История адмиральских званий в России
С рождением регулярного Военно-Морского Флота в России (1696) складывалась и система воинских званий, в том числе адмиральских. Но еще до того, как появилась эта система, царь Петр I уже награждал своих флотских начальников адмиральскими званиями разного ранга. Так, например:
- П. Гордон (близкий друг и советник царя)носил чин полного генерала и шаутбенахта (контр-адмирала);
- А. Д. Меншиков (ближайший сподвижник и фаворит царя), будучи с 1709 года генерал-фельдмаршалом, продолжал получать чины во флоте: шаутбенахта (1716), вице-адмирала (1721) и полного адмирала (1727);
- Сам Петр I за Полтавскую битву в 1709 году получил чин генерал-поручика армии и шаутбенахта флота.
Затем в России было установлено 4 адмиральских чина:
- генерал-адмирал — соответствовал рангу генерал-фельдмаршала;
- адмирал — полному генералу;
- вице-адмирал — генерал-лейтенанту;
- контр-адмирал — генерал-майору.
В русском флоте был еще воинский чин капитан-командор (в 1706-1732, 1743-1764 и 1798-1827), который предшествовал чину контр-адмирала.
В 1722 году Петр Великий утвердил свой знаменитый законодательный акт — «Табель о рангах», — узаконивший некоторые существовавшие ранее чины и установивший четкую систему воинских, статских (гражданских) и придворных рангов в Российской империи, их соответствие друг другу, порядок прохождения государственной службы и последовательность чинопроизводства. В соответствии с «Табелью о рангах» все чины подразделялись на 14 классов (первый был высшим). Воинские чины состояли из четырех разрядов — гвардии, сухопутного, артиллерийского и морского. Вводились морские чины для адмиралов, штаб- и обер-офицеров флота российской империи. Русский флот имел собственную, отличную от других стран, систему воинских званий. В европейских странах высшие воинские звания во флоте появились в XVII веке, а в России на столетие позже. Это были: генерал-адмирал (высшее звание на флоте, введено с 1708), адмирал, который управлял основными силами флота (введено в 1706), вице-адмирал, занимающий более низкую ступень в военной иерархии (введено в 1699 году), и контр-адмирал – низший из чинов в руководстве флота (введено в 1699 году).
Первые генерал-адмиралы императорского флота России
Итак, список морских чинов в России начинался с генерал-адмирала. Это был высший военный чин (звание) и должность на флоте. Согласно Табелю о рангах, он приравнивался чину (званию) генерал-фельдмаршала в сухопутных войсках, а также гражданским чинам канцлера и действительного тайного советника I класса. Однако границы власти и влияния этого чина точно в законах определены не были, а в зависимости от обстоятельств генерал-адмирал являлся или действительным начальником флота, или же носил это звание как почетное. Первым генерал-адмиралом в России был Апраксин Ф.М.
Апраксин Федор Матвеевич (1661 —1728) — один из создателей русского военного флота, сподвижник Петра Великого, первый генерал-адмирал (с 1708), первый президент Адмиралтейств-коллегии, сенатор (с 1717). Граф (с 1709). Командовал русским флотом в Северной войне (1700-1721) и Персидском походе (1722)
Для создания петровского российского флота требовались преданные, энергичные люди, которые бы в точности исполняли все требования царя Петра, знали все нужды нового морского дела и могли благоустроить жизнь флота. Одним из таких, и притом лучших, помощников царя-моряка был граф Федор Матвеевич Апраксин, с именем которого неразрывно связана, так же как и с именем Петра Великого, вся история русского флота, история его генерал-адмиралов. Он не имел специального морского образования, но, будучи способным и ответственным человеком, учился морскому делу на практике и со временем стал одним из самых сведущих во флоте Петра Великого
Федор Матвеевич Апраксин состоял в родстве с Петром Великим. Сестра его, Марфа Матвеевна, вышла замуж за царя Федора Алексеевича, и, вероятно, поэтому Апраксин был назначен тогда же царским стольником, а после смерти бездетного Федора в 1682 году стал стольником при юном царе Петре Алексеевиче. В этом звании Апраксин участвовал во всех потешных войнах и плаваниях будущего императора по рекам, озерам и Белому морю. Уже в то время Петр Алексеевич имел не один случай убедиться в искренней преданности, больших способностях и несокрушимой твердости характера своего стольника. В 1693 году Апраксин получил первое видное и ответственное назначение — должность двинского воеводы и губернатора Архангельска, где строился первый казенный корабль — 12-пушечная яхта «Св. Петр». Затем Апраксин принимал участие в Азовском (1696) и в Керченском (1699) походах. А в 1700 году он был назначен главным начальником в Воронеж и возглавил строительство кораблей для Азовского флота, получив звание адмиралтейца. В 1706 году умер генерал-фельдмаршал и адмирал Ф.А. Головин, и царь приказал Апраксину принять все дела по Морскому ведомству, которыми ведал умерший. В 1707 году Федор Матвеевич был произведен в адмиралы, а в следующем году, имея флаг на 32-пушечном корабле «Думкрат», уже командовал флотом в Финском заливе.
Осенью 1708 года, когда шведские войска совместно с флотом, состоявшим из 22 вымпелов, попытались овладеть Петербургом, начальником наших войск, действовавших против этих сил противника, был Ф.М. Апраксин. Сильный отряд шведов под командованием генерала Любекера был разгромлен. За это славное дело Петр I 22 декабря 1708 года повелел адмиралу Апраксину выдавать жалованье генерал-адмирала наравне с генерал-фельдмаршалом — 7000 рублей. С этого дня Апраксина в официальных документах и стали титуловать генерал-адмиралом. Мир со Швецией был заключен в городе Ништадт 30 августа 1721 года. Среди многих награжденных царь не забывал заслуг и трудов Ф.М. Апраксина: ему был дарован флаг генерал-адмирала, называвшийся кейзер-флагом. Командуя флотом, Апраксин поднимал этот флаг на грот-мачте флагманского корабля.
Кейзер-флаг для обозначения присутствия великих князей, а также генерал-адмирала (1720 — 1797).
Но служба генерал-адмирала прошла не без огорчений, так как царь одинаково строго относился ко всем чинам флота. В 1714 году над Апраксиным было назначено следствие по доносу, обвинявшему его в злоупотреблениях по подрядам для казны. Злоупотребления действительно открылись, но Апраксин виновен в них не был. Виновными оказались его подчинённые, которые пользовались в корыстных целях постоянными разъездами генерал-адмирала по службе. И, тем не менее, Апраксин был оштрафован государем на громадную сумму. В 1718 году, когда Апраксин крейсировал в Финском заливе, имея свой флаг на корабле «Москва», он опять был отдан под суд «за злоупотребления». При этом генерал-адмирал был арестован и приговорен к лишению имущества и достоинств, но в уважение прежних заслуг наказание государем было ограничено денежным взысканием. Наконец, в 1723 году за «небытие на водяной ассамблее» Апраксин был оштрафован 50 рублями. Даже такой, казалось бы, ничтожный проступок, как отсутствие 62-летнего генерал-адмирала на увеселительной водяной ассамблее, не остался без воздействия.
Памятник Фёдору Апраксину в Выборге
При Петре Великом Алмиралтейств-коллегия как высший орган управления военно-морским ведомством работала под председательством генерал-адмирала. Но после кончины императора коллегия обратилась в безответственное учреждение. Флот быстро пришел в упадок, денег на него не отпускалось, корабли ветшали в гавани и не ремонтировались. Все чаще раздавались голоса высокопоставленных чиновников о бесполезности флота и возможной полной его ликвидации. Но, к счастью, у власти были и такие люди, которые свято хранили заветы Петра Великого, глубоко понимали его цели и стремления. Одним из таких сподвижников, «птенцов гнезда Петрова», был Андрей Иванович Остерман.
Остерман Генрих Иоганн, в России — Андрей Иванович; (1687 — 1747) — один из сподвижников Петра Великого, выходец из Вестфалии (историческая область на северо-западе Германии). Занимал пост вице-канцлера и первого кабинет-министра. Граф (с 1730). В 1740 году был произведён в чин генерал-адмирала
Сын пастора из местечка Бохум в Вестфалии, молодой студент Остерман был перевезен в Россию К.И. Крюйсом в 1704 году. Он быстро научился русской речи и из Генриха Иоганна был переименован в Андрея Ивановича. Немец по национальности, Остерман отдал России все свои силы и способности. Его удивительное упорство в осуществлении предначертаний и планов Петра Великого во многом спасло российский флот
Карьеру свою Андрей Иванович начал на дипломатическом поприще и сопровождал Петра I в его путешествиях на морях и в военных походах. Был он с царем и на Пруте, и в Ревеле. Вместе с Брюсом заключал мир со шведами в Ништадте в 1721 году. За эту услугу для России император пожаловал Остермана чином тайного советника и сделал бароном.
Остерман фактически руководил внешней политикой российской империи в 1720-е и 1730-е годы. Он придерживался политики союза со Священной Римской империей и стал одним из авторов союзного договора 1726 года.. В царствование Екатерины I А.И. Остерман был членом Верховного тайного совета и после смерти генерал-адмирала Ф.М. Апраксина был назначен председателем Воинской морской комиссии «для рассмотрения и приведения в добрый и надежный порядок флота, адмиралтейств и всего, что к тому принадлежит». В период царствования Анны Иоанновны Остерману был пожалован графский титул, и он фактически стал руководить внешней и внутренней политикой России. Андрей Иванович Остерман был пожалован званием генерал-адмирала 9 ноября 1740 года и вступил в полное управление Морским ведомством, оставаясь по-прежнему во главе Коллегии иностранных дел.
Не будучи моряком по профессии, Остерман пользовался советами и указаниями лучших и опытнейших русских моряков. Одним из них был адмирал граф Николай Федорович Головин, остававшийся президентом Адмиралтейств-коллегий с 1733 года до падения Остермана. Важнейшим делом Андрея Ивановича Остермана явилась знаменитая экспедиция Беринга и Чирикова. Это было исполнением завета Петра Великого.
Но сам Остерман закончил свою карьеру печально. После переворота 1741 года попал в опалу и был лишён чинов и титулов. Он, как известно, был осужден к смертной казни, замененной ссылкой в Березов. Обвинение было надуманное и появилось в результате не прекращающейся борьбы за власть после смерти Петра Великого. Его сын граф Иван Андреевич Остерман был вице-канцлером (1775-1796) и канцлером (1796-1797) российской империи.
С удалением от флота генерал-адмирала А.И. Остермана в духе времени начались преследования и заведенных им порядков и улучшений. Однако возвращение к старому ограничилось мелочами. Вступив на престол, императрица Елизавета Петровна застала флот в более чем неудовлетворительном состоянии и искала человека, способного поднять его до того уровня, на каком он был при Петре Великом. Наконец, выбор ее пал на князя Михаила Михайловича Голицына
Голицын Михаил Михайлович — младший (1684 — 1764) — русский государственный и военный деятель, дипломат, президент Адмиралтейств-коллегии (1750—1762), князь, генерал-адмирал (1756). Принадлежал к четвёртой ветви рода Голицыных (Михайловичи). Неизвестный автор. Портрет Голицына М.М. в мундире генерал-адмирала российского флота.
Князь Голицын был принят на службу во флот по выбору самого Петра I в 1703 году и отправлен в Голландию для обучения морскому делу в 1708 году. В Россию он возвратился лишь в начале 1717 года, когда самый трудный период в Северной войне был уже позади. Он командовал одним из отрядов галер гребного флота, который 27 июля 1720 года одержал победу над шведской эскадрой парусных кораблей у острова Гренгам. С 1726 года Голицын М.М. — советник Адмиралтейств-коллегии. В царствование Анны Иоановны он строил суда на Дону, в Таврове; затем (с 1740) был астраханским генерал-губернатором, а в 1745 году отправлен послом в Персию.
А 24 апреля 1749 года князю М.М. Голицыну было высочайше велено «иметь над флотом главную команду», и он через год стал президентом Адмиралтейств-коллегии. Во исполнение воли императрицы Елизаветы Петровны новому президенту надобно было усиленно работать с ломкою морских учреждений, заведенных в предыдущее царствование, и с восстановлением Петровских. Шестнадцать лет готовилась реформа. И, наконец, в 1757 году флот получил новое управление и новые штаты. Но еще ранее, 5 сентября 1756 года, Михаил Михайлович Голицын в возрасте 75 лет был пожалован в генерал-адмиралы.
Однако это высокое звание не увеличило энергии Голицына. В 1757 году он уже вовсе не присутствовал в Адмиралтейств-коллегии. Флот был в таком упадке, что трудно было и думать о его будущем. Не было над флотом, над его адмиралами и коллегией того, кто в былые времена наводил порядок. 10 апреля 1762 года генерал-адмирал князь М.М. Голицын «за крайнею старостью и болезнью» был уволен со службы с половинным окладом жалованья. По вступлении на престол императрицы Екатерины II ему велено было присутствовать в Сенате и Адмиралтейств-коллегии. Но 21 декабря того же года он был уволен со службы с полным жалованьем (7000 руб.). Во время проживания в столицах Голицыну дозволено было иметь почетный караул с оставлением при себе генерал-адъютанта.
Третий в истории российского флота генерал-адмирал, князь Михаил Михайлович Голицын умер 25 мая 1764 года и был погребен в московском Богоявленском монастыре.
За всю историю российского флота было 6 генерал-адмиралов. Последний генерал-адмирал Российского флота — великий князь Алексей Александрович (четвёртый сын императора Александра II), «главный начальник всего флота и Морского ведомства», скончался 1 ноября 1908 года. Год смерти генерал-адмирала совпал с 200-летним юбилеем существования в русском флоте этого воинского звания.
История звания контр-адмирал в России
Контр-адмирал. Это звание прочно связано с историей становления и развития русского морского флота. Звание «контр-адмирал» в Россию пришло из Голландии. Петр I, посетив Амстердам, не только научился строить корабли, но и перенял европейскую систему воинских морских званий. Приставка «contra» означала, что в бою адмирал находился во главе флота, а контр-адмирал занимал позицию в арьергарде. Некоторое время в XVIII веке это звание было заменено на чин шаутбенахта (пришло тоже из Голландии, означает «в ночь смотрящий»). Но затем опять было возвращено звание контр-адмирал.
В российском флоте еще был чин капитан-командора (именовался также еще как обер-сарваер, а в 1764—1798 годах — как капитан бригадирского ранга). Этот чин был промежуточным между адмиральскими и офицерскими чинами, но примыкал к первым. После его окончательной отмены в «Табеле о рангах» в графе «морские чины» образовался пробел, в результате чего за четвертым классом (контр-адмирал) сразу следовал шестой класс (капитан 1-го ранга). Такое положение существовало вплоть до 1917 года, то есть до отмены «Табеля о рангах».
Адмиральские звания в императорском флоте России
Введенные Петром Великим адмиральские сохранялись в императорском флоте России вплоть до 1917 года. Эти звания носили многие флагманы и флотоводцы, которые делали морскую славу России.
Слева: почтовый блок СССР, 1987 год − флотоводцы России: Г.А. Спиридов, Ф.Ф. Ушаков, Д.Н. Сенявин, М.П. Лазарев, П.С. Нахимов. Справа: Почтовый блок СССР, 1989 год − адмиралы России: В.А. Корнилов, В.И. Истомин, Г.И. Невельской, Г.И. Бутаков, А.А. Попов, С.О. Макаров.
Во времена Петра Великого единой военной формы для адмиралов в российском флоте не было. Она сформировалась лишь в конце XVIII века.
На верхнем рисунке как знаки отличия представлены погоны адмиралов императорского флота России (1899—1917.). 1. Свиты Его Величества контр-адмирал Гвардейского экипажа. 2. Свиты Его Величества контр-адмирал. 3. Генерал-адмирал. 4. Контр-адмирал. 5. Вице-адмирал. 6. Адмирал. 7. Флаг-адмирал. 8. Капитан 2-го ранга Гвардейского экипажа. 9. Капитан 1-го ранга. 10, 11. Продольные плечевые погоны штаб-офицеров и офицеров, уволенных от службы.
Основными знаками различий адмиралов долгое время было число пуговиц на обшлагах мундира. Контр-адмирал носил по одной пуговице. И далее все шло по нарастающей: вице-адмирал имел две, а адмирал – три пуговицы. В качестве украшения, а заодно и знаками отличия также были полосы из тесьмы разного цвета, которые шли по диагонали мундира. Золотое шитье на обшлагах и воротнике тоже служило для того, чтобы различать звания офицеров флота.
В 1807 году, в виде знаков отличия были введены эполеты с золотыми и серебряными витыми жгутами
Чин адмирала (полного адмирала) в российской империи присваивался 204 раза, Временным правительством в 1917 году — трижды, в Белом движении — один раз (А. В. Колчак), в СССР — 80 раз, в Российской Федерации с 1992 по 2001 годы — 17 раз.
(продолжение следует)