Каланов Н. Умные мысли выдающихся моряков . Серия «Энциклопедия морской культуры» (продолжение)

Крылов Алексей Николаевич

1863 — 1945

Генерал флота (1916). Механик и математик, академик. Основатель современной русской школы кораблестроения. Автор классических работ по теории колебания корабля на волнении, по строительной механике корабля, теории вибрации судов и их непотопляемости, по теории гироскопов, внешней баллистике и пр. Заслуженный деятель науки и техники РСФСР. Герой Социалистического Труда (1943).


…Все правила внутренней службы на корабле выработаны вековою практикою, и почти любое из них можно подтвердить примером повреждения, а иногда и гибели корабля, к которым приводило нарушение правил службы; поэтому точное и строгое соблюдение этих правил столь же необходимо, как умное управление кораблём и как надёжная его постройка.

Всякая истина всегда представляет вечный вклад в сокровищницу человеческого знания, независимо от того, когда этою истиною воспользуются.

В технике нет места прилагательным, а только числам.

Всякая неверная цифра – ошибка, а всякая лишняя цифра – половина ошибки.

Главное искусство спасателя состоит в том, чтобы заключить со шкипером потерпевшего судна наиболее выгодный контракт, т.е. оформить более или менее подложными актами и записями высшую степень опасности.

…Есть множество «величин», т.е. того, к чему приложены понятия «больше» и «меньше», но величин, точно не измеряемых, например: ум и глупость, красота и безобразие, храбрость и трусость, находчивость и тупость и т.д. Для измерения этих величин нет единиц, эти величины не могут быть выражены числами, они не составляют предмета математики.

Компас – инструмент малый, но если бы его не было, Америка не была бы открыта.

Настоящий инженер должен верить своему глазу больше, чем любой формуле.

Сила и мощность науки беспредельны. Так же беспредельны и практические её приложения на благо человечества.

…Скорое решение вопроса, решение, может быть, и не вполне совершенное, но зато принятое вовремя, лучше медлительной нерешительности.

Статистика не должна состоять в одном только заполнении ведомостей размерами с двуспальную простыню никому не нужными числами, а в сведении этих чисел на четвертушку бумаги и в их сопоставлении между собою, чтобы по ним не только видеть, что было, но и предвидеть, что будет.

Убранству адмиральского помещения больше подобает величавая скромность благочестивого архиерея, нежели показная роскошь спальни развратной лицедейки.

…Флот есть органическое целое, и отсутствие в нем какого-либо типа судов или их относительная малочисленность не искупается преувеличенным развитием числа судов другого типа: их излишнее число не доставит преобладания над противником, а представит лишь напрасную трату средств… Они скоро очутились бы загнанными в Кронштадт, а неприятель явился полным хозяином всего моря…

Часто истинная причина аварии лежит не в действии неотвратимых и непредвиденных сил природы, не в невозможных случайностях на море, а в непонимании основных свойств и качеств корабля, несоблюдении правил службы и самых простых мер предосторожности, непонимании опасности, в которую корабль ставится, в небрежности, в отсутствии предосторожности.

Флот не может получать одностороннего развития одних типов судов в ущерб другим, надо иметь суда всех типов и в определённой пропорции.

Я отдал флоту 65 лет своей жизни, и если бы я располагал ещё такой же жизнью, то и её отдал бы до конца любимому морскому делу.

Бубнов Иван Григорьевич

1872 – 1919

Генерал-майор корпуса корабельных инженеров (1912). Учёный-кораблестроитель, математик и механик. Главный конструктор подводных лодок России.

Боевая сила судна слагается из многих факторов, и только гармоническое сочетание их без развития одного в ущерб другому делает судно совершенным.

В большинстве случаев при решении технических вопросов приходится опираться на законы не вполне точные, делать допущения, не вполне согласные с истиной, почему все ответы, получаемые этим путем, не отличаются тою категоричностью, которая характеризует метод чисто академический. Поэтому здесь весьма важно предварительно взвесить, какое влияния оказывают на окончательный результат допущенные гипотезы, какую погрешность в результате введут отброшенные нами факторы и пр., памятуя, что всякому результату дóлжно придавать ценность лишь в той мере, в какой сделанные при выводе допущения соответствуют истине.

Лучше плавать, имея двумя-тремя пушками меньше и на полузла медленнее, чем со всеми пушками и котлами затонуть при первой же аварии.

Никакого противоречия между теорией и опытом нет, ничего, если теория считается с существенными особенностями явления, а не выбирает из них такие, которые ведут к скорейшему получению какого-нибудь результата.

Нужно помнить, что сложность всякой системы есть вернейший указатель ее несовершенства и что легкость задачи – лучшая гарантия для получения ее правильного решения.

Современное большое судно во многих отношениях машина очень живучая, и если она в своей конструкции не будет заключать таких вещей, которые при всякой аварии неминуемо ведут ее к гибели, то она может вынести многие тяжкие испытания.

Белавенец Пётр Иванович

1873 – 1932

Капитан 1 ранга (1917). Участвовал в Русско-японской войне (Цусимское сражение 1904 г.). Военно-морской историк, геральдист, один из основателей российской вексиллологии, писатель, нумизмат.

Военным флотом должна называться воинская сила на море, будь то постоянная, регулярно организованная часть или лишь временно собранная, согласно потребностям данных обстоятельств, но, конечно, вооружённая сообразно с положением развития современного военно-морского дела.

Действительно искусный личный состав есть величайшее дело при воспитании флота, и на воспитание денег нечего жалеть; все вернется сторицей в нужный момент. В этой великой школе все школы и нужно искать причины тому, что за Лазаревым, Нахимовым и Корниловым все готовы были идти в огонь и воду.
Надо помнить, что жизнь государства измеряется многими сотнями лет, а потому, если не изучать должным образом свою родную историю, то тяжкие уроки наших отцов и дедов мы уже забываем, а что было раньше их, и подавно.

Незнание Отечественной исторической истины для Государственного деятеля положительно преступно по тем пагубным последствиям, которые от этого незнания произошли.

Россия вся должна сознать, что нашему отечеству флот необходим, а если это сознание будет крепко, то найдутся и деньги. Искренне любящие свое отечество русские люди, желающие развития русского могущества и целости Российского Государства, не могут твердить, что флота не надо. Наша морская история только подтверждает правоту Великого Петра: «Всякий потентат, который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.