Чухраев Э. М. Необыкновенные истории морской истории. Необычайное из жизни подводников

С этого выпуска мы начинаем публикацию  материалов под общей рубрикой «Необыкновенные истории морской истории», где будут рассказы о реальных событиях в боевой и повседневной жизни военных моряков разных временных интервалов. Но они настолько необычны и экстремальны, что вызывают удивление и кажутся не реальными. Тем не менее, это и есть сложная военно-морская служба. Это и есть особенности деятельности Военно-Морского Флота. Такие истории вызывают гордость и огромное уважение к военным морякам.

Сегодня несколько невероятных историй о подводниках.

Героизм и трагедия подводной лодки «Щ-402»

Подводная лодка «Щ-402»

Экипаж этой торпедной подводной лодки типа «щука» прославился в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). Лодку заложили в 1934 году в Ленинграде,  в 1935 году спустили на воду. В сентябре 1936 года она вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота. Но в 1937 году состоялся переход по Беломоро-Балтийскому каналу, и лодка вошла в состав Северного флота. 22 июня 1941 года она встретила под командованием старшего лейтенанта  Н.И.Столбова в составе 3-го дивизиона бригады подводных лодок в Полярном. И начались будни ее боевой и повседневной службы, в которой оказалось много необычного: и героического, и трагического. Героизм и трагедии на флоте часто пересекаются. Срок боевой службы «Щ-412» – 39 месяцев (22.06.1941 — 21.09.1944), Только в войне с немецкими фашистами  она совершила 16 боевых походов (232 суток), 14 торпедных атак, потопив 12 кораблей и судов. Кроме того, у нее еще было  3 боевых похода в финскую кампанию.

Под командованием Н.Г. Столбова «Щ-402» 14 июля 1941 года  открыла боевой счет подводников в Великой Отечественной войне, о чем сообщила сводка Совинформбюро. И эта победа была первой победой подводников Северного флота за его историю. Однако лодка из этого похода досрочно вернулась в базу, как доложил командир, из-за неисправности дизеля. Но в штабе решили, что  она вполне могла находиться с такой неисправностью на позиции, и это был просто повод для досрочного возвращения с моря. Война заставляла так жестко реагировать. В  приказе командующего флотом командир ПЛ был арестован на 10 суток (с исполнением своих обязанностей).

В марте 1942 года «Щ-402» подверглась преследованию немецких кораблей ПЛО и получила повреждения от разрывов глубинных бомб, в том числе топливно-балластных цистерн. Но экипаж проявил мужество и героические усилия, в сложных условиях запустил дизеля и начал движение в базу. 3 апреля лодку наградили орденом Красного Знамени.

Члены экипажа ПЛ «Щ-402»

14 августа 1942 года  в море, во время зарядки аккумуляторных батарей, на «Щ-402» (командир капитан 3 ранга Н.Г. Столбов) произошел взрыв во 2-м и 3-м отсеках. Из находившихся в носовой части подводной лодки уцелел лишь один торпедист в 1-м отсеке. Его смогли извлечь на верхнюю палубу только через люк: дверь из 4-го отсека в 3-й заклинило, во втором отсеке бушевал пожар. Были повреждены все приборы на ЦКП. Всего погибло 19 человек, в том числе: командир, военком, помощник командира и штурман. Командование подводной лодки принял командир БЧ-5 капитан-лейтенант А.Д.Большаков. Штурманом стал краснофлотец с БЧ-1 Н.А. Александров, комиссаром – секретарь партийной организации мичман БЧ-5 Н.А. Егоров. Оставшемуся в живых экипажу удалось в результате самоотверженных действий устранить повреждения и привести лодку в Полярный.   14 августа командиром подводного корабля был назначен капитан-лейтенант А.М.Каутский, позднее — капитан 3 ранга, награжденный за боевые заслуги тремя орденами Красного Знамени. “Экипаж “щуки”, — говорится в военно-историческом очерке о Северном флоте, — “отличался исключительной сплоченностью, крепкой морской дружбой и храбростью, активностью в поиске врага и точностью атак”.

Возвращение подводной лодки «Щ-402» из боевого похода

25 июля 1943 года лодке присвоено звание «гвардейская». Но трагические события на «Щ-412» продолжались.

17 сентября 1944 года она вышла в свой последний -16-й-боевой поход. Утром 21 сентября торпедоносец «Бостон» 36-го минно-торпедного полка ВВС Северного флота вылетел на «свободную охоту» в район севернее острова Магере. Не дойдя до района поиска, стрелок-радист «Бостона» обнаружил рубку подводной лодки. Командир экипажа самолета, не раздумывая, сбросил торпеду, которая мгновенно поразила цель. При проявке фотокинопленки специалисты штаба ВВС в один голос заявили, что на снимках запечатлена «Щ-402». К великому прискорбию, так, по халатности штаба авиаполка, была потоплена славная гвардейская подлодка  (командир капитан 3 ранга А.М. Каутский). Ко всему, она стала последней погибшей подводной лодкой Северного флота в годы Великой Отечественной войны. Увы, от случайной торпеды своего же советского самолета…

      «Заживо погребённые»: как советские моряки смогли спастись из подводной могилы

История почти невероятная. Это был первый боевой поход новенькой подводной лодки «С-11», которую зачислили в состав Балтийского флота буквально в начале Великой Отечественной войны, в июне 1941 года. Выйдя в море 13 июля, лодка более двух недель находилась на боевом дежурстве. За это время удалось потопить немецкий транспорт. Но,  возвращаясь в базу, «С-11» напоролась на донную мину, подорвалась и затонула (по другим источникам ее торпедировала немецкая подводная лодка). Подоспевшие наши катера подобрали погибших: тех, кто в момент взрыва находился на мостике. А по остальным решили, что они навсегда упокоились на морском дне в корпусе затонувшей подводной лодки.

Но тем временем в самом хвосте лодки, находящейся на глубине, в кромешной тьме еще оставались живые люди, чудом уцелевшие после взрыва. Из всего экипажа в 50 человек выжили только четверо: старший торпедист Никишин, артиллерист Зиновьев и матросы-электрики Мазнин и Мареев. Несмотря на чрезвычайную ситуацию, они самоотверженно искали вариант своего спасения и выхода из затонувшей лодки. Но как это сделать?  У них был только один путь наружу – через кормовой торпедный аппарат, в котором стояли две боевые торпеды. Чтобы получить возможность выхода, нужно было убрать хотя бы одну из них. Но как? Система управления на лодке не работала.

Подводная лодка «С-11»

Тогда моряки решили использовать сжатый воздух, добыть который нужно из запасной торпеды, лежавшей на стеллаже. Они на ощупь присоединили к ней шланг. Но клапан внезапно сорвало. И спасительный залп воздуха вырвался впустую в отсек, в котором давление мгновенно взлетело, так что у людей застучала кровь в висках.

Придя в себя, матросы оценили последний шанс — две заряженные боевые торпеды в аппарате. Сжатый воздух можно было взять в одной из них, но сначала смертоносный снаряд предстояло обезвредить. С величайшей предосторожностью торпеды соединили шлангом и дали пуск. Многотонная железка не сдвинулась с места. Мучились около пяти часов, и с четвёртого раза торпеда выстрелила.

Вроде бы путь свободен: 7 метров трубы диаметром всего 53 сантиметра. Теперь измученным морякам предстояло еще более сложное и опасное испытание — выйти через торпедный аппарат и подняться на поверхность. Ползти в узкой трубе торпедного аппарата очень трудно, а подниматься наверх надо медленно, чтобы не погибнуть от кессонной болезни. Перед лицом смерти подводники переоделись в чистую одежду и открыли крышку торпедного аппарата. Внутрь сразу хлынула вода. Первым пошел Никишкин. Он был довольно крупным и боялся застрять, а значит погубить остальных, но выбрался на поверхность за полчаса.

По уговору, следующим предстояло выбираться из отсека Мазнину. Протиснувшись через торпедный аппарат на волю, он стал дожидаться у борта подлодки появления Зиновьева. Но тот почему-то задерживался. Неужели потерял сознание? Обеспокоенный электрик рискнул вернуться назад в отсек. Оказалось, что Зиновьев решил попробовать все-таки спасти потерявшего рассудок Мареева. Вдвоем моряки пытались надеть на Василия дыхательный аппарат и втолкнуть его в трубу торпедного аппарата, однако безумец сопротивлялся, срывал с себя маску, выталкивал загубник. Помочь ему оказалось уже невозможно. Зиновьев до последнего уговаривал друга и провел в затопленной подлодке около 15 часов.

Мазнин вновь выбрался через торпедный аппарат из отсека и начал подниматься по тросу. Запас кислорода в его спасательном аппарате подходил к концу, мешкать было нельзя. На поверхности Александра встретил заждавшийся Никишин. Уже была ночь. Приняли решение, что Никишин попытается доплыть до берега, чтобы вызвать помощь.  И он поплыл буквально наугад (ориентируясь кое-как по звездам). Потом уже подсчитали, что марафонский заплыв длился семь с половиной часов! Никишин сумел преодолеть в холодной воде 15 километров. Когда добрался до берега, его заметил патруль. Перед тем как провалиться в беспамятство, Николай успел прошептать, что в море гибнут его товарищи.

А Зиновьев поднимался на поверхность уже совсем без сил, теряя сознание. К счастью там его уже ждал катер, который вызвал Никишин.  

Краснофлотец В.В. Зиновьев, старший краснофлотец Н.А. Никишин, краснофлотец А.В.Мазнин.1941

Весть об уникальном спасении дошла до штаба соединения, и военных водолазов стали обучать, как выходить через торпедный отсек подлодки и незаметно пробираться в тыл врага. За годы Великой Отечественной погибли десятки советских подводных лодок. Практически всегда при этом смерть забирала весь экипаж. И лишь единственный раз троим морякам-балтийцам с подлодки «С-11» удалось практически невозможное: почти через сутки после гибели корабля они смогли подняться на поверхность.

Чудом спасшихся из подводного плена моряков отправили в госпиталь. Больше других досталось Никишину. Его на некоторое время парализовало, а температура тела после долгого пребывания в холодной воде упала до 34,5 градуса!

Едва оправившись, моряки вновь попросили зачислить их на флот. Никишин опять служил на подлодке, Зиновьев попал на тральщик, а Мазнин — на один из кораблей Ладожской флотилии, охранявших «Дорогу жизни» в Ленинграде. Они уцелели на войне и спустя несколько лет даже встретились.

Увы, это оказалось последним свиданием тройки отважных моряков. Вскоре Николай Никишин трагически погиб, защищая на улице от хулиганов совершенно незнакомую женщину.

Подлодку «С-11» подняли в 1956 году при расчистке фарватера. Найденные в отсеках останки членов экипажа субмарины были торжественно захоронены на гарнизонном кладбище в Риге. Над братской могилой поставили обелиск, на котором высечены фамилии 46 погибших советских моряков-подводников.

(Продолжение следует)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *