Филиппов А. 14.02.2022. Итоговое резюме группы ветеранов-подводников на доклад в секции истории РНТО им Крылова В.Трушко по спасанию пл С-178

14.2.2022 года. город Санкт-Петербург

http://moov-vmf.ru/14-02-2022-itogovoe-rezyume-gruppy-veteranov-podvodnikov-na-doklad-v-sekcii-istorii-rnto-im-krylova-v-trushko-po-spasaniyu-pl-s-178

ИТОГОВОЕ РЕЗЮМЕ

группы ветеранов военно-морского флота по докладу капитана 1 ранга запаса В.П. Трушко «Действия спасательной ПЛ БС-486 при спасании экипажа ПЛ «С-178» на заседании секции истории судостроения Российского научно-технического общества инженеров судостроения им. А.Н. Крылова 08 февраля 2022 года. 

Группа ветеранов ВМФ в составе капитанов 1 ранга в отставке Евсеева А.С., Полтихина В.П, (соответственно-председателя и заместителя председателя ГОО «Комитет ветеранов подразделений особого риска РФ»),  капитанов 2 ранга в отставке Кинаша П.З, Найденко Ю.П., Филиппова А.М., (соответственно-ответственного секретаря, исполнительного директора и председателя Совета Союза МООВ ВМФ «Союз выпускников Севастопольского ВВМИУ-Голландия»),   заслушав доклад капитана 1 ранга запаса Трушко В.П. о действиях спасательной ПЛ «БС-486» при спасении экипажа ПЛ «С-178», потерпевшей навигационную катастрофу  в октябре 1981 года в результате столкновения с судном-рефрижератором, считает необходимым отметить следующее:

1. Докладчик Трушко В.П. сообщил участникам заседания о том, что:

—  подводная лодка -спасатель «БС-486» была в 12-тичасовой готовности к выходу в море и выполнению задач по спасанию экипажей ПЛ. Но, в это время проводился «навигационный ремонт» ПЛ и был разобран один (?!) из трех дизелей главных дизельгенераторов, который вводился в строй «героическими усилиями» экипажа уже на пути к месту проведения спасательной операции;

— аккумуляторная батарея ПЛ «БС-486» была в исправном состоянии и полностью соответствовала нормам эксплуатации;

-для передачи на ПЛ перепроверены баллоны АГК. Кислородные баллоны пополнены до 100 %. Баллоны приведены в состояние готовности путем открытия вентилей баллонов и переведения клапанной коробки в положение «на атмосферное дыхание», пальчиковые баллоны на СГП подбиты сжатым воздухом до 200 атм, а затем через ТА-3 переданы на аварийную ПЛ;

-первые 10 аварийно-спасательных комплектов были собраны с подключением к СГП аппаратов ИДА-59, переводом клапанной коробки в положение «дыхание из атмосферы» и в СГП было вложено водолазное бельё. Комплекты передавались через ТА без герметичной упаковки. 

С. Кубынин утверждает, что в результате проверки этих средств индивидуального спасения подводников им и командиром БЧ-5 В. Зыбиным выявлено наличие газа в баллонах на уровне 50-70%. Лично С. Кубынину достался СГП без стелек, один из СГП был просто порван. 

Кто конкретно отвечал за подготовку и передачу индивидуальных средств спасения на лодке-спасателе В. Трушко не сообщил;

— по словам докладчика, личный состав в количестве 4 (четырёх) человек, находившийся в седьмом отсеке (отсеке живучести) погиб «из-за неспособности открыть аварийно-спасательный люк седьмого отсека. Они не смогли создать противодавление в отсеке, растянуть тубус и заполнить отсек забортной водой из-за плохой подготовки. Они были полностью одеты в спасательное снаряжение, включены на дыхание из аппаратов и просто ждали, когда отсек заполнится сам». Однако В. Трушко не сообщил о наличии достаточного для этого давление в кормовой группе ВВД после его использования для спрямления ЗПЛ путем продувания ЦГБ, и была ли возможность добраться до клапана затопления отсека (по шестому отсеку водолазы-спасатели передвигаться не смогли из-за загромождения отсека сорванным с фундаментов оборудованием);

— со слов докладчика водолазы-спасатели и их руководители действовали профессионально и грамотно и выполнили свою задачу на «отлично». Докладчик ответил на вопрос, почему не спасали экипаж ЗПЛ самым безопасным сухим способом, хотя ПЛ «БС-486» оснащена двумя автономными глубоководными спасательными аппаратами и находилась в районе кормовой оконечности ЗПЛ: «комингс-площадка кормовой люка находилась на глубине менее 30 метров, а сама ПЛ лежала с креном в 32 градуса. Согласно условиям использования СГС, для его работы крен должен был быть не более 30 градусов», а глубина присасывания более 30 метров. Водолазы-спасатели также не смогли открыть люк 7-го отсека.

2.  ПЛ «БС-486» переходила от кормовой к носовой оконечности 22.10.2022 г. с 12:10 до 20:10 (длительность -10 часов), а подводники «С-178» ждали, мерзли и лелеяли надежду, что их все-таки спасут. А какая может быть морально-психологическая обстановка среди терпящих бедствие подводников в этой ситуации?

По мнению докладчика, причиной гибели десяти подводников являются «слабая легководолазная подготовка, невыполнение указаний руководителя спасательной операции, незнание сигналов таблицы номер 1 связи подводников с   водолазами, а также тяжелая психологическая обстановка в отсеке, созданная по вине старшего помощника командира С. Кубынина». Убедительных доводов и фактов, свидетельствующих в пользу своих утверждений, докладчик не привел.

По свидетельству С. Кубынина, получив записку с условными сигналами для выхода из ЗПЛ через ТА, он пользовался этими условными сигналами. 

Со ссылкой на водолаза, фамилии которого нет в копии журнала протоколов глубоководных спусков, В. Трушко убеждал слушателей, что один из подводников, вышедший из торпедного аппарата, ударом выбил челюсть у водолаза-спасателя (это в воде, после более двух суток пребывания подводников в условиях давления среды 2,7 атмосферы, загазованной хлором, окисью углерода и углекислым газом (?!), а другой подводник в аналогичной ситуации порвал комбинезон водолаза, что просто, на наш взгляд, нереально.

Троих подводников, выходящих методом свободного всплытия из ТА-3 и бесследно исчезнувших (их тела не найдены), В. Трушко умозрительно обвинил в незнании наличия в СГП воздушных баллончиков для их наддува, которое «повлекло к утоплению» этих подводников. При этом фактов и доказательств своей версии не привел, кроме как своих предположений.  Таким образом, бездоказательно обвинил людей в своей гибели, которые уже не смогут ему ответить.

Далее В. Трушко критически высказался о том, что торпедный аппарат N 3 ПЛ «С-178» был в ненадлежащем состоянии, поскольку при вскрытии крышки торпедного аппарата водолазы (фамилии которых тоже не названы) увидели, что в нем была мутная от ржавчины вода. На основании этого Трушко В.П. сделал вывод, что торпедные аппараты содержались экипажем в ненадлежащем состоянии. В очередной раз обвинения в адрес экипажа не были подкреплены никакими документальными свидетельствами. 

3. В. Трушко сообщил, что прибыл после окончания училища на ПЛ «БС-486» 6 августа 1981 года, проходил стажировку и сдал все зачеты по допуску к исполнению обязанностей руководителя спусков. Также он заявил, что в операции по спасению экипажа ПЛ «С-178» исполнял обязанности руководителя спусков водолазов левого борта ПЛ. Однако, имеющаяся в нашем распоряжении копия журнала протоколов глубоководных спусков ПЛ «БС-486» не содержит фамилии В. Трушко. Кроме того, на вопрос: «Почему члены экипажа ПЛ «БС-486» того времени не помнят его?», он ответил: «значит, забыли меня». Но как можно забыть одного из основных действующих лиц спасения подводников – руководителя спусков водолазов!? Это вызывает недоверие к его утверждению о выполнении им обязанностей руководителя спуска водолазов левого борта ПЛ во время операции.

 4. Заслушав доклад о действиях спасателей «БС-486», с учетом имеющихся копий документов, касающихся катастрофы ПЛ «С-178», ветераны-подводники пришли к мнению, что:

-объективной целью выступления капитана 1 ранга (в 1981 году-лейтенанта) В. Трушко было желание приукрасить оценки по сути провальной операции аварийно-спасательных служб КТОФ в целом, а также оценки реальной технической готовности лодки — спасателя «БС-486» и действий её личного состава по организации эвакуации подводников ЗПЛ «С-178»;

-утверждение В. Трушко о полной исправности и готовности аккумуляторных батарей ПЛ «БС-486» и возможности 60-часового обеспечения работы систем и механизмов лодки в подводном положении никаким образом не стыкуется с фактом приказа командира ПЛ «БС-486» водолазам прекратить после 35 часов (!?) работы по спасению подводников и на срочное всплытие «БС-486» с грунта. В этот момент в первом отсеке оставались еще пять подводников, в том числе старпом С. Кубынин. По свидетельству водолаза ст. матроса С. Овчинникова, такое решение командир обосновал тем, что «у Кубынина и его товарищей уже кончился газ в баллонах и нечего ждать больше их выхода».

Но, на самом деле, всплытие ПЛ произошло вынужденно из-за почти полного разряда аккумуляторной батареи, которая не проработала в подводном положении и 35 часов. Началась переполюсовка элементов аккумуляторной батареи из-за низкой плотности электролита.

Возникают вопросы, которые были заданы А. Евсеевым: «Так какой же это был ремонт? Что еще было разобрано? И какова была на самом деле готовность лодки «БС-486?» На эти вопросы А. Евсеева докладчик не ответил.

В результате подводники, находящиеся в критическом физическом и морально-психологическом положении (после всплытия лодки-спасателя и не имея информации о дальнейших их действиях по спасению), были вынуждены уже спасаться самостоятельною. Благодаря невероятному мужеству и вере в жизнь, теряющий последние силы, старший помощник командира «С-178» С. Кубынин вытолкнул через торпедный аппарат четырех подводников. После чего, сам, перевалился через переднюю крышку торпедного аппарата, потеряв сознание, стал всплывать на поверхность за счет положительной плавучести. Ему и его товарищам повезло — рядом еще находились многочисленные плавсредства, личный состав которых и вытащили подводников из воды;

— другой целью выступления В. Трушко, по нашему убеждению, была дискредитация действий и поступков старпома С. Кубынина во время операции спасения подводников, оказавшихся в отсеках «ада», путем обвинения старпома и его подчиненных в незнании техники и неумении пользоваться средствами индивидуального спасения. В качестве обоснования приводятся умозрительные выводы, которые может придумывать специалист, имеющий соответствующую водолазную подготовку, но которые конкретными свидетельствами и фактами не подтверждаются;

-сомнительные выводы В. Трушко еще служат прикрытием факта технической и организационной неготовности в то время сил АСС флота к операции спасения людей из затонувшей ПЛ. Они являются попыткой ревизии приказа МО СССР Д.Ф. Устинова от 29 ноября 1981 года, в котором указано что: «-при спасении в\ч выявилась слабая подготовленность АСС ТОФ и ее недостаточная техническая оснащенность. В спасении людей была допущена неоправданная медлительность».

5.  Ответы В. Трушко на вопросы участников заседания секции истории вызвали еще больше вопросов. Они изобиловали неточностями, незнанием докладчиком основополагающих аббревиатур средств жизнеобеспечения подводных лодок, а также назначение некоторых ее устройств. Так, например, на вопрос В. Полтихина: «Почему Трушко считает, что РДУ предназначен только для дожигания углекислого газа? Это неверно, т.к. он предназначен для поглощения углекислого газа и выделения кислорода». В. Трушко ответил, что «оговорился». На второй вопрос В. Полтихина: «Спасательные аппараты когда-либо кого спасали?» Трушко ответил, что нет.

6. Не меньшее удивление, и даже оторопь присутствующих, вызвало заявление В. Трушко, что «все подводники сдают зачеты по легководолазному делу незаконным образом через подношение подарков, в том числе и спирта». При этом он сослался на свою практику в качестве водолазного специалиста по приёму зачетов у командного состава подводных лодок. Но ответить на вопрос А. Евсеева: «Прошу назвать фамилии офицеров, которые ему сдавали таким образом зачеты?» ответил, что без согласия этих офицеров фамилию он не будет называть. Тогда для чего привел этот пример в своем докладе, касающемся только спасательной операции? Для того, чтобы навести «тень на плетень» и измазать всех подводников «одной краской»?

На вопрос А. Филиппова: «Так почему В. Трушко в других случаях называет фамилии подводников (как например, С. Кубынина), обвиняя их в самых различных нарушениях», ответ от докладчика последовал неконкретный.

Таким образом, мы считаем, что В. Трушко продолжил свою линию голословных «доказательств» утверждения, что подводники, в том числе ПЛ «С-178», не знают легководолазного дела, да и устройства своего корабля. Поэтому они сами виноваты в своей гибели, а действия личного состава ПЛ «БС -486» были «отличными».

7. Вызывает удивление и возмущение позиция В. Трушко, которая не замечает некоторые грубые ошибки, приведшие в том числе к потере связи с затонувшей ПЛ по аварийному телефону из-за обрыва кабеля АСБ по вине личного состава АСС, которые существенным образом сказались на результатах операции по спасении подводников и напрямую повлияли на создание психологической обстановки в отсеках ЗПЛ.  При этом действия и предполагаемые (но не доказанные фактами) «ошибки» старпома С. Кубынина и личного состава затонувшей ПЛ, находящихся на протяжении двух с половиной суток между жизнью и смертью в «аду» холода, воздуха, насыщенного отравляющими примесями, отсутствия освещения В. Трушко упорно называет «катастрофическими».

8. Из фактов и обстоятельств решений должностных лиц военно-морского флота разного уровня, которые руководили операциями по спасению подводников ПЛ «С-178», АПРК «К-140» «Курск» и других подводных лодок, можно констатировать и сделать нижеследующие выводы:

8.1. При разработке замысла спасательной операции и определении способов решения главной задачи — эвакуация экипажа ПЛ «С-178» были допущены непростительные ошибки, которые привели к фатальным последствиям. Привлечение ПЛ «БС-486» («Ленок») явилось ошибкой вследствие низкой технической готовности ПЛ и слабой подготовки личного состава. Только на второй день с начала катастрофы и известного месторасположения на дне ПЛ «С-178» было начата операция по спасению.

8.2. Затягивание операции по спасению более чем на двое суток привело к гибели нескольких подводников, находящихся в первом отсеке, не выдержавших «условий обитания» в отсеке. В своем докладе В. Трушко   заявил, что решение начать спасение подводников с 7-го отсека было принято по настоянию С. Кубынина, который передал, что «они в первом отсеке еще неплохо себя чувствуют и надо спасть людей из седьмого». На самом деле, С. Кубынин отрицает факт своего обращения с такой просьбой  к руководителю операции спасания.

8.3.  Минуло 40 лет после далеко не первой катастрофы в море, которая унесла жизни 32-х подводников. Что мы сегодня имеем? Мы имеем уголовное дело, решение военного трибунала ТОФ, в соответствии с которыми не дана полная оценка действиям экипажа ПЛ «С-178», не дана объективная оценка действиям/ бездействии спасательных сил и средств КТОФ. А главные действующие лица спасательной операции ПЛ «БС-486», командир ПЛ. Ю. Копылов и командир 6-ой эскадры ПЛ А. Кузьмин оказались вне зоны дознания на предварительном следствии при расследовании причин и последствий спасательной операции ПЛ «С-178». 

8.4. Подводники ПЛ «С-178», несмотря на плохую организацию спасательной операции, сумели преодолеть многочисленные ошибки, допущенные участниками спасательной операции, с большими потерями, но сумели с достоинством преодолеть неимоверные тяжелые условия среды отсека, серьезный психоэмоциональный стресс. Они выкарабкались самостоятельно по трубе торпедного аппарата из лап смерти, не дождавшись организованной помощи спасателей. А экипаж, по словам еще тогда живого героя-подводника ВОВ командира ПЛ «С-56» Щедрина, «впервые в мире сумел выйти победителем не по правилам штаба ВМФ, а вопреки и до сих пор не награждён»!

8.5. Шельмование экипажа «С-178» и его старпома С. Кубынина продолжается уже 40 лет. Он для хулителей «виноват» в том, что «рано», по их утверждению, начал выводить из «ада» экипаж погибшей лодки. Для этих людей было лучше, если бы подводники, следуя неспешным «правилам спасания», задохнулись, чем, проявив героизм и находчивость, приняли единственно правильные меры самоспасения!  В этом убеждены и моряки-подводники ПЛ «С-178»!

9. В итоге резюмируем, что в докладе капитана 1 ранга запаса Трушко В.П. допущены некорректность и произвольные выводы в отношении оценки действий личного состава затонувшей подводной лодки ПЛ «С-178» (ЗПЛ). Оценка действий командира ПЛ «С-178» и членов экипажа перед аварией, а также действий аварийно-спасательных сил (АСС) Тихоокеанского флота выходят за рамки темы доклада. Ссылки на документы, содержащие такие оценки соответствующими компетентными структурами, органами управления ВМФ не приведены.

10. Мы можем прийти к выводу: подводники экипажа ПЛ «С-178» и старпом КУБЫНИН Сергей Михайлович — настоящие Герои!

       Капитан 1 ранга в отставке                                                       А. Евсеев 

 Капитан 1 ранга в отставке                                                  В. Полтихин 

      Капитан 2 ранга в отставке                                                       П. Кинаш 

           Капитан 2 ранга в отставке                                                  Ю. Найденко

          Капитан 2 ранга в отставке                                                  А. Филиппо

2 комментария

Оставить комментарий
  1. Высказывания трушко (именно с маленькой буквы (написания фамилии с большой он, по моему мнению, не заслуживает) ясно показывают всю низость его душонки и стремление любой ценой переложить вину на экипаж погибшей подлодки

  2. Чем дальше в лес, тем больше валежника…
    Из героев пытаются сделать «стрелочников», а виновные хотят стать героями…
    Лично знаю Кубынина, скромного настоящего подводника.
    И никогда не слышал об очернители Трушко.
    Присоединяюсь у выводам «Резюме» ветеран-подводник Кулинченко Вадим

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *