Чухраев Э. Неизвестное об известном. Героические трагедии Флота России

Трагические события, это тоже, увы, часть истории российского флота. Но есть среди них такие, которые можно справедливо назвать героическими. Например, затопление кораблей Черноморского флота в период Крымской войны (1853-1856). Или гибель Балтийской эскадры на Тихом океане в годы Русско-японской войны (1904-1905). Военные моряки, несмотря на большие потери флота, в тех событиях проявляли массовый героизм. Вот о таких трагедиях и пойдет здесь речь.                                                                                  

                    Затопления кораблей Черноморского флота

За свою историю (с 1783 года) Черноморский флот России пережил две больших трагедии затопления своих кораблей: во время Крымской войны (1853-1856) и во время Гражданской войны в России (1918-1922). И обе эти трагедии, по сути, были героическими.

Напомним, в 1853 году началась война между Россией и Турцией, к которой позднее примкнули Англия, Франция и Сардиния. Именно в годы Крымской войны произошла героическая трагедия – затопление кораблей Черноморского флота, чтобы закрыть для противника вход в Севастополь.

Айвазовский И.К. Осада Севастополя. 1859 год

9 сентября каждый год (начиная с 2015) в Крыму отмечается День памяти русских воинов, павших при обороне Севастополя и в Крымской войне 1853-1856 годов. Дата 9 сентября выбрана не случайно, так как 8 сентября был последний день боев, а 9 сентября — это первый день без боевых действий. Это правильно. Учреждение такой памятной даты позволяет привлечь внимание общества и государства к героическим страницам истории Отечества.

Краткая характеристика Крымской войны

Основной причиной войны явилось столкновение по вопросу о сферах влияния западноевропейских держав и России на Ближнем Востоке. Боевые действия разворачивались на Кавказe, в Дунайских княжествах, на Балтийском, Чёрном, Белом и Баренцевом морях, а также на Камчатке. Но наибольшего напряжения  бои достигли в Крыму, поэтому война и получила название Крымской.  У каждой стороны, принявшей участие в войне, были свои претензии и причины для военного конфликта. Российская империя стремилась к пересмотру режима Черноморских проливов, усилению влияния на Балканском полуострове. Оборона Севастополя стала кульминацией Крымской войны. Потеря Малахова кургана решила участь Севастополя.                   

Россия эту войну проиграла. В конце марта 1856 г. был подписан Парижский мирный трактат. Россия не понесла значительных территориальных потерь. У нее была отторгнута лишь южная часть Бессарабии. Однако она потеряла право покровительства Дунайским княжествам и Сербии. Но самым тяжелым и унизительным было условие о так называемой «нейтрализации» Черного моря. России запретили иметь на Черном море военно-морские силы, военные арсеналы и крепости.

Затопление кораблей в Севастопольской бухте в 1854-1855 гг.

Англо-французский флот, подошедший в сентябре 1854 года к Севастополю, был во много раз мощнее и технически совершеннее Черноморского. Чтобы не допустить его прорыва в гавань, 10 сентября 1854 года поперек фарватера в Севастополе было затоплено несколько кораблей Черноморского флота.

Экипажи вместе с корабельной артиллерией отправились защищать бастионы. Более 20 тыс. моряков сошли на берег и встали в строй вместе с сол­датами, героическими защитниками Севастополя. Сюда же перевезли и 2 тыс. корабельных пушек. Затопление флота было трагическим решением, правильность которого оспаривается до сих пор. Его инициатором был князь А. С. Меншиков, но В. А. Корнилов, бывший тогда старшим флотским начальником в Севастополе, жестко ему воспротивился. Он предлагал выйти всем флотом в море и либо разгромить вражеский флот, либо погибнуть. Однако, военный совет флота, в том числе и П. С. Нахимов, настояли на правильности приказа главнокомандующего войсками. Неприятельский флот превосходил севастопольскую эскадру в несколько раз и по численности, и по вооружению, и по маневренности, и по скорости — в распоряжении неприятеля были пароходы, а у русского флота главным образом — парусные суда.

В. А. Корнилов согласился с мнением товарищей и отдал тот драматический приказ  — топить корабли у входа в бухту и «до последней крайности защищать Севастополь». Вдоль линии современного мола на дно легли пять линейных кораблей и два фрегата. Их мачты остались торчать над водой. Так началась 349-ти дневная героическая Первая оборона города.  Когда 14 ноября 1854 года разразилась страшная буря, разметавшая вражеский флот, заграждение из затопленных кораблей было повреждено. Поэтому пришлось затопить еще один корабль, а в январе 1855 года — еще несколько. Последние корабли Черноморской эскадры были затоплены в разных частях Севастопольской бухты при отходе русских войск на Северную сторону в конце августа 1855 года. А всего в Севастопольской бухте было затоплено 75 боевых кораблей и судов и 16 вспомогательных, включая шхуны.

Н.Красовский Затопление кораблей Черноморского флота на Севастопольском рейде

Несмотря на то, что соотечественники неоднозначно оценивают затопление кораблей накануне начала севастопольской обороны, флотоводцы противника сразу же дали этому решению высокую оценку.  Значительная часть судов, почти полностью парализовавших судоходство в бухте, в 1857–1859 годах была поднята. 20 кораблей удалось поднять неповрежденными, отремонтировать и снова поставить в строй, но большинство поднятых судов пошло на слом. Очистка же бухт затянулась более чем на десять лет.  

Севастополь памятник затопленным кораблям ok.ru

Сегодня всего в десяти метрах от Приморского бульвара,  на самой северной оконечности Николаевского мыса среди бурных вод Черного моря на искусно имитированной гранитной скале возвышается в Севастополе памятник кораблям Черноморского флота России, самоотверженно преградившим путь вражеской эскадре во время Крымской войны (1853-1856). Это памятник затопленным кораблям. Открытый в 1905 году в бухте Севастополя он стал одной из визитных карточек города. Монумент замечателен не только красотой облика, пронизанного морской романтикой, но и необычностью события, которому он посвящен  —Севастопольской обороне.

Автор — военный инженер О.И. Энберг при поддержке архитектора В.А. Фельдмана и скульптора А.И. Адамсона. На памятной табличке памятника начертано: “В память кораблей, затопленных для заграждения входа на рейд”. А на высоком обрамлении набережной крестообразно закреплены два якоря тех, что пошли на дно. Первое официальное название памятника было: “Памятник заграждения фарватера затопленными кораблями”. Но в народе оно не прижилось, и его по-прежнему называют “Памятник затопленным кораблям”. А в советский период народное название и вовсе получило статус официального.

Затопление кораблей Черноморского флота 18 июня 1918 года

История затопления кораблей и судов Черноморского флота в Цемесской бухте Новороссийска — одна из трагических страниц российского флота, к которой  возвращались, возвращаются и будут возвращаться.

Новороссийск. Цемесская бухта

1918 год. По Брестскому договору (март 1918), подписанному советским правительством с Германией, Черноморский флот со всей инфраструктурой передавался Центральным державам (Германия, Австро-Венгрия, Османская империя, Болгарское царство). Однако советская власть отказалась это исполнить. После подписания Брестского мира советское правительство отдало указание о перебазировании Черноморского флота из Севастополя в Новороссийск. Как тогда разъяснялось, в связи с оккупацией германо-австрийскими войсками Украины и Крыма. 1 мая 1918 года 18 боевых кораблейпод командованием перешедшего на службу к большевикам командующего Черноморским флотом контр-адмирала Михаила Саблина оказалисьв Новороссийске: два линейных корабля («Свободная Россия» и «Воля»), десять эскадренных миноносцев типа «Новик» и шесть миноносцев.

Линейный корабль «Воля» (Император Александр III) в Новороссийске, 1918 год

В ответ на это немцы, находясь в Севастополе, ультимативно потребовали вернуть флот.  Для советской власти это означало потерять его. И тогда 24 мая глава советского правительства  В. И. Ленин вынес резолюцию — затопить Черноморский флот  в Новороссийске немедленно.

Затопление кораблей и судов Черноморского флота в Цемесской бухте произошло 18 июня 1918 года. Исполнить приказ о затоплении было поручено наиболее революционно настроенному экипажу эсминца «Керчь» под командованием В.А. Кукеля. Исполнявший обязанности командующего Черноморским флотом А.И. Тихменев распоряжение Совета Народных Комиссаров об уничтожении кораблей не выполнил, отдав приказ о выходе эскадры  в Севастополь в 9 часов утра 17 июня (М.Саблин 4 июня убыл в Москву для отмены приказа о затоплении флота). Получив этот приказ, командир «Керчи» и революционно настроенный экипаж решили его не исполнять.                       

Утром 17 июня 1918 года на берегах Цемесской бухты собрались толпы народа. На внешнем рейде отдавали якоря корабли, команды которых решили идти в оккупированный немцами Севастополь. Но команда эсминца «Громкий», который уже вышел в море, приняла решение затопить свой корабль. Это был первый из кораблей Черноморского флота, который лег на дно вблизи Новороссийска, у мыса Мысхако.

 Ночью соединение Тихменева  (линейный корабль «Воля», миноносцы «Дерзкий», «Поспешный», «Беспокойный», «Пылкий», «Живой», «Жаркий» на буксире у вспомогательного крейсера «Троян» и плавучая база быстроходных катеров «Креста») ушло в Севастополь. Все корабли были переданы под контроль германского флота. Большинство кораблей оставалось там до поражения Германии в Первой мировой войне, после чего они перешли под контроль «союзников». Те передали их белой армии, и многие корабли вернулись в Новороссийск, а позже стали частью Руссской эскадры, ушедшей осенью 1920 года в Бизерту (Тунис).

На кораблях, которые  остались в Новороссийске, были вывешены сигналы: «Судам, идущим в Севастополь: позор изменникам России». Вечером 17 июня командиры оставшихся кораблей выработали план потопления, к реализации которого приступили с утра 18 июня. Эсминцы «Керчь» (командир Кукель) и «Лейтенант Шестаков» начали буксировку кораблей на рейд. На эсминце «Гаджибей» был поднят сигнал «Погибаю, но не сдаюсь». В 15.45 началось затопление кораблей в Цемесской бухте. Один за другим корабли Черноморского флота, открыв кингстоны и клинкеты, уходили под воду. Затопивший корабли эсминец «Керчь» ушёл к Туапсе, где и затопился сам на рассвете 19 июня на подходе к Кадошскому маяку. 

Всего в Цемесской бухте Новороссийска было затоплено 10 боевых кораблей и 6 транспортов.

Линкор «Свободная Россия» (изначально носил название «Екатерина II», с 14.06.1915 г. переименован в «Императрицу Екатерину Великую», а с 16.04.1917 г. — в «Свободную Россию»). Затоплен на рейде Новороссийска 18 июня 1918 года

Сейчас на дне остаются только два затопленных тогда корабля — линкор «Свободная Россия» и эсминец «Громкий». Остальные были подняты в период с 1925 по 1960-е годы. «Эльбрус» и «Калиакрия», поднятые самыми первыми, затем были переименованы соответственно в «Валериан Куйбышев» и «Дзержинский». Оба погибли в 1942 году во время морских боев с фашистами на Черном море.

В память о гибели эскадры кораблей Черноморского флота в июне 1918 года был создан величественный ансамбль-монумент, увековечивающий преданность флоту моряков-черноморцев (открыт в 1980). На смотровой площадке, обращенной к бухте, воздвигнута 12-ти метровая гранитная скульптура коленопреклоненного, скорбящего моряка

А в море, в двухстах метрах от берега, установлена мачта-обелиск с флагами из металла, покрытого цветной эмалью, означающими по флажному коду исторический сигнал, поднятый уходящими в морскую пучину кораблями: «Погибаю, но не сдаюсь», как напоминание потомкам о священном долге перед Родиной.

Так окончательно распорядилась история Черноморским флотом России, которому император Николай II отводил главную роль в завоевании проливов Босфор и Дарданеллы, что давало ключ к Европе, открывало возможность господства на важнейших морских коммуникациях. Но Великая Россия тогда проиграла.

Затопление кораблей на озере Донузлав

В 2014 году произошло еще одно затопление кораблей Черноморского флота. Это было связано с событиями на Украине в процессе возвращения Крыма и Севастополя в состав России. Озеро Донузлав является одной из наиболее удобных природных гаваней Крыма. В советские времена оно стало одной из баз Черноморского флота СССР, а после 1991 года – ВМС Украины. А во время Крымского кризиса 2014 года на Донузлаве началось противостояние между российскими и украинскими военными. В начале марта 2014 российский флот заблокировал в Донузлаве два украинских военных корабля. Утром 6 марта эта блокада была усилена затоплением двух старых судов ЧФ РФ – большого противолодочного корабля (БПК) «Очаков» и спасательного буксира «Шахтер». До этого большая часть Черноморского флота ВМС Украины успела покинуть Крым и прибыть в Одессу.

БПК «Очаков» после затопления 6 марта 2014 года

Вот так славный большой противолодочный корабль «Очаков» в последний раз послужил Военно-Морскому Флоту России. Позже БПК был поднят  и поставлен на   утилизацию.

Большой противолодочный корабль «Очаков»

Это второй представитель проекта 1134Б (шифр «Беркут-Б»). Был наречен в честь событий 1788 года — героического штурма русскими войсками турецкой крепости Ачи-Кале (Очаков). Заложен в 1969 г., спущен на воду в 1971 г., принят в действующий состав ВМФ СССР в ноябре 1973 года.

Спуск Военно-морского флага на БПК «Очаков». Первый командир корабля адмирал Игорь Касатонов. 20 августа 2011 года

Судьба корабля оказалась славной.  Он был шедевром конструкторской мысли. Корабль совершил 9 боевых походов в Атлантику и Средиземное море, пройдя за 16 лет активной службы сотни тысяч морских миль. БПК участвовал в глобальных учениях ВМФ, принимал на борту сотни иностранных делегаций — строгий, величественный, он всякий раз приводил в восторг дипломатов и военных атташе зарубежных государств. БПК посетил с визитами множество зарубежных портов — от близкой Варны до далекой Гаваны. «Очакову» трижды (в 1977, 1979 и 1986 гг.) присваивалось звание «Лучший корабль Военно-морского флота».

Гибель Балтийских эскадр на Тихом океане (1904-1905)

Первая Тихоокеанская эскадра

Начиная с 29 ноября 1897 года, корабли эскадры Балтийского флота в Тихом океане начали перебазироваться из Владивостока в Порт-Артур. Боевые корабли, состоявшие в ней, стали именоваться Порт-Артурской эскадрой. 5 февраля 1904 года был образован «Флот в Тихом океане» под командованием вице-адмирала С. О. Макарова, которому подчинены все русские военные корабли на Дальнем Востоке. Но война с Японией в тот период не позволила реально создать Тихоокеанский флот России. После гибели Макарова (на броненосце «Петропавловск»), 17.04.1904 года этот флот был переименован в Первую эскадру флота Тихого океана под командованием контр-адмирала П. А. Безобразова (Первая Тихоокеанская Эскадра), тогда как готовившееся на Балтике подкрепление получило название Второй Тихоокеанской эскадры. К сожалению, в первый год Русско-японской войны (1904) корабли Первой Тихоокеанской эскадры, будучи заблокированными в Порт-Артуре, существенных боевых действий не вели, и большинство из них были уничтожены японскими силами или взорваны своими командами накануне капитуляции Порт-Артура 20 декабря 1904 года. И Первая Тихоокеанская эскадра перестала существовать. Но военные моряки эскадры оставили заметный след в истории флота,  проявив мужество и героизм в обороне Порт-Артура.

Почтовый блок России, посвящённый 100-летию героической обороны Порт-Артура. Изображён Крест за оборону Порт-Артура, утверждённый как нагрудный знак к десятой годовщине начала обороны крепости — 14 января 1914 года

Вторая Тихоокеанская эскадра

Вторая Тихоокеанская эскадра Российского императорского флота или, как ее называли в официальных документах, Вторая эскадра флота Тихого океана формировалась тоже на базе кораблей Балтийского флота.  Предполагалось послать на Дальний Восток все крупные боеспособные корабли, а также достраивающиеся броненосцы. Основные силы эскадры покинули последний русский порт на Балтике Либаву 2 октября 1904 года.

Основное ядро эскадры составляли четыре новых броненосца: “Император Александр III”, “Князь Суворов”, “Бородино” и “Орел”, из которых только первый прошел испытания в 1903 г., постройка остальных была закончена уже после начала войны, и на момент выхода в Тихий океан они еще не прошли всех положенных испытаний. Из остальных броненосцев к современным, уже бывшим в плавании кораблям, принадлежал только “Ослябя”. К броненосцам был присоединен старый броненосный крейсер “Адмирал Нахимов”, вооруженный 203-мм. пушками. Таким образом, броненосные корабли Второй Тихоокеанской эскадры имели самое различное вооружение, защиту и маневренные качества, не говоря уже о том, что тактические качества у новых кораблей были понижены из-за дефектов постройки, а остальные корабли были устарелой конструкции.

Еще большее разнообразие по своим тактико-техническим элементам  представляли крейсера, входившие в состав эскадры. Крейсеров было всего семь. Из них современными были “Олег”, “Аврора”, “Жемчуг” и “Изумруд”. Первый и последний не были готовы ко времени ухода эскадры и догнали ее уже в пути. Из остальных крейсеров “Светлана” и “Дмитрий Донской” были старыми кораблями.  Слабость и недостаточность крейсерских сил была очевидной, поэтому решено было придать эскадре в качестве быстроходных разведчиков пять вооруженных быстроходных пароходов — “Урал”, “Кубань”, “Терек”, “Рион” и “Днепр”, которые в разные сроки присоединились к эскадре на Мадагаскаре. Ценность этих так называемых вспомогательных крейсеров была весьма малой. В состав эскадры входило девять эскадренных миноносцев — “Бравый”, “Бодрый”, “Быстрый”, “Бедовый”, “Бурный”, “Блестящий”, “Безупречный”, “Громкий” и “Грозный”, что было явно недостаточно.

Командиры кораблей Второй Тихоокеанской эскадры

Также в декабре 1904 года было принято решение формировать дополнительное подкрепление для Второй Тихоокеанской эскадры (условно это подкрепление назвали – Третья Тихоокеанская эскадра)  под командованием контр-адмирала Н. И. Небогатова (командира учебного отряда Черноморского флота). Первый отряд Третьей Тихоокеанской эскадры вышел из Либавы 3 февраля 1905 года.                      

К 21 октября 1904 года вся эскадра (командир – вице-адмирал З.П. Рожественский) сосредоточилась в порту Танжер (Северная Африка). Здесь она разделилась на два отряда. Броненосцы “Сисой Великий”, “Наварин” совместно с крейсерами “Светлана”, “Жемчуг”, “Алмаз” и миноносцами под командованием контр-адмирала Фелькерзама пошли через Суэцкий канал и Красное море на Мадагаскар, где должны были снова присоединиться к эскадре. Остальные корабли во главе с адмиралом Рожественским — пошли вокруг Африки

Плавание вокруг Африки, было очень тяжелым. Эскадра не имела в пути ни одной благоприятной стоянки, и погрузки угля производились в открытом море. Приходилось размещать уголь в жилых палубах, кубриках, батареях противоминной артиллерии и других местах, что донельзя стесняло жизнь личного состава. К тому же погрузка при сильной жаре на океанской зыби и волнении представляла большую трудность и отнимала много времени. Личный же состав, изнуренный тяжелой работой в тропической жаре, оставался без отдыха. Но16 декабря, преодолев все трудности, отряд пришел на Мадагаскар. Здесь стало известно о гибели кораблей Порт-Артурской эскадры (Первой Тихоокеанской эскадры). Теперь положение в корне изменилось. Падение Порт-Артура ставило вопрос о целесообразности дальнейшего движения  Второй Тихоокеанской эскадры, так как после потери Россией Порт-Артура она была вынуждена идти во Владивосток, достигнуть которого было чрезвычайно трудно. Но приказ оставался прежним – следовать на Дальний Восток. 3 (16) марта 1905 года Вторая Тихоокеанская эскадра вышла с Мадагаскара для следования во Владивосток. Эскадра прошла Малаккским проливом и направилась к берегам Французского Индокитая. В бухту Камрань (Вьетнам в то время был французской колонией) корабли З. П. Рожественского прибыли 31 марта. 26 апреля. Здесь к эскадре присоединился отряд Н. И. Небогатова.

Поход русской эскадры: синий цвет — путь отряда Рожественского, жёлтый — отряда Добротворского, красный — отряда Небогатова (даты — по новому стилю).

Важный вывод: ещё  до  начала  Цусимского  сражения военные моряки Второй Тихоокеанской эскадры  совершили  подвиг,   равного  которому  не  было  в  истории  военных  флотов  других  государств.  За  период   семимесячного  плавания  они сумели провести первый в истории броненосных флотов 220-тидневный переход крупной эскадры в военное время из Балтики через Северное море, Атлантический, Индийский и Тихий океаны, пройдя 18 000 миль. Не имея по пути следования ни одной базы, эскадра потеряла из-за поломки лишь один корабль — транспорт «Малайя». Это был первый в мире межфлотский маневр силами, равными составу целого флота. Сам по себе прецедент, не имеющий до сих пор аналогов в мире.

Трагедия и гордость Цусимы

14 (27) — 15 (28) мая 1905 года в районе острова Цусима (Цусимский пролив) в Японском море состоялось морское сражение. Здесь российский флот потерпел самое катастрофическое поражение за всю свою историю. Это была большая трагедия для всего флота и для России. Но, несмотря  на  горечь  поражения,  героизм  моряков Второй  Тихоокеанской  эскадры  и  сегодня  вызывает  искреннее  восхищение.   И совершенно справедливо, что российский император в феврале 1907 года установил специальную медаль:  «В  память  плавания  вокруг  Африки  2-й Тихоокеанской  эскадры  под  командой  генерал-адъютанта  Рожественского».                           В исследованиях Русско-японской войны (1904-1905), в основном, весь русский морской героизм часто сосредоточивают на подвиге крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» 27 января (9 февраля) 1904 года в морского бою у Чемульпо. На самом деле примеров такого истинно геройского поведения, как крейсер «Варяг», в той войне было более чем достаточно.

На фоне общей для русского флота трагедии Цусимы,многие экипажи кораблей Второй Тихоокеанской эскадры действительно мужественно сражались за честь Андреевского флага, за честь России. В разгар сражения, когда поврежденный ураганным огнем японских кораблей флагманский корабль «Князь Суворов» вышел из строя, эскадренный броненосец «Император Александр III» повел эскадру за собой. Корабль получил значительные повреждения, команде пришлось бороться с сильными пожарами. Корабль несколько раз возвращался в строй. В конечном итоге, «Император Александр III» опрокинулся на правый борт и перевернулся. Из команды корабля никому не удалось спастись. Погиб и командир корабля капитан 1 ранга Н.М. Бухвостов.

В течение 40 минут японцы буквально засыпали фугасными снарядами эскадренный броненосец «Ослябя», которыйвскоре затонул вместе с командиром капитаном 1 ранга В.И. Бэром и большей частью команды.Корабль получил название в память одного из иноков Троице-Сергиевой Лавры, которого Сергий Радонежский отправил на Куликовскую битву — Родиона Осляби.

Командир броненосца «Бородино» капитан 1 ранга П.И. Серебренников пытался прикрыть подбитый флагманский корабль броненосец «Князь Суворов» и вывести его на курс во Владивосток. Нанеся тяжелые повреждения японскому крейсеру «Касаги», «Бородино» погиб в тяжелом бою. Почти одновременно затонул и «Князь Суворов».

Уцелевшие офицеры «Князя Суворова» — лейтенанты Н.И. Богданов, П.А. Вырубов и прапорщик В.И. Курсель отказались покинуть обреченный корабль и разделили его трагическую судьбу.

Броненосец «Бородино».

Японские миноносцы выпустили по кораблям эскадры 74 торпеды, при этом подорвались броненосцы «Наварин», «Сысой Великий», «Владимир Мономах» и крейсер «Адмирал Нахимов». Три последних корабля направились к Цусиме, где утром 15 мая их затопили свои экипажи.

Броненосец “ Владимир Мономах
Крейсер «Адмирал Нахимов»

Миноносец «Грозный», которому посчастливилось прорваться во Владивосток, выдержал единоборство с превосходящим по артиллерийскому вооружению японским миноносцем «Кагеро».

Экипаж миноносца «Безупречный» во главе с командиром капитаном 2 ранга И.А. Матусевечем более часа вел неравный бой с японским крейсером и миноносцем и погиб вместе с командиром корабля.

Полтора часа сражался с двумя японскими крейсерами поврежденный накануне крейсер «Светлана» под командованием капитана 1 ранга С.П. Шеина. Расстреляв все снаряды, моряки «Светланы» открыли кингстоныЗатопленный своим экипажем под Андреевским флагом ушел под воду и последний уцелевший броненосец береговой обороны «Адмирал Ушаков». Его командир капитан 1 ранга В.Н. Миклухо-Маклай приказал ответить огнем на предложение японцев о сдаче. В бою с двумя миноносцами геройски погиб и миноносец «Громкий» под командованием капитана 2 ранга Г.Ф. Керна. Дольше всех в Цусимском сражении продержался ветеран флота – крейсер «Дмитрий Донской», выдержав тяжелейший бой с шестью японскими крейсерами. Утром 16 мая, сильно поврежденный, корабль затопили по приказанию старшего офицера капитана 2 ранга К.П. Блохина, заменившего смертельно раненного командира капитана 1 ранга И.Н. Лебедева.

Так что Цусимское морское сражение – это было настоящее и тяжелое сражение, в котором, в основе своей, русские военные моряки вели себя мужественно и достойно.

Они показали беспримерный героизм, самоотверженность и бесстрашие, сражаясь в трудных условиях против хорошо подготовленного и часто численно и технически превосходящего противника. Конечно, Цусима – это большая трагедия российского флота. Но это  воистину героическая трагедия.

1 комментарий

Оставить комментарий
  1. АНАТОЛИЙ

    Эдуард Максимович! Спасибо! Очень интересный, предметный,замечательно иллюстрированный и важный материал для углублённого освещения мужества,стойкости, героизма и преданности Отечеству русских военных моряков. Трагические и воистину героические страницы в истории Военно — морского флота России.Их надо знать и помнить!Экипажи кораблей, о которых идет речь в исследовании, не жалея самой жизни защищали нашу Родину!!!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *