Бойко В. Трагедии Северного подплава. Подводная лодка «Щ-424»

Подводная лодка тип «Щ» Х серии заложена 17 декабря 1934 года на заводе № — 189 (Балтийский завод) в Ленинграде  как Щ-312. 27 апреля 1935 года  спущена на воду.

15 декабря 1935 года подводная лодка получила обозначение «Щ-321» и 17 июля 1936 года вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.  

   19 мая 1939 года Щ-321  начала переход с Балтики на Север по Беломоро-Балтийскому каналу. 21 июня 1939 года, получив 17 июня новый тактический номер «Щ-424», вошла в состав Северного флота.

    20 октября 1939 года у острова Торос в Кольском заливе выходившая в дозор подводная лодка столкнулась с рыболовным траулером РТ-43 «Рыбец» Мурманрыбфлота. Удар пришелся в левый борт подводной лодки в район рубки. Через три минуты Щ-424 затонула на глубине двести пятьдесят метров, унеся с собой жизни тридцати двух членов экипажа. Спаслось семь человек, в том числе, командир подводной лодки капитан III ранга К.М.Шуйский.

   1 ноября 1939 года подводная лодка исключена из состава ВМФ.

  7 декабря 1939 года состоялось рассмотрение дела о гибели Щ-424. Приговор был вынесен  по максимуму: К.М.Шуйский и капитан РТ-43 А.В.Дружинин — приговорены к расстрелу. За К.М.Шуйского попытались заступиться его товарищи — подводники. В коллегию военного трибунала они направили ходатайство о смягчении приговора и в январе 1940 года расстрел К.М.Шуйскому заменили десятью годами тюремного заключения. После начала Великой Отечественной войны он был освобожден, и принимал участие в войне командиром подводной лодки Щ-403.

  Подводная лодка Щ-424 обнаружена в ноябре 2014 года, лежащая на грунте с разрушенным ограждением рубки от удара о грунт и воздействия донных тралов при поиске подводной лодки. Причина гибели – удар РТ-43 в левый борт.

Место удара РТ-43. Фрагменты подводной лодки Щ-424 на грунте.
Носовая оконечность ограждения рубки. Фрагменты подводной лодки Щ-424 на грунте.
Винто-рулевая группа. Фрагменты подводной лодки Щ-424 на грунте.
Кормовое 45-мм орудие. Фрагменты подводной лодки Щ-424 на грунте.
Носовое 45-мм орудие. Фрагменты подводной лодки Щ-424 на грунте.
Кормовой перископ. Фрагменты подводной лодки Щ-424 на грунте.

20 октября 1939 г. Мирное время. Северный флот. При выходе на линию дозора погибла средняя подводная лодка «Щ-424 (бывшая Щ-321» На выходе из Кольского залива, недалеко от острова Торос, она была протаранена входившим в залив советским траулером РТ-43 «Рыбец». Погибли 29 членов экипажа, дивизионный механик 1-го дивизиона бригады ПЛ СФ капитан 3 ранга Г. Ф. Норицын и два курсанта ВМУ им. Дзержинского. Погибли:

  1. военинженер 3 ранга Норицын Геннадий Федорович – дивизионный механик 1 дивизиона БПЛ СФ, 1912 года
  2. воентехник 3 ранга Кабанов  Сергей Михайлович – командир БЧ-5, 1907 года
  3. краснофлотец Абрамов Аркадий Павлович – моторист
  4. командир отделения Белогуров Иван Егорович – командир отделения комендоров
  5. краснофлотец Васильев Алексей Максимович – электрик
  6. краснофлотец Величко Петр Лукьянович – моторист
  7. краснофлотец Воротков Федор Иванович – моторист
  8. командир отделения Галицкий Алексей Родионович – командир отделения мотористов
  9. краснофлотец Голов Федор Иванович – рулевой
  10. курсант Дмитриенко Иван Игнатьевич – курсант ВВМИУ имени Дзержинского
  11. краснофлотец Зернов Иван Кузьмич – ученик радист
  12. краснофлотец Кобец Яков Андреевич – рулевой
  13. старшина Козлов Александр Анисимович – старшина группы электриков
  14. старшина Личутин Иван Александрович – старшина группы трюмных
  15. краснофлотец Лохтаренко Владимир Ульянович – трюмный
  16. командир отделения Лыдин Иван Михайлович – командир отделения электриков
  17. краснофлотец Молодеев Василий Петрович – торпедист
  18. командир отделения Никитин Василий Матвеевич – командир отделения трюмных
  19. краснофлотец Никитин Яков Иванович — трюмный
  20. краснофлотец Петроченко Егор Егорович – торпедист
  21. краснофлотец Поросков Реокат Авинерович – специалист ШПС
  22. краснофлотец Поршкин Михаил Александрович – рулевой
  23. командир отделения Прокин Леонид Кириллович – командир отделения торпедистов
  24. краснофлотец Руденко Владимир Степанович – радист
  25. краснофлотец Свининкин Николай Александрович – электрик
  26. краснофлотец Семенов Илья Иванович – моторист
  27. курсант Смирнов Николай Петрович – курсант ВВМИУ имени Дзержинского
  28. краснофлотец Старшев Василий Афанасьевич – лекарский помощник
  29. краснофлотец Тарабанов Павел Яковлевич – моторист
  30. краснофлотец Титков Василий Николаевич – ученик акустик
  31. краснофлотец Шевелев Александр Андреевич – кок
  32. старшина Шорников Николай Семенович – старшина группы мотористов

Подводная лодка Д-1

Подводная лодка I серии заложена 5 марта 1927 года на заводе №-189 (Балтийский завод) в Ленинграде.  3 ноября 1928 года спущена на воду, и 12 ноября 1930 года вступила в строй.18 ноября 1930 года Д-1 вошла в состав Морских сил Балтийского моря.

Осенью 1932 года подводная лодка подверглась специальным научно-исследовательским испытаниям для точного выявления её тактико-технических элементов. Испытания показали, что Д-1 не уступает аналогичным подводным лодкам Англии и США того же периода постройки.   
   Летом 1933 года «Декабрист» в составе ЭОН-1 по  построенному Беломоро-Балтийскому каналу переведена на Север, 5 августа 1933 года вошла в состав Северной военной флотилии. Во время перехода 21 июля 1933 года в Сорокской губе Белого моря подводную лодку посетили  И.В.Сталин, С.М.Киров, К.Е.Ворошилов. В сентябре 1934 года подводная лодка получила литерно-цифровое обозначение «Д-1», но прежнее наименование продолжали употреблять как в повседневной жизни, так и в официальных документах.
   В 1935 году Д-1 совместно с Д-2, в тяжелых метеорологических условиях совершила переход к Новой Земле, вернувшись из похода, участвовала в тактических учениях. В августе 1936 года «Декабрист» совместно с Д-2  посетила Новую Землю и, пройдя проливом Маточкин Шар, вошла в Карское море. 21 сентября 1938 года  Д-1 вышла из Полярного по маршруту: Цып-Наволок – остров Вардё – мыс Нордкап – остров Медвежий – остров Надежды – остров Междушарский (Новая Земля) – остров Колгуев – мыс Канин Нос – мыс Святой Нос – остров Кильдин. Поход продолжался более 44 суток.
   В ходе Советско-финской войны Д-1 совершила два Боевых похода. Третий Боевой поход состоялся после окончания войны (27 марта — 7 апреля 1940 года): подводная лодка несла дозорную и разведывательную службу в районе Нордкап – Вардё, прикрывая эвакуацию частей 14-й армии из Петсамо в Мурманск.
    13 ноября 1940 года Д-1 вышла из Полярного и взяла курс в Мотовский залив для выполнения курса учебно-тактических задач. Подводной лодке предстояло провести учебную торпедную атаку судна.  Для проведения учений была выделена плавбаза «Умба». В 13.26. командир подводной лодки доложил по радио о готовности к выполнению учебной задачи. Это была последняя радиограмма «Декабриста». Через 4 минуты подводная лодка погрузилась под перископ по пеленгу 335° на расстоянии 10 миль от маяка Выев-Наволок и начала движение курсом 270°. В 13.45. по пеленгу 160° от мыса Шарапов в дистанции 17 кабельтов пост СНиС наблюдал движение перископа подводной лодки курсом 225°.
    После того, как Д-1 успешно выполнила поставленную задачу, плавбаза ушла в Полярное. С этого момента о подводной лодке не было никаких вестей. Вечером этого же дня, когда Д-1 в назначенное время не вышла на связь, начались поиски пропавшей подводной лодки. На следующий день гидросамолет МБР-2 обнаружил в месте погружения Д-1 крупные пятна соляра.

      На Север приехала комиссия под руководством второго заместителя Наркома ВМФ по судостроению адмирала Л.Галлера. По итогам ее работы был сделан вывод: «Декабрист» погиб вследствие разрушения прочного корпуса после погружения ниже предельной глубины». Это могло произойти либо из — за заклинки лодочных горизонтальных рулей, либо из — за ошибки команды. Но действительную причину катастрофы можно было установить только при подъеме подводной лодки или ее внешнем осмотре. Более того, комиссия признала уровень Боевой готовности сил Северного флота низким. Все североморские корабли поставили на прикол, и они приступили к Боевой подготовке, стоя на якоре и на швартовах.

   15 ноября корабли Северного флота, производящие поиск пропавшей подводной лодки, обнаружили обломки досок от аккумуляторных ящиков, сосновый брус и другие предметы, которые специальной экспертной комиссией опознаны как принадлежащие «Декабристу».
   При тралении района погружения подводной лодки 18 ноября  в 15-18 кабельтовых от острова Большой Арский придонный трал тральщика, производящего поиск, оборвался,  металлоискатель показал наличие в этом месте большого количества металла. Еще одна точка, где на дне был обнаружен большой металлический предмет, находилась в 18-20 кабельтовых от береговой черты мыса Выев-Наволок. 26 ноября 1940 года поисковые работы были прекращены. 
   Возможными причинами гибели «Декабриста» органами НКВД, проводящих расследование происшествия, назывались: отказ в работе механизмов при погружении, в результате чего подводная лодка оказалась раздавленной на глубине, достигающей в месте предполагаемой гибели  200-300 метров, а также взрыв снарядов или торпед на подводной лодке в результате неправильного их хранения. Второму варианту уделялось особое внимание, так как в январе 1940 года на Д-1 был случай падения со стеллажей двух снарядов из-за плохого крепления. Кроме того, было отмечено, что в день гибели «Декабриста» предполагаемый курс подводной лодки был изрезан в разных направлениях курсами других кораблей. Показаниями флагманских специалистов штаба Бригады подводных лодок, командиров и краснофлотцев погибшей подводной лодки, которые по разным причинам остались на берегу, установлено, что Д-1 совершенно не была подготовлена к выполнению поставленной учебной задачи, так как провела последнее погружение за три месяца до катастрофы и имела перерыв в Боевой подготовке.
   Из команды Д-1 при штатном расписании 10 офицеров, 15 старшин и 28 матросов, подводная лодка вышла на выполнение задачи без 12 подводников (трех офицеров, трех старшин и командиров отделений и шести матросов). Среди находившихся на борту Д-1 семеро служили на корабле всего полтора месяца, а двое – лишь по три дня. Катастрофа Д-1 крайне неблагоприятно отразилась на системе Боевой подготовки подводных лодок. Были введены ограничения по районам её проведения, а так же по глубине погружения, что не давало командирам и командам подводных лодок в полной мере отрабатывать Боевые задачи накануне тяжелых испытаний Великой Отечественной войны.

  Подводная лодка Д-1 обнаружена на грунте в ноябре 2014 года. Разрушения корпуса свидетельствуют о нескольких взрывах внутри подводной лодки: в артпогребе и отсеках с аккумуляторной батареей, торпедном отсеке. Так как входной люк боевой рубки открыт, а остальные вырваны взрывом, то наиболее вероятно, что первый взрыв произошел в надводном положении (взрыв в артпогребе) с разгерметизацией прочного корпуса, дальнейшим погружением подводной лодки и взрывом боезапаса при ударе об грунт. Катастрофе способствовало – отсутствие на выходе в море командиров БЧ-3, БЧ-5 и специалиста трюмного заведующего «системой воздуха высокого давления.

Народному Комиссару

Военно-Морского Флота Союза С.С.Р.

Товарищу Кузнецову.

 4 декабря 1940 г.  

№ 5247/б    «Сов. Секретно»  

Спецсообщение

 
В результате расследования причин гибели подлодки Северного флота Д-1 дополнительно установлено: 13-го ноября 8 час. 55 мин. Подлодка вышла из базы флота (Полярное), взяв курс в район Мотовского залива для выполнения учебно-тактической задачи (погружение с подныриванием).

   В 13 час.26 мин. 13/XI командованием флота была получена с подлодки радиограмма о начале ее погружения по пеленгу 335° на расстоянии 10 миль от маяка «Выев-Наволок».
 После этого связь с ней прекратилась.

   15-го ноября в районе погружения подлодки Д-1 на поверхности воды были обнаружены большие пятна соляра и обломки: спасательного круга, досок от аккумуляторных ящиков радиорубки длиною до 60 см., соснового бруса и других предметов. Все эти предметы специальной экспертной комиссией опознаны, как принадлежащие подлодке Д-1.

При тралении района погружения подлодки Д-1 18/XI-с.г. был оборван трос придонного трала. Металлоискатель отметил в этом месте наличие большого количества металла. Предполагается, что это корпус п/л Д-1. Окончательные причины гибели подлодки не установлены.     

   Предположения специалистов сводятся к следующему:

   1) Отказ в работе механизмов при погружении, в результате подлодка села на грунт и на глубине достигающей в этом месте 200 – 300 метров, оказалась раздавленной.

  2) Взрыв снарядов или торпед в подлодке в результате неправильного их хранения.

  Второй вариант заслуживает особого внимания, так как в январе 1940 года на этой подлодке был зафиксирован случай падения со стеллажей в артпогребе 2-х снарядов из-за плохого крепления.   

   Район учения подлодки Д-1 командованием флота не был подготовлен. Место ее погружения оказалось изрезанным в разных направлениях курсами других кораблей, проводивших учения. С целью скрытия этого факта, командующий Северного флота контр-адмирал Головко 15/XI-с.г. приказал штурману эсминца «Стремительный» ст. лейтенанту Климович снять кальку маневрирования кораблей при поиске подлодки, а всё остальное на карте стереть. На карте общих курсов в этот же день было обнаружено, что курсы подлодок К-1 и К-2 пересекали полигон №-6 (место аварии подлодки Д-1), в связи с чем, начальник штаба Северного флота контр-адмирал Кучеров приказал флаг-штурману, капитану 3-го ранга Горбачёву «разобраться».

Когда копия этой кальки была доставлена в Особый отдел НКВД СФ, то курсы подлодок К-1 и К-2 были обнаружены южнее полигона № 6. Показаниями флагманских специалистов штаба, командиров и краснофлотцев погибшей подлодки, оставшихся на берегу установлено, что подлодка совершенно не была подготовлена к задачи «Погружение с подныриванием». Последнее погружение её производилось 3 августа, после чего подлодка в течение 3-х месяцев находилась в ремонте.

Несмотря на это, командир бригады подлодок капитан 2-го ранга Павлуцкий добиваясь перевода Д-1 в первую линию – отправил неподготовленный экипаж для выполнения указанной задачи.

Дальнейшее расследование причин производится оперативным работником Особого отдела НКВД СССР, командированным на место гибели.

Народный Комиссар Внутренних дел Союза С.С.С.Р. (Л. Берия)

Начальник ОО ГУГБ НКВД СССР Майор гос. безпасн. (Михеев)

И.В.Сталин и К.Е.Ворошилов в ходе посещения отряда кораблей ЭОН-1.
Сорская губа. 21 июля 1933 года.
И.В.Сталин и К.Е.Ворошилов в ходе посещения отряда кораблей ЭОН-1.
Сорская губа. 21 июля 1933 года.

Подводная лодка Д-1 во время перехода на Северный флот. 1933 год.
Подводная лодка Д-1 в полигоне Боевой Подготовки. 1935 год.
Подводная лодка Д-1. Курс в Мотовский залив.
3 ноября 1940 года.
Разрушенный прочный корпус
Разрушенный прочный корпус

Носовая оконечность
Носовые горизонтальные рули
Волнорезный щит носовых ТАТА
Кормовой входной люк

Фрагменты подводной лодки Д-1 на грунте.

13 ноября 1940 г. – Северный флот. Погибла большая подводная лодка «Д-1 Декабрист» в Мотовском заливе погибла при неизвестных обстоятельствах при погружении во время выполнения торпедных стрельб.  Погибли:

  1. капитан-лейтенант Елтищев Фёдор Максимович – командир ПЛ, 1912 года, Тульская область. с. Ильинка
  2. старший политрук Прохоренко Петр Михайлович – военком ПЛ, 1909 года, Черниговская область, г. Короп
  3. старший лейтенант Грачев Иван Иванович – флагманский штурман БрПл СФ, дублер помощника командира, 1913 года, г. Киев
  4. старший лейтенант Вихман Матвей Абрамович – командир БЧ-1,4, 1913 года, Минская область, с. Щатково
  5. младший лейтенант Родионов Алексей Георгиевич – командир группы рулевых, 1911 года, Калининская (Тверская) область, г. Холмец
  6. лейтенант Чернокнижный Петр Лукич – командир группы торпедистов, 1917 года, Днепропетровская (Екатеринославская) область, с. Чумаки
  7. воентехник 2 ранга Белов Сергей Петрович – командир группы движения, 1909 года, г. Ленинград (Санкт-Петербург)
  8. фельдшер Петрухин Николай Семенович – лекпом, 1915 года
  9. краснофлотец Авраменко (Абраменко) Иван Михайлович – ученик моториста, 1919 года, Харьковская область, с. Чабановка
  10. краснофлотец Акулов (Акутов) Александр Гаврилович – ученик электрика, 1920 года, Московская область, г. Павловский Посад
  11. старшина Арбузов Николай Иванович – боцман, 1913 года, Вологодская область, д. Масленинково
  12. краснофлотец Агапов Михаил Гаврилович – старший специалист рулевой, 1921 года
  13. краснофлотец Алешин Сергей Васильевич – ученик торпедиста, 1921 года, Тульская область, д. Хохольня
  14. краснофлотец Баринов Федор Иванович – старший специалист торпедист, 1917 года, Куйбышевская (Самарская) область, с. Канадей
  15. краснофлотец Бекетов Алексей Семенович – ученик торпедиста, 1919 года, Тамбовская область, с. Завороненское
  16. краснофлотец Болтунов Николай Егорович – ученик трюмного, 1920 года
  17. краснофлотец Борзов Василий Денисович – ученик моториста, 1921 года
  18. краснофлотец Борисов Александр Павлович – старший специалист рулевой, 1919 года
  19. краснофлотец Бычков Виктор Петрович – ученик моториста, 1920 года
  20. краснофлотец Васильев Егор Васильевич – ученик электрика, 1920 года Калининская (Тверская) область, д. Желдобино)
  21. краснофлотец Виноградов Николай Яковлевич – штатный специалист моторист, 1916 года, Западная (Смоленская) область, д. Николаевская
  22. краснофлотец Волков Петр Ефремович – старший специалист электрик, 1914 года, Саратовская область (республика немцев Поволжья), с. Семен
  23. старшина Гашпар Василий Иванович – старшина группы трюмных, 1913 года, Ивановская область. д. Трикаты
  24. краснофлотец Головач Иван Тимофеевич – ученик рулевого, 1920 года, Черниговская область, д. Бакланов
  25. краснофлотец Голубев Николай Иванович – старший специалист трюмный, 1915 года. г. Москва
  26. краснофлотец Гулюкин Иван Андреевич – ученик торпедиста, 1921 года, Тульская область, д. Гремячево
  27. краснофлотец Дунайский Николай Николаевич – командир отделения трюмных (ВрИД), 196 года, Ивановская область, ст. Карабаново
  28. краснофлотец Затравин Юрий Федорович – штурманский электрик, 1916 года, Саратовская область, д. Шепелевка 
  29. краснофлотец Зенин Виктор Васильевич – старший специалист моторист, 1915 года, Московская область, ст. Раменская
  30. командир отделения Кисилев Иван Васильевич – командир отделения рулевых, 1915 года, Архангельская область. д. Поздеевская
  31. краснофлотец Кичев (Клюев) Николай Васильевич (Иванович) — старший специалист рулевой, 1915 года, Северная (Архангельская) область, д. Захотово
  32. краснофлотец Крамаренко Александр Семенович – штатный специалист электрик, Сталинская (Донецкая) область, г. Мариуполь
  33. командир отделения Кузьмин Иван Софронович – командир отделения комендоров, 1916 года, г. Москва
  34. командир отделения Куков Александр Александрович – командир отделения мотористов, 1915 года. г. Москва
  35. краснофлотец Кулаковский Анатолий Андреевич – ученик торпедиста, Курская область. ст. Верховье
  36. краснофлотец Ланцев Андрей Николаевич – штатный специалист трюмный, 1916 года, Ярославская область, д. Чудиково
  37. краснофлотец Малышин Иван Васильевич – штатный специалист электрик, 1918 года, Курская область, д. Рожково
  38. краснофлотец Митрофанов Михаил Иванович – старший моторист, 1916 года, Ивановская область, д. Алексеевка
  39. краснофлотец Никишин Николай Иванович – строевой, 1917 года
  40. краснофлотец Обоев Сергей Петрович – старший моторист, 1915 года, Московская область. д. Теренино
  41. старшина Потапов Давид Александрович – старшина группы электриков, 1911 года, Архангельская область, Пролетарский район
  42. краснофлотец Прощагин Геннадий Семенович – ученик акустика, 1916 года
  43. краснофлотец Романов Василий Романович – старший специалист моторист, 1915 года, Западная (Смоленская) область, д. Колпино
  44. старшина Сидоров Алексей (Александр) Георгиевич – старшина группы радистов, 1915 года, г. Ленинград (Санкт-Петербург)
  45. краснофлотец Сидоров Иван Трофимович – кок, 1915 года, Курская область, д. Ульяновка
  46. командир отделения Слынько Яков Павлович – командир отделения скрытой связи, 1917 года, Киевская область, д. Лысянка
  47. краснофлотец Смирнов Анатолий Семенович – старший электрик, 1916 года, Татарская АССР, г. Елабуга
  48. краснофлотец Терещенко Иван Васильевич – трюмный, 1918 года, Харьковская область, с. Торны
  49. краснофлотец Титов Василий Кузьмич – старший комендор, 1915 года, Самарская (Куйбышевская) область, д. Белокрючье
  50. старшина Ушаков Пантелеймон Петрович – старшина группы торпедистов, 1912 года, Коми АССР г. Сыктывкар
  51. старшина Федотов Василий Сергеевич – старшина группы мотористов, 1912 года, Рязанская область, с. Круйки
  52. командир отделения Хасанов Назиб Зарифович – командир отделения акустиков, 1914 года, Татарская АССР, с. Бокором
  53. краснофлотец Чернов Павел Иванович – старший рулевой, 1916 года, Ярославская область, д. Федорково
  54. краснофлотец Чернышов Вячеслав Яковлевич – старший специалист электрик, 1915 года, Татарская АССР, г. Казань
  55. краснофлотец Шагурин Евгений Константинович – ученик штурманского электрика, 1918 года, Сталинградская (Волгоградская) область, х. Вертячий

Подводная лодка М-175

Подводная лодка XII серии заложена 29 мая 1937 года на заводе №-196 (Судомех) в Ленинграде как М-92. Спущена на воду 12 октября 1937 года.

21 июня 1938 года подводная лодка вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота, официально вступила в строй 29 сентября 1938 года.  

   19 мая 1939 года подводная лодка начала переход по Беломорканалу на Север, и 21 июня вошла в состав Северного флота под литерно-цифровым обозначением «М-175».Подводная лодка приняла участие в Советско-финской войне,  совершила пять Боевых походов.

   Начало Великой Отечественной войны М-175 встретила в составе 4-го дивизиона подводных лодок СФ, совершила пять Боевых походов.

    8 января 1942 года подводная лодка вышла в свой последний поход в Варангер-фьорд и 10 января была торпедирована и потоплена германской подводной лодкой U584. 15 января не вышла на связь в плановый срок оставления позиции. 17-22 января не ответила на вызовы по радио. 22 января истек срок автономности. В феврале 1942 года исключена из состава ВМФ СССР.

М-175 стала первой подводной лодкой Северного флота, не вернувшейся из Боевого похода  Великой Отечественной войны.

На начало 2019 года считается пропавшей без вести. Сведений об обнаружении остова подводной лодки М-175 не обнаружено.

январь 1942 г. Великая Отечественная война. Северный флот. Потоплена немецкой ПЛ U-584 ПЛ М-175 в районе полуострова Рыбачий

  1. капитан-лейтенант Мелкадзе Мамонт Лукич – командир ПЛ, 1907 года, Грузинская ССР д. Охалбедиемум
  2. лейтенант Борзенко Михаил Петрович – помощник командира ПЛ, 1917 года, Ростовская область, г. Морозовск
  3. лейтенант Полторацкий Иван Андреевич – дублер командир БЧ-1, 1916 года, г. Запорожье
  4. инженер-лейтенант Абросимов Борис Иванович – командир БЧ-5, 1919 года, г. Ленинград (Санкт-Петербург) 
  5. инженер капитан-лейтенант Шиляев Виктор Семенович – дивизионный инженер-механик 5 ДнПЛ, 1914 года, г. Киров
  6. краснофлотец Беденко Иван Степанович – рулевой, 1920 года, Ворошиловградская (Луганская) область, с. Буденного
  7. краснофлотец Буйлин Виктор Петрович – торпедист, 1920 года, Тамбовская область, д. Грачевка
  8. краснофлотец Головин Дмитрий Иванович – рулевой, 1919 года, Кировская область д. Видякино
  9. старшина 2 статьи Зайцев Иван Васильевич – командир отделения штурманских электриков, 1917 года, Западная (Смоленская) область с. Ухово
  10. старшина 2 статьи Зубанов Владимир Васильевич – командир отделения радистов, 1921 года, Ивановская область г. Вязники
  11. краснофлотец Маков Владимир Митрофанович – ИД группы торпедистов, 1920 года, Рязанская область, д. Яблово
  12. старшина 2 статьи Махрин Виктор Тимофеевич – командир отделения рулевых, 1919 года, Курская область, с. Репец
  13. старшина 2 статьи Никитин Сергей Васильевич – старшина группы электриков, 1914 года, Ивановская область, с Новое
  14. старшина 2 статьи Попов Петр Дмитриевич – командир отделения мотористов, 1921 года, Сталинградская (Волгоградская) область с. Сосколье
  15. краснофлотец Рыбаков Иван Петрович – старший электрик, 1920 года, Рязанская область, с. Ново-Ямское
  16. старшина 1 статьи запаса Савельев Василий Егорович – старшина отделения рулевых (боцман), 1913 года, Архангельская область д. Пукшеньга
  17. старшина 1 статьи Соловьев Павел Иванович – старшина группы мотористов, 1916 года, Калининская (Тверская) область д. Букавино
  18. старшина 2 статьи Укропов Михаил Михайлович – командир отделения трюмных, 1915 года, Московская область, с. Канино
  19. краснофлотец Федосов Александр Дмитриевич – трюмный, 1919 года, Тульская область, д. Слободка
  20. краснофлотец Федоров Алексей Иванович – старший моторист, 1920 года, Калининская (Тверская) область д. Техменево
  21. старшина 2 статьи Чубаров Петр Иванович – командир отделения акустиков, 1915 года, Московская область, с. Павловское

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *