После развала СССР ОКБ Яковлева не прекратило работы по теме СВВП. В 1996 — 1997 годах российским военным был показан эскизный проект перспективного самолёта Як-201. Однако, по понятным причинам он их не заинтересовал. Утверждается, что ни опытного образца, ни даже макета самолёта не строилось. Хотя фото какого-то макета мне удалось найти. Судя по всему, построен он на много позже, после возобновления работ над проектом.1 из 4
Кроме этого существует ещё и чертёж самолёта, а также его ориентировочные ТТХ.
Чертёж Як-201:
Лётно-технические характеристики:
- Экипаж: 1 человек,
- Грузоподъёмность: 364 кг
- Длина: 18,3 м
- Размах крыла: 10,1 м
- Высота: 5,0 м
- Площадь крыла: 63,4 м²
- Масса пустого: 9680 кг
- Нормальная взлётная масса: 13600 кг
- Максимальная взлётная масса: 14600 кг
- Силовая установка: 1 двигатель
Лётные характеристики;
- Максимальная скорость: 1800 км/ч
- Крейсерская скорость: 1200 км/ч
- Боевой радиус: 690 км
- Практический потолок: 15000 м
- Вооружение
- Стрелково-пушечное: Два пушечных контейнера УПК 23/250, калибром 23 мм, с боекомплектом в 250 патронов, Встроенная 30 мм, ГШ-301 (боезапас 120 снарядов)
- Точки подвески: внутреннее размещение 4-х позиций
- Управляемые ракеты: Р-77(РВВ-АЕ), Р-27, Р-73, Р-60, Х-25, Х-31А, Х-35
- Неуправляемые ракеты: пусковые блоки НАР калибром от 80 до 240 мм, до шести бомб калибром 500 кг.
На что тут стоит обратить внимание. Прежде всего на скорость. Наш последний СВВП Як-38 был дозвуковым самолётом с максимальной скоростью всего 900 км/час. Як-201 это полноценный сверхзвуковой самолёт, который на сверхзвуке будет летать даже на крейсерской скорости, не говоря уже про форсаж.
Второй важной характеристикой машины является диапазон её действия. Одной из причин по которым отказались от Як-38 стал очень низкий этот показатель. Имея диапазон действия всего 200 км с нагрузкой в 1 тонну и всего 80 км при полной нагрузке Як-38 был ни на что не годен. После взлёта самолёту практически сразу нужно было садится. Какие боевые задачи он за это время мог выполнить?
Так вот планируется что диапазон действия перспективного СВВП будет составлять вполне приличные 690 км. Естественно с такими показателями уже можно выполнять какие-то серьёзные задачи.
PS. Собственно, это всё что известно о проекте самолёта с вертикальным взлётом Я-201. Остаётся только узнать мнение почтенной публики нужна ли такая машина на наших будущих Мистралях. Я лично в этом совсем не уверен.