Ярыгин В. 320 лет ДКБФ

Военный флот XXI столетия на Балтике — Оперативно-стратегическое объединение Военно-морского флота России на Балтийском море. За боевые заслуги при защите Отечества в 1928 и 1965 годах Балтийский флот награжден орденом Красного знамени.

1703 год, 18 мая считается   денем создания Балтийского флота.  В этот день русским десантом гребной флотилии, с солдатами  Преображенского и Семёновского полков под командованием Петра I  в устье Невы, была одержана первая  победа на море,  захвачены  два корабля шведской эскадры.

За эту победу Петр I был награжден орденом Святого апостола Андрея Первозванного. Документы к награждению Романова Петра Алексеевича капитана Бомбардирской роты лейб-гвардии Преображенского полка, готовил писарь Морского воинского приказа гребного флота, орден царю вручил генерал и воинский комиссар граф Ф.А. Головин.

        О первой победе военного флота напоминает картины, хранящееся в Центральном военно-морской музей имени императора Петра Великого   медаль, которой были награждены участники победного морского сражения.

    Балтийское море исторически имело стратегическое значение для Руси. Отсюда начинался путь из варяг в греки. На севере, располагались древнейшие русские города Ладога, первая  столица Руси — Новгород. В XI и XII веках новгородцы утвердились на южных берегах Финского залива. Шведы на протяжении столетий, постоянно стремились захватить берега Невы и Финского залива, отрезать Новгород от морского  побережья и лишить Русь единственного морского пути к странам Западной Европы. По результатам Ливонской войны 1558-1583 годов,   Столбовскому мирному договору, Россия потеряла  территории на своих северо-западных рубежах: южное побережье Финского залива с крепостями Ивангород, Копорье и Ям, а также часть Карельского перешейка с Корелой. Такое положение мешало вести международную торговлю, которая полностью находилась под шведским контролем. 

       С момента образования Балтийский флот играет главную роль, в государстве. Благодаря его успешным действиям Россия, «прорубила окно» в Европу, стала Великой Морской державой. Экипажи кораблей Балтики, осваивали морские театры, положили начало формированию русской морской школы. Военно-морская наука и Военно-морское искусство зарождались и формировались на опыте этого старейшего военного флота. Большинство научных и географических открытия принадлежат морякам Балтийского флота. Флот стал родоначальником, большинства дальних и кругосветных походов его экипажами,  совершено более 430 географических открытий,  на карту  мира нанесено 98 имен прославленных  Балтийцев.  Победы эскадр Балтийского флота в морских сражениях и боях окончательно утвердили господство России на Балтике, позволили успешно закончить Северную войну и создать Империю.

За три с лишним столетия военный флот Балтики, вместе с государством проделал славный, большой, трудный и опасный путь в своем становлении и развитии, от парусного до ракетно-ядерного Океанского. Оставаясь всегда верным союзником и защитником Отечества и народа, второй верной, надежной рукой государства, что было не раз доказано историей.

Неудачная попытка создания Россией флота на Балтике, для охраны судоходства была предпринята царем Иваном ΙΥ Васильевичем (Грозным) в 1570 году. Первым судном, по его повелению купленным капером Карстеном Роде, стала двух мачтовое грузовое парусное судно «Веселая Невеста».

Созданный из 16-и судов, первый каперский флот России, вскоре прекратил свое существование. Прибрежные соседние государства, сделали все возможное, чтобы его не стало.

В следующем столетии Россией предпринимается еще одна попытка, создания флота для охраны торговых судов. В 1669 году по повелению царя Романова Алексея Михайловича (отца Пета Ι), на верфи села Дединова на Оке, был заложен и построен трех мачтовый, двухпалубный парусный  корабль «Орел».

На нем был впервые поднят флаг, а для управления судами эскадры (яхта, бот и две шлюпки) впервые написаны «34 статьи артикульных». Но кораблю, как и эскадре было не суждено ходить в море,  простояв некоторое время у берега, суда эскадры пришли в негодность. Это стало второй неудачной попыткой России создать свой флот.

В 1689 году 17-летний Петр Алексеевич, взошел на царский престол, его деятельность в начале царствования была связана с войной, которую вела Россия с Турцией. Подготовка к её продолжению, по повелению царя началась в 1695 году, со строительства в Воронеже военных кораблей и судов, флагман парусно-гребной  36-и пушечный  фрегат  «Апостол Петр».

 

Последний русский царь и первый Император России Петр Великий стал, создателем военного флота России, строителем русских городов, крепостей и заводов. Про эпоху Петра современники писали: «Под стук топоров и грохот пушек, победное УРААА!!! Прорубалось Окно в Европу, строился военный флот, и укреплялась Империя Петра».

Результатом, войны с Турцией, стал захват в 1696 году крепости Азов,  произошло это благодаря, организованной её морской блокады  кораблями. С принятием боярской думой Приговора (Указа) в октябре 1696 года: «Морским судам быть», Петр I начал заниматься созданием военного отечественного флота, его девиз: «России не быть без флота».

В  марте   1697 года, по повелению царя, в Голландию и Англию отправляется специальное русское Великое посольство, послами   назначены генерал — адмирал Ф.Я. Лефорт, генерал Ф.А. Головин, П.Б. Возницын.

В середине 1698 года на зафрахтованных кораблях в Архангельск и Нарву прибыли было более 500 иностранных специалистов. В 1698 году 11 декабря: «Для заведования военными чинами русского флота из иностранцев», создан Воинский морской приказ, подчиненный генералу и воинскому комиссару графу Ф.А. Головину.

 

Первые навыки в строительстве судов, подрастающий Петр, приобрел на Яузе,   верфях Плещеева озера и Белого  моря. В 1688 году на Плещеевом озере Переславля-Залесского был спущен на воду первый бот, построенный Петром I «Фортуна».  Летом 1692 года под его руководством, проводятся первые морские маневры,    судов флотилии, в её составе насчитывалось около 100 кораблей и судов  царь,  находился на флагманском корабле «Марс».

 

В 1693 году  28 сентября   Пётр I, прибыв в Архангельск заложил на созданной   государственной Соломбальской верфи  фрегат «Святой апостол  Павел», 30 мая 1694  года,  подрубил опоры, построенного корабля и спустил его на воду для достройки.

В декабре 1695 года на Преображенской верфи Подмосковья заложена галера «Принципиум», доставленная в разобранном виде в Воронеж.   Собрана на верфи Воронежа галера, вошла в состав Азовского флота. Находясь на борту галеры Петр I подписал первый документ, по применению сил гребного флота: «Устав по галерам».   Отсутствие свободы судоходства на Балтике, сдерживало развитие страны.  В 1698 году Россия,  начала подготовку   к войне со Шведами,  за свободный выход к Балтийскому морю.

В 1700 году, заключив мир с Османской империей, в августе Россией была, объявлена война Швеции, началось строительство военных кораблей для Балтики. С первых дней Соломбальская государственная верфь становиться одним из важных центров  кораблестроения России. На верфи строятся 32-х, 52-х и 74-х пушечные корабли с экипажами до 450 человек. Эти корабли входили в состав  флота Балтики. За два года с 1700 до 1702 года, на верфи построили шесть — трехмачтовых судов («Святой апостол Андрей», «Святой Пётр», «Святой Павел», «Рычард Энжен», «Экс-бой», «Меркуриус»). В мае 1702 года  спущены на воду для достройки  фрегаты «Курьер», «Святой Дух» и «Святой Илья».

В январе 1701 года в Москве, для обучения военным морским наукам,   открывается «Навигацкая школа», где началась  подготовка младшего офицерского состав. В 1715 году в Санкт-Петербурге открылась Морская академия,  для военного флота готовили старших офицеров и командиров кораблей.

В 1702 году на реке Сясь была основана верфь где строились первые     6х18-ти пушечных  кораблей, и 9-ть вспомогательных судов. В октябре с участием экипажей, построенных кораблей, у шведов была отвоевана, построенная на острове, у истока Невы, новгородцами четыре века, назад крепость Орешек.

В январе 1703 года началось строительство фрегатов, яхт и «Каг», заложивших основу будущего флота Балтики. 4 апреля 1703 года, на Олонецкой верфи реки Свирь, заложен первый парусный фрегат на Балтике  28-пушечный «Штандарт».

В 1704 году на левом берегу Невы начали возводить Адмиралтейскую  верфь, было  положено начало центру кораблестроения Балтийского флота. Используя документы, практический опыт ведения войны на море, под руководством Петра I, начинает закладываться структура военных флотов.

    Парусный флот – в соответствии с общим планом ведения войны и сложившейся обстановкой на море, должен содействовать сухопутным войскам в завоевании побережья, нарушать морское сообщение противника и защищать свои коммуникации. Корабли, объединялись в дивизии, три дивизии (авангард, центр и арьергард) образовывали эскадру.

Гребной флот— способствовал решению главной задачи, при ведении сухопутной войны или решал её самостоятельно. Он состоял из судов различных типов и назначения, на них при необходимости, размещался десантный корпус, численностью около 16 тыс. человек. Корпус имел в своем составе  3-и дивизии, несколько полков и отрядов.

Подбором, назначением, организацией обучения, контролем за прохождением службы, экипажами занимались под руководством генерала и воинского комиссара Ф.А. Головина специалисты Морского воинского приказа.  

В 1705 году на корабли начали, прибывать первые выпускники Московской «Навигацкой школы». Служили они на кораблях   добросовестно, отличались своим умением и храбростью в Северной войне. Многие из них позднее, стали соратниками Петра I, флотоводцами, мореплавателями, исследователями и учеными России.

В 1707 году при строительстве кораблей, взят курс на создание линейного флота.  Программа военного судостроения, предусматривала  иметь в составе Балтийского флота 27 — линейных кораблей от 50 до 80 орудий на каждом,  6х32-пушечных фрегатов и 6 х18-пушечных шняв.

Через два десятилетия, Балтийский флот, насчитывал более 600 кораблей и судов различных классов, вооруженных гладкоствольной артиллерией   оружием для абордажа. Среди них были, построенные на Адмиралтейской и  Соломбальской верфях,  линейные 74-пушечные корабли.

Во время Северной войны Балтийцы, героически отстаивали суверенитет и интересы, прославляли своими подвигами и достижениями Россию. При поддержке кораблей Балтийского флота дважды было отбито нападение шведов на остров Котлин. Во время морских сражений были, завоеваны Монзундские острова, Выборг, Ревель, Рига, Або, Гельсингфорс.

Блестящей победе, одержанной военными моряками Балтики при Гангуте 7 августа 1714 года Петр I, отдавал особую значимость. Впервые русская эскадра выиграла артиллерийскую дуэль в открытом море и без абордажа захватила три шведских корабля.

В ходе Северной войны сухопутные войска и Балтийский флот, освободили от шведов устье Невы, захваченные русские земли, получили право свободного выхода в Балтийское море. Россия, заключив со Швецией мир на своих условиях, стала Империей и Великой морской державой.

Северная войны, многому научила военных моряков, потребовала  создания единого документа для флота: «…что касается доброму управлению в бытность флота на море». О создании такого документа Петр I, задумывался при создании флота, а в 1715 году повелел, приступить к его подготовке. В предисловии к «Уставу морскому» он собственной рукой написал: «Всякий патентант, который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет». В работе по подготовке и написанию «Устава», принимали участие, и прошедшие войну моряки-ветераны Балтийского флота.

С 1720 года, экипажи кораблей, изучали и руководствовались требования «Устава морского»: «…дабы всякий знал свою должность и неведением никто бы не отговаривался». Требованием общим, для военного флота, были охрана и защита государства на море. Главным требованием для экипажа в бою были храбрость, воля и стремление к победе.

Флот, продолжал войну и строился, к 1721 году в его составе находилось:   32 — линейных корабля, около 100 кораблей других классов, 400 — гребных судов. Петровская кадровая политика, созданная системы подготовки, строгое исполнение требований Устава морского, при жизни Петра Великого позволили,  решить вопросы укомплектования и подготовки своих-русских корабельных специалистов для  экипажей. К 1725 году русский военный флот на Балтике был одним из сильнейших. Имел в составе 48 — линкоров и фрегатов, 787 — галер и других судов, на флоте служило — 28000 человек.

(Продолжение следует)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *