Беляев А. Об именах, бортовых и тактических номерах кораблей

Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальний,
Как звук ночной в лесу глухом.

Оно на памятном листке
Оставит мертвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.

Что в нем? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.

Но в день печали, в тишине,
Произнеси его, тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я…

А.С. Пушкин

Переводя известные пушкинские строки на язык современных технико-бюрократических понятий и форм, сосредоточимся на следующем:

— имя технического объекта, в данном случае корабля ВМФ, – его непременный атрибут;

— по имени объекта, вскрытое в некотором описании, могут быть установлены, по крайней мере, факты его присутствия в тех или иных событиях в различные периоды времени;

— имя технического объекта нередко представляет собой структурно составной идентификатор;

— идентификатор в данном случае есть цифробуквенное обозначение, а также действительное или условное имя объекта, обеспечивающие установление его уникальности и отождествление для различных условий жизненного цикла и условий обстановки.

Если любезного читателя не смутил сей авторский волюнтаризм, продолжим.

***

Подводным лодкам (ПЛ), а также надводным кораблям (НК) 3-4 рангов отечественного ВМФ при строительстве было принято давать литерно-номерные (цифробуквенные) обозначения. Они являлись именами этих кораблей и не изменялись со временем (разве что в случае переклассификации). Например, подлодки С-56 (средняя), К-21 (крейсерская) или сторожевики пр. 159 СКР-27, СКР-93. Эти имена фигурировали в боевой, эксплуатационной и прочей документации кораблей.

Корабли 1-2 ранга традиционно обладали именами собственными, которые наносились на борта. Например, ракетный крейсер «Варяг», артиллерийский крейсер «Мурманск», большой противолодочный корабль «Адмирал «Нахимов», эсминец «Быстрый» и т.д.

Кроме того, на борта НК наносились так называемые бортовые номера, — трехзначные цифровые (в догоршковские годы преимущественно двузначные). Первая цифра обозначала, как правило, класс корабля на конкретном флоте – крейсер, БПК, эсминец и т.д.. Остальные «шифровали» установленные штабами флотов ВМФ СССР неведомые сторонним наблюдателям тактические особенности и преференции носителей. Время от времени бортовые номера в рамках конкретного флота менялись. Иногда раз в год, иногда чаще. Например, на период решения задач боевой службы.

Бортовые номера ТАКР «Новороссийск». Слева на переходе с Северного на Тихоокеанский флот в 1983 году. Справа – На флотских учениях в 1985 году

Назначаемый на ограниченный период цифровой идентификатор корабля не имел определенной систематизации относительно класса, типа проекта корабля, или оперативного объединения — то есть, имел по существу случайный характер. Это было связано со стремлением запутать вероятного противника в оценке общего количества кораблей в серии, а также, в частности, затруднить для его разведки идентификацию советских кораблей в боевых порядках отрядов. Идентифицировать отдельный корабль серии только на основе визуального наблюдения или аэрофотосъемки было далеко не всегда возможно.

Добавляло путаницы «супостату» и использование в советском ВМФ назначенных штабом кораблям отряда на поход так называемых тактических номеров. Эти номера использовались в штабных документах, оперативной связи (в том числе незащищенной) и никак не соответствовали бортовым номерам тех же кораблей.

В отечественном ВМФ, в отличие от флотов остального мира, тактические номера иногда числят как бортовые. Термином «тактический номер» для подводных лодок, например, обозначали и литерно-цифровой шифр (выше упомянутый как имя ПЛ), присваиваемый им на постоянной основе, то есть аналогично бортовому номеру в «западном» понимании. Например, подводная лодка «Ленинский комсомол» имела тактический номер «К-3» (позже в связи с переклассификацией лодки из крейсерской в большую её тактический номер был изменён на «Б-3»). В советские времена тактические номера ПЛ считались секретным и не подлежали разглашению. Металлическая табличка с тактическим номером устанавливалась в ограждении рубки с внутренней стороны так, чтобы она не просматривалась извне.

Заметим, что в ВМФ России бортовые номера кораблей централизованно меняли только дважды — в 1992 и 1996 годах. В Корабельном же уставе ВМФ России есть статья, в соответствии с которой: «Перед выходом в море командир соединения кораблей ставит командирам кораблей задачу на поход, знакомит их с обстановкой на переходе, указывает походный порядок, место каждого корабля в нём и его тактический номер».

Фрегат проекта 22350 «Адмирал Касатонов» в период государственных испытаний. Балтийск, 2019 г., День ВМФ

Исходя из этого, «запутывающие супостата» (и не только) пересечения понятий «бортовой номер» и «тактический номер» отечественных кораблей несложно отделить одно от другого. Соответственно, остается «перевести» остальные четверостишья пушкинского творения в данном случае на понятный флотский язык.

Имя собственное корабля в том или ином виде, а также его изменяемый во времени бортовой номер, в единой связке образуют своеобразные маркеры на историческом пути корабля. Худо лишь то, что перечни бортовых номеров на этом пути не всегда приживаются в действительной реальности. Даже в архивах. Поэтому пытливый исследователь, неравнодушный к Флоту, может в своих изысканиях невольно ошибаться в «расшифровке» не только деталей и нюансов, но и собственно событий. К счастью, в эпоху интернета и свободного доступа к его информационным ресурсам решение этой проблемы иногда значительно упрощается. Время от времени на поверхность всплывают забытые или утраченные официальными источниками свидетельства минувших событий, фото, кино и прочие документы. В том числе по корабельному составу и его деятельности.

ТАКР «Киев» на рейде Североморска. Редкое фото 1979 года

Посмотрим, как в общих чертах выглядели результаты подобной работы на этапе подготовки материалов для книги «Краснознамённый «Киев». Хроники авианесущего крейсера»:

Бортовой номерГоды (период)Ключевые события
852 1975Заводские швартовные, ходовые и государственные испытания. Николаев, Севастополь
860 1976 г. (с июля)Переход к месту постоянного базирования на КСФ. Первая боевая служба (БС). Испытания комплекса УРО «Базальт», штормовые испытания. Подписание Заключительного акта о передаче корабля ВМФ
812 1977Ввод корабля в состав сил постоянной готовности. Подготовка и выход на БС-2
802 1978Кратковременно на летний период по месту постоянного базирования
060 1978 ¸ 1979БС-2. Докование и ремонт в Севастополе. Подготовка, выход и несение БС-3
808 1979Кратковременно на летний период по месту постоянного базирования
062 1978 ¸ 1980БС-3 и БС-4.
069 1981БС-5 и БС-6
121 1982 ¸1985БС-7 и БС-8. Средний ремонт на ЧСЗ. Визит в Алжир, возвращение на КСФ, орденская награда
051 1986 ¸1987БС- 9 и БС-10. Деловой заход в югославский порт Сплит. Возвращение на КСФ, докование в ПД-50
075 1987 ¸ 1994Боевая подготовка на КСФ, ожидание ремонта на 35-м СРЗ. Спуск Военно-морского флага, списание на разделку

На этом пути, разумеется, могут быть и неточности, и ошибки. Как, впрочем, и в любом другом творческом поиске. Однако, как известно, дорогу осилит идущий.

В завершение и для пространственной что ли полноты картины отметим попутно следующее. В частности, в ВМС НАТО как «tactical number» традиционно воспринимают именно бортовые номера кораблей ВМФ.

Бортовые номера кораблей ВМС США. Слева направо: 1) Судно спасатель «Грэпл» (бортовой номер T-ARS 5). 2) Ракетный эсминец «Дональд Кук» в Одессе. 3) Ракетный крейсер «Тикондерога» в походе

В США же, к примеру, бортовые номера кораблей числятся как «hull number». В ряде случаев в них помимо двух или одной цифр используются еще и буквы. В использовании бортового номера «у них» тоже есть особенность, отмеченная выше, — «hull number» дают единожды, еще при заказе корабля и никогда не меняют, не считая крайне редких случаев переквалификации корабля.

6 комментариев

Оставить комментарий
  1. Валерий Бабич

    Прекрасная подборка бортовых номеров по «Киеву»!

    1. А.Беляев

      Вероятно, в этот список что-то еще может быть добавлено читателями. «Киевский» фрагмент привнесен в статью именно с этой «тайной» целью.

  2. А.Пилипчук.

    А.Пилипчук. Юрий Семёнович Крючков, д.т.н. профессор, теоретик основ ударостойкости механизмов АПЛ, основал целую науку, названную им же «Каронимика» — наука о названии кораблей. Этому вопросу он посвятил более 10 лет изучением происхождения названий, имён кораблям. Были выпущены им две книги «Имя на борту». Последняя в 2012г. Где подробно в зависимости от ранга, типа, предназначений и политической сотавляющей присваивалось имя. Так на Адмиралтейской верфи в Николаеве в 1826г. спущен на воду 84-пушечный линкор «Императрица Мария». Кстати любимый корабль художника И.Айвазовского. И там же но уже на «Руссуде»19 октября 1913г. спущен на воду линкор «Императрица Мария».Что касается бортовых, или тактических номеров, то в ВМС США авианосец всю свою жизнь ходит с одним номером. Тактический или бортовой или боевой. У нас же еще в процессе постройки меняется как номер, так и названиею До войны пытались в зависимости от флотов именовать ПЛ. Так ЧФ- Щ-204, Щ-206, Щ-215.КБФ- Щ-411 Щ-412, Щ -408. Но потом с этой затеей покончили. И вероятно сами запутались. Потому, что «Сталинцы» КБФ — С-1, С-3, С-13 (Была для СФ- С-14, С-15, но потом С-101, С-102), На ЧФ-С-31, С-33,

    1. Интересно с научной точки зрения. Переименовывались не только подводные лодки, но и эсминцы. Это не говоря о кораблях переименованных на переломе эпох. В царские времена «Гогланд» был переимнован в «Сунгари», давлись номерные назвния, вытеснившие начальные. «Скат» переименован в «Беспощадный», «Касатка» в «Бесшумный», «Дельфин» в «Бесстрашный», «Кит» в «Бдительный», «Форель» во «Внушительный», «Кефаль» во «Властный», «Лосось» в «Грозовой», «Сокол» в «Прыткий», «Коршун» в «Послушный», «Беркут» в «Пронзительный», «Ястреб» в «Прочный», «Нырок» в «Поражающий», «Лейтенант Пущин» в «Капитан Сакен», «Трухменец» в «Туркменец Ставропольский», «Капитан 2 ранга Кингсберген» в «Капитан 1 ранга Миклухо-Маклай» и так далее. Были в советские времена и политические переименования типа «Выдержаный» в «Дальневосточный Комсомолец» или «Московский комсомолец» в «Настойчивый», лидер эсминцев «Киев» сначала в «Орджоникидзе», а потом в «Баку». Были и имиджевые переменования «Ведущий» в «Гремящий», а позже «»Безудержный» в «Гремящий», «Бесстрашный» в «Адмирал Ушаков», «Маршал Ворошилов» в «Хабаровск», «Таллинн» во «Владивосток»; непонятные — в 1969 году «Новороссийск» в «Николаев», «Маршал Буденный» в «Маршал Жуков», потом в «Симферополь», а потом в «Североморск», а «Хабаровск» в «Адмирал Левченко», «Стойкий» в «Вице-адмирал Дрозд», «Летучий» в «Суровый», «Лихой» в «Сердитый», «Поспешный» в «Решительный», Проворный» в «Ревностный», «Передовой» в «Развитой», а позже в «Разъяренный», «Прыткий» в «Рекордный», «Пылкий» в «Редкий», «Бесстрашный» в «Совершенный», «Бесшумный» в «Свободный», «Прочный» в «Разумный», «Подвижный» в «Способный», «Полезный» в «Смышлённый», «Прозорливый» в «Сообразительный», «Серго Орджоникидзе» в «Опытный» или «Опасный» в «Огневой». Или ракетные крейсера — «Стерегущий» сначала во «Владивосток», а потом в «Адмирал Фокин»; «Доблестный» в «Адмирал Головко», «Сообразительный» в «Варяг», «Слава» в «Москву», «Адмирал флота Лобов» в «Маршал Устинов», «Червона Украина» в «Варяг». И так далее. Некоторые корабли переименовываются ещё на стадии проектирования, некоторые в заводе и даже на стапелях, а некоторые в ходе службы. О какой науке можно здесь говорить? Зачем?

    2. Александр Николаевич

      Из трудов Ю.С. Крючкова в интернете «живьем» удалось «выудить» только презентацию-интервью автора, посвященное обновленному изданию его книги «Имя на борту» (см. https://www.youtube.com/watch?v=hT3TaMVqKEw). Этот источник свидетельствует, что каронимика, если числить ее новым научным направлением, должна относиться к числу наук исторических. Т.е. направлен на описание, поиск правил и закономерностей присвоения кораблям имен собственных в прошедших и давно прошедших временах. Если рассматривать этот вопрос применительно периода истории новейшей и текущего момента Флота, хотелось бы отметить следующее: 1) В ВМФ, по крайней мере с советских времен, имеет место быть орган, ответственный за именование новых кораблей. 2) Данный орган – реальные персоны, среди которых, следует полагать, немало уважаемых лиц, в т.ч. обремененных учеными званиями. 3) Рекомендации по именам новых кораблей готовятся для утверждения вышестоящей инстанцией в результате более или менее тщательной проработки. 4) ЧТО в конце концов утверждается – отдельный вопрос, зависящий от множества известных факторов и причин. 5) Особняком стоит вопрос о переименовании кораблей, в частности, на изломе исторических государственных эпох или политических коллизий. К статье А.Беляева, как потомственный моряк, я бы добавил, что переименование корабля подобно извращению, в какие бы красивые словесные одеяния его не рядили. Как живое, сакральное существо корабль должен уходить в свое бессрочное плавание с тем же именем, что и родился.

      1. Целиком и полностью согласен. В данном вопросе существует полная неразбериха. С чем связана? Я лично считаю, что связана со слабой исторической подготовленностью тех лиц, которые принимают решения по названию новостроящихся кораблей, а также тех руководителей, которые принимают решения по переименованию, а также по присвоению специальных переходных званий, награждению кормовыми флагами за боевые действия (георгиевских, гвардейских, краснознамённых и т.д.). Эсминцу «Вице-адмирал Дрозд» (Стойкому) в годы войны было присвоено гвардейское звание. Это заслуга экипажа эсминца. Почему РКР (ранее БПК) «Вице-адмирал Дрозд» не получил гвардейский военно-морской флаг? Или БПК «Стойкий». А заслуги названий кораблей, оставшиеся от императорского флота? Кормовые героргиевские военно-морские андреевские флаги получили, как известно всем из истории, линейный корабль «Азов» и бриг «Меркурий». Одноименные корабли в составе ВМФ не имели ни георгиевских, ни гвардейских флагов. Известны корабли императорского флота погибшие в бою и не спустившие своих флагов «Стерегущий», «Страшный», «Дмитрий Донской», «Александр Суворов», «Александр III», «Бородино», «Адмирал Ушаков», «Рюрик». Севастопольские затопленные корабли. Корабли Синопского и Наваринского сражений. И многих других. Это подвиги! В Советском ВМФ были некоторые одноименные корабли, но ничем отмечены не были. Линейный корабль «Слава», канонерская лодка «Сивуч» в первую мировую войну вполне заслужили георгиевского кормового флага. Понятно, что переименование ракетного крейсера «Слава» в ракетный крейсер «Москва» было в 90-ые году политическим решением видимо педалируемым мэром Москвы Юрием Лужковым, как и награждение его гвардейским военно-морским флагом, принадлежавшим БПК (СКР) «Красный Кавказ». А название кораблей спустивших свои флаги перед неприятелем и сдавшимся в плен? Броненосцы «Орел», «генерал-адмирал Апраксин», «Адмирал Сенявин», миноносец «Бедовый», миноносец «Решительный» и т.д. Лично я считаю, что любые переименования уже спущенных кораблей должны быть невозможны, как измение имени человека. Ни при каких обстоятельствах. А также считаю, что приемственность названий отличившихся в войнах кораблей — это часть патриотического воспитания нашей молодежи и она обязательно должна присуствовать. Также считаю, что возрождение именных городовых полков (названий полков в честьо городов России), отличившихся в войнах той императорской армии тоже дело патриотческого воспитания. И оно должно быть! Надо изучать и любить историю своей страны, прежде чем принимать такие решения, как присвоение имени (названия) кораблю или воинской части.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *