Бобу Иванову- душевному человеку
-Встать! Смирнаааа!
Товарищ капитан первого ранга! 212 класс присутствует на занятиях по военной администрации в количестве 25 человек. Наряд 1.
Дежурный по 212 классу курсант Иванов!
-Вольно, товарищи курсанты, — негромко произносит капраз и идёт к столу.
-Вольнааа!- надрывается от усердия дежурный.
На первом курсе факультета радиосвязи учебный год.
-Садитесь.
-Взвод, сесть!- кричит Боб Иванов.
-Товарищи курсанты! Тема нашего практического занятия «Рапорт, как форма общения военнослужащих.»
-Открыли тетради …
Занятие предваряет короткая теория: кто, что, по какому случаю, кому, каким образом и в каком месте стандартного или нестандартного листка бумаги должен писать.
Потом взвод пишет рапорт на имя командира роты с просьбой об увольнении на два часа раньше в субботу в связи с посещением театра.
…
Пара идёт, курсанты изображают напряг военно-морской мысли.
Капраз ходит по рядам, помогает в нехитрой работе.
По сравнению с ВМ (или высшей математикой) эта работа вчерашним одиннадцатиклассникам кажется идиотически простой. Но мы — еще салаги из салаг, и только двое старослужащих усиленно изображают понимание важности работы.
Капитан 1 ранга – подводник! У него на тужурке справа серебряный силуэт подводной лодки. Это значит, что в свое время он был допущен к самостоятельному управлению подводной лодкой. Значит, был раньше, как минимум, старпомом или даже командиром.
А значит, как правило, — человек не злой, понимающий, ценящий юмор и не дурак выпить.
Ему тоже скучновато! Сегодня – понедельник, и у него побаливает в затылочной части.
Он пьет воду, несколько раз доливая в граненый стакан из штатного граненого графина. После нескольких глотков теплой и затхлой воды — поход между конторками.
Темы рапортов меняются: мы теперь пишем рапорт с просьбой направить в госпиталь в связи с необходимостью лечения и протезирования зубов. И так последовательно – несколько всё усложняющихся рапортов…
Преподаватель удовлетворён: что-то курсанты соображают.
Но, как опытный педагог, он понимает, что только те знания крепче, при усвоении которых, в мозги этих существ проникнет яркая и запоминающаяся мысль или нечто подобное, но яркое!
— У нас, товарищи курсанты, еще 7 минут до звонка! Нам хватит времени, чтобы ознакомиться с реальным рапортом, который отражает взаимоотношения военнослужащих между собой, и показывает аналитическую и синтезирующую работу начальника при вынесении решения по рапорту. Вам всё это предстоит в вашей будущей практической офицерской деятельности.
-Нет, записывать не надо. Закройте тетради! Просто послушайте доставшийся мне по случаю от моего друга – командира войсковой части рапорт. Я увидел эту бумагу на столе в его кабинете, полюбопытствовал и с его разрешения переписал близко к форме оригинала и сохранил содержание полностью.
Вам будет полезно, думаю, прикоснутся к реальной взрослой военной жизни.
И хочу добавить, что для ВМФ такие случаи совершенно нехарактерны и даже невозможны и на это я обращаю ваше особое внимание.
-Будьте внимательны!- уже строгим голосом говорит капраз.
-Дежурный!
-Я!
-Зачитайте документ! А потом покажите его форму исполнения каждому курсанту!
Курсант старательно громко и медленно читает:
Командиру в/ч 15956
п-ку Пушмину А.Г.
от командира 1-ой АЭ
п/п-ка Григорьева В.И.
-Курсант Иванов! Надо не п-ку читать, а «полковнику» и не п/п-ку, а «подполковнику», ясно? Ваши сокращения можно понимать, что рапорт пишется покойнику Пушмину А.Г. или пи…, извините, — звездюку Пушмину А.Г. или, если хотите – подъяфернику ПушминуА.Г. Класс не знает, что такое подъяферник, но смеётся над «звездюком» вволю.
Боб Иванов молчит смущённо.
-Продолжайте, время не ждёт!
Боб продолжает:
Рапорт
о результатах служебного расследования
20-го августа 1965г. экипаж майора Гулимова И.К. на самолёте АН-12 №83 выполнял полёт по маршруту Львов-Луцк-Дубно-Львов. При этом производилась перебазировка истребительной эскадрильи аэродрома Луцк.
Выполнив задание, по метеоусловиям Львова экипаж остался на ночёвку на аэродроме в Дубно.
После ужина в лётной столовой, экипажем в гостинице была выпита полученная от командира Луцкой эскадрильи пол-литровая (по утверждению экипажа) бутылка технического спирта.
Ночью помощник командира корабля лейтенант Матвеев С.А. встал в туалет по малой нужде. Однако, уставший после напряженного лётного дня л-т Матвеев С.А., в темноте перепутал дверь в туалет с дверью во встроенный одёжный шкаф, зашёл в последний и помочился в лётные сапоги м-ра Гулимова И.К.
Майор Гулимов И.К. заметил происшедшее только утром, надев сапоги на ноги.
В результате сложившейся психологической несовместимости прошу изменить состав штатного экипажа самолета АН-12 №83.
Здесь дальше подпись стоит, а, вот, ещё:
-Командир 1-й АЭ
п/п Григорьев
22.08. 65г.
-Курсант Иванов! Не п/п, а подполковник!
Дежурный прерывающимся голосом, читает и еле сдерживается от смеха, а класс рыдает от смеха.
-Рапорт зачитан, товарищ капитан первого ранга!
-А теперь – резолюцию зачтите! Это, где от руки командир в/ч 15096 написал. Написал он правильно – в левом углу наискось, указав адресата резолюции и его действия! Потом покажите всем!
Дежурный читает, но медленнее: ему трудно разобрать почерк.
-Василий Иванович!
Не надо мне е…. мозги!
Буду я ещё из-за всякой х….. изменять установленный приказ по части!
Объяви Матвееву выговор за несоблюдение субординации, а Гулимов пусть нассыт в сапоги Матвееву и успокоится!
Дежурный последнее произнес сорвавшимся от смеха голосом, а
«П-к Пушмин», — произнес и вовсе, задыхаясь от смеха, но уже правильно.
-И ещё здесь подпись, товарищ капитан первого ранга!
Аудитория рыдает и корчится от смеха.
Капраз доволен:
-Запомнили, как писать рапорт, товарищи курсанты?
Я запомнил и двери старался не перепутать.