготовителе КнААПО. Там же ведутся работы по постройке палубного двухместного самолёта Су-27куб, который сможет решать широкий спектр задач — от обучения лётчиков до ведения воздушной разведки и нанесения ударов по надводным целям авиационными ракетами.
С 22 сентября по 22 октября 2004 г. полк участвовал в дальнем походе в северо-восточной Атлантике на борту ТАКР «Адмирал Кузнецов».
Указом Президента Российской Федерации №535 от 09.05.2005 г., за большие успехи в освоении корабельной авиационной техники, высокие показатели в лётной подготовке и в целях сохранения и приумножения боевых традиций лётчиков-североморцев, 279-му отдельному корабельному истребительному Смоленскому Краснознамённому авиационному полку ВВС СФ было присвоено почётное наименование «имени дважды Героя Советского Союза Б.Ф.Сафонова».
В период с 23 августа по 14 сентября 2005 г. экипажи полка участвовали в БС на борту ТАКР «Адмирал Кузнецов» в северной части Атлантического океана.
Всего за свою историю полк, в качестве штурмового, выполнил 10 походов на БС на борту ТАКР «Киев», и по одной БС — на ТАКР «Баку» и ТАКР «Адмирал Кузнецов». Последующие выходы в море были уже в качестве истребительного полка.
В настоящее время 279-й ОКИАП располагает 20 самолетами Су-33 — остальные потеряны в авариях. Поскольку «Адмирал Кузнецов», являющийся единственным авианесущим кораблем ВМФ РФ, выходит в море достаточно редко, летчики палубной авиации поддерживают свои летные навыки благодаря полетам с береговых баз. Но срок эксплуатации Су-33 подходит к концу — последние из них исчерпают свой ресурс в 2015 году. В связи с этим в 2012 г. для авиации ВМФ РФ заказали 24 палубных самолета МиГ-29 (20 одноместных МиГ-29К и 4 двухместных МиГ-29КУБ). Эти машины должны будут заменить Су-33 в составе 279-го ОКИАП.

ИЗ ХРОНИК ПОСЛЕДНЕГО 10-ЛЕТИЯ

11.01.2014
Летчик-истребитель морской авиации Северного флота подполковник Юрий Суслов совершил сотую посадку на палубу тяжелого авианесущего крейсера (ТАВКР) «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» во время выполнения учебно-тренировочных полетов над акваторией Северо-Восточной Атлантики. Опыт более 100 посадок на палубу авианесущего крейсера имеют, помимо Юрия Суслова, еще три летчика отдельного корабельного истребительного авиационного полка Северного флота, выполняющие задачи дальнего похода. Это Герой России полковник Игорь Матковский, подполковники Павел Подгузов и Павел Прядко.

27.02.2014
279-й отдельный корабельный истребительный авиационный полк Морской авиации Северного флота получил два корабельных истребителя Су-33, прошедших ремонт и модернизацию на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе имени Ю.А. Гагарина (КнААЗ, филиал ОАО «Компания «Сухой»). Отремонтированные самолеты имеют красные бортовые номера «85» (серийный номер 08302) и «88» (серийный номер 09301). Оба самолета совершили перелет парой из Комсомольска-на-Амуре в Североморск 21 февраля 2014 года, совершив промежуточные посадки на аэродромах Толмачево (Новосибирск) и Большое Савино (Пермь). Всего 279-й полк с 1992 по 1997 годы получил 25 серийных истребителей Су-33 постройки КнААЗ, из которых четыре были потеряны в ходе эксплуатации.
bmpd.livejournal.com

02.04.2018
Как сообщил в номере за март 2018 года выходящий в Шанхае китайский авиационный журнал «有關航空的緋聞和閒話» («Новости авиации»), Россия и Китай уже некоторое время ведут переговоры о проведении временных тренировочных «стажировок» летчиков российской корабельной авиации на первом китайском авианосце «Ляонин» (Liaoning). Речь идет о летчиках 100-го и 279-го отдельных корабельных истребительных авиационных полков авиации Северного флота ВМФ России, полеты которых с палубы стали невозможны ввиду постановки единственного российского тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» в ремонт, срок окончания которого предвидеть затруднительно. Ввиду этого российская сторона обратилась к министерству обороны КНР с просьбой о проведении на время ремонта «Адмирала Кузнецова» «тренировочных» туров российских корабельных летчиков на практически однотипном китайском авианосце «Ляонин».
Журнал сообщает, что китайская сторона положительно откликнулась на эту просьбу и сейчас ведутся детальные переговоры, для чего в начале года в КНР прибыла группа российских военных специалистов. Соглашение будет заключено на коммерческой основе при участии АО «Рособоронэкспорт». Предположительно, российские летчики будут прибывать в Китай группами по четыре-шесть пилотов на своих самолетах (Су-33 и МиГ-29КР/КУБР) и совершать на них по некоторое количество взлетов и посадок на палубе «Ляонина». В статье отмечается, что для обеих сторон это будет также хорошим способом взаимного ознакомления с процедурами и особенностями действий корабельной авиации — при том, что китайская корабельная авиации «возникла из того же гнезда». Хотя, как уверен китайский журнал, к настоящему времени «китайская палубная авиация уже превзошла российскую», тем не менее он напоминает, что российская корабельная авиация на»Адмирале Кузнецове» получила реальный боевой опыт, участвуя в боевых действиях в Сирии в походе в 2016-2017 году.
Планируемое соглашение не является чем уникальным и отражает достаточно распространенную мировую практику, когда тренировки летчиков палубной авиации одной страны в случае вывода из строя их «штатного» авианосца осуществляются на авианосце другой страны. Так, аргентинские палубные пилоты совершали полеты с бразильских авианосцев, бразильские — с французского Charles De Gaulle, а сейчас летчики французской палубной авиации ввиду постановки Charles De Gaulle в средний ремонт, проходят стажировки» в ВМС США.
https://bmpd.livejournal.com

***

1 декабря 2018 года на военном аэродроме в гарнизоне палубных лётчиков Северного флота Североморск-3 состоялась церемония присвоения почётных имен летчиков самолётам Су-33. Торжественная церемония была приурочена к празднованию 45-й годовщины со дня образования корабельного истребительного Краснознаменного Смоленского авиационного полка имени дважды Героя Советского Союза Бориса Феоктистовича Сафонова.
Со знаменательным событием морских лётчиков поздравил командующий Краснознаменным Северным флотом адмирал Николай Евменов. Он отметил, что «имена Тимура Апакидзе и Феоктиста Матковского – это история и гордость российской палубной авиации».

Командующий Северным флотом подчеркнул, что «по печальному стечению обстоятельств жизни этих лётчиков оборвались за штурвалами самолётов, и сегодня создается уникальная возможность вернуться в небо их именам».
В церемонии присвоения самолётам имен летчиков также принял участие начальник морской авиации ВМФ России генерал-майор Игорь Кожин, который поздравил присутствующих с этой знаковой датой от имени главнокомандующего Военно-Морским Флотом России адмирала Владимира Королева.

На аэродроме также присутствовали ветераны морской авиации, родные и близкие прославленных летчиков, их сослуживцы, юнармейцы.

Феоктист Григорьевич Матковский – первый командир корабельного авиационного полка и первый лётчик авиации ВМФ, совершивший посадку на палубу авианесущего крейсера «Киев».
Тимур Автандилович Апакидзе – первый морской летчик, освоивший палубу крейсера «Адмирал Кузнецов», и сделавший всё, чтобы сохранить этот уникальный корабль для России. Он первым из морских лётчиков был удостоен высокого звания Герой Российской Федерации.

Корабельный истребительный Краснознаменный Смоленский авиационный полк имени дважды Героя Советского Союза Бориса Феоктистовича Сафонова – первый в советских, а затем и российских Вооруженных силах полк, летчики которого осваивали полёты с палуб авианесущих кораблей. Это единственная воинская часть, в которой в российский период истории шесть военнослужащих были удостоены звания Герой Российской Федерации в ходе освоения авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов».

Палубные лётчики полка одними из первых получили уникальный опыт ведения боевых действий с палубы авианесущего крейсера в ходе решения задач по борьбе с международным терроризмом в Сирии. В настоящее время палубные летчики Северного флота – единственные в мире, кто имеет реальный опыт применения палубной авиации в высокоширотных районах за Полярным кругом. На вооружении полка состоят тяжелые палубные истребители четвертого поколения Су-33.

Пресс-служба Северного флота 12.03.2019

Пара учебно-боевых штурмовиков Су-25УТГ палубного базирования перелетели на аэродром Саки в Крыму для тренировок на наземном испытательном тренировочном комплексе корабельной авиации (НИТКА), позволяющим отрабатывать взлет и посадку на авианосец. Об этом ТАСС сообщил источник в военном ведомстве.

«Пара Су-25УТГ из состава 279-го отдельного корабельного истребительного авиационного полка (279-й ОКИАП) морской авиации ВМФ перелетели в Саки, где расположен комплекс НИТКА для тренировки летчиков-палубников», — сказал собеседник агентства.
279-й отдельный корабельный истребительный авиационный полк морской авиации ВМФ России базируется на аэродроме Североморск-3. Является единственным полком в составе морской авиации ВМФ России, на вооружении которого стоят палубные самолеты Су-25УТГ, МиГ-29К и Су-33. Эти самолеты принимают участие в дальних походах тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов».
Тренировочный комплекс корабельной авиации НИТКА предназначен для проведения и отработки взлета и посадки летчиков корабельной авиации. Комплекс представляет собой аэродром со стальным летным полем в виде корабельной палубы, оборудованный трамплином и аэрофинишерами. Габариты летного поля эквивалентны габаритам летной палубы тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».
ТАСС


Источники: Левшов П. В., Болтенков Д. Е. Век в строю ВМФ: Авиация Военно-Морского Флота России (1910-2010). Справочник. — СПб.,

Специальный выпуск альманаха «Тайфун», 2012, www.airaces.ru, warfor.me и др.


1 комментарий

Оставить комментарий
  1. Vladimir Nazarov

    В составе 2789 полка нет самолетов Миг-29К/КУБ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *