Ярыгин В. Краснознаменному Черноморскому флоту 240 лет

Краснознаменный Черноморский флот России ΧΧΙ столетияоперативно-стратегическое объединение ВМФ на Черном море, приемник Черноморского флота СССР, Черноморского флота Российской Империи. Является средством обеспечения военной безопасности России в регионе Черного и Средиземного морей, входит в состав Южного военного округа.

Эмблема Черноморского флота

Истоки зарождения и развития мореплавания на Руси связаны с Черным морем, которое в древности называлось Русским. Первый Император России Петр Великий в начале своего царствования начал осваивать юг и Черное море, но решить вопрос свободы судоходства не смог, заключив в 1700 году мирный договор с Турцией он занялся Балтикой.

Не прекращающиеся набеги, войны на юге, заставили Россию создать здесь воинские формирования. Произошло это, во время правления Императрицы Екатерины Великой.

Императрица Екатерина Великая (2.05.1729-6.11.1796 гг)

К созданию военного флота на Черном море Россия смогла приступить   только после победоносного завершения русско-турецкой войны, получив право свободного плавания по Черному морю. Были, основаны центры кораблестроения Николаев, Таганрог, Херсон, создается главная база флота.

За два с лишним столетия Черноморский флот, проделал  славный  путь, от гребного — парусного до ракетно-ядерного Океанского. Были подвиги экипажа «Меркурия», военным флотом в историю вписаны победные морские сражения и имена Героев. Во время Крымской войны,  затопив свои корабли, моряки доблестно 349 дней сражались на бастионах Севастополя. Во время Первой Мировой войны флот успешно выполнял боевые задачи, строил и вводил в состав новые подводные лодки и надводные корабли, в его составе успешно действовала корабельная  авиация.  В годы Великой Отечественной войны, силы флота первыми встретили врага, сыграл огромную роль, в обороне, освобождении и изгнании фашистов.

За прошедшие столетия Черноморский флот, четыре раза был почти уничтожен, и всякий раз благодаря своим замечательным людям возрождался, создавался и становился лучше. В создании Черноморского флота, участвовали выдающиеся флотоводцы, политические деятели, военные моряки и   многонациональный народ Великой России.

Начинал зарождаться флот 13 мая 1783 года, в день когда  в Ахтиарскую, названную позднее Севастопольскую бухту, вошел отряд из 11 кораблей, для постоянного базирования. Это были корабли Азовской и Днепровской флотилий России, они вошли на рейд  под командованием Героя  Чесменского сражения  вице-адмирала  Федота Алексеевича Клокачева.

Отряд кораблей входит в Севастопольскую бухту

Впоследствии адмирал Ф.А. Клокачев назначается командующим флотом и заводами на Черном и Азовском морях.

Командующий Черноморским флотом Ф.А. Клокачев (15.03.1839-27.10.1883 гг)

Приказом ГК ВМФ РФ адмирала флота Ф.Н. Громова за №253 от 15 июля 1996 года «О введении годовых праздников и профессиональных дней по специальности» Датой образования Черноморского флота России считается 13 мая 1783 года.

 

14 июня 1783 года на берегу Севастопольской бухты, порта Ахтиар были заложены первые четыре здания будущего города, о чем напоминает установленный в Севастополе в честь этой даты памятный знак.

Памятный знак на месте закладки города Севастополя

В 1784 году 21 февраля, порт Ахтиар, был назван Севастополь, что в переводе с греческого означает «величественный город». В строительстве корабельной стороны города Севастополя принимали участие матросы из экипажа корабля «Святой Павел», которым командовал прославленный адмирал Ф.Ф. Ушаков. В 1785 году был утверждён первый штат Черноморского флота в составе 12-линейных кораблей, 20 — фрегатов, 5 — шхун, 23 — транспортных судов, и личного состава — 13 500 человек. Для управления и  строительства кораблей и объектов для флота в Херсоне создано Черноморское адмиралтейство.

Линейный корабль «Слава Екатерины»

Фрегат «Победа»

В 1787 году Османская империя, не смирившись с потерей контроля над Крымским ханством, предъявила России ультиматум с требованием возвратить полуостров. Началась  Русско-турецкая война, в которой Черноморский флот принял первое боевое крещение,  и нанес  османскому флоту крупные поражения.

В 1790 году командующим Черноморским флотом, назначается выдающийся флотоводец России адмирал Федор Федорович Ушаков.

Адмирал Ф.Ф. Ушаков (23.2.1745-27.10.1817гг)

Адмирал Федор Федорович Ушаков родился 23 февраля 1745 года, в селе Бурнаково Ярославской губернии в семье сержанта мушкетеров Федора Игнатьева. Боевое крещение получил во время русско-турецкой войны 1768-1774 годов. Операция по взятию Корфу под его руководством стала образцом морского искусства. Командуя 66-пушечным линкором «Святой Павел», на Черное море, принимал участие в строительстве пункта базирования флота в Севастополе.

Линейный 66 пушечный корабль «Святой Павел»

Ф.Ф. Ушаков девять лет был Командующим Черноморским флотом, два года командовал эскадрой в Средиземном море, одержал победу в 43 морских сражениях, не потерял ни одного матроса. В 2001 году, за заслуги перед Отечеством,  русской православной церковью причислен к лику святых, как праведный воин Феодор Ушаков.

 Под его командованием, продолжалось строительство Черноморского флота, обновился состав кораблей, улучшилась боевая выучка экипажей.    Были одержаны, блестящие победы над турками в морских сражениях у мыса Тендра, мыса Калиакри, у острова Феодониси.

Сражение у мыса Тендра (29.08.1790 года)

Наиболее выдающимся по мнению историков, современников и генералиссимуса М.В. Суворова, в флотоводческой деятельности адмирала Ф.Ф. Ушакова стало, взятие корабельным десантом, неприступной французской крепости Корфу в Средиземном море, без поддержки сухопутных войск.

Взятие Корфу (3.03.1799 год)

Большую роль в создании Черноморского флота, развитии юга, строительстве крупнейших центров судостроения флота городов Херсон, Николаев, Севастополь сыграл генерал-аншеф граф Потемкин Григорий Александрович. Он как наместник и генерал-губернатор Новороссийской, Азовской, Астраханской губерний, основывал и обустраивал юг России.

Генерал-аншеф, граф Г.А. Потемкин (24.9.1739-16.10.1791гг)

В 1804 году, по решению командующего адмирала Де-Траверс Ивана Ивановича, город Севастополь становиться главной базой кораблей Черноморского флота.

Главная база Черноморского флота Севастополь

Адмирал Траверсе Иван Иванович командовал Черноморским флотом  9 лет с 1802 по 1811 год,  первый губернатор Николаева, морской министр России в 1811-1828 годах. Много сделал для развития флота и создания базы судостроения.

Адмирал  И.И. Траверсе (24.07.1754-19.05.1831 гг)

Большой период (17 лет) с 1816 по 1833 год Черноморский флот возглавлял адмирал Грейг Алексей Самуилович, одновременно он был военным губернатором Севастополя и Николаева.

Адмирал А.С. Грейг (6.09.1775-18.01.1845 гг)

Через несколько лет после, вступления в должность А.С. Грейга, флот вступил в новый период своей деятельности. К 1828 году в боевой состав кораблей введено 145 — кораблей и судов, 16 — кораблей было куплено, форсируется дальнейшее строительство и отработка экипажей.  Под руководством командующего был построен 120-пушечный, трехдечный парусный линкор «Варшава».

Парусный 120-пушечный линейный корабль «Варшава»

История Черноморского флота помнит подвиг экипажа парусного 20-и пушечного брига «Меркурий» — 14 мая 1829 года, под командованием капитан-лейтенанта А.И. Казарского. Бриг одержал победу над   двумя турецкими кораблями   110-пушечным «Селимие» и 74-пушечным «Реал-беем» и был награжден кормовым Георгиевским флагом.

В  1833 году главным командиром Черноморского флота, портов, военным губернатором городов  Николаева и Севастополя, назначается  адмирал Михаил Петрович Лазарев, он возглавлял Черноморский флот 19 лет до 1851 года.

Адмирал  М.П. Лазарев  был  крупнейшим деятелем Военно-морского флота России первой половины XIX столетия, ученый – мореплаватель, русский флотоводец. В 1819 — 1821 годах совершил кругосветное путешествие, во время которого была открыта Антарктида. Награжден многими высшими государственными наградами.

Под командованием адмирала М.П. Лазарева, Черноморский флот становится одним из лучших в Европе. К этому времени на  его вооружении  стояло  14-линейных кораблей,   6 — фрегатов, 4 — корвета, 12 — бригов, 6 — пароходофрегатов и 28 —  пароходов, был построен первый железный пароход «Метеор» и начата подготовка кадров для службы на паровых кораблях.

Лучшим из линейных кораблей флота, являлся 74-пушечный линкор «Азов», отличившийся в 1827 году под командованием М.П. Лазарева в Наваринском сражении, одним из первых на военном флоте в России, награждённый кормовым Георгиевским флагом.

Во время Крымской войны 1853-1856 годов, эскадра Черноморского флота 30 ноября 1853 года, под командованием вице-адмирала  Павла Степановича Нахимова, одержала блестящую победу в Синопской бухте, уничтожив  в течение нескольких часов 15 турецких кораблей. Синопское сражение стало последним крупным сражением парусных кораблей.

Блестящая победа русского флота в Синопском сражении стала поводом вступления в войну Англии и Франции, боявшихся усиления России на Черном море. Во время обороны главной базы флота Севастополя моряки-черноморцы, сойдя на берег и затопив свои корабли, 349 дней героически сражались на бастионах города.

В 1856 году,  за проявленное мужество, при обороне Севастополя в Крымской войне 1854-1855 годах Георгиевскими знамёнными флагами были  награждены  все флотские экипажи Черноморского флота.

О времени героической обороны Севастополя, сегодня напоминают храмы, экспонаты музея, памятники и мемориалы героям-защитникам.

На северной стороне Севастополя, находится кладбище, где в братских могилах, покоится прах более 100 тысяч его Героев-защитников, построенная на пожертвования часовня.

Невыгодные условия Парижского мирного договора 1856 года, лишили Россию на долгие годы возможности иметь военный флот и военно-морские укрепления на Чёрном море. Только  в 1870 году Россия,  приступила к восстановлению Черноморского флота и укреплений на Крымском полуострове и в районе Керчи. Этими работами руководил, прославленный военный инженер, участник крымской войны генерал Эдуард Иванович Тотлебен.

Для защиты Севастополя с моря, в короткие сроки были построены броненосцы береговой обороны «Вице-адмирал Попов» и «Новгород», прозванные  моряками «Поповками».

В 1881 году, в соответствие с принятой 20-летней военной судостроительной программы, начался ввод в строи серии барбетных   паровых броненосцев. К 1894 году в боевой состав флота была принята серия однотипных кораблей: головной «Екатерина II», «Чесма», «Синоп»,  «Георгий Победоносец», и отличавшийся от них «Двенадцать апостолов».

27 июня 1905 года на броненосце Черноморского флота «Князь Потёмкин-Таврический», произошло восстание, как  писали из-за некачественно приготовленной  пищи, что у многих вызывает большие сомнения. Подойдет время и достоверные факты появятся на свет, а пока оставим это на суд истории.

 

К  1906 году Черноморский флот имел в своем составе: 8 – эскадренных броненосцев («Чесма», «Синоп», «Екатерина II», «Георгий Победоносец», «XII Апостолов», «Ростислав», «Три Святителя», «Пантелеймон»), 2 — крейсера «Кагул» и «Очаков», крейсер «Память Меркурия», 3 — минных крейсера «Капитан Сакен», «Гридень», «Казарский», 13-эскадренных миноносцев, 10-миноносцев, 2-минных транспортов, 6 — канонерских лодок и 10 — транспортов. Строились 2 эскадренных броненосца «Евстафий» и «Иоанн Златоуст» и 4 минных крейсера типа «Капитан Баранов».

В январе 1913 года, на Черном море впервые начали проводится  опыты:  «…по приспособлению кораблей для действий аэропланов в море».

В Первую Мировую войну Черноморский флот вступил имея в своем составе: 6-линкоров флагман «Евстафий», ЛК  «Иоанн Златоуст»,  «Пантелеймон»,  «Ростислав»,  «Три Святителя»,  «Синоп»; 2 — крейсера типа  «Богатырь», 17 — эскадренных миноносцев, 12 — миноносцев, 4 — подводные лодки.

Силы Черноморского флот, создав впервые дивизию из 152 гидросамолетов корабельной авиации, обеспечивал господство на театре, ведя морские бои и уничтожая Турецкие корабли, неся минимальные потери. Активно участвовали в Первой Мировой войне подводные лодки, они вели позиционную службу, выставляли минные заграждения, проводили разведку и охрану побережья.

       20 октября 1916 года на линкоре «Императрица Мария» произошёл взрыв порохового погреба, корабль затонул, версий по сути происшедшего много. Единственно достоверно, что это не несчастный случай, а диверсия. Кто организатор и исполнитель? Нет доказательств, зачем их искать они всем известны, но мы пока, упорно продолжаем поиски!

К началу 1917 года оставался серьезной силой на море, осуществлял поддержку, Кавказскому  и Румынскому  фронтам.  В состав  входили  2 — новых линейных корабля-дредноута, 7- линейных кораблей до дредноутного типа, 3- крейсера, 23 — эскадренных миноносца, 15 — подводных лодок, 3-авиатранспорта, многочисленные малые корабли и катера. На верфях заводов строились: 1 — линейный корабль, 4 — легких крейсера, 4 — эскадренных миноносца, 10 — подводных лодок и другие корабли.

В 1917 году флот на Черном море превратился в серьёзную боевую силу на юге России, обеспечивающей полное господство на театре и поддержку Кавказского и Румынского фронтов.

Февральская революция надолго подорвала боеспособность Черноморского флота, ухудшилась дисциплина, упала организация,  только часть эсминцев сохраняла свою боеспособность, благодаря чему продолжались боевые походы к турецкому берегу. После октябрьской революции флот, почти утратил боеспособность. Летом 1919 года корабли, перебазируются в Севастополь, к 1920 году флот насчитывал более 120 кораблей и судов.  В их число входили линейный корабль типа «Императрица Мария» —  «Генерал Алексеев», крейсер, 3-вспомогательных крейсера, 8-эсминцев и 9-канонерских лодок.

После ухода из Севастополя в 1920 году части кораблей Белого Черноморского флота, он был преобразован в Русскую эскадру и базировался в порту Бизерта в Тунисе.

(продолжение следует)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *