СМЕЛОГО ПУЛЯ БОИТСЯ, СМЕЛОГО ШТЫК НЕ БЕРЁТ (народная поговорка славян)
Имя пользователя форума corsair75
Настоящее имя или ФИО Алексей Дзыгало
О себе Предпоследний ник — adzyga. Поменял вынужденно.
«Безопасность полета обеспечивается наличием любых двух факторов из трех: скорость, высота, мозги.»
(Рассказ навеян материалами авиафорума)
Flanker2724
Старожил форума
ВВ..! Тащ Полковник..! Ну опуститесь Вы уже на Землю…Прекратите уже теребить дух Тимура… он не скажет Вам за это Спасибо… Су-27 — прекрасный самолёт..Но..он не любит, когда ему нагло хомят мимо скорости и оборотов… учите катапульту…
Я про Тимура вспомнил с единственной целью — показать его везение, что его нашёл Пугачёв, и как тот же Пугачёв спас ещё двух лётчиков Бохонко и Момонта. Кстати, сами поминки Апакидзе я помню плохо, только начало, но вот как под утро, стоя на берегу Горохового озера трясли с остервенением с Иваном Бохонко друг друга за грудки, доказывая, мог успеть Тимур вывезьти Су-33 из просадки или не мог, помню хорошо…
Если бы некоторые «штатские» (шучу) мне глупых вопросов не задавали, я бы Тимура давно оставил в покое. А то сами не в состоянии ни одного нормального примера рассказать по сути ветки, зато зубоскалить и комменты отпускать научились в совершенстве, потому что больше ничего не умеют. (Имею ввиду не Вас, Фланкер, а народ типа АВЛа)
Чечель
Старожил форума
Продолжим о «везучести». На днях мне брат с Иркутска переслал документальный фильм «Мозг напрокачку». Одна из мыслей, идущей рефреном через это кино, что мозг человека отличается от мозга обезьяны тем, что есть ещё 3-5% дополнительных клеток, которые помогают решать умственные задачи, обладать предчувствием и предвидением. Но с возрастом, чтобы не утратить эти способности, отличающие нас от обезьян, надо заставлять ум работать.
Причём разучивание стихов, разгадывание кроссвордов и прочие такие занятия ничего для совершенства ума не дают — они лишь тренируют память. Т.е. если вы не хотите, чтобы в старости посетил старческий маразм вашу «умную голову», надо играть в шахматы, нарды, карты или решать умственные задачи, типа — почему погиб Гагарин и можно ли было этого избежать?
Т.е. искать выход из тупиковых катастроф, заставлять ум снова и снова искать выход — это правильно и полезно. Приведу пример — 20 лет я считал, что у нашего однокашника Толи Фесько, который погиб из-за не синхронного выпуска закрылков (так по крайней мере записана официальная причина) не было выхода. Мол, не повезло…
Но вот я натыкаюсь на пример у лётчика-истребителя Виктора Баравкова, как лётчик-испытатель у которого у земли возник сильнейший кренящий момент, и он сразу понял, что это «кирдык», и вместо того, чтобы бороться с кренением, дал рули по крену. Восходящими бочками сумел уйти от земли, набрать 1000 метров и вместе со штурманом сумел катапультироваться.
И я сразу понял, что, возможно, у Толика Фесько был шанс, если бы он сделал так же.
Отсюда вывод — над старыми катастрофами, где причина не установлена, надо размышлять снова и снова. Помимо того, что вы, возможно, найдёте вывод — это полезно для «мозгов»… как гарантия, что вам в старости не придётся делать «умный вид» — это который признак вашего «старческого маразма».
Так вот, продолжаю, когда я прибыл в 12 омрап (г. Остров Псковской губернии) замом по лётной, я «ахнул», насколько сильным оказался полк: 13 заправляемых экипажей днём, 9 — ночью (пишу по памяти, могут быть ошибки), все остальные подготовлены к боевым действиям при минимуме днём и ночью, летают строями днём и ночью и т.д. Молодых экипажей не было. Когда начал разбираться с этим феноменом, оказалось, в этом полку Командующий искусственно сдерживал продвижение лётного состава.
Если в соседнем 342 ап РЭБ командирами кораблей становились уже через 3-4 года после училища, то в нашем полку не ранее как через 7-8 лет. И так по всем должностям — старые командиры отрядов, старые комэски-зубры и т.д. Но как только дошла очередь спустя три года меня назначать командиром полка, вся эта система рассыпалась как карточный домик.
Вместе со мной назначили молодого начальника штаба полка штумана Сашу Мартынцова, сменили всех трёх замов, зам. комэсок, назначили кучу новых молодых командиров отрядов, но главное — Командующий приказал сверх штата назначить дополнительно ещё пять командиров кораблей, мол, они будут на других клетках стоять, а летать у меня. Т.е. в полку три АЭ, 39 командиров — лётчиков.
Все этому очень радовались, т.к. это давало возможность поставить ребят, которые этого давно и безусловно были достойны как лётчики на командирские должности, т.к. я считаю, нет большей трагедии для лётчика в военной авиации чем пролетать всю жизнь в правом кресле мастерски убирая шасси по команде командира экипажа.
Но обрадовались мы рано. В таком составе полк просуществовал ровно месяц, ребятам многим даже не успели на капитанские звания написать. С Москвы прислали приказ — одну эскадрилью и всех внештатных лётчиков сократить. В общем, был жаркий бой на методическом совете полка по поводу каждой кандидатуры, кого оставить, кого уволить, кого с командирского кресла вернуть опять в «праваки».
Я естественно не одну ночь голову ломал, кого оставить как перспективного лётчика, а кого оставить или назначить по принципу простой человеческой справедливости. Чтобы вы поняли, насколько это субъективный и непростой вопрос был, приведу пример:
«Безперспективный» старший лейтенант Ивинский.
Когда боевой расчёт полка на новый учебный год был уже утверждён, в том числе и Командующим, начальник строевого отдела доложил мне, что помощник командира корабля старший лейтенант Ивинский написал рапорт «на ДМБ». «Сколько ему лет»? – спросил я. Ответ был: «В этом году исполняется 30».
«Вызовите его ко мне», — дал я команду. Через 10 минут офицер прибыл. «Почему Вы не хотите служить»? – задал я вопрос. «Тов. Командир, я был лучшим правым лётчиком полка, летал в экипаже командира полка полковника Рогова Н.А. Он обещал поставить меня командиром корабля, но не успел, ушёл на вышестоящую должность. Следующий командир полка полковник Мордовалов Н.А. меня невзлюбил, отдал в эскадрилью, и три года я летаю с молодыми командирами кораблей, но я же вижу, что я летаю лучше. Теперь пришли Вы. И снова меня командиром корабля не ставят. Мне морально тяжело. Я решил уйти».
«Хорошо, я разберусь, идите». Спланировал себе полёт с Ивинским на ближайшую лётную смену. Слетал. Убедился, что лётчик очень сильный. И действительно летает лучше некоторых уже назначенных молодых командиров кораблей. После полётов вызвал руководящий состав эскадрильи, где служил Ивинский, спрашиваю: «Достойный офицер, почему не дали его кандидатуру для назначения на должность командира корабля»?
Отвечают: «При Мордовалове давали несколько раз, но он «топал ногами», сказал, чтобы эту фамилию мы ему и близко не показывали. Вот мы как-то по «инерции» его и пропустили на этот год». Говорю: «Ему уже будет 30. Самого молодого кандидата на должность командира корабля убрать, вместо него поставить Ивинского». Потом мне, конечно, пришлось выслушать несколько нелицеприятных слов от Командующего, что я сначала делаю, а потом «думаю», но с мнением моим Командующий согласился.
Так достойный офицер не остался «за бортом Судьбы», потому что самое обидное для лётчика, что пришёл в авиацию по призванию, это никогда не полетать самому, а только в правом кресле. Как говорят: «Дело правого – не мешай левому пилотировать, или строго выполняй его команды»… Обидно, однако… А так Володя Ивинский не только на Ту-16 полетал командиром, но успел и на СУ-24 переучиться. Хотя, конечно, по сравнению с нами они полетали мало…
Продолжим — как видите ст. л-ту Ивинскому повезло, что пришёл к-р полка, который восстановил справедливость. Но обращаю ваше внимание, уважаемые коллеги, чтобы это «везение» включилось, Ивинский сам сделал поступок — написал рапорт на дмб, чем сразу обратил на себя внимание. Не соверши он этого, так и закончил бы службу правым лётчиком.
Но и поскольку «СКРОМНОСТЬ — ШАГ В НЕИЗВЕСТНОСТЬ», назовём ещё некоторых «везунчиков», кого вытащил полковник Чечель:
—Двух отправил в испытатели, присовокупив к официальным документам неофициальные открытки-поручительства… «Ручаюсь, как за самого себя, достоин…» Если учесть, что ШЛИ в Ахтубе уже командовал мой однокашник Миша Поздняков — это был серьёзный довесок, чтобы на ребят обратили внимание. В итоге: Анатолий Полонский — «Заслуженный лётчик-испытатель РФ», а Сергей Андреев лётчик-испытатель первого класса.
Но только дурно воспитанный придурок может увидеть в этом факте намёк на «волосатую руку» — ребята поступили сами, благодаря своему лётному таланту, но отпустил их с полка я, дав хорошее напутственно слово. Мне в своё время такой поблажки не сделали и ни комдив не отпустил поступать в ШЛИ, ни Командующий.
___ Серёгу Аляксина в 30 лет мне удалось с ТУ-16 перевесьти на СУ-17.
___ Ст. л-та Сашу Лущикова, списанного с должности к-ра ИЛ-38 ко мне в вечные праваки за то, что полетел на свою первую БС без правого лётчика, удалось через год восстановить в к-ры на ИЛ-38, сейчас летает на БОИНГЕ-767 в Пулково.
___ Олега Яковлева, своего зама — поставить к-ром полка в 57 мрад в Быхов
___ Петю Ремпеля, своего самого первого правого лётчика в Быхове поставить комэской в свой полк
___ Алексея Сердюка поставить комэской в 342 ап РЭБ. Сейчас генерал Сердюк Алексей Игоревич уже который год возглавляет Центр БП Морской авиации России в городе Ейске.
___ Бывший Командующий ВВС СФ генерал-лейтенант Виктор Попов, которого я лейтенантом выпускал на ИЛ-28, а потом в чине командира дивизии выпустил на сверхзвуковом ТУ-22мз обозвал меня «лучшим инструктором всех времён, стран и народов, которые его когда-либо учили летать»… дальше, чтобы вас не утомлять, не продолжаю.
Это всё к вопросу о «везучести» в армии. Мог бы ещё долго продолжать, но теперь поговорим о «невезучести». Примеров приведу два:
Владимира Оскаровича Геллерта, самого способного из моих замов, не удалось отправить в академию. А всё потому, что ему неповезло — родился немцем. В итоге, академию Монинскую (не Морскую) позволили закончить лишь заочно, а полковника получить на должности начальника СБП БФ.
Командир отряда Юра Шубин, молодой, заправляемый — я его считал очень перспективным, но оказывается летал он со зрением 0, 5-0, 6, если меня память не подводит. А выяснилось это так:
В экипировке лётчиков, летающих на самолётах ТУ-16 было одно слабое место — шлемафон надо было одевать обязательно в комплекте с очками, светлыми или тёмными, но стеклянными. А посему они часто бились. Поскольку меня в своё время пороли командиры, если в полёт отправлялся с разбитыми очками, порол соответственно и я, став большим начальником, ну очень большим. И вот собираюсь я как-то на полёты, зацепил очками за ручку сейфа в своём кабинете, и они и разбились.
Позвонил в базу, а у них как назло очков с тёмными фильтрами уже нет. И тут меня осенило. Звоню домой жене, говорю: «Счас к тебе Энзер подъедет, мой водитель, дай ему мои горнолыжные очки UVEKSы.» Сам отлетал в них смену, а Юра Шубин их увидел и задал мне вопрос: «Командир, а нам можно в таких?» Отвечаю: «Раз летаю я, то Вам тоже можно, но только в новых, не поцарапанных». Так Шубин стал летать в таких же очках, что и у меня.
И вот идут крупные учения. Я отправляю первую АЭ на Север — межфлотский маневр с последующим полётом «за угол», старшим назначаю Владимира Оскаровича Геллерта, своего боевого зама по БЗП. А сам веду вторую эскадрилью на удар по КУГ в Балтийском море. Север, конечно, интересней будет, но у меня молодые штатные РП, Володя Короляков и Юра Борисов. За ними ещё глаз да глаз нужен, поэтому надолго мне улетать со своего аэродрома «просто низзя».
И вот кончились учения, отлетали всё нормально, и вдруг мне звонит начальник Особого Отдела гарнизона и просит зайти. Захожу, обменялись парой общих фраз, и вдруг он задаёт мне вопрос. «Василий Васильевич, почему все четыре пары Ф-16, что перехватили девятку Геллерта, стояли, чуть не сшибая друг друга, возле одного самолёта, а именно, майора Шубина. Мы посмотрели с ним фото снимки, которые нащёлкали КОУ с трёх бортов — ведущего и двух его ведомых.
Ничего не можем понять — у Шубина такой же старый обшарпанный ТУ-16к-26, как и остальные борты. Но 8 Ф-16 стоят возле его самолёта «роем», а возле первого отряда, ни третьего никаких НАТОвских истребителей нет. В общем, тогда мы ни к какому консенсусу не пришли, но когда подключили разведку, выяснилось, что супостаты посчитали, что у русских появился новый нашлемный прицел. Это куда голову поворачиваешь, туда и идёт ракета.
А потом выяснили, что Юра Шубин после запуска двигателей одевал пенсне, сверху ляпал горнолыжные очки и так летал даже на заправку топливом в воздухе, а ВЛК проходил, выставляя энное количество бутылок конька, а может и ещё что-то, но об этом история уже умалчивает. Короче, молодого перспективного лётчика списали под чистую с армии, устроился на дембель он в своей Чувашии, и пока я служил в Острове, слал всем нам однополчанам приветы.
Вот так мои горнолыжные очки сыграли роль катализатора «невезучести» в его судьбе, а так бы лётчик мог летать ещё долго. Кстати, ещё 8 лет назад я не мог читать книги и работать с компом без очков. Но закончив курсы проф. Жданова, и сейчас делая два раза в день трёхминутную гимнастику по его системе, свободно обхожусь без них, и очки одеваю лишь тогда, когда надо вдеть нитку в иголку или достать занозу.
Всем Удачи!!! Жду примеров на «везучесть» или наоборот…
На фото — вот в таких очках и летал невезучий майор Шубин
П.С. Теофил Норт
2 Чечель
Василий Васильевич, не судите некоторых персонажей строго. Есть люди, имеющие богатый внутренний мир и создающие смыслы, а есть люди, которые просто пытаются погреться у чужого огня (или полаять в стае, что тоже весело и забавно).
Уверен, что все присутсвующие летчики обладали hard skills (профессиональными навыками). Но здесь, на форуме, глупо мерятся, чьи навыки были круче — тем более что потребность в этих навыках уже в прошлом.
Однако сама по себе летная работа не способствовала развитию soft skills, т.е. персональному развитию. Благодаря природному уму, любознательности и другим человеческим качествам вам удалось выйти за расставленные рамки, а кто-то так и остался водилой (пусть и более совершенного аппарата, чем маршрутная Газель).
То есть речь идет о том — какой ты человек сейчас. И у вас с этим всё в порядке.
P.S. Жалко, не пересеклись на Чегете.
Блин, действительно жалко. Я ведь там лет 20 без перерыва откатался, и лишь потом стал Домбаем или Карпатами с Кировским разбавлять. Где Вы живёте сейчас?
Рецензия на «Везучий или невезучий лётчик» (Полковник Чечель)
Привет, Васильич! Прочитал и задумался. А заодно, и вспомнил, что был у меня знакомый, которому необъяснимо везло на деньги. Он был из служивых (старлей)и снимал у нас комнату некоторое время.Звали его Лёша и был он везения необыкновенного, только, везение это было исключительно к деньгам. Выйдет к примеру из дома и обязательно найдёт «денежку».
Иногда сетовал: «Представляешь, — говорит, — Сегодня ничего не нашёл» Редко, когда он ничего не находил, хоть 10 копеек, а всё равно, найдёт. Отец у него был генерал в Од.В.О. и подарил ему новенький «Москвич», а через полгода Лёха выигрывает в лотерею…»Жигули».
Я ему тогда сказал: «Ты, Лёха, сколько говна съел, если у тебя такая везуха?!»
Теперь, о тебе, Васильич. Ты тоже — большой везун по жизни! Несмотря на твою болезнь, да, да, несмотря на неё проклятую, ты, Васильич — ВЕЗУН. Всё, к чему ты стремился в жизни, получал. Через огромный труд, преодоления, но получал — стал высококлассным лётчиком, каких не так много, горнолыжником, планеристом, инструктором, парашютистом, боксёром, мастером единоборств…….
Тебя любили такие красавицы, что Голливуд отдыхает, у тебя — красавица и умница жена и друзья, с которыми даже просто быть знакомым — большая честь. ТЫ ВЕЗУН, ВАСИЛЬИЧ! Но есть одна существенная разница между тобой и старлеем Лёхой. Всё, чего ты добился в жизни, это — «не нашёл на улице», а труд, упорство, талант, самоотдача, надёжность, но главное, умение любить жизнь и людей. Поэтому, Лёхе — деньги халявные, а тебе — всё остальное, включая БАС.
Последнее — это самое главное испытание всей твоей жизни. И дай тебе, Бог, вынести его с тем достоинством и мужеством, которого у тебя, хоть отбавляй.
Твой друг Володя.
Владимир Пастернак 28.01.2018
Рецензия на «Везучий или невезучий лётчик» (Полковник Чечель)
Тяжела шапка Мономаха. Не каждый готов нести её с достоинством.
Честь и хвала тому, у кого это получилось!
Варакушка 5 28.01.2018 г
Рецензия на «Везучий или невезучий лётчик» (Полковник Чечель)
Согласен с Васильичем, везение есть, и оно состоит из многих «случайностей». А на собственном примере он показал, как и кто везение везёт.
О везении. Подозреваю, что все мы, кому повезло стать лётчиком, пользовались им в полной мере, даже не зная о том.
О невезении. И меня коснулась чехарда со штатами в конце 70-х в 57мрад, в Быхове. Меня и Иванова Ивана, как кандидатов на должность ком. кор. Ту-22м2 отправили в Николаев для переучивания на ком. Ту-16 (в соответствии с новым приказом МО). И нас переучили, и вывозили до уровня 2-го класса. Короче, когда мы вернулись в полк, клетки на Ту-16 уже были заняты праваками с Ту-16 (их быстренько вывезли в полках). Ещё год мне пришлось правачить на Ту-22м2, пока из 240 полка не перевели в 342апрэб ком. кор. Летал в ЗШ-5 на Ту-16 больше года, смешил народ в других аэродромах.
С Петром Ремпелем мы дружили, с Шубиным был близко знаком, но это всё без комментариев.
Вообще тема очень интересная. Часто думалось — здесь не правильно, здесь не справедливо, а проходило время, и понимал, так оно и быть должно, и Слава Богу, что именно так!
С уважением, Владимир.
Владимир Суд 28.01.2018
П.С. ДОПОЛНЕНИЕ — касается ко майора Шубина, который летал в пенсне на заправку со зрением 0.4-0.6 на один глаз. Сам Юра не признаётся, что на Севере не летал в горнолыжных очках, как его к-р полка, который в них пилотировал ЛА с месяц, пока в АТБ ему нашли фильтры с тёмными стёклами. НО это уже неважно, такую версию мне выдал Особый отдел, что обьяснить, почему вокруг его ТУ-16к-26 столпилось сразу 4 пары Ф-16. Во всех случаях я снимаю шляпу перед этим лётчиком и горжусь, что довелось командовать такими сильными пилотами…
© Copyright: Полковник Чечель, 2018
Свидетельство о публикации №218012800153