Высшие специальные офицерские ордена Ленина классы Военно-Морского Флота России (в настоящее время — Военный институт дополнительного профессионального образования ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия») — военное учебное заведение в системе переподготовки офицерских кадров ВМФ Российской Федерации. Они выполняют профессиональную переподготовку и повышение квалификации офицеров, имеющих высшее профессиональное образование, для назначения на должности командиров кораблей и подводных лодок ВМФ, флагманских специалистов соединений кораблей, командиров боевых частей кораблей 1 и 2 рангов, начальников ПВО соединений, заместителей командиров кораблей 1 и 2 рангов по воспитательной работе.
Система подготовки офицерских кадров для ВМФ России складывалась в течение почти трех веков. Основой ее стала созданная в 1701 году по велению императора Петра 1 в целях подготовки артиллеристов, инженеров, штурманов и моряков армии и флота Школа математических и навигацких наук. В 1827 году Морским ведомством для высшего образования офицеров флота в морских науках был учрежден офицерский класс при Морском кадетском корпусе. В 1862 году его преобразовали в морской академический курс, а в 1877 году — в Николаевскую морскую академию.
Впервые необходимость дополнительной подготовки офицеров была определена Адмиралтейским регламентом, введенным в действие 5 апреля 1722 года. Он предписывал офицерам (лейтенантам и унтер лейтенантам) после окончания Морской академии дальнейшее совершенствование в науках. Учитывая, что возможность самообразования в период службы на кораблях была ограничена из-за отсутствия пособий, материальной части, свободного времени, многие известные флотоводцы высказывали предложения о необходимости создания специальных учебных заведений для дополнительной подготовки офицеров.
Первая официальная школа такой подготовки была создана во время реформ по укреплению флота, предпринятых императором Павлом I. По его Высочайшему Повелению от 26 января 1797 года в Кронштадте, Роченсальме, Ревеле, Николаеве и Севастополе были учреждены специальные офицерские классы, «…как для флагманов, капитанов, так и офицеров, в которых собираться ежедневно всем тем, кои того дня службой заняты не будут. В классах проходить все нужные для морского офицера науки, как-то: тактику, эволюцию, навигацию, практику и о корабельной архитектуре; равномерно читать новый Устав». Однако после его смерти они прекратили свое существование.
Минный офицерский класс
Техническая революция в стране, переход в 60-е годы ХIХ века к строительству броненосного флота привели руководство Морским ведомством к пониманию необходимости создания учебных заведений, которые позволили бы в короткий срок осуществить переподготовку значительного числа офицеров. Эта проблема могла найти свое разрешение в создании специальных учебных центров – Офицерских классов. С учетом этого в 1874 году в Кронштадте были созданы Минный офицерский класс и Минная школа для нижних чинов при нем, размещенные в здании так называемого «Абраимова дома». Класс и школа были основаны как учебные заведения, которые готовили специалистов-минеров для всего ВМФ Российской империи. Впоследствии, при внедрении электрификации на кораблях, минные офицеры стали также заведовать их электрической оснасткой. Заведующим Классом был назначен контр-адмирал Константин Павлович Пилкин.
Занятия в Минном офицерском классе начались 1 (14 по новому стилю) октября 1874 года. Эта дата и считается сейчас днем образования Высших специальных офицерских классов Военно-Морского Флота России. Минная школа при Минном офицерском классе стала работать с 1875 года. Минный офицерский класс вместе с образованными вместе с ним офицерским классом минных механиков и минной школой составляли одно учреждение.
Слушателями в Минный класс зачислялись офицеры после двухлетней службы на кораблях. Класс был рассчитан на 30 офицеров. Обучение в этих классах происходило на берегу в Кронштадте и в учебном минном отряде. Класс минных механиков имел целью ближайшее ознакомление офицеров корпуса инженер-механиков с техникой электрического освещения, изучение мин Уайтхеда и приспособлений к ним. Курс обучения в классе минных механиков продолжался 6 месяцев. Успешно выдержавшие выпускной экзамен командировались, на один месяц в учебный минный отряд и, по окончании практической стрельбы, получали звание минных механиков. Выпускникам Минного класса присваивалось звание минного специалиста второго разряда с назначением на должность старшего минного офицера корабля 2 ранга. В 1875 году состоялся первый выпуск. Офицерский класс окончили 14 слушателей, получивших звание минных офицеров.
Появление в 1875 году торпед привело к организации как в офицерском классе, так и с 1878 года в Минной школе курса подготовки специалистов по торпедному оружию. Внедрение на кораблях электричества и электрических приборов, находившихся в ведении корабельных минеров, привело к введению в 1879 году в программу Класса специального курса электротехнического освещения.
Электротехническое оборудование Минного офицерского класса было в то время лучшим в стране. Минный офицерский класс «считался одним из лучших в Европе военным электротехническим учебным заведением, и зарубежные флоты уже с 1877 года посылали своих морских офицеров для прохождения в нем курса электротехники и минного дела». Минные офицеры зарекомендовали себя не только во флоте. Многие из окончивших минный офицерский класс были видными работниками в электротехнической промышленности.
При участии Д.И. Менделеева силами передовых русских учёных здесь были созданы прекрасные физический и механический кабинеты, библиотека, мастерская, лаборатория и чертежная. Хорошо оборудованный физический кабинет привлек внимание молодого выпускника университета А.С. Попова, и он принимает в 1883 году предложение занять должность преподавателя физики и электротехники в Минном офицерском классе. В 1904 году при Минном офицерском классе был организован класс радиотелеграфистов, в котором готовились специалисты для обслуживания радиостанций, получавших все более широкое развитие на флоте. Таким образом, Минный офицерский класс явился родоначальником подготовки связистов для кораблей русского флота. За первые 33 года существования Минного офицерского класса (с1874 по 1907 год) его полный курс окончили 481, а краткосрочный – 514 офицеров. Класс минных механиков — 225 офицеров.
По образцу Минного офицерского класса были созданы Артиллерийский (1878), Штурманский (1887), Водолазный (1897) и Подводный (1906) офицерские классы. Водолазный офицерский класс вошёл в состав Водолазной школы в Кронштадте. Каждый офицерский класс имел свою самостоятельную территориальную и организационно-штатную структуру. Занятия проводились штатным преподавательским составом в кабинетах, лабораториях и на приписанных к классам кораблях. Таким образом, сформировалась система непрерывного военно-морского образования, включающая военно-морские учебные заведения базового (Морской кадетский корпус), дополнительного (Офицерские классы) и высшего (Военно-морская академия) образования.