Кузнецова К. О службе на благо Российского флота Корпуса корабельных инженеров генерал-лейтенанта М. Н. Гринвальда и трёх поколений рода Тирнштейнов

Великий князь Константин Николаевич tourister.ru

Великий князь Константин Николаевич, с детства предназначенный к государственной деятельности, свой первый государственный пост получил от отца, императора Николая I, в 1850 году, когда был назначен председателем Временного комитета по пересмотру Общего свода морских уставов и членом Государственного совета.

В будущем именно в этих двух направлениях Морское министерство и Государственный совет – в основном и развернулась разносторонняя реформаторская деятельность Константина Николаевича. Именно ей были посвящены интересные, ныне опубликованные, выступления Л.В.Глазуновой, О.И.Морозан, Т.П.Мазур и других специалистов на предыдущих «Константиневских чтениях»1.

Приняв руководство Морским министерством в трудный период для страны, втянутой в Крымскую войну (1853-1856), великий князь Константин Николаевич начал с реорганизации административного управления и самого флота, проявив при этом широту взглядов и государственный подход к решению задач большой политики. Великий князь способствовал строительству русского парового и бро­неносного флота. Убеждённый реформатор, он находил понимание и поддержку своих идей среди лучших, способнейших представителей флота и общества.

На «Константиновских чтениях», посвящённых памяти великого князя Констан­тина Николаевича, звучало уже немало всем известных имен. Я же хочу рассказать о личностях менее знакомых, но также оказавшихся в орбите реформаторской деятельности генерал-адмирала, и – представителях Корпуса корабельных инже­неров Российского Императорского флота генерал-лейтенанте М.Н.Гринвальде и трёх поколениях моих предков – служилых дворян Тирнштейнов.

Начав около двадцати лет назад заниматься своей родословной, первым в ар­хивных документах я встретила имя подполковника Гринвальда. Именно в его рас­поряжение попал 22-летний выпускник Учебного морского рабочего экипажа (УМРЭ, впоследствии Морское Инженерное училище) Юлий Тирнштейн, мой прапрадед. Под руководством подполковника Гринвальда, своего недавнего преподавателя по Экипажу, он участвовал в постройке судов в Главном Адмиралтействе Санкт-Петербурга с 1836 по 1840 год (до своего перевода в Кронштадт).

Михаил Николаевич Гринвальд родился на рубеже 1803-1804 годов в Санкт-Петербургской губернии в семье иностранцев, вступивших в вечное подданство России и принявших православное вероисповедание.

В 1821 году, по выпуску из Училища корабельной архитектуры, он начал служ­бу тиммерманом2 на Охтинской верфи. С самого начала службы М.Гринвальд па­раллельно участвовал в практическом кораблестроении и занимался теоретиче­скими вопросами и государственными делами.

С 1827 года (год рождения великого князя Константина) по 1832 год М.Грин­вальд участвовал в постройке девяти крупных кораблей.

В течение одного 1830 года «отличное усердие по службе» М. Гринвальда было отмечено трижды: двумя повышениями по службе (до капитана) и «величайшим благоволением за труды и успехи по преподаванию мичманам офицерского класса Морского кадетского корпуса механики и теории кораблестроения»3.

1832 год – первая командировка в Англию и Голландию «для дальнейшего со­вершенствования по предмету кораблестроения и наблюдения улучшений, произ­водимых в иностранных державах по сей части». В документах М. Гринвальда по кораблестроению встречаем такие поощрительные формулировки: «построил са­мостоятельно», «спустил благополучно», «прочная постройка корабля». Мы встре­тимся с ними дальше.

По возвращении в Россию в ноябре 1835 года подполковник Гринвальд при­ступил к самостоятельному кораблестроению: в Главном Адмиралтействе по собственному проекту он строит первый в России морской колёсный боевой ко­рабль – пароходофрегат «Богатырь»4. На достройку именно пароходофрегата «Богатырь» в мае 1836 года в распоряжение подполковника Гринвальда и был назначен только что окончивший Учебный морской рабочий экипаж мой прапра­дед Юлий Тирнштейн. 28-пушечный пароходофрегат «Богатырь» был «спущен благополучно» его строителем 8 августа 1836 года.

В последующие годы подполковником Гринвальдом были «построены самосто­ятельно», «спущены благополучно» и «проведены через мелководье в Кронштадт благополучно» два парохода «Поспешный» и «Быстрый» и два 44-пушечных фрегата (особое доверие!) «Цесаревич» и «Цесаревна», при спуске которых 28 июля 1837 года присутствовали император со всей семьей (в том числе и 10-летним будущим генерал-адмиралом Великим князем Константином).

3 мая 1839 года подполковнику Гринвальду поручено строение учебной гребной яхты для 12-летнего Великого князя Константина, что Гринвальд «к удо­вольствию начальства» успешно выполнил и 3 декабря «за скорое и правильное сооружение учебной яхты… Всемилостивейшее был награждён бриллиантовым перстнем».

Невозможно в одной статье подробно рассказать обо всей огромной деятель­ности во благо Российского флота генерал-лейтенанта Корпуса корабельных ин­женеров Михаила Николаевича Гринвальда. Поэтому позволю себе обобщения.

Гринвальд занимался (самостоятельно или в качестве наблюдающего) ко­раблестроительными работами на всех верфях Санкт-Петербурга (Охтинской верфи, в Главном Адмиралтействе, Новом Адмиралтействе, на Галерном острове, в Кронштадте и купеческой верфи Гельсингфорса). Кроме названных, самостоятельно построенных кораблей, он строил, занимался тимберовкой5, «исправлял по дефектам», переделывал, ставил на камели и провел по мелководью в Кронштадт более двух десятков кораблей.

Четырежды Гринвальд командировался за границу (причём дважды – «по Величайшему повелению») – в Англию, Голландию и Северо-Американские Соединённые Штаты. О последней командировке расскажем чуть подробнее. В РГА ВМФ в одном из фондов есть «Дело об отправлении Корпуса корабельных инжене­ров генерал-майора Гринвальда и того же Корпуса поручика Тирнштейна в Северо-Американские Соединённые Штаты. Начато 8 октября 1853 года. Окончено 11 мая 1856 года». В первом документе названа цель: «для исполнения особо возложен­ных на них поручений по заказу в Нью-Йорке винтового корабля для Балтийского флота». На следующий день последовало дополнение: «командируется в Америку сверх упомянутых… офицеров для наблюдения за изготовлением винтового меха­низма на заказанный там корабль Корпуса корабельных инженеров штабс-капитан Соколов»6 (это – будущий строитель и начальник Пароходного (ныне Морского) за­вода в Кронштадте – К. К.).

М.Н.Гринвальд проявил себя и на преподавательском поприще: читал курсы высшей математики, механики и теории кораблестроения воспитанникам Учебного морского рабочего экипажа и мичманам офицерских классов Морского кадетского корпуса. С 1839 по 1853 годы (14 лет!) Гринвальд был Инспектором классов УМРЭ – своей alта таtеr. А в 1846 году, не без участия адмирала Ф.П.Литке, он был приглашён преподавать курс теории кораблестроения уже 19-летнему вели­кому князю Константину Николаевичу, за что «в изъявление Высочайшего благо­воления к трудам по преподаванию великому князю Константину Николаевичу лекций корабельной архитектуры всемилостивейшее награждён бриллиантовым перстнем» (уже вторым от царской семьи, помним учебную яхту),

Многосторонней была деятельность М.Н.Гринвальда – чиновника. Он был членом Корабельного учётного комитета, «непременным членом» Морского учё­ного комитета и членом Пароходного комитета (которым и был командирован, с одобрения великого князя Константина Николаевича, в Америку). По возвра­щении из Америки в 1854 году генерал-майор Гринвальд назначается на очень высокий и ответственный пост – директора Кораблестроительного департамента (высший пост, достигнутый Михаилом Николаевичем). На следующий, 1855 год он принимает должность председателя Пароходного комитета (поскольку дея­тельность Департамента и Комитета «во многом схожи»)7. Помимо должностей в комитетах Морского министерства, Гринвальд участвовал в работе 16 комиссий (членом или председательствующим, часто с грифом «с оставлением при прежних должностях»).

За 35 лет «усердной и ревностной службы во благо флота России» М.Н.Грин­вальд был отмечен семью орденами, четырежды – повышением по службе (чина­ми), четырежды – Высочайшим (Монаршим) благоволением, двумя бриллиантовыми перстнями (от царской семьи), пятью знаками отличия беспорочной службы (каждые пять лет), а также «Бронзовой медалью на Андреевской ленте в память минувшей войны 1853-1856 годов».

В серьёзном труде «Адмиралтейская Академия», изданном в 1998 году к 200-летию Высшего военно-морского инженерного училища им. Ф.Э.Дзержин­ского, немало места уделено деятельности и заслугам «опытного и судостроителя, и профессора Гринвальда, заложившего основы Корпуса корабельных инженеров России», одного из серьёзных помощников руководителя Морского ведомства генерал-адмирала великого князя Константина Николаевича8.

Тирнштейн Роберт Юльевич

     Три поколения моих предков из рода Тирнштейнов в течение века внесли достойную лепту в историю Российского флота как инженеры-судостроители и механики, а один из них – как один из первостроителей далёкого Приморского края России. Как и откуда попала в Россию семья Тирнштейн – пока достоверно неизвестно. Зато точно установлено, что мужчины трёх поколений – Юлий Тирнштейн, его сыновья Роберт и Владимир и внук Константин – окончили одно и то же учебное заведение, которое, несмотря на многие переименования, в фондах РГА ВМФ значится как «Морское инженерное училище» (ныне – Военно-морской инженерный институт).

Родившийся в 1814 году в Петербурге, Юлий Тирнштейн (вероятно, уже сиро­та) был принят воспитанником ружейного мастера в Кондукторские роты Учебного морского рабочего экипажа в 1828 году (в первый год перевода бывшего Училища корабельной архитектуры в здание Главного Адмиралтейства). Для воспитанни­ков этого учебного заведения не было обязательным дворянское происхождение, в отличие от Морского кадетского корпуса. Жизнь и учёба были трудными. «До выпуска добрести могли только сильные и телом, и духом, и умом», – как позже напишет бывший воспитанник, а затем Начальник училища генерал-майор А.И.Пароменский9,

Выпустившись в 1836 году в Корпус корабельных инженеров, мой прапра­дед Юлий Карлович Тирнштейн участвовал в Главном Адмиралтействе под руко­водством подполковника Гринвальда в строительстве судов, о которых шла речь выше: пароходофрегата «Богатырь», пароходов «Поспешный» и «Быстрый», фре­гатов «Цесаревич» и «Цесаревна», а также учебной гребной яхты для 12-летнего великого князя Константина, за постройку которой был поощрён полугодовым окладом.

Командированный с 1840 года в Кронштадт, Юлий Карлович находился при исправлении более 35 судов Балтийского флота, совершенствуя свое мастерство как инженер-кораблестроитель. Там же в 1851 году в Петровском доке он начал «строить самостоятельно» 10-пушечную шхуну «Вихрь» (по проекту адмирала Ф.Ф.Беллинсгаузена), которую «спустил благополучно» в 1852 году10.

Важной вехой в жизни Юлия Тирнштейна, тогда поручика, была командировка в 1853 году в Северо-Американские Соединённые Штаты совместно с генерал-майором Гринвальдом и инженер-механиком штабс-капитаном Соколовым (о чём говорилось выше). В связи с начавшейся Крымской войной командиров­ка затянулась, цели её были изменены и расширены, и в итоге двум офицерам Российского флота было предписано задержаться и содействовать командирован­ному в Америку капитану 1 ранга П.В.Казакевичу «в исполнении возложенного на него поручения — заказа трёх пароходов для Сибирской флотилии».

Вернувшись в начале лета 1856 года в Петербург, капитан Соколов и штабс-капитан Тирнштейн уже 26 июля представили Директору Кораблестроительного департамента и Председателю Высочайше утвержденного Пароходного комитета генерал-майору Гринвальду рапорт-отчёт о своем пребывании и занятиях в Северо-Американских Соединённых Штатах.

В отчёте были:

  • обзор портов, Адмиралтейств и заводов Штатов;
  • 210 чертежей с моделями различных кораблестроительных, заводских и ме­ханических предметов и отдельные описания плавучих доков, гидравлических
    кранов и водолазного колокола;
  • описание наиболее интересных железных дорог и мостов;
  • опись привезённых специальных книг, часть из которых пополнила би­блиотеку генерал-адмирала, а большая часть передана была в Кронштадтскую
    морскую библиотеку для общего пользования.

Таким образом, были собраны значительные материалы не только для Морского, но и для других ведомств. Результаты командировки были высоко оценены Кораблестроительным департаментом: оба офицера привезли «мно­го… сведений, которые могут служить с большой пользою при развивающемся у нас строении винтовых кораблей… трудились для пользы службы с неусып­ным усердием, и лестное к ним доверие высшего начальства… оправдывают вполне…»11.

Оценкой важности привезённого материала, думаю, являются и пометы генерал-адмирала великого князя Константина Николаевича на полях отчёта, и приказание «штабс-капитану Тирнштейну явиться со всеми планами и копия­ми… в Купеческую гавань 9 числа (августа – К. К.) … в 8 часов утра».

В Отчёте о деятельности Морского министерства за 1856, 1857 и 1858 годы, который был представлен генерал-адмиралом  Великим князем  Константином Николаевичем императору Александру II, «главное внимание уделено созданию нового винтового флота вместо парусного, мерам, принимаемым для предоставле­ния офицерам и командам большей морской практики и разным административ­ным преобразованиям» (в том числе освоению Амурского края и взаимоотноше­ниям с восточными соседями – К. К.)12.

 В 1857-1861 годах «по Воле Его Императорского Высочества» штабс-капитану Тирнштейну поручено строение на Галерном островке в Санкт-Петербурге:

–      плавучего 120-пушечного ранга первого в России корабельного из пяти ча­стей дока, именовавшегося «гидравлическим» (деревянного, о котором история забыла! — К. К.);

–   винтового фрегата «Дмитрий Донской» (при закладке строи­телем был подполковник Карповский; однако строил и спустил фрегат капитан Тирнштейн – К. К.). «Дмитрий Донской» был первым после Крымской войны учебным судном, на котором с лета 1862 года проходили морскую практику мно­гие прославившиеся впоследствии гардемарины и кондукторы;

Винтовой фрегат «Дмитрий Донской»

–      двух винтовых клиперов «Алмаз» и «Жемчуг».

Клипер «Алмаз»
Клипер «Жемчуг»
Клипер «Изумруд»

Ю. К. Тирнштейн – один из непосредственных исполнителей на практике про­ектов и планов судостроительной программы генерал-адмирала великого князя Константина Николаевича. Поэтому не случайно на страницах дневника вели­кого князя за 1859-1861 годы мы читаем многочисленные записи о посещении на Галерном островке фрегата «Дмитрий Донской», «который весьма порядочно строится», о выборе чертежа для новых клиперов («Алмаз», «Жемчуг» – К. К.) и его утверждении; о посещении плавучего дока, наблюдении за тем, как затапли­вали поочередно готовые части дока, как «ввёден был на плавучие доки „Николай» (на четыре части дока – К.К,) и их начали откачивать» (запись от 12 июля 1860 года – К. К.).

        «19 августа 1860 года. ..,Док из-за ветра и малой воды не трогался с места,

20 августа 1860 года. …Утром меня разбудили депешей от Корсакова, что он (док – К.К.)ночью благополучно перешёл через бар, скоро с телеграфа дали знать, что он идёт. Я тотчас взбежал за бельведер и увидел эту огромную махину, подвигающуюся на буксире у „Грозящего»… Перед завтраком ездил в военную гавань (Кронштадта – К. К.)… В это время увидели, что доки с „Николаем» вста­ли на якорь на восточном рейде. Тотчас туда отправился и осмотрел эту огромную махину. Всё у них благополучно».

Ежедневные короткие записи в «Дневнике» касаются также работы Крестьянского комитета, Амурского комитета (например, «колонизация Амура и Уссури, проведение телеграфа от Николаевска через Хабаровку во Владивосток»); посещения Адмиралтейств, Географического общества и т. д.

И снова: «1 мая 1861 года. …В 1/2 первого с Юшковым на завод Берда смотреть машину в 800 сил для „Дмитрия Донского» …Потом на Островке, смотрел постройку самого фрегата, и обоих клиперов („Алмаз» и „Жемчуг»)(впервые названы великим князем – К. К.), клипера идут хорошо, а фрегат тихо, но работа хороша»13.

Мне встретились в документах такие аттестации Ю.К.Тирнштейна: «ретивый и знающий инженер, с прекрасными способностями, имеет важное поручение строит 120-пушечного ранга док»; отмечаются его «отлично усердная и ревност­ная служба», «особые труды при построении гидравлического из пяти частей пла­вучего дока», при постановке и проводке на нём первых кораблей – «Аврора», «Император Николай I», «Дмитрий Донской»14.

С января 1861 года одновременно со строением обоих клиперов Ю.К.Тирнштейн стал заведовать Галерным островом и водолазным колоколом. К этому времени он уже капитан, один из трёх старших судостроителей Санкт-Петербургского порта (а жить ему осталось один год).

Клиперы «Алмаз» и «Изумруд» на рейде

Приказом по флоту 1 января 1862 года за «полезные труды по постройке фрегата „Дмитрий Донской» и клиперов „Алмаз» и „Жемчуг»» старшему судо­строителю Санкт-Петербургского порта Корпуса корабельных инженеров капитану Тирнштейну объявлена генерал-адмиралом Константином Николаевичем «Совершенная благодарность»15.

Итак, за свою недолгую 48-летнюю жизнь Юлий Карлович Тирнштейн «постро­ил самостоятельно» и «спустил благополучно»:

  • 10-пушечную парусную шхуну «Вихрь» (1852);
  • первый в России плавучий гидравлический док (1856-1860);
  • винтовой фрегат «Дмитрий Донской» (1860-1861);
  • два винтовых клипера «Жемчуг» и «Алмаз» (1860-1861)»

Судьбы кораблей интересны не менее, чем судьбы людей. Из четырёх винто­вых клиперов, заложенных в 1860 году в Санкт-Петербурге («Жемчуг», «Алмаз», «Изумруд», «Яхонт»), три первых строили мои предки. Российскому флоту кораб­ли служили от 11 до 31 («Жемчуг») года. 31 год для корабля с деревянным кор­пусом – это большая жизнь! За это время суда многократно участвовали в круго­светных плаваниях, неоднократно командировались:

  • в составе эскадры – в Тихий океан, к берегам Амура, Северной и Южной Америки;
  • в плавания по Средиземному морю;
  • в составе эскадры – «в Прибалтийский край для крейсирования вдоль Курляндского берега в целях борьбы с контрабандой»;
  • к берегам Северной Америки для наблюдения за изменениями в тактике мор­ского боя в период войны между судами Северных и Южных Штатов Америки;
  • в плавания в составе судов Минного отряда, а также в учебные плавания вин­тового фрегата «Дмитрий Донской» с гардемаринами и кондуктОрами на борту.

Кроме того, клиперу «Изумруд» поручено было вывезти из Океании домой на­шего замечательного исследователя и путешественника Н.Н.Миклухо-Маклая.

Наконец, впервые построенный в России 120-пушечного ранга плавучий док сослужил неоценимую службу судостроителям и морякам: Морского канала на Финском заливе ещё не было, и проводка крупных судов по мелководью на до­стройку в Кронштадт в первой половине XIX века представляла значительные трудности16.

Реформаторская деятельность Великого князя Константина Николаевича коснулась не только непосредственно флота, но и морских учебных заведе­ний. Реорганизация была проведена и в Учебном морском рабочем экипаже. В 1856 году он был преобразован в Инженерное и артиллерийское училище Морского ведомства. Были сформированы новые штаты, появился новый принцип деления по ротам (по возрасту, а не по росту). Преподавание велось по новым программам, причём главным курсом стала математика. Большое внимание уделялось трём специальным предметам: теории кораблестроения, пароходной механи­ке, морской артиллерии. В обиход вошел новый режим дня. С 1858 года училище стало готовить исключительно корабельных инженеров и инженер-механиков флота.

Старший сын Ю.К.Тирнштейна Роберт, который родился в 1841 году в Кронштадте, окончил полный курс общих и специальных наук в 1861 году и по экзамену был выпущен в кондуктОры Корпуса корабельных инженеров. Среди 18 экзаменационных предметов – теоретическая и практическая механика, тео­рия и практика кораблестроения, курс построения морских сооружений, граждан­ская архитектура, физика и др.

Полученные знания в недалёком будущем ему пришлось применить на практи­ке. А пока сразу после выпуска «по Воле Начальства» Роберт Тирнштейн назначен в Новое Адмиралтейство младшим судостроителем к строению винтового клипера «Изумруд» и фрегата «Петропавловск».

Известно, как много внимания уделял великий князь Константин Николаевич Амурской теме. К этому времени успешно закончились обе Амурские экспедиции адмирала Невельского. В устье Амура в 1859 году был заложен порт Николаевск. Приближался важный этап освоения Дальнего Востока, нужны были кадры. В мае 1864 года прапорщик Роберт Тирнштейн приказом по Морскому ведомству был переведён в Сибирскую флотилию, куда и отправился в конце июня с молодой женой-смолянкой Елизаветой Николаевной (урождённой Носовой).

С осени 1864 года началась почти двадцатилетняя жизнь в Приамурье пра­порщика Роберта Юльевича Тирнштейна, назначенного «исправлять должность старшего корабельного инженера при Николаевском порте»16. Привлекательной особенностью амурской службы (по воспоминаниям того времени) были самостоятельность и возможность личной инициативы17. В полной мере это, вероятно, коснулось и моего прадеда: исправление Мекленбургской шхуны «Альберт Юре» в проливе Де Кастри, командировка по рекам Амуру и Уссури с целью закупки леса для Николаевского порта, исполнение работ по своей непосредственной должности (исправление судов Сибирской флотилии, заведование строительными ра­ботами в Николаевске, а также ремонтными работами казенных строений в порте и временно – исправление должности производителя работ портов Восточного океана (в 1870 году, в ответственный для этого края период)).

К 1872 году Николаевский порт в силу объективных причин утратил значение главного порта на Востоке, и Главная контора портов на Тихом океане была пере­ведена во Владивосток. Роберт Юльевич принял решение не покидать уже знако­мые, обжитые почти за 10 лет службы на Амуре места, и остался при Николаевском порте, тем более, что к этому времени семья значительно увеличилась: родились трое из пяти сыновей-дальневосточников.

В мае 1875 года Приказом по флоту Роберт Тирнштейн уволен для служ­бы на коммерческих судах. Товарищество Амурского пароходства, куда посту­пил на службу инженером-строителем Роберт Юльевич, поручало ему немало ответственных работ по созданию Хабаровской (статус города Хабаровск получил лишь в 1880 году – К. К.) и Благовещенской пристани. Одновременно он произ­водил ремонты всех пароходов Товарищества, а также «собирал и клепал само­стоятельно из материалов, доставленных из-за границы, корпуса всех стальных пароходов и барж» в Николаевске, на верфи Товарищества18. Читая воспоминания А. П. Чехова о путешествии на Сахалин, приятно было увидеть знакомые названия: по Амуру Чехов плыл на двух пароходах, построенных моим прадедом, — «Ермак» и «Муравьёв-Амурский».

Летом 1883 года семья Тирнштейнов покидает Дальний Восток. В декабре того же года Роберт Юльевич снова зачислен на действительную службу с прикоман­дированием к конторе Николаевского порта Черноморского флота, сначала млад­шим, а затем старшим судостроителем. В течение 12 лет служил Роберт Юльевич в Николаеве, ремонтируя и строя суда и маяки для Чёрного и Азовского морей (кстати, стальной корпус ныне известного по притязаниям Украины Тузлинского маяка был построен моим прадедом Р.Ю.Тирнштейном – К. К.). В Николаеве са­мой крупной его заслугой была постройка стального минного крейсера «Капитан Сакен», а также ремонт «поповок». В 1895 году Р.Ю.Тирнштейн вышел в отставку по болезни со званием инспектора кораблестроения, что соответствовало контр-адмирала, прослужив верой и правдой Российскому флоту 35 лет19  (умер в 1896 году.)

Корпус корабельных инженеров пополнил и младший брат Роберта – Владимир, родившийся в Кронштадте в 1844 году. Он успешно окончил в 1864 году то же учебное заведение, что отец Юлий Карлович и брат. Но жизнь этого молодого человека сложилась трагически, и через два года он был «исключён из списков флота как умерший»20.

Константин Робертович Тирнштейн

Константин Робертович Тирнштейн, как старший из трёх оставшихся в живых сыновей Роберта Юльевича, по традиции был определён в 1887 году в то же учеб­ное заведение, которое уже окончили трое представителей семьи. В 1892 году он выпущен кондуктОром в Корпус инженер-механиков. Служил на кораблях Балтийского и Черноморского флота: эскадренных броненосцах «Император Николай I», «Император Александр II», крейсерах «Память „Меркурия»», «Кагул» и «Африка», транспортах «Пендераклия» и «Дунай», на номерных миноносцах. В послужных списках значатся должности: младший инженер-механик, судовой механик, минный механик, старший механик крейсера II ранга «Новик» (1901), судовой механик крейсера II ранга «Изумруд» (1904), трюмный механик крей­сера I ранга «Очаков» (1906). Был командирован наблюдающим за постройкой механизмов канонерских лодок на Невский судостроительный завод, на заводы Финляндии (г.Або) и Германии (г.Киль), служил портовым инженер-механиком и «заведывающим механизмами Севастопольского порта». В последние годы жизни в Николаеве К.Р.Тирнштейн – старший инженер-механик Николаевского пор­та (с 1913 года – в чине капитана 1 ранга). Покинул страну с Русской эскадрой в 1920 году. Умер в 1942 году и похоронен в г.Тунисе21.

Минный крейсер «Капитан Сакен второй»

В аттестациях Константина Робертовича Тирнштейна есть такие характери­стики: «знающий инженер-механик, способный, исполнительный, трудолюбивый, крайне настойчивый в достижении целей, нравственный, очень выдержанный и скромный… Обладает знаниями, опытом, умением оценить и распорядиться работой. Очень полезен для службы в занимаемой должности» (до 1920 года включительно это была должность старшего инженер-механика Николаевского порта)22.

Пароходофрегат «Богатырь»

Так сложилось, что историографом семьи пришлось стать мне, женщине. И я счастлива, что мне удалось вернуть семье и истории имена моих предков, офи­церов Российского флота Корпуса корабельных инженеров и инженер-механиков Тирнштейнов, которые имели честь верно служить Родине и Флоту в период за­мечательной реформаторской деятельности великого князя генерал-адмирала Константина Николаевича.

  1. См.: Константиновский дворцово-парковый ансамбль в Стрельне: история и современ­ность. СПб., 2006.
  2. 2   Тиммерман — корабельный плотник.

     3   РГА ВМФ, Ф. 283. Оп. 2. Д. 3624.

     4   Там же. Ф. 227. Д. 169. Л. 17.

      5    Тимберовка — капитальный ремонт парусного одна.

      6    Там же. Ф. 283. Оп. 2. Д. 5939.

      7    Там же. Ф. 283. Оп. 2. Д. 6264.

       8    Кузинец И. М.  Адмиралтейская Академия. М., 1998.

      9   Пароменский А. И.  Исторический очерк Морского инженерного училища. СПб., 1894. Вып. I.

       10    РГА ВМФ. Ф. 406, Оп. 3. Д. 406,457,575. Послужные списки Ю. К.Тирнштейна.

       11   РГА ВМФ. Ф. 164. Оп. 1. Д. 60.

       12   Переписка императора Александра II с Великим князем Константином Николаевичем.  Дневник Великого князя Константина Николаевича. М., 1994. С.218.

        13   Там же.

        14    РГА ВМФ. Ф. 283. Оп. 5. Д. бб. Л. 45.

        15    Там же. Ф. 249, Оп. 1, Д. 33

        16    РГА ВМФ. Ф. 283, Оп. 3, ДД. 1339, 1881, 1925, 2387, 2506, 6561. Ф. 161, Оп. 1, Д. 27, Ф. 207, 

оп. 1, д. 14. Ф. 407, оп. 1, д. 986. Ф. 410, оп. 2Г д. 2532.

        17    Послужные списки Р.Ю.Тирнштейна. РГА ВМФ. Ф. 406. Оп. 3. Д. 574, 675.

        18   См.: Востриков Л.А., Востоков З.В. Хабаровск и хабаровчане. Очерки о прошлом, Хабаровск, 1991.

        19      Послужные списки Р.Ю.Тирнштейна. РГА ВМФ, чХ 406, Оп. 3. Д. 574, 675.

         20    Там же. Ф. 417. Оп. 4. Д. 4597. Л. 14.

         21   Там же. Ф. 249. Оп. 1. Д. 37.

         22    Послужные списки К.Р.Тирнштейна. РГА ВМФ. Ф. 406. Оп. 3, Д. 1048, 1168. Ф. 407. Оп.7.  Д.468, Оп.3. Д.4181.

         23   Там же. Ф. 873. Оп. 18. Д.96 (Аттестации)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.