Ярыгин В. 320 лет ДКБФ (продолжение)

В 1770 году 5-7 июля, Балтийская эскадра одержала блестящую победу над османским флотом в Херсонском проливе, уничтожила корабли неприятеля в Чесменской бухте.

Победы Балтийского флота в морских сражениях: Гогландском -1788 год, Ревельском — 1790 год, Выборгском — 1790 год, Эландском;  Роченсальском, Ревельском и Красногорском морском бое. Успешная поддержка армии на приморских направлениях, совместные боевые действия при осаде и взятии Мемеля, Кольберга, окончательно утвердили господство военного флота России на Балтийском море.

Это стало возможным  благодаря героической деятельности флотоводцев Балтики, героев морских сражений адмиралов: Свиридова, Ушакова, Сенявина, Лазарева, Нахимова, Корнилова, Истомина, Макарова, Бутакова; русских исследователей, первооткрывателей  и мореплавателей – Беренга, Чирикова, братьев Лаптевых, Беллинсгаузена, Крузенштерна, Лисянского, Невельского; русских ученых Попова, Крылова, Шокальского, Можайского; писателей Соболева, Новикова-Прибой, Колбасьева; кораблестроителя Крылова, тесно связанных на протяжении жизни с Балтийским флотом.

Военным морякам Балтики принадлежат многие славные дела, прославившие Россию: открытие последнего континента земли Антарктиды, первые кругосветные плавания, сотни географических открытий. Об этом   говорят  сегодня, имена адмиралов и офицеров старейшего флота на картах и справочниках.

      Моряки-Балтийцы с честью выдержали испытания в 1853-1856 годах.  Отразили нападение англо-французского флота, на укрепления Гангута, не позволили захватить, крепости Кронштадт, Свеаборг, Ревель, отбили все атаки и предотвратили захват столицы Империи — Санкт-Петербурга. Балтийцы приняли в свой состав часть кораблей Черноморского флота, моряков и их семьи, после Крымской войны.

Таким стал для Балтийцев славный, золотой век парусных кораблей, но он подошел к концу. Самые совершенные, мощные линейные, многопалубные корабли, водоизмещением до 5000 тонн, имеющие вооружение от 30 до 135 орудий в бортовых портах, численностью до 800 человек, уходили в прошлое.

На Балтику России, вместе с мировым техническим прогрессом, пришел новый век паровых машин и кораблей. В 1815 году на стапеле Главного адмиралтейства в Санкт-Петербурге строится первый в России и Европе колесный деревянный пароход «Елизавета». Свой первый рейс он совершила 3 ноября из столицы Санкт-Петербург в Кронштадт.

В 1835 году на стапеле Главного адмиралтейства  закладывается  первый колесный пароходофрегат «Богатырь». В 1848 году, построен  головной пароходофрегат «Архимед», на нем в качестве движителя использовался гребной винт.

Вместе с техническим прогрессом, на  Балтийский флот начинают поступать и осваиваться: парусно-паровые корабли 1836 год, минное оружие 1832 год, броненосные корабли 1861 год, нарезная артиллерия 1867 год, торпедное оружие 1876 год, носители минного оружия и подводные лодки 1880 год.

 

К 1860 году на Балтике были, созданы значительные силы береговой обороны — 3 плавучих батареи, 3 — броненосные лодки, 4 — броненосных фрегата и 10-мониторов. Их дополняли многочисленные артиллерийские форты Кронштадта и система минных заграждений. Однако в России к этому времени отсутствовал мореходный броненосец. К созданию вооруженного, хорошо защищенного корабля в России приступили в 1866 году, энтузиастом  стал контр-адмирал А.А. Попов, в прошлом участник Крымской войны.

Выполненная к 1870 году программа «Создания оборонительного флота на Балтике», позволила обновить корабельный состав. С выполнением её в его составе флота, насчитывалось 23-броненосных корабля, в их числе  был первый в мире башенно-брустверный мореходный, скоростной и большой автономностью, броненосец с новым артиллерийским вооружением «Петр Великий», водоизмещением  около 10 тыс. тонн.

Решение о строительстве эскадренного броненосца «Петр Великий» принято Морским техническим комитетом России. Местом строительства корабля, стал Галерный островок в Санкт-Петербурге,  1 июня 1869 года броненосец был заложен, началось его строительство. После многолетнего проектирования, достройки и испытаний,  14 октября 1876 года  эскадренный броненосец «Петр Великий» вошел в боевой состав флота. Он оказался лучшим военным кораблем своего времени, в разное время воспроизведен был на флотах, великих морских держав.

Об этом говорят факты, почти через полвека в 1924 году, совершив межфлотский переход на Тихоокеанский флот «Петр Великий», продолжал быть, лучшим броненосцем.

Во время русско-японской войны 1904-1905 годов, наспех сформированные    эскадры кораблей и судов Балтийского флота, совершили 18 тыс. мильный переход в Японское море, в сложнейших условиях. Беспредельное мужество, героизм экипажами кораблей были, проявлены к большому сожалению, в проигранных боях и морском сражении.

Поражение, привело к большим потерям корабельного состава флота, заставило пересмотреть взгляды, на управление, организацию боевой подготовки и саму его структуру.  Указом императора Николая II, формируется штаб начальника Морских сил Балтийского моря, отменяется цензовая система, увеличивается количество выполняемых учебных и боевых артиллерийских стрельб, учений и походов кораблей.

Начались разработка, модернизация и создание новой корабельной артиллерии, боеприпасов, приборов управления стрельбой.  Пересмотру подверглись боевые документы, правила артиллерийских стрельб, минной службы, боевая корабельная организация флота.

Перед Первой Мировой войной, принимаются срочные меры для пополнения боевого состава кораблей, выделяются большие средства на их строительство. Принятыми программами судостроения в 1909 году — «Малой», в 1912 году — «Большой», планировалось в короткие сроки, построить 11 — линейных кораблей, 10 — крейсеров, 85 — эскадренных миноносцев и 24 — подводных лодки. Большинство, кораблей, выделялось эскадре Балтийского флота, предназначенной для борьбы с германским флотом в Финском заливе, на оборонительном рубеже.

Решением, «Особого совещания» 1908 года, Балтийский флот строил не отдельные корабли, а группы кораблей эскадры.  В 1906 году  был заложен, а в 1909 году  введён в боевой состав флота, флагман Балтийского флота  броненосный крейсер «Рюрик».

В 1909 году по проекту профессора Морской академии генерал-майора корабельных инженеров  Ивана Григорьевича Бубнова  закладываются новые линейные корабли типа «Севастополь» («Петропавловск», «Гангут», «Полтава»), с мощным 12-дюймовым (305-мм) артиллерийским вооружением, улучшенной живучестью и способными развивать скорость более 23 узлов.

Третий  линкор «Гангут»,  названный в честь победы русского флота у мыса Гангут,  был заложен на Ново-адмиралтейском судостроительном заводе в Санкт-Петербурге 3 июня 1909 года, в конце сентября 1911 года спущен на воду для достройки.  В ноябре 1914 года,  после  испытаний  он вошел  в боевой состав 2-й бригады кораблей Балтийского флота.

В 1912 году 6 декабря, на кораблестроительном заводе в Санкт-Петербурге был заложен головной из четырех тяжелых крейсеров проекта типа «Измаил» («Бородино», «Кинбурн», «Наварин»).

По разным причинам тяжелые крейсера достроены не были, головной корабль проекта «Измаил», планировали переоборудовать в авианосец, но 1926 году, был  передан  на слом.

В 1913 году в боевой состав флота вошел эскадренный миноносец «Новик», водоизмещением — 1260 тонн, он развивал скорость хода более  36 узлов. Имел хорошее артиллерийское и торпедное вооружение,  долгое время считался лучшим кораблем в своем классе.

Для обеспечения постановки и траления мин, в боевом составе флота имелось два минных заградителя «Амур» и «Енисей», несколько тральщиков типа «Залп».

Первой подводной лодкой Балтики стала дизельная ПЛ «Дельфин»,  к началу Первой Мировой войны, на Балтийском  флоте была создана  бригада из 11- подводных лодок, 8  —  входили в боевой состав, 3 — стали  учебными.

В состав бригады входил, созданный в Кронштадте учебный отряд подводников, где была организована подготовка специалистов и экипажей для подводных лодок.

Получила дальнейшее развитие на Балтийском театре морская авиация. От офицера флота капитана Льва Макаровича Мациевич, в 1909 году в Генеральный морской штаб, поступило предложение, о необходимости  вооружить боевые корабли авиацией. Авиация кораблей должна  вести разведку, обнаруживать и уничтожать подводные лодки. Применение авиации  с кораблей должны, обеспечить  катапульты.

В 1910 году подполковник Михаил Михайлович Конокотин, в своем рапорте на имя начальника штаба флота, предложил рассмотреть чертеж-  проект авианосца, на котором были предусмотрены: полетная палуба для взлета и посадки, мастерская для осмотра и подготовки авиации,  ангар для  хранения самолетов.

В 1914 году на Балтийском флоте была создана и успешно прошла испытания первая летающая отечественная лодка (гидросамолет) «М-5».

Перед началом Первой Мировой войны было принято решение по созданию и боевому использованию морской авиации, окончательно определено её место в составе сил Балтийского флота. Приказом Морского Министра адмирала Ивана Константиновича Григоровича от 4 мая 1912 года, на Балтийском флоте была впервые создана морская авиация, с базированием   в Гребном порту   Санкт-Петербурга.

задачи по защите побережья совместно с сухопутными войсками. В его состав входило 120 — боевых кораблей и судов, в том числе : 4 — линейных корабля,   6 — броненосных крейсеров, 4 — легких крейсера, 13 — эскадренных миноносцев, 50 — миноносцев, 6 — минных заградителей, 6 — канонерских  лодок и 13 — подводных лодок.  Часть кораблей нуждалась в ремонте, таким составом Балтийский флот, поставленную ему боевую задачу выполнил, понеся незначительные потери.

Учитывая явное превосходство флота Германии, на Балтике: шестикратный перевес только в линкорах и линейных крейсерах. Командованием флота было  принято решение  на организацию минной обороны Финского и Рижского заливов.

В арсеналах только Кронштадта и Гельсингфорса на случай войны имелось около 6 тысяч якорных мин. Прогноз оправдался, минная война, оказалась эффективной, немецкий флот с началом боевых действий, потеряв большое количество  кораблей и транспортных судов, отказались от ведения активных  действий на морском театре.

В 1915 году, для повышения эффективности, применения авиации со специальных кораблей, на Путиловской верфи в короткие сроки переоборудуют грузопассажирский пароход «Императрица Александра» в первое «авиационное судно» Балтийского флота «Орлица».

Вводится новая организационно-штатная структура на кораблях, авиацию вводят в боевой состав корабельных соединений и подчиняют флоту. В конце 1916 года, закончилось формирование морской авиации на флоте, создана авиационная дивизия из 80 — самолетов. В течение войны,  задачей флота являлись поддержка и содействие группировкам сухопутных войск на приморских флангах,  силы флота её успешно решали.

Перед революцией, флот Балтики имел в своем составе около 700 боевых кораблей и вспомогательных судов, в том числе 8-линкоров, 9-крейсеров, 68-эсминцев, 28-подводных лодок. Его главными базами были: Кронштадт, Гельсингфорс, Свеаборг, Ревель, штаб размещался в Хельсинки.

В феврале 1918 года, при возникновении угрозы захвата боевых кораблей германскими и финскими войсками, проведена операция по переводу кораблей в Кронштадт. Это происходило в тяжелых ледовых условиях, в результате было спасено 226 — кораблей и судов, которые стали основой корабельного состава советского флота Балтики.

Для обеспечения обороны Петрограда в 1918 году в августе и в ноябре, отрядом кораблей Морских сил Балтийского моря, было выставлено минное заграждение. В 1919 году для нужд фронта, сформировано 30 отрядов и групп из числа матросов и курсантов флота, численностью более 20 тыс. человек. Артиллерией корабли регулярно, поддерживали боевые действия сухопутных войск в районе Красного села.

Для борьбы с интервентами, Морскими силами Балтийского моря, формируются:  Онежская, Волхов — Ильменская   и  Селигерская  флотилии. На Волгу и Каспий, для ведения военных действий, с Балтики передается        30-кораблей, в их числе 4 — эсминца, 7 — миноносцев, 2 – подводные лодки. Для отражения нападения интервентов, в течение 1918-1920 годов, для нужд  флотилий,  выделяется  гидросамолёты.

За время интервенции, было утрачено много боевых кораблей: сгорел линейный корабль «Полтава», 3 — эсминца типа «Новик» погибли на минных заграждениях, 2 — попали в плен к англичанам. Линкоры «Андрей Первозванный», «Император Павел I», крейсера «Рюрик», «Адмирал Макаров», «Баян» были проданы Германии. К середине 20-х годов на флоте осталось в строю, достройке и ремонте на Петроградских заводах около двадцати кораблей, в том числе 5-линкоров и крейсеров, 12-эскадренных миноносцев и несколько подводных лодок.

(продолжение следует)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *