Продолжаем публикацию материалов из серии «Адмиралы правят миром». Речь пойдет об адмиралах и военно-морских деятелях, которые управляли самыми сильными государствами и ведущими морскими державами мира. Получается, что и в XX веке, образно говоря, адмиралы тоже правили миром.
«Адмирал Атлантики» — король Пруссии, император Германии Вильгельм II
Вильгельм II (Фридрих Вильгельм Виктор Альберт Прусский, 1859 — 1941) — последний германский император и король Пруссии (1888 – 1918) . Сын принца и впоследствии императора Германии Фридриха Прусского и Виктории Великобританской
Царствование Вильгельма было ознаменовано усилением роли Германии как мировой промышленной, военной и колониальной державы и завершилось Первой мировой войной, поражение в которой привело к свержению монархии в ходе Ноябрьской революции (1918). Эпоху правления Вильгельма II называют вильгельмовской.
Наверное, в истории мира больше нет такого примера, когда один верховный правитель имел столько адмиральских званий различных государств мира. Вильгельм II был адмиралом семи государств: шведский адмирал (1888), русский адмирал (1897), английский адмирал флота (1889), прусский гросс-адмирал (1900), датский адмирал (1903), греческий адмирал (1905), австрийский гросс-адмирал (1917). Более того, он еще присвоил себе титул «Адмирал Атлантики». Хотя все эти звания ему достались лишь как символ и дань отношения к верховному правителю со стороны таких же правителей других государств. В военно-морском флоте Вильгельм II никогда не служил. Но надо отдать ему должное: он уважал, ценил и понимал флот. При его правлении германский военно-морской флот из небольшого и слабого флота превратился в морскую силу соизмеримую с крупнейшим в мире флотом Англии.
В 1888 году Вильгельм был произведен в генералы и в том же году унаследовал после скоропостижной смерти отца германский престол. Вскоре после коронации Вильгельма его мать, вдовствующая императрица, написала: «Я скорблю о Германии, теперь она станет другой. Наш сын молод, ослеплен, одержим. Он изберет ложный путь и позволит дурным людям склонить себя на дурные дела». Лучше, чем кто-либо другой, она знала, что Вильгельм не имеет ни соответствующих знаний, ни личных качеств, для того, чтобы быть правителем такой великой и могущественной страны, как Германия.
Неопытность нового государя постоянно давала себя знать в поступках, делах и речах, но он компенсировал ее самоуверенностью и неистребимым апломбом. Как никакой другой монарх того времени, Вильгельм верил, что он государь милостью Божьей. У него была одна идея фикс, вокруг которой вращались все остальные помыслы императора: Германия должна править миром! Вследствие этого любой сосед Германии был и потенциальным противником, и потенциальным союзником. Но с тем или иным союзником, против того или иного врага Германия должна была воевать, и Вильгельм деятельно готовился к войне.
Центральным звеном его военной программы стало создание мощного военно-морского флота. По планам императора, Германия к 1920 году должна была обладать колоссальными военно-морскими силами, включавшими в себя 60 линкоров. Он упивался этим замыслом на протяжении всего своего царствования. Уже в 1895 году государственный секретарь Маршалл писал, что в голове у Вильгельма «только военно-морской флот». В 1900 году он уже открыто объявил на весь свет: «Океан необходим для величия Германии». При этом он не раз наивно старался уверить англичан, что рост морского могущества Германии нисколько для них не опасен. Но Англия очень серьезно отнеслась к этой угрозе. Было объявлено, что англичане будут строить два военных корабля на каждый, построенный в Германии. Эта «дредноутная лихорадка» была в немалой степени причиной окончательного ухудшения отношений между двумя странами.
Военно-морские силы Германии, созданные после объединения германских государств в составе Германской империи на основе военно-морских сил Королевства Пруссии, существовали с 1871 по 1919 год. Особенно значительно они увеличились в период правления Вильгельма II, при статс-секретаре морского министерства Альфреде фон Тирпице. Основные силы кайзеровских ВМС назывались Флотом открытого моря. Начиная еще с конца XIX века, когда кайзер Вильгельм II начал предпринимать попытки строительства мощного океанского флота, который смог бы конкурировать с Хоум-флитом «властительницы морей» Великобритании, Кригсмарине (военно-морской флот) было предметом особого внимания и гордости властей Германии.
Императорские ВМС Германии первыми в мире начали в значительном объеме применять подводный флот — к концу Первой мировой войны в состав флота вошли 375 подводных лодок.
Флот открытого моря в боевом строю.1916
Значительно уступая ВМС Великобритании по числу кораблей, ВМС кайзеровской Германии имели некоторое техническое превосходство. Например, лучшая конструкция боеприпасов и более надёжный состав пороховых зарядов привели к тому, что Императорский флот Германии не потерял ни одного корабля от взрыва боезапаса при надводных атаках.
Когда в 1914 году началась Первая мировая война, Вильгельму приходилось рассчитывать всего на одного союзника, на слабую Австро-Венгрию. Он вступил в Первую мировую войну с отчаяньем, предвидя в дальнейшем для Германии страшные беды и потрясения. Но он не хотел признать, что одиночество и изоляция, в которой оказались немцы, были во многом следствием неуравновешенности его характера и неумелой личной политики.
Несмотря на все свои военные увлечения, Вильгельм оставался по духу глубоко штатским человеком, вечно колебался между страхом и самоуверенностью и панически боялся ответственности. Объявив себя «адмиралом Атлантики», он, например, так и не отважился начать морскую борьбу против Антанты. Все четыре года войны немецкий флот простоял в своих портах. Таким образом, морская гонка вооружений, бывшая (как считали некоторые историки) одной из причин мировой войны, оказалась совершенно бессмысленной: германский флот не играл в ней почти никакой роли.
В августе 1918 года, когда стало окончательно ясно, что Германия не в состоянии победить, Вильгельм стал искать пути к почетному миру. Но страны Антанты, уверенные в своем торжестве, не пошли ему навстречу. Осенью началось сильное революционное брожение в воинских частях и на флоте. Вскоре было объявлено об установлении в Германии республиканского образа правления. 19 ноября 1918 года Вильгельм бежал в Голландию. Эта страна сделалась его последним пристанищем. Здесь он жил безвыездно до самой смерти, наблюдая за событиями в Германии. Он сочувствовал Гитлеру и очень выгодно вложил свои деньги в германскую промышленность.
Гробница Вильгельма II в Дорне. Нидерланды
Напомним, что Вильгельм II приходился кузеном британскому королю Георгу V и российской императрице Александре Фёдоровне, а также кузеном и императору Николаю II.
Фотография Вильгельма II (справа) и российского императора Николая II, где они обменялись национальными военными униформами
Германия Первую мировую войну проиграла. Условия Версальского мира 1919 года были для нее очень суровыми. Ее ВМФ был сведен условиями мира до состояния сил береговой обороны. Что касается подводных лодок и морской авиации, то Германии их иметь просто запретили.
21 июня 1919 года в бухте Скапа-Флоу немецкие моряки затопили свои корабли, чтобы они не достались победителям после поражения Германии в Первой мировой войне. В течение 5 часов были затоплены 10 линкоров, 5 линейных крейсеров, 5 лёгких крейсеров и 32 эскадренных миноносца. Преемником кайзеровских ВМС стали Имперские ВМС Веймарской республики (1919-1933).
Затопление Флота открытого моря в Скапа-Флоу.21 июня 1919 года
(продолжение следует)