Существует множество занимательных историй (реальных и выдуманных), которые дополнительно характеризуют личность Потёмкина. О некоторых мы вспомним.
- Где-то в период 1763-1765 годов Григорий Потёмкин теряет глаз, отчего очень сильно страдает. По одной из версий, это произошло из-за болезни. А по другой, по причине неправильного лечения знахаря Ерофеича, который прикладывал к голове Потёмкина припарки с разными травами во время горячки. Как бы там ни было, но он после этого закрылся на полтора года в своем родовом поместье, отрастил бороду и принимал только ближнюю родню. Однако жажда жизни все равно победила и присланные Екатериной братья Орловы привезли Потёмкина, с черной повязкой на глазу и уже гладко выбритого, обратно в Петербург.
- Г.А. Потёмкин считается автором «Канона покаянного Спасителю Господу Иисусу», написанного в 1791 году в Яссах и опубликованного в 1881 году. У Григория Александровича Потёмкина среди его многочисленных талантов была и способность к литературному творчеству. Но единственное дошедшее до нас масштабное литературное сочинение Потёмкина: написанный им в конце жизни «Канон покаянного Спасителю Господу Иисусу». Именно этот написанный молитвословным стихом канон позволяет говорить о Потёмкине как о поэте.
- Религиозный философ Н.С. Арсеньев так характеризует это произведение: «Здесь не “бытовая” только, унаследованная религиозность, здесь крик души, жаждущей спасения, ищущей твердой опоры среди преходящести окружающей суеты и молящей о милосердии и прощении, здесь голос горячей и крепкой веры. Иисус Христос распятый и милосердный становится в центре его духовной веры». В конце XIX в. в бумагах боевого соратника Потёмкина Александра Васильевича Суворова был найден и впервые опубликован «Канон Спасителю Господу нашему Иисусу Христу» (написанный в 1800 году), который публикаторы сочли оригинальным сочинением Суворова. Однако сравнение двух канонов, потемкинского и суворовского, не оставляет сомнений в том, что Суворов не сочинял собственного канона, а внес небольшие стилистические изменения (их около 170) в несомненно известный ему текст Потёмкина. Об этом шла речь на международной конференции МГУ в сентябре 2014 года, где обсуждался вопрос: «Покаянные каноны Г.А. Потёмкина и А.В. Суворова – один или два текста?». Ученые склоняются, что это один текст.
- Скончался Г.А. Потёмкин, по-видимому, от малярии. Однако в обществе тогда ходили слухи, что он был отравлен. Но ни опровержения слухов, ни подтверждения их не было.
- В научной и популярной литературе есть не доказанные сведения о причастности Потёмкина-Таврического к гибели на дуэли в 1775 году князя П.М. Голицына (из рода Голицыных).
- Потёмкина обвиняли не только в строительстве бутафорских населённых пунктов («потёмкинских деревень»), но еще и торговых кораблей вместо военных. Это тоже не подтверждается историческими документами.
- У светлейшего князя работал друг самого Моцарта, композитор по имени Джузеппе Сарти, который предложил нанять первого на работу, о чем уже было практически договорено. Однако все это так и не сложилось, так как создающий ему протекцию граф Разумовский, не дождался ответа от Потёмкина.
- Когда Григорий Александрович служил в Молдавии, при его дворе был оркестр, составленный из малороссийских, еврейских и итальянских музыкантов. Потёмкин очень любил музыку, но понимал ее по-своему. Музыкальные идеи у него были столь же своеобразны, как все остальное. В оркестровку «Тебе Бога хвалим» введены были, например, пушки: при стихе «свят, свят, свят» по знаку дирижера батарея из десяти орудий гремела беглым огнем.
- Питался Григорий Александрович без воздержанности. Завтраков и обедов в день было — шесть. А. Ланжерон (французский эмигрант) рассказывал, что в пору своей предсмертной болезни Потёмкин, трясясь от лихорадки, съел при нём за обедом огромный кусок ветчины, целого гуся, несколько цыплят и выпил неимоверное количество кваса, мёда и вин. Остаётся только делать предположения, как он питался, когда не был на смертном одре.
- Существует предание, обладающее качествами достоверности, по которому Г. А. Потёмкин благословил М. Б. Барклая де Толли (1761-1818; генерал-фельдмаршал, второй после М. И. Кутузова полный кавалер ордена Святого Георгия). Будто бы однажды Г. А. Потёмкин, увидев через окошко своей кареты, что из проезжавшего экипажа выпал ребёнок, велел кучеру остановиться, спешно вышел и, подбежав к младенцу взял его на руки, а когда обнаружилось, что всё обошлось без каких бы то ни было последствий для мальчика (он был совершенно невредим), Григорий Александрович, как и все присутствовавшие, нимало тому удивившись, поднял его высоко, провозгласив: «Сие великий муж будет». В ту пору будущему полководцу было три года.
- В 1772 году Потёмкин был принят в состав Запорожской Сечи под именем Грицька Нечесы (прозвище Нечеса запорожцы дали ему за его парик). Но уже в 1775 году именно он добился упразднения Запорожской Сечи как главного источника беспорядков на Украине.
Смерть Потёмкина
Потёмкин никогда не жаловался на здоровье, у него отсутствовали хронические заболевания, что было большой редкостью в те годы. Однако полевые условия, в которых он находился во время службы в армии, способствовали развитию болезней, свойственных военным. От одного из таких недугов он и умер. В октябре 1791 года Григорий Потёмкин заболел лихорадкой. 16 (5 по старому стилю) октября он направлялся из Ясс (Молдавия, здесь шли переговоры о мире с турками) в Николаев и далее в Крым. У молдавского села Старые Родены (современное название) он приказал остановить карету. «Вот и всё, некуда ехать, яумираю! Выньте меня из коляски: я хочу умереть на поле!», — сказал он сопровождающим. Через несколько минут Григорий Александрович Потёмкин скончался.
«Простите меня, люди. За все простите», — это были его последние слова.
На другой день после кончины, тело Григория Потёмкина анатомировали и бальзамировали, для дальнейшей доставки в Петербург, где «по высочайшему повелению» ему надлежало «с подобающими почестями отдать последний долг христианский». Однако быстро распространившиеся по Петербургу слухи об отравлении князя Потёмкина ядом изменили планы Екатерины II, не пожелавшей присутствовать на похоронах своего давнего друга и тайного мужа, в смерти которого молва винила её молодого фаворита, а значит, и сама императрица была не свободна от подозрений.
Похороны князя Потёмкина-Таврического состоялись только через полтора месяца в Херсоне, где 23 ноября 1791 года его прах был помещен в склеп церкви Святой Екатерины.
Одетый в парадный генерал-фельдмаршальский мундир, светлейший князь был уложен в двойной гроб: дубовый и свинцовый. В изголовье князя положили миниатюрный портрет Екатерины ІІ, весь усыпанный бриллиантами. В полу церкви вырыли склеп, спустившись в который можно было увидеть гроб на постаменте и горящую у его изголовья свечу.
Но в 1798 году, по повелению императора Павла I (сын Екатерины II, по слухам причастный к дворцовому заговору против Потёмкина и к его гибели), неприязненно относившегося к Потёмкину, гроб был зарыт в землю, а склеп засыпан. В наши дни существует могила Г.А. Потёмкина. Однако она была разграблена в советское время. В 1920-х — начале 1930-х гг. в церкви располагался антирелигиозный музей. Скелет Г.А. Потёмкина хранился частями в нескольких музейных витринах. Его останки были подписаны «Череп и кистки полюбовника Катерини II Патьомкина». Потом этот музей закрыли, останки князя замуровали в склепе в новом гробу. А краеведы отмечали, что после этого мальчишки в церковном дворе играли в футбол чьим-то черепом. Но это все выдумки мальчишек.
На самом деле могилу Потёмкина вскрывали несколько раз еще в XIX веке. И в одно из таких вскрытий зачем-то голову князя с другими останками поместили в ящик и хранили отдельно.
В 1970 и 1984-1985 гг. могилу тоже вскрывали для проведения судебно-медицинских экспертиз. В гробу обнаружили небольшую кучку ломанных костей без черепа. Экспертиза подтвердила принадлежность останков Г.А. Потёмкину.
Увы, даже над останками Потёмкина недоброжелатели могучего фаворита Екатерины II пытались издеваться, чтобы дискредитировать его в глазах современников и потомков. Но, несмотря на это, сейчас мы с уверенностью можем сказать: без Потёмкина жизнь нашего государства развивалась бы совсем по-другому. В течение практически 30 лет, с 1762 года и вплоть до своей смерти, Потёмкин неустанно посвящал свои труды и дни родному Отечеству. Устройство Новороссии и Крыма, превращение России в черноморскую державу, создание Черноморского флота навсегда останется в памяти благодарных потомков как наивысшие достижения в карьере этого выдающегося деятеля.
Память о Потёмкине
Конечно, о Григории Александровиче Потёмкине и в России, и за рубежом всегда помнили и писали, говорили, изображали, проводили множество научных и обще познавательных исследований. Он никогда не был обделен вниманием ученых, историков, деятелей культуры и искусства. Но при этом память о нем часто искажалась и наполнялась идеологическими оценками.
В Германии раньше, чем в России, были сделаны первые попытки составления очерков жизни и деятельности Потёмкина. Но это были анонимные труды и представляли собой почти сборники анекдотов и слухов. В России первая публикация о Потёмкине была лишь переводом иностранного источника. И только в 1867 году был напечатан труд племянника светлейшего князя графа А.Н. Самойлова «Жизнь и деятельность генерал-фельдмаршала князя Григория Александровича Потёмкина-Таврического» (написан был еще в 1814 году).
Наиболее достойным стал труд российского исследователя А.Г. Брикнера (1834-1896) «Потёмкин». Книга вышла в 1891 году (к 100-летию смерти князя). Его книга неоднократно переиздавалась. Последние издания в России – в 1996 и 2015 годах.
В советский период отношение к Потёмкину было, в основном, отрицательное, его жизнь и деятельность искажались по всем направлениям. На протяжении многих лет имя Григория Александровича Потёмкина было если не забыто, то находилось в тени. Этой исторической личности не было отдано должного внимания, с учетом его весомой роли в истории России.
И все же память о Григории Потёмкине наперекор многим обстоятельствам всегда жила и продолжает жить. В XXI веке интерес к Потёмкину значительно возрос. При этом оценки его роли в жизни России стали более объективными и достоверными. За последние 20 лет в России вышло в свет более двадцати книг о князе Потёмкине (в том числе переиздано), несколько книг появилось и за рубежом.
К сожалению, в многочисленных материалах о Потёмкине (в прошлом и настоящем) почти нет анализа его морских заслуг. В 1998 году вышла книга Е.А. Сизенко «Г.А. Потёмкин – основатель Черноморского флота». Но в ней, в основном, речь идет о том, как и какие строились корабли при Потёмкине для рождающегося флота на Черном море. А солидного исследования по этой теме пока нет.
Потёмкину-Таврическому посвящены оды А.П. Сумарокова (1774), В.П. Петрова (1775, 1791), М.М. Хераскова (1791; впервые опубликована в 1999 году), Г.Р. Державина (1794), стихотворение Екатерины II «Лежала я вечор в беседке ханской…» (1787; впервые опубликована в 1876 году). Именем Потёмкина еще в середине ХIX века была названа улица в районе Таврического сада в Петербурге. И сегодня имя Потёмкина-Таврического носят улицы в Николаеве, Санкт-Петербурге и других городах.
Неоднократно образ Потёмкина создавался в литературе и киноискусстве. О нем писали Николай Гоголь, Валентин Пикуль, Ольга Елисеева, Василий Нарежный, Николай Гейнце, Евгений Федоров и многие другие писатели, как отечественные, так и зарубежные. Образ Потёмкина создавался в 24-х художественных фильмах в России и за границей.
Еще при жизни Г. А. Потёмкина было создано большое количество изображающих его скульптурных памятников, в основном, бюстов. Первый памятник Потёмкину был возведен на месте, где он скоропостижно скончался 5 октября 1791 г., неподалеку от города Яссы. Памятник представлял собой каменный столб, и был возведен на деньги племянницы Потёмкина Александры Браницкой (она была рядом с Потёмкиным в момент его смерти).
Со временем памятник был заменен на обелиск высотой более 13 метров. Возле обелиска непосредственно на месте смерти Потёмкина установлен специальный камень с надписью. Эти памятники сохранились до наших дней.
Стоит напомнить, что идея создания памятника князю Григорию Александровичу Потёмкину-Таврическому возникла у Екатерины II еще при его жизни. В 1791 году, отмечая заслуги князя Потёмкина в Русско-турецкой войне (1789-1791), она повелела Сенату, помимо других наград, установить ему памятник в том месте, где он сам пожелает. После смерти князя в особом манифесте Екатерина II приказала изготовить грамоту «с пропитанием в оной завоеванных им крепостей и разных сухопутных и морских побед, войсками его одержанных: грамоту сию хранить в соборной церкви города Херсона, где соорудить мраморный памятник Таврическому, а в арсенале того-ж града поместить его изображение и в честь ему выбить медаль». В день мирного торжества с Оттоманскою Портою императрица повторила свою волю, повелев «воздвигнуть монумент в г. Херсоне, им построенном». По разным причинам памятник так и не поставили.
И только в 1836 г в Херсоне открыли первый памятник Потёмкину (работы скульптора И. П. Мартоса, выполнен в античном стиле). После революции 1917 года этот памятник был закрыт брезентом, и он стоял, окрещенный жителями метким названием «херсонское привидение».. 27 апреля 1921 года его сняли с постамента и перенесли во двор Херсонского историко-археологического музея.
А в начале 1944 года он исчез вместе с отступающими немецко-фашистскими войсками. Место Потёмкина на пьедестале с 1922 года занял бюст Карла Маркса с венком на груди, а с 1958 года — его скульптура.
В 2003 году, к празднованию 225-летия Херсона, памятник Потёмкину восстановлен скульптором Юриком Степаняном.
Кроме Херсона, на рубеже XX и XXI веков установлены несколько новых памятников Потёмкину (в основном, в рамках восстановления прежде существовавших монументов): в 2006 году в Краснодаре (Екатеринодаре), в 2007 году в Одессе и Николаеве, в 2010 году в Бендерах, в 2011 году в Смоленске.
На очереди Днепропетровск (Екатеринослав), Севастополь, Симферополь, Москва! В этих городах тоже хотят поставить памятники Григорию Александровичу Потёмкину. Но, как известно, не всегда желания совпадают с возможностями.
Так, в течение нескольких лет не могут в рамках программы «Сохранение и популяризация культурно-исторического наследия России» завершить проект установки памятника Потёмкину в городе Севастополе. Этот проект реализуется по инициативе Государственной Думы и Российского исторического общества.
Очень здорово! Реализацией этого проекта устраняется явная несправедливость по отношению к большому российскому деятелю. И в знак признания заслуг Потёмкина именно в Севастополе, который он основал и в котором создал флот и его главную базу, возрождается монументальная память о нем.
Планировалось установить памятник ещё в 2016 году. И все вроде бы шло хорошо. И даже 6-метровый памятник князю уже отлит в Москве и готов к установке в Севастополе (главный скульптор проекта Николай Кузнецов). Но до сих пор это не случилось. Кстати, реализация проекта по установке памятника в Севастополе осуществляется, в основном, за счёт средств, поступивших от депутатов Госдумы, членов Совета Федерации и людей, неравнодушных к истории флота и Севастополя.
Были собраны миллионы рублей. Но сейчас эти деньги зависли в обанкротившемся банке «Северный кредит». Недоступными оказались до десяти миллионов рублей.
В Севастополе долго идет спор о месте установки памятника. Предлагалось несколько вариантов в центе города. И все они были отвергнуты. Многие считают, что скульптура памятника не впишется в привычный облик центра города, нарушит городской масштаб.
Согласно последним результатам общественного голосования победил вариант установки памятника в Инкермане. Якобы, в пользу Инкермана говорит тот факт, что там есть великолепное пространство с видом на Севастопольскую бухту, где Потёмкин представлял Екатерине II вновь созданный Черноморский флот. На самом деле этот вариант выглядит очень сомнительно. Установка памятника, по сути, в пригороде города, вдали от мест основного пребывания жителей и гостей города показывает не уважение к личности Потёмкина и дискредитирует сам проект.
Также «буксует» идея о создании Мемориального музея Потёмкина на его родине в Смоленской области.
Очень хорошо, что в последние годы, хотя бы периодически, в России проходят какие-то значительные акции в память о Потёмкине. В 2012 году в музее-заповеднике «Царицыно» в Москве прошла замечательная выставка «Великолепный князь Тавриды — Григорий Александрович Потёмкин». 7 декабря 2019 года Государственный Эрмитаж открыл выставку под прекрасным названием (взятым у Николая Гоголя) «Это сам Потёмкин!». Но уже несколько лет обсуждается идея о создании Мемориального музея Потёмкина на его родине в Чижове. Однако реальных действий по реализации этой идеи пока нет.
Более того, в октябре 2020 года в Чижове разбили памятный щит, сделанный любителями родной истории и демонстрировавший славные дела знаменитого земляка. Руки вандалов превратили все буквально в осколки. Снова кому-то не даёт покоя справедливо возрождающаяся память о Потёмкине.
Но никакие провокационные акции не смогут остановить благородное движение в восстановлении исторической памяти народа. В том числе и памяти о славном российском гражданине Григории Александровиче Потёмкине.
И пусть воплощается в жизнь мудрый наказ русского философа Михаила Бахтина (1895-1975): «Вперёд может идти только Память!».
В 2021 году исполнится 320 лет со дня смерти А.Г. Потёмкина. Но память о нем живёт. Правда, по-разному. Так в октябре 2020 года своеобразно о нем вспомнил президент Турции Эрдоган. Он требует вернуть Крым. По его мнению (в интервью турецкой газете), Потёмкин забрал эту землю у Османской империи в 1783 году, и Крым сейчас надо вернуть современной Турции. Вот так, однако. Есть жёсткая русская фраза: «Не дождётесь!». Она здесь очень уместна.
В завершение мысль Александра Сергеевича Пушкина: «…Много было званых и много избранных; но в длинном списке ее любимцев (имеется в виду Екатерины II – авт.), обречённых презрению потомства, имя странного Потёмкина будет отмечено рукою истории.Он разделит с Екатериною часть воинской ее славы, ибо ему обязаны мы Черным морем».