Чухраев Э. Неизвестное об известном. Международная миссия ВМФ. ВМФ России в борьбе с морским пиратством

В XXI веке резко возросло пиратство на море.  Но оно было всегда, затихая или вновь возрождаясь в разное время в различных районах Мирового океана. Боролся с пиратством и ВМФ Советского Союза.

ВМФ СССР в борьбе с пиратством

 
Авторитетных и солидных данных на эту тему очень мало. Но даже эта информация иногда выступает как не достоверная. И, тем не менее, попытаемся кое-что вспомнить.Флибустьеры XX века не делали классовых различий и их жертвами становились и советские корабли.

Команда тайваньского эсминца, захватившего в июне 1954 года советский танкер «Туапсе» с грузом авиационного керосина для Китая, пиратами себя явно не считала. Они объяснили свои действия тем, что предотвращали снабжение враждебного им государства – КНР стратегически важным сырьем. СССР не имел дипломатических отношений с Тайванем, который тогда активно поддерживали США, и освобождение моряков по дипломатическим каналам затянулось более чем на год.

Пожалуй, впервые советский флот продемонстрировал пиратам свои «мускулы» в марте 1969 года, у берегов африканского государства Гана. Дело в том, что местные военные, совершившие в стране переворот, решили отказаться от социалистического пути развития. Еще в октябре 1968 года эти вояки захватили в Ганском заливе два советских рыболовных траулера – «Холод» и «Ветер» — под надуманным предлогом нарушения ими границ этой страны. Дипломатия и санкции не помогли, и тогда в феврале 1969 года к африканским берегам прибыл отряд 5-й эскадры ВМФ СССР в составе больших ракетных кораблей «Неуловимый» и «Бойкий», подводной лодки Б-26 «Ярославский комсомолец» и судна снабжения «Олекма».

Два ракетоносца, имевшие на борту 16 ракетных снарядов «Щука» с 320-килограммовой боеголовкой каждый, запросто могли утопить весь невеликий флот Ганы, да еще и береговым объектом бы перепало. В общем, советских моряков, отсидевших полгода в ужасных условиях портовой тюрьмы, сразу же отпустили, вернули и суда. Не отдавали поначалу только капитанов, стараясь поторговаться. Советская сторона была непреклонной, и боевые корабли иногда начинали демонстрировать подготовку к пуску ракет. 19 марта ганцы отпустили последних пленников. Отряд кораблей с вызволенными соотечественниками вернулся на родину.

В 1970-х годах, после нападений пиратов в Малаккском проливе на советские суда, командованием ВМФ СССР было решено провести спецоперацию. Один из больших десантных кораблей закамуфлировали под сухогруз, разместили на нем морских пехотинцев и отправили в пролив. Параллельно по дипломатическим каналам и торговым представительствам была запущена информация, мол, данное судно везет пять тонн индийского опия-сырца. Пиратская разведка среагировала, и в определенном месте на «сухогруз» накинулись десятки абордажных команд. Встретили их морпехи – огнем из стрелкового оружия и гранатометов. Потерь военные моряки не имели, а вот пиратов полегло немало.

Есть и такие сведения (не достоверные), что военные моряки и спецслужбы СССР даже соперничали с американцами в борьбе с морскими разбойниками. Якобы, в 1981 году советский крейсер уничтожил в Карибском море два пиратских корабля, а боевой корабль США в 1984 году уничтожил у берегов Индонезии пять корсарских судов. Но больше известна история о том, как два эсминца спасли от флибустьеров французов на юго-востоке Африки.

В одну из летних ночей 1981 года на борт торгового судна Франции, находившегося у берегов Мадагаскара, бесшумно поднялись местные пираты. Они вычистили трюмы, судовой сейф, забрали наиболее ценные вещи и, проделав в борту пробоину, намеривались отправить судно на дно, вместе с запертым по каютам экипажем. Французам повезло, радист все же успел подать сигнал SOS, прежде чем его вытащили из радиорубки.

Отряд советских кораблей, дрейфовавший неподалеку, получил сигнал бедствия. Хотя потерпевшие были и не из страны соцлагеря, военные моряки решили прийти на помощь. Отправились эсминцы «Быстрый» и «Смелый». Они спасли обреченный экипаж, а затем настигли пиратов. Два корабля морских разбойников были уничтожены, третий – сдался. Заметим, что ни официальные военные источники, ни пиратские мемуары эти факты не подтверждают.

Военно-Морской Флот СССР был надежной гарантией безопасности судоходства. В 1989 году четверо марокканских пиратов под угрозой оружия захватили рыболовное судно «Капитан Орликов». К счастью, радист успел дать радиограмму на находившийся неподалеку советский тральщик «Пулеметчик». Военный корабль подоспел к месту происшествия, и когда храбрившиеся пираты выпустили по нему несколько очередей из автоматов, навели на них автоматическую пушку и дали предупредительный выстрел. Это отрезвило нападавших, и, те предпочли сдаться. Советские моряки были освобождены.

Наиболее активным борцом с пиратами стал перед самым развалом СССР небольшой корабль – морской тральщик «Разведчик». Ему довелось сражаться как с идейными флибустьерами, так и с традиционными морскими грабителями.

Морской тральщик «Разведчик»

В период январь-август 1990 года МТЩ «Разведчик» провел 52 гражданских судна в Красном море. 14 мая 1990 года «Разведчик» конвоировал танкер «Интернационал» неподалеку от эритрейского острова Шума. Надо сказать, что эритрейцы тогда боролись за свою независимость от Эфиопии, которую поддерживал СССР. Соответственно все советские корабли сепаратисты рассматривали как вражеские и нападали, не раздумывая. В этот раз боевики на четырех катерах, вооруженных безоткатными пушками и крупнокалиберными пулеметами, атаковали боевой корабль, чтобы, расправившись с ним, заняться танкером. Реактивные гранаты и пули прошивали переборки, был ранен один из моряков. Тогда «Разведчик» открыл ответный огонь, и его орудия буквально разметали в щепки один из катеров. Оставшиеся три судна нападавших резко развернулись и поспешили скрыться за островом Шума.

Следующий раз тральщику довелось отличиться в ноябре 1991 года, когда он охранял советские рыболовные суда в Атлантике у берегов Западной Сахары. В это время он получил сигнал от траулеров «Ауинек» и «Домодедово», которых атаковали четыре марокканских катера. Каких-то напряженностей с Марокко у СССР тогда не было, просто местные бандиты решили поживиться уловом советских моряков. Увы, корабли стремительно слабевшей супердержавы становились жертвами не только крупных, но и мелких хищников. Подоспевший в нужный район тральщик своим корпусом оттеснил от траулеров марокканские катера, взял их на прицел орудий и в течение восьми часов конвоировал траулеры в безопасный район.

Экипаж «Разведчика» за отвагу и умелые действия был награжден вымпелом Министерства обороны СССР «За мужество и воинскую доблесть, проявленную на учениях и в морских походах». Это был первый (и последний) в истории советского флота случай, когда боевой корабль наградили за действия против морских пиратов.

Борьба Военно-Морского Флота современной России против морских пиратов

Особую актуальность в применении сил ВМФ при обеспечении безопасности морской экономической деятельности в последние два десятилетия приобрела борьба с пиратством. Формирование в мире новых угроз, исходящих от пиратства на море, оказывает крайне негативное воздействие на уровень безопасности доставки энергоресурсов потребителям морем, ведения мировой торговли с использованием морских коммуникаций. Глобальное распространение пиратства на море и морского терроризма, их резкая активизация в последнее время и рост экономического и политического ущерба, наносимого морской преступностью, привели к тому, что борьба с указанными действиями в Мировом океане стала приоритетной задачей ВМС ведущих государств мира, в том числе ВМФ России. Борьба с пиратством стала проблемой морской международной безопасности.

Проблема обеспечения безопасности морской экономической деятельности России в последнее время имеет устойчивую тенденцию роста. Это диктует необходимость эффективной защиты морской экономической деятельности нашего государства с привлечением силовой основы морского потенциала страны – Военно-Морского Флота.

Вот так выглядела обстановка с морским пиратством в период 2005-2009 годов

Сегодня большинство исследовательских структур в США, Англии и России все более настойчиво прогнозируют возможность нападения террористов с использованием акватории Мирового океана. Особенно, если учесть, что его бороздят около 55000 пассажирских и грузовых судов большого и среднего классов грузоподъемностью более 500 тонн, а количество более мелких судов вообще не поддается систематическому учету. Вся эта информация наглядно демонстрирует уровень возможностей для проникновения и атак членов международных террористических организаций в США и другие прибрежные государства.

Основными районами пиратства сегодня считаются Юго-Восточная Азия, Южно-Китайское море, Западная и Восточная Африка, Южная Америка и Карибский бассейн. Как видим, их акватория примыкает к побережью стран, где базируются исламские и другие террористы, а также повстанцы самых разных направлений.

Для решения этих задач стали создавать совместные отряды кораблей ВМС заинтересованных стран под эгидой ООН. Российский ВМФ тоже участвовал в подобных акциях с 2008 года, в том числе сотрудничая даже  с НАТО. С того времени ВМФ России имеет серьезный опыт борьбы с пиратством и обеспечения безопасности судоходства. В российских конвоях за этот период (2008-2014) сопровождено более 700 торговых судов под флагами разных стран. На борьбу с морским пиратством отправлялись корабли всех четырех региональных российских флотов.

Рекордного размаха в 2008 и 2009 годах действия пиратов достигли у берегов Сомали. 7 октября, 2008 Совет Безопасности ООН принял резолюцию 1838. Она разрешала  государствам применять ВМС и ВВС для борьбы с пиратами в зоне Сомали. Развал Сомали привёл к тому, что с одной стороны на его территории сформировались крупные базы исламских террористов, а с другой — к появлению пиратов. Территория Сомали тянется на выход из Баб-эль-Мандебского пролива, через который проходит крупнейший торговый морской путь.

Наиболее значимые события в борьбе с морским пиратством в районе Сомали: 12 ноября 2008 года фрегат ВМС Великобритании «Cumberland» и российский сторожевым корабль «Неустрашимый» отбили две атаки сомалийских пиратов на датское судно «Powerful» в Аденском заливе.

Сторожевой корабль «Неустрашимый» Балтийский флот
  • 16 апреля 2008 года российский корабль «Неустрашимый» и вертолет Ка-27 отбили другую атаку пиратов на гражданские суда.
  • В марте 2009 года отряд кораблей Тихоокеанского флота России отправился в Аденский залив для борьбы с сомалийскими пиратами.
  • 27 апреля 2009 года для борьбы с пиратами прибыл новый отряд кораблей российского Тихоокеанского флота, состоящий из БПК «Адмирал Пантелеев», морского буксира «МБ-37» и танкеров «Ижора» и «Иркут». На палубе БПК «Адмирал Пантелеев» имелись два вертолёта, в состав отряда входило подразделение морской пехоты.
  • 28 апреля 2009 года судно с пиратами на борту (которые пытались захватить российский танкер NS Commander) было задержано БПК «Адмирал Пантелеев» в 15 милях восточнее побережья Сомали.

Как БПК «Маршал Шапошников» освободил от пиратов танкер «Московский университет» (2010 год) 5 мая 2010 года был захвачен сомалийскими пиратами в 350 милях от берега к востоку от Аденского залива танкер «Московский университет».                   Гражданское нефтеналивное судно «Московский университет» с российским экипажем под либерийским флагом перевозило 86 тыс. тонн сырой нефти. 6 мая судно было освобождено экипажем БПЕ «Маршал Шапошников» российского ВМФ. В результате операции морской пехоты  1 пират был убит и 10 — захвачено в плен. Из-за несовершенства международной нормативно-правовой базы по согласованию с властями РФ пленные были отпущены. Российские военные посадили их в лодку, оборудованную радиомаяком, а спустя час сигнал его пропал с экрана радара. Это дало повод утверждать представителю Министерства обороны РФ, что «пираты, захватившие танкер „Московский университет“, не смогли добраться до берега, и, видимо, все погибли». В то же время в ряде СМИ эта информация подвергалась сомнению и высказывалось предположение, что пленные пираты были расстреляны. 

Захваченные в плен пираты на борту БПК «Маршал Шапошников»

В июле 2010 года шестнадцати морякам, участвовавшим в освобождении танкера «Московский университет», были вручены  государственные награды.  Командир 44-й бригады противолодочных кораблей капитан 1-го ранга Ильдар Ахмеров получил орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени, командир корабля капитан 1-го ранга Денис Анциферов — орден «За военные заслуги».  А 14 военных моряков были награждены «Орденом Мужества».

В Российском ВМФ создана медаль «За борьбу с международным пиратством»

Положительно то, что сомалийские пираты последние несколько лет перестали быть серьёзной угрозой, благодаря международной операции военно-морских сил — в 2015 году они не захватили ни одного коммерческого судна.

По данным НАТО, количество пиратских нападений в последние годы  резко снизилось: если в 2011 году НАТО зафиксировало 129 атак, то в 2014 году — лишь 19. Сократилось и количество захваченных пиратами судов — с 24 в 2011 году до 7 — в 2014-м.

Тем не менее, борьба с морским пиратством остается одной из важных задач ВМФ России. С 2014 года (после возвращения Крыма в состав России) российские корабли не участвуют в операциях НАТО по борьбе с морским пиратством.  Эти задачи они решают самостоятельно.

Общая обстановка с морским пиратством на 2020 год

Важным фактором снижения пиратской активности  в последние годы стало появление в пиратских регионах российских боевых кораблей. Помимо постоянной проводки танкеров и сухогрузов в опасных водах, российские моряки запомнились и своими решительными, а порой и жесткими мерами противодействия пиратам. Огонь на поражение применялся регулярно, что, правда, особо не афишировалось перед глазами толерантных западных коллег.

Так выглядит карта по выявлению случаев пиратство за 9 месяцев 2019 года

Но в мире до сих пор остались морские зоны, которые представляют потенциальную опасность для судоходства. За период с 2010 по 2017 годы было 16 случаев захвата морскими пиратами коммерческих судов с российскими гражданами на борту. При этом 71 россиянин пострадал от действий пиратов (были захвачены в плен, получили ранения и т.п.). 2 января 2019 года в Гвинейском заливе в территориальных водах Бенина в 20 милях от порта Котону в Гвинейском заливе (Атлантический океан, вблизи центра африканского континента – западная экваториальная Африка) пираты на несколько часов захватили частный морской контейнеровоз «Мэнди», шедший под флагом Панамы. На борту судна находились 26 членов экипажа, в том числе 20 граждан России, 4 украинца и 2 грузина. Ограбив экипаж судна и захватив 6 граждан РФ в заложники, включая капитана судна, пираты скрылись.

Захват контейнеровоза «Мэнди» 2 января 2019 года

За 2019 год в информационный центр IMB Piracy Reporting Centre было сообщено о 119 инцидентах, связанных с взятием на абардаж и вооруженным ограблением против гражданских судов. При этом в 2018 году были зафиксированы 156 нападений.
В 2019 году пиратам удалось попасть на борт 95 судов, по 10-и они открыли огонь, еще столько же пытались захватить, 4 судна были угнаны.

Пираты в море атакуют и в 2020 году

Только за два с половиной месяца 2020 года (январь-март) было официально зафиксировано:

— 28 проникновений пиратов на судно (на ходу/в порту/на якорной стоянке/дрейф),

— 6 судов обстреляны,

— 4 неудавшихся нападения.

Рано утром 21 января 2020 года контейнеровоз под именем «MSC GRACE» заметил скоростную лодку с пиратами на борту, резко приближающуюся к ним. Поравнявшись, они открыли огонь, экипаж судна моментально активировал судовую тревогу, увеличил скорость и проследовал в цитадель. К счастью на борту судна присутствовала вооруженная охрана, которая открыла ответный огонь,  и пираты моментально отступили. Не имея такой охраны на борту, на 90% можно утверждать,  что судно было бы захвачено. В отместку пираты расстреляли навигационный мостик из автомата и выстрелили в надстройку из гранатомёта. Снаряд разорвался в спортивном зале. Никто из экипажа, к счастью, не пострадал.

Результаты обстрела контейнеровоз «MSC GRACE» 21 января 2020 года

На данный момент лидером по нападению пиратов является Гвинейский залив (залив Атлантического океана). Сегодня очаг пиратства переместился к Африке, в районе Нигерии. Трудность в том, что охрану судов там должны обеспечивать государства, обладающие юрисдикцией в этих территориальных водах. Но у них не хватает сил. Поэтому участились случаи захвата заложников для выкупа.

Несмотря на предпринимаемые меры безопасности, нападения на мирные корабли и их экипажи продолжаются. Так, 19 апреля пираты смогли попасть на борт судна, стоявшего на якорной стоянке. Часть экипажа успела укрыться от вооруженных налетчиков в специально оборудованном помещении, а часть оказалась в плену.  Днем позже экипаж подал сигнал SOS и власти Нигерии направили к нему катер береговой охраны. В числе похищенных находились трое россиян, отметили в российском посольстве в Бенине.

В  мае в Гвинейском заливе пираты атаковали два корабля с россиянами на борту. Пираты приблизились на моторной лодке к грузовому судну RIO MITONG и напали на команду. Два члена экипажа, россиянин и украинец  похищены. Второй жертвой морских разбойников стало исследовательское судно DJIBLOHO, с борта которого, также были похищены два члена экипажа, оба — россияне. Очаги пиратства находятся под наблюдением военных судов разных государств мира. Они сопровождают свои торговые караваны. Российские суда, как правило, идут под конвоем кораблей Балтийского флота. Так, 19 марта 2020 года  сторожевой корабль «Ярослав Мудрый» провел мимо берегов Сомали трубоукладочное судно «Академик Черский». Для большего спокойствия, выходя из Шри-Ланки, «Академик» отключил устройство передачи данных по автоматической индикационной системе. У современных пиратов не только оружие — «компьютерно грамотные» среди них тоже есть.

И в заключение этого раздела весьма интересная информация, из которой следует, что морским пиратством могут  занимаются не только террористические организации и бедные страны, но этим способны увлечься сегодня и ведущие морские державы. В апреле 2020 года в нескольких публикациях Военно-морского института США (US Naval Institute) были опубликованы предложения об использовании каперов. Речь шла о том, что  Соединенным Штатам для борьбы с «китайской агрессией» на море необходимо начать выдавать каперские свидетельства (правительственный документ, разрешающий частному судну атаковать и захватывать суда). Еще раз зафиксируем: это предлагается делать в США  для борьбы с флотом Китая!
Дело в том, что действительно, более крупный торговый флот Китая делает США уязвимыми, поэтому появилась необходимость подрыва китайской глобальной торговой сети, что серьезно ударит по экономике Китая в целом и поставит под угрозу ее стабильность. Для этого американские авторы идеи  предлагают выдавать специальные документы, разрешающие частным кораблям захватывать торговые суда противника. Они убеждены, что такая кампания была бы законным и недорогим способом сдерживания роста мощи Китая на море. При этом утверждается, что своими действиями каперы не смогут спровоцировать войну, а наоборот предотвратят ее.
Напомним, что выдача каперских свидетельств была запрещена серией договоров в  XIX  и XX веках, но США официально эти документы не подписывали. Поэтому авторы заявили, что Конституция США дает конгрессу право «предоставлять каперские свидетельства», а тот факт, что с 1907 года ни одного такого свидетельства выпущено не было, они объяснили «стратегическими и политическими соображениями, а не юридическими».
Между прочим, вопрос с выдачей каперских свидетельств в 2007 и 2009 годах поднимал конгрессмен США  Рон Пол. Он предлагал применить каперов для борьбы с террористом Усамой бен Ладеном и сомалийскими пиратами, но получил отказ.
Выразим надежду, что власти США и на этот раз не уделят внимания предложениям об использовании каперов. Но сам факт такого предложения говорит о многом.

           ВМФ России в борьбе с международным терроризмом

Борьба с международным терроризмом — это сегодня одна из важнейших задач, которые решет российский Военно-Морской Флот. С 2015 года по настоящее время Россия проводит военную операцию в Сирии. Суть ее в том, что Вооруженные силы РФ участвуют в боевых действиях против террористических формирований «Аль-Каиды», «Исламского государства» и «Джебхат ан-Нусра» на стороне правительственных войск и про правительственных военизированных формирований в ходе Гражданской войны в Сирии (идет с 2011 года). Россия это делает по просьбе правительства Сирии. И активное участие в этой военной операции принимает российский Военно-Морской Флот. При этом ВМФ  России накопил уникальный опыт в ходе военной операции в Сирии (2015-2020).  Это первые боевые действия в истории современной постсоветской России, которые она ведёт за пределами территории бывшего СССР.  Миссия ВМФ в Сирии – борьба с международным терроризмом

Малый ракетный корабль «Град Свияжск» участвует в ракетном ударе против террористов на территории Сирии 7 октября 2015 года

Значительная часть боевых действий в Сирии велась на территории, прилегающей к акватории Средиземного моря, что потребовало привлечь к решению задач военно-морские силы. Одной из главных задач ВМФ стало обеспечение бесперебойной и своевременной доставки по морю вооружения, боеприпасов, горюче-смазочных материалов, других материально-технических средств. По оценкам специалистов, морским путём было доставлено до 88 % от общего количества военных грузов, направленных в Сирию из России. С этой целью были задействованы десантные и вспомогательные корабли Черноморского флота, а также гражданские транспортные суда.

На флот также возлагались боевые задачи:

  • огневой поддержки наземных операций;
  • противодействия попыткам воздействия на российские базы с морских направлений и отражения возможных ударов с этих направлений;
  • обеспечения устойчивости морских коммуникаций в восточной части Средиземного моря.

Прикрытие российской авиационной группы в Сирии обеспечивали корабли постоянного оперативного соединения ВМФ в Средиземном море (создано в 2013 году), состоявшего на основе ротации из 10—15 кораблей и вспомогательных судов Северного, Тихоокеанского, Балтийского и Черноморского флотов. С началом военной операции России в Сирии основной задачей соединения стало обеспечение деятельности войск РФ на территории Сирийской Арабской Республики.

На конец февраля 2018 года оперативное соединение ВМФ РФ на Средиземном море включало 15 боевых кораблей и судов обеспечения, включая плавучую мастерскую для обеспечения технической готовности кораблей и судов. Сейчас  постоянно поддерживается эффективный и сбалансированный численный состав группировки. Повседневные и боевые потребности оперативного соединения в Средиземном море обеспечивает ПМТО (пункт материально-технического обслуживания) в сирийском порту Тартус.

Российские подводные лодки в сирийском порту Тартус

29 декабря 2017 года Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон «О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Сирийской Арабской Республикой о расширении территории пункта материально-технического обеспечения Военно-Морского Флота Российской Федерации в районе порта Тартус и заходах военных кораблей Российской Федерации в территориальное море, внутренние воды и порты Сирийской Арабской Республики». По условиям договора, ПМТО ВМФ в Тартусе передается РФ в безвозмездное пользование, получая полный иммунитет от гражданской и административной юрисдикции Сирии. Максимальное количество военных кораблей РФ, которым разрешено одновременное нахождение в пункте — 11 единиц, включая военные корабли с ядерной энергетической установкой. Соглашение рассчитано на 49 лет и автоматически продлевается еще на 25.

Согласно докладу членов Общественного совета при Министерстве обороны, посетивших базу в Тартусе в ноябре 2019 года, на ней созданы идеальные бытовые условия для личного состава.

В разное время, на основе ротации, в состав оперативного соединения России  в Средиземном море входили флагманы флотов РФ: тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов, тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий», гвардейские ракетные крейсера «Москва» и «Варяг», фрегаты «Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен». В начале августа 2018 года состав российского оперативного соединения на Средиземном море пополнили корабли Северного флота ракетный крейсер «Маршал Устинов» и БПК «Североморск».                  

 За заслуги в укреплении обороноспособности страны, высокие показатели боевой подготовки, мужество и героизм, проявленные личным составом во время выполнения боевых задач орденом Ушакова награждён ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» (2018), орденом Нахимова гвардейский ракетный крейсер «Москва» (2016) и гвардейский ракетный крейсер «Варяг» (2018).

В 2019 году Россия сформировала в Средиземном море сильную группировку боевых надводных и подводных кораблей, куда входили новый фрегат «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» и подводная лодка «Краснодар».

В ходе боевых действий ВМФ РФ по объектам террористов на территории Сирии были впервые применены крылатые ракеты морского базирования «Калибр» и крылатые ракеты воздушного базирования Х-101.

Крылатая ракета «Калибр»

Огневое поражение объектов антиправительственных группировок осуществлялось крылатыми ракетами «Калибр-НК» и «Калибр-ПЛ» (удары наносились по особо важным целям преимущественно в оперативной глубине группировок противника), а также силами корабельной авиации, действовавшей как с крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», так и с береговых аэродромов.

С 7 октября 2015 года к участию в операции были привлечены четыре корабля Каспийской флотилии: ракетный корабль «Дагестан» (проекта 11661), малые ракетные корабли (МРК) «Град Свияжск», «Углич», «Великийц Устюг» (проекта 21631. В ночь с 6 на 7 октября с этих кораблей был нанесён массированный удар 26 крылатыми ракетами комплекса морского базирования «Калибр-НК» по 11 объектам ИГ на территории Сирии. 20 ноября корабли Каспийской флотилии выполнили пуски 18 крылатых ракет по семи целям, успешно поразив их.

В дальнейшем надводные корабли регулярно наносили удары ракетами «Калибр-НК» по целям на сирийской территории. В основном стрельба велась из районов восточной части Средиземного моря, удалённых на 100—150 миль от берега. К нанесению ударов привлекались корабли основных классов и лёгких сил (фрегаты проекта 11356 и МРК) из состава Черноморского флота.

Траектории ракет, пущенных из акватории Каспийского моря, пролегали над территорией Ирана и Ирака. Дальность полёта могла достигать 1400—1500 км. При стрельбе из Средиземного моря траектории проходили над территорией Сирии, а дальность стрельбы находилась в пределах 400—900 км. Всего, по сообщениям из открытых источников, за время боевых действий надводными кораблями было нанесено 25 ударов с общим расходом более 140 ракет «Калибр-НК».

Дизель-электрические подводные лодки проекта 636 из состава Черноморского флота — участвовали в ударах по территории Сирии с декабря 2015 года. Удары наносились из восточной части Средиземного моря. Удары крылатыми ракетами морского базирования «Калибр-ПЛ», как правило, наносились из подводного положения. Всего за время боевых действий в Сирии российские подлодки нанесли 12 ударов (выпустив суммарно до 40 ракет). Удары, как правило, наносились по относительно компактным целям (близко расположенным группам зданий) или прочным железобетонным сооружениям — в основном, пунктам оперативного и стратегического управления, складам вооружения и боеприпасов центрального подчинения или предприятиям по ремонту боевой техники.

С 2015 по 2017 годы ВМФ РФ успешно выполнил боевые стрельбы по формированиям и базам террористов в Сирии:

  • 7 октбяря 2015 г. корабли Каспийской флотилии выполнили 26 боевых пусков крылатых ракет «Калибр-НК» из акватории Каспийского моря (на дальность около 1,5 тысячи км.), уничтожив 11 целей на территории Сирии.
  • 20 ноября 2015 г. корабли Каспийской флотилии выполнили 18 боевых пусков крылатых ракет «Калибр-НК», поразив 7 целей на территории Сирии.
  • 8 декабря 2015 года боевые удары крылатыми ракетами «Калибр» по целям в Сирии произвела подводная лодка «Ростов-на-Дону» Черноморского флота, находившаяся в акватории Средиземного моря. 
  • 19 августа 2016 г. в Средиземном море МРК ЧФ «Зеленый Дол» и «Серпухов» выполнили 3 боевых пуска КР «Калибр-НК» по целям террористической организации на территории Сирии.
  • 14 ноября 2016 года сторожевой корабль «Адмирал Григорович» совершил боевые пуски крылатых ракет «Калибр» из восточной части Средиземного моря по целям в Сирии.
  •  С 15 ноября по декабрь 2016 года в боевых действиях в Сирии впервые принял участие тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Флот Советского Союза Кузнецов».  Самолеты СУ-33, находящиеся на борту крейсера, впервые произвели удары по позициям террористов в сирийских провинциях Хомс и Идлиб. За два месяца лётчики морской авиации 45-ой армии ВВС и ПВО Северного флота выполнили 420 боевых вылетов (в том числе 120 – ночью) и уничтожили более 1000 объектов террористов. Впервые в боевых условиях был применён береговой ракетный комплекс «Бастион II».
  • В мае 2017 года из акватории восточной части Средиземного моря фрегат «Адмирал Эссен» и подводная лодка «Краснодар» (из подводного положения) осуществили серию боевых пусков КР «Калибр» по укрытиям боевиков ИГ на территории Сирии в районе восточнее Пальмиры.
  • 23 июня 2017 года фрегаты «Адмирал Эссен», «Адмирал Григорович» и подводная лодка «Краснодар» нанесли внезапные массированные боевые ракетные удары по объектам ИГ на территории Сирии.
  • 5 сентября 2017 года находящийся в Средиземном море фрегат «Адмирал Эссен» нанес удар крылатыми ракетами «Калибр» по объектам боевиков ИГ в районе Дейр-эз-Зора.
  • 14 сентября 2017 года подводные лодки «Великий Новгород» и «Колпино» нанесли из восточной части Средиземного моря удар крылатыми ракетами «Калибр» по объектам запрещенной в РФ террористической организации «Исламское государство» (ИГ) на территории Сирии.
Фрегаты «Адмирал Эссен», «Адмирал Григорович» выпустили шесть крылатых ракет «Калибр» из восточной части Средиземного моря. Фото 23 июня 2017 года

Участие морской пехоты ВМФ России в военной операции в Сирии

О действиях морской пехоты на территории Сирии информации очень мало. Но она там есть. И ее роль весьма значительна.

С началом ведения боевых действий и обустройства авиабазы в Латакии и пункта МТО в Тартусе к охране и обороне данных объектов был привлечён один батальон морской пехоты из состава 810-ой отдельной бригады морской пехоты Черноморского флота. Именно в её состав входил первый погибший российский военнослужащий — матрос контрактной службы Александр Позынич, действовавший в составе поисково-спасательного отряда, направленного на выручку экипажу сбитого турецкими ВВС фронтового бомбардировщика С-24.

Для обеспечения охраны авиабазы в Сирию вместе с батальоном морской пехоты были переброшены группы специального назначения из состава Южного военного округа. Помощь морским пехотинцам, защищавшим подступы к авиабазе, оказывали танкисты — танки Т-90.

После осовобождения Пальмиры сирийскими войсками при поддержке ВКС РФ в районе этого города была развёрнута военная база, на которой были размещены подразделения инженерных войск и отвечавшая за их охрану морская пехота

Александр Михайлович Позынич (1985 —2015) — российский морской пехотинец, матрос, кавалер ордена Мужества

15 мая 2016 года подразделения морской пехоты ВС РФ и войск СпН «Тигры» провели совместные операции против ИГ в районе авиабазы Тияс и месторождений Аш-Шаер в провинции Хомс. Но достоверных фактов (подтверждённых российской стороной) по участию морских пехотинцев в боевых действиях не имеется.

Российские морские пехотинцы и десантники сопровождали колонны с гуманитарными грузами, охраняли журналистов. Известно, что один морской пехотинец погиб, находясь в сторожевом охранении пункта выдачи гуманитарной помощи сирийским гражданам, несколько были ранены.

В декабре 2017 года министр обороны России поощрил военнослужащих, обеспечивавших 11 декабря визит Владимира Путина в Сирию. Речь шла о подразделениях морской пехоты, обеспечивавших прикрытие за пределами авиабазы Хмеймим на суше и с моря.

Отряд морской пехоты на авиабазе Хмеймим. 11 декабря 2017 года

Российский морской щит для Сирии

В 2018 году Россия продемонстрировала этот морской щит, развернув в Средиземном море самую мощную группировку кораблей ВМФ с начала участия РФ в сирийском конфликте. В это время там находились корабли всех четырех региональных флотов и Каспийской флотилии.

Затем прибыло еще несколько кораблей. На крейсере «Маршал Устинов» развернут мощный противокорабельный ракетный комплекс «Вулкан», а восемь боевых кораблей — носители крылатых ракет «Калибр».

По мнению военных экспертов, группировка выведена в море для поддержки наступления сирийской армии в провинции Идлиб — единственном регионе страны, находящемся под контролем незаконных вооруженных формирований. Политологи отмечают, что Россия выступает гарантом стабильности в регионе и не дает шанса заново разгореться широкомасштабной войне. Присутствие российских военных кораблей в Сирии соответствует международному праву и осуществляется с одобрения сирийского правительства.

А в августе 2018 года в Средиземном море были проведены масштабные учения ВМФ России с привлечением больших сил и средств. Корабельно-ударная группа, в которую входило более 20-ти кораблей различных классов. В международном воздушном пространстве учебные задачи отрабатывали около 30 самолетов, в том числе стратегические ракетоносцы Ту-160, противолодочные самолеты Ту-142МК и Ил-38, истребители Су-33 и Су-30СМ морской авиации.

Сопровождение истребителем Су-30СМ бомбардировщика-ракетоносца Ту-160

Российская группировка в Средиземном море достойно, без истерики, без каких-либо угроз кому-либо уверенно показала , что ВМФ России способен  защитить национальные интересы нашей страны, помочь нашим друзьям и партнерам отстоять свой суверенитет и независимость. Присутствие в восточной части Средиземного моря российских боевых кораблей и самолетов служит сдерживающим фактором и способствует решению задач в борьбе с международным терроризмом.

Сегодня провинция Идлиб — это единственный регион Сирии, который остается в руках незаконных вооруженных формирований. В 2017 году там была создана северная зона деэскалации, куда могут переместиться боевики с семьями, отказавшиеся от примирения и добровольного сложения оружия. В сирийском Идлибе в настоящий момент находятся порядка 10 тыс. боевиков террористических организаций «Джебхат ан-Нусра» и «Аль-Каида» (обе запрещены в РФ). Безусловно, обстановка в Сирии имеет существенный потенциал для осложнения, вокруг Идлиба ситуация оставляет желать лучшего.

Вот во что превращают террористы провинцию Идлиб в Сирии

Поэтому Россия сохраняет свои силы на территории Сирии, чтобы продолжать борьбу с террористами, с активным участием Военно-Морского Флота.  Его международная миссия продолжается.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *