Каланов Н. Почему моряки любили возить чёрное золото?

Почему моряки любили возить «чёрное золото»?
Из «Словаря морской фразеологии» Автор- Каланов Н.А.
Читайте в серии «Энциклопедия морской культуры» — http://www.kalanov.ru
«Черное золото» — так называли чёрных рабов. В отличие от белых они имели свои преимущества – не только лучшее физическое состояние, большая готовность к покорности, как у попавших в совершенно другой мир. Но и, собственно, сама черная кожа. Одно ее наличие усложняло побеги – тут, в отличие от белых, которые бегали массово и с удовольствием, в толпе не затеряешься, отлавливать проще. Да и чернокожий раб не освобождался по истечении контракта. Мало того, потомство негров тоже оставалось хозяину, а это был выгодный бизнес.
Guineamen: (ист.) «Гвинея-мен» – распространенное в XVII – XVIII вв. название английских кораблей, занимавшихся перевозкой африканских рабов с побережья Гвинейского залива в Америку .
История британской работорговли восходит к 1551 г., когда первые английские корабли прибыли к побережью Гвинейского залива, чтобы обменять продукты промышленного производства на золото, пряности и слоновую кость (бивни) . За ними последовали купцы и авантюристы – одни, чтобы основать поселения в Западной Африке и успешно торговать с местными племенами, другие, как и португальцы до них, чтобы вывозить рабов в Америку через так называемый «Средний Переход» (‘Middle Passage’). За исключением капитана Джона Хокинса (‘John Hawkins’, 1532–1595) из Плимута, который первым из англичан вплотную занялся захватом и перепродажей африканских рабов в Америке в 1555 – 1569 , английская широмасштабная работорговля началась только в конце XVII в. За период 1680 – 1688 гг. только Королевская Африканская компания (‘Royal African Company’) отправила в Африку 249 кораблей, которые вывезли в Америку более 60 тыс. негров-рабов (из них 14 тыс. погибло при плавании через Средний Переход). 1713 – 1733 гг. только одна Королевская Африканская компания (‘Royal African Company’) ежегодно вывозила в Америку около 15 тыс. рабов (треть из них по условиям 30-летнего соглашения ‘Asiento’ продавали в испанских колониях), а в 1733 – 1766 гг. уже до 20 тыс. Кроме того, в работорговле участвовали частные европейские предприниматели и американские работорговцы. К 1790 г. только на территории США насчитывалось около 698 тыс. рабов. А всего за 1640 – 1807 гг. англичане вывезли в Карибский регион, Северную и Южную Америки более 3.1 млн африканцев (2.7 млн из них смогли дожить до места назначения) .
Невольничьи корабли отправлялись из многих портовых городов Англии, однако большинство дельцов, занимавшихся работорговлей, происходило из Бристоля, Лондона и Ливерпуля. В 1799 г. был принят «Акт о торговле рабами», устанавливавший (Статья XXXIX), что с 1 августа того же года лишь эти три города имеют право отправлять к побережью Африки суда с целью перевозки рабов в Америку .
Для транспортировки «живого товара» использовали обычные торговые суда . Англичане во второй половине XVII в. обычно плавали на кораблях типа голландского двух- трехмачтового флейта, достигавшего в длину 80 – 115 футов. В течение уже XVIII в. средний тоннаж кораблей постепенно увеличивался: в Ливерпуле – от 70 тонн в 1709 г., 100 тонн – в 1765 г., до 200 тонн в 1801 г. В то же время на атлантических рейсах продолжали плавать и небольшие суда – до 20 тонн. Кроме того, размеры и тоннаж зачастую менялся в зависимости от порта приписки кораблей. В 1700-х лондонские корабли, перевозившие грузы для Восточно-Индийской компании, могли достигать 500 – 600 тонн. Под конец XVIII в. была разница была между судами лондонской постройки, которые доставляли товары в Вест-Индию, и большими кораблями – собственно «Гвинея-мен» ливерпульской / бристольской постройки (собственности), которые перевозили рабов в Америку. В то же время суда из Ланкастера обходились небольшими судами типа бригов или шняв (сноут). Например, в среднем любой из Гвинея-мен кораблей в Ливерпуле после 1730 г. был больше типичного торгового судна из того же порта (от 74 до 280 тонн). Точно такие же параметры характерны для кораблей из других, занятых работорговлей портов в Европе во Франции, Голландии или Дании.
Корабль, занятый в работорговле, должен был обладать большим грузовым отсеком и обладать способностью развивать достаточную скорость для преодоления Среднего Перехода, а также вражеских военных судов и каперов.
Одним из самых известных кораблей типа «Гвинея-мен» был построенный в 1781 г. в Ливерпуле «Брукс» (‘Brooks’ или ‘Brookis’), получивший свое название в честь его первого владельца купца-работорговца Джозефа Брукса Младшего. По стандартам своего времени, когда средние «Гвинея-мен» были около 200 тонн, «Брукс» был довольно большим кораблем – 20-пушечным фрегатом с водоизмещением 297 тонн. В 1786 г. по заказу английского правительства капитан Королевского флота Пэрри произвел обмеры данного корабля. Его длина составляла 100 футов, ширина – 25 фута 4 дюйма, высота – 10 футов; высота между палубами – 5 футов. С каждой стороны находилось 14 вентиляционных окошек – по тем временам новшество, обеспечивавшие доступ свежего воздоха в трюмы, где держали рабов. Корабль был рассчитан на перевозку 450 рабов, хотя фактически брал на борт до 740 невольников (1786 г.). Из них 351 мужчин находилось в помещении 46 х 25 футов (14 х 7.7 м); 90 мальчиков в пространстве 13.9 х 25 футов (4.24 х 7.62 м); 168 женщин и девочек на 28.6 х 23.6 футов (8.71 х 7.2 м). За четверть века «Брукс» совершил 10 успешных плаваний, из 5163 рабов доставив в Америку 4559 чел. Коэффициент смертности составил 11.7% – цифра, которая близка к среднему показателю в 12.1% за период четырехстолетней работорговли, но гораздо большая, чем средние показатели для английских невольничьих кораблей того же времени (7.9%). Кроме того, что на этом судне выделялось очень мало места на одного раба, во всем остальном «Брукс» был типичным невольничьим кораблем своего времени .
Самым большим английским среди «Гвинея-мен» считался «Пэрр» (‘Parr’) водоизмещением 566 тонн, который был спущенн на воду в Ливерпуле 18 ноября 1797 г. По данным Регистра Ллойда, вооружение корабля составляли двадцать18-фунтовых пушек и двенадцать 18-фунтовых карронад. Команда корабля насчитывала от 50 до 70 чел.
По мере расширения торговли средний размер невольничих кораблей постепенно увеличивался: от 179 тонн в 1782 – 1788 гг. до 294 тонн в 1800 – 1808 гг. Однако самыми предпочтительными оставались корабли водоизмещением 100 – 200 тонн, поскольку небольшая осадка позволяла им плавать по рекам и подходить близко к побережью для выгрузки грузов.
В 1788 г. Парламент принял «Акт о работорговле», установивший, что судно может перевозить 1.67 рабов на каждую тонну водоизмещения при максимуме 207 тонн. Сверх этого, только 1 чел. на 1 тонну веса. Этот закон позволил значительно снизить смертность рабов во время Среднего Перехода .
Ценные заметки о кораблях типа «Гвинеямен» (‘Guinea-men’) занимавшихся работорговлей, оставил английский врач Джордж Пинкард (‘George Pinckard’, 1768–1835), в 1795 – 1797 гг. участвовавший в военной экспедиции генерала Ральфа Эберкромби в Вест-Индию. В письме XX он сообщает, что видел большое, хорошо вооруженное «Гвинея-мэн» судно из Ливерпуля, изначально предназначавшееся для перевозки торговых грузов, но переоборудованное под транспортировку рабов, коих на борту было 500 человек. В другом письме (XXXIII) он сообщает о нападении французского капера на невольничий корабль у острова Барбадос: ‘a Guinea-man with a cargo of slaves from Africa…from the coast of Guinea, coming up at the time and engaging her pursuer. A runnig action was maitained, for two hours, between the Guinea-man and the privateer, when the latter sheered off, leaving the slave ship…to pursue [her] way quietly to Barbados – the slave ship having suffered considerably in her rigging’ .
Воспоминание о торговле африканскими рабами, некогда привозимых английскими кораблями с берегов Гвинейского залива, сохранилось в названии «Гвинея» – одного из районов графства Глочестер (штат Вирджиния, США). В XVII – XVIII вв. здесь находились табачные плантации, где использовался рабский труд.
См. Carronade, Coolie Ships, Fluyt, Lloyd’s Register, Middle Passage, Snow,
Подписывайтесь на мой канал Каланова Николая — https://zen.yandex.ru/kalanov https://www.litres.ru/nikolay-kalanov/
http://lit.lib.ru/k/kalanow_n_a/
http://proza.ru/avtor/kalanov
https://vk.com/kalanov2015
https://ok.ru/profile/570599594390
https://www.facebook.com/nikolay.kalanov/
https://zen.yandex.ru/kalanov
https://www.youtube.com/channel/UC9z-wa20a3lgk7MVxecesbw https://www.facebook.com/groups/sea.literature/people https://ru.wikipedia.org/iki/,_ Подписывайтесь на мой канал Каланова Николая — https://zen.yandex.ru/kalanov

© Copyright: Николай Каланов, 2022
Свидетельство о публикации №222112801713 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *