В 2023 году, ордена Ушакова Краснознаменный Северный флот России 1 июня, отметит 290-летнюю годовщину создания. Почти за три столетия им написана богатая военная история, флот не однократно сокращался, достигал расцвета и приходил в упадок. До 2014 года он считался самым «молодым» из всех военных флотов России, но его дата образования приказом Главнокомандующего ВМФ была перенесена с 1933 на 1733 год. Указом Президента РФ № 803 от 21 декабря 2020 года Северный флот, стал военным округом, в его состав ввели республику Коми, территории Архангельской и Мурманской областей, Ненецкий автономный округ.
История зарождения военного флота на севере России, началась со времени Петрова Великого. Вступив на царский престол в 17-лет, Романов Петр Алексеевич, начиная строить военный флот, обратил внимание на единственный морской порт севера Архангельск, который обеспечивал свободный выход судов и торговлю.
Император России Петр Великий (9.06.1672 – 8.02.1725 гг)
Северный флот, как и Заполярный край, долго создавался, неоднократно начинал строится и сокращаться. В двадцатом столетии он пережил «гласность и перестройку», но благодаря своим героическим людям, остается надежной морской второй рукой государства.
Русское Заполярье, мореплаватели и первыми жители севера начали осваивать еще до нашей эры. Тогда на берегу холодного Белого моря, появились первые рыбацкие поселения. В XI веке, путь к Студеному морю, проложили Новгородские и Ростово-Суздальские мореходы. С середины XIV века по XVIII век север, был свободным по его водам, поддерживались торговые связи со странами Западной Европы. Судостроение в Заполярье относится к XI века, когда север начали осваивать славяне-новгородцы. Центрами судостроения, создаются в Кандалакше, устье Печоры и Северной Двины, Холмогорах и устье — Колы. Вскоре Кола становиться главным центром судостроения на Мурмане, здесь строились добротные, надежные северные суда-кочи.
Северный «Кочь» под парусом
Царь Петр I впервые прибыл в Архангельск 7 августа 1693 года. Здесь впервые увидел и познал северный край России, почувствовал дыхание океана и влюбился в суровую Заполярную природу.
Петр I на верфи Архангельска
Во время нахождения на севере, длившемся более двух месяцев, изучал Заполярный край, поражался его особенностям, повелевал обеспечить его охрану и безопасность. Царь принял решение о строительстве, на острове Соломбала, государственной судостроительной верфи, позднее она, стала адмиралтейством.
Памятная медаль Соломбальской верфи
В 1693 году, 28 сентября Пётр I, заложил на верфи первый фрегат «Святой апостол Павел», в свой следующий приезд в 1694 году, спустил его на воду для достройки.
Фрегат «Святой апостол Павел»
Петровский период, стал особым временем, в освоении Севера моряками и интенсивного строительства военных кораблей и судов. На верфи строиться: 6-больших трехмачтовых торговых судов («Святой апостол Андрей», «Святой Пётр», «Святой Павел», «Рычард Энжен», «Экс-бой», «Меркуриус»), в 1702 году, по повелению Петр I, построено 13 – кораблей.
Из построенных два фрегата — «Святой дух» и «Курьер», волоком через болота и тайгу дотащили от Белого моря до Балтики, спустили на воду, далее по Свири и Ладожскому озеру корабли пришли к истокам Невы. Экипажи фрегатов «Святой дух» и «Курьер», вместе с сухопутной армией, принимали участие в штурме крепости, названной шведами Нотебург. Русская крепость «Орешек» вновь была возвращена России после сдачи ее гарнизона русским войскам.
Фрегат «Святой дух»
В 1696 году, Боярская Дума «приговорила»: «Морским судам быть», чем было продолжено строительство военных кораблей согласно принятой первой судостроительной программы в России. Петр I, выполняя девиз своего царствования: «…Всякий потентант, который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который флот имеет, обе руки имеет», начал, создавать военный флот. Не малая роль в этом отводилась Соломбальской верфи в Архангельске.
Строя военный флот Петр I делает попытку мирным путем решить со Швецией вопрос свободного прохода по водам Балтики и возвращении части территорий России, но получил отказ.
Новодвинская крепость
По его указанию в устье Северной Двины, началось строительство Новодвинской крепости, начали устанавливаться артиллерийские батареи и укрепления. Не зная этого шведские корабли в 1701 и 1702 годах намеривались напасть на Архангельск, в первом случае атака была отбита, суда захвачены. В 1702 году, узнав о прибытии в Архангельск Петра Ι и солдат Семеновского и Преображенского полков, Шведы отказались от своего намерения.
С объявлением войны Швеции, по повелению царя в Архангельске началось строительство военных кораблей для пополнения, боевого состава флота Балтики. По мере готовности корабли, переводились вокруг Скандинавии в Балтийское море и участвовали в морских сражениях. В 1710 году сошли со стапелей два фрегата «Святой Пётр» и «Святой Павел». В 1713 году на верфи была закончена постройка линейного корабля «Архангел Гавриил», 1 июля 1713 года заложены два 52-х пушечных линейных корабля — «Архангел Варахаил» и «Архангел Селафаил».
Фрегат «Святой Пётр»
В 1713-1715 годах со стапелей верфи Соломбала, сходят еще пять 54-х пушечных парусных линкоров, названных в часть архангелов, они под командой вице-адмирала Наума Акимовича Сенявина обойдя вокруг Скандинавии прибыли на Балтику.
Линейный корабль «Архангел Гавриил»
До 1725 года на верфи Архангельска, построено 126 — парусных кораблей. Вместе со строительством, шло освоение и изучение Заполярного Края, природы, погоды, впервые организуется его охрана.
Большое влияние на формирование климата региона оказывают моря, омывающие мурманское побережье в первую очередь Баренцево. Погода севера постоянно держит жителей и мореплавателей: «В готовности к немедленному действию». Медлить и думать некогда надо принимать решение и действовать.
Большой вклад в изучения Северных морей и природы Арктики, внес великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов, он первым обосновал возможность прохода Северным морским путем из Атлантики в Тихий океан.
М.В. Ломоносов (19.11.1711-15.04.1765гг)
Коломбы росские, призрев угрюмый рок,
Меж льдами новый путь отворят на восток…
Писал он в 50-е годы XVIII столетия, в своей статье и указывал на необходимость, скорейшего освоения Россией Арктики. Эти пророческие слова Михаила Васильевича, подтвердились на практике.
В 1730 году для защиты Севера России, прекращения разбоя, грабежа края, началось формирование отряда военных кораблей. На основании Указа Сената от 29 июля 1730 года Военная коллегия приняла Постановление, о возобновлении строительства на Архангельской верфи, военных кораблей, содержании и ремонта в порту судов, выделяемых для защиты морского театра и побережья Заполярья. Постановлением коллегии предписывалось, охрану северных вод осуществлять, назначенными кораблями, методом «крейсирования», а в 1733 году издается Указ Императрицы Екатерины II.
В 1740 году со стапелей Адмиралтейской верфи Архангельска, сошли первые три 66-и пушечных фрегата, два 54-х пушечных. Назначенные четыре корабля эскадры, приступили регулярно к крейсерству в северных водах.
Линейный корабль эскадры
Командовал кораблями, созданной Северной эскадры капитан — командор Виллим Фомич Лювеса. База для эскадры основана в Коле Кольского залива.
Капитан-командор В.Ф. Лювеса
Корабли северной эскадры, не допускали заход иностранных кораблей в русские воды и прекратили произвол каперов на побережье. На ремонт, зимовку и отдых экипажи кораблей, приходили в Екатерининскую гавань.
Русские военные корабли в Екатерининской гавани
Мест для размещения на берегу Екатерининской гавани, не хватало поэтому часть экипажей, жила в Коле, где насчитывалось 250 жилых домов.
Технический прогресс в кораблестроении, коснулся и военного флота севера, в 1825 году на Адмиралтейской верфи Архангельска был, построен колесный пароход «Лёгкий» для обеспечения нужд порта.
Колесный пароход Северной эскадры
Корабли Северной эскадры, продолжала активно осуществлять крейсерство в водах Арктики до середины XIX века. В 1862 году, Архангельский военный порт, было предписано «…из-за ненадобности…» закрыть. Со времени закладки на Соломбальской верфи первого военного корабля Петром I до 1862 года, было построено и получили путевку, в жизнь 450 — боевых кораблей и судов, в том числе Балтийский флота около ста.
(Продолжение следует)