Бойко В. Трагедии Балтийского подплава

Во второй книге о трагедиях Подплава Отечества «Трагедии Балтийского Подплава» ветерана-подводника ВМФ РФ Владимира Бойко рассказывается о погибших подводных лодках и исчерпывающе описаны все известные случаи гибели подводных лодок на Балтийском флоте. Книга «Трагедии Балтийского Подплава» является второй в концепции создания книг о гибели подводных лодок четырех флотов Российской Федерации.

   Книга предназначена для подводников ВМФ РФ и широкого круга читателей, интересующихся морской тематикой и историей Подводного Флота Отечества.

Уважаемый читатель!

Книга «Трагедии Балтийского Подплава» является уникальным изданием, содержащим сведения обо всех погибших подводных лодках Балтийского флота, не вернувшихся из Боевых походов в период с 1913-го по 1957 года. В книге по каждой погибшей подводной лодке указаны: название подводной лодки, наименование флота (флотилии), в состав которого подводная лодка входила, дата, время, место и вероятная причина гибели подводной лодки.

В качестве дополнительной информации указываются даты обнаружения погибшей подводной лодки на грунте и ее подъема, приведены фотографии погибших подводных лодок.

   Созданию данной книги предшествовало несколько лет работы, результатом которой явилось систематизированное и подробное изложение информации по погибшим подводным лодкам Балтийского флота.

   За всю столетнюю историю Российского Подводного Флота свет увидели многочисленные мемуары и исследования, но по вполне понятным причинам эти работы содержали ряд искажений и умолчаний, продиктованных необходимостью прийти к выводу, что у нас все было хорошо. Несколько других фундаментальных трудов уходили от вопросов, не связанных с Боевой деятельностью подводных лодок, способствовали возникновению больше вопросов, чем ответов.

   Автор книги, ветеран-подводник ВМФ РФ В.Бойко, постарался изучить основные документы и дал цельную и правдивую картину гибели подводных лодок Балтийского Подплава. Указаны случаи гибели подводных лодок как аварийного, так и Боевого характера. Приведенные данные не претендуют на полноту и абсолютную достоверность, поскольку получены из анализа открытых и небольших архивных источников.   

   Среди драматических эпизодов, выпавших на долю отечественного Подводного Флота в годы Великой Отечественной войны, кампания 1943 года на Балтике занимает особое место, как одна из самых неудачных. Из состава 1­- го эшелона развертывания кампании 1943 года пропали без вести две из трех входивших в его состав подводных лодок, из состава 2­ — го — две из двух, притом, что ни одной из них так и не удалось вырваться за пределы Финского залива. Участвовавшими в кампании подводными лодками не было совершено ни одной торпедной атаки, так что понесенные потери не компенсировались никакими Боевыми успехами. Рассекречивание в последние годы большого пласта документов из отечественных архивов, находки на грунте Финского залива, появившийся доступ к документам бывших противников дает возможность довольно полно восстановить картину событий и максимально объективно оценить причины трагических неудач.

   Книга написана по материалам отечественной и иностранной литературы: проектной документации подводных лодок, очеркам по истории конструкторских бюро, справочной и мемуарной литературе, журнальным статьям и др. Использована информация из Центрального Военно-Морского Музея РФ, иностранных военных музеев и мемориалов. Большое количество уникальных фотографий подводных лодок является несомненным украшением книги.

   Книга «Трагедии Балтийского Подплава» предлагает новый интереснейший материал, позволяющий дополнить свои знания о Подводных Силах Балтийского флота сведениями нестандартными, необычными и неожиданными. В данной книге впервые приведены интересные тактические эпизоды, иллюстрирующие Боевые возможности подводных лодок с точки зрения автора, подводника — профессионала, отдавшего атомному Подводному Флоту ВМФ СССР и Российской Федерации тридцать лет. 

   Автор использует свой, особый способ изложения самого материала, время от времени, дает читателю возможность возвращаться к уже изложенным событиям, действиям и техническим деталям с тем, чтобы читатель мог еще раз понять их многообразие и рассмотреть под разными углами зрения. Так же, как и в предыдущих трудах, автор дает читателю возможность убедиться в том, что балтийские подводники всегда отличались практичностью, творческим подходом к использованию опыта, бесстрашием и беззаветной преданностью своему делу, своей Родине.

    Книга «Трагедии Балтийского Подплава» рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся историей Подводных Сил Военно-морского флота России, является уникальной по содержанию, открывает для читателя неизвестные страницы истории Подводных Сил Балтийского флота. 

   Книга, несомненно, займет достойное место на полках домашних библиотек любителей военной истории, подводников ВМФ, ветеранов флота, а также будет интересна и тем, кто только начинает свое знакомство с историей Подводного Флота Отечества.

Лев Давыдович Чернавинконтр-адмирал, командир 4-ой эскадры подводных лодок Северного Флота (1974-1979)

От автора

   Не так давно на Балтике была завершена одна из поисковых стадий целевых исследовательских программ, выполняемых российскими специалистами в рамках проекта «Тайны затонувших кораблей».

Общей целью этого первого в Российской Федерации проекта по поиску, идентификации и обследованию затонувших объектов является составление государственного реестра кораблей и судов, лежащих в водах северо-запада страны. В рамках общей задачи была разработана специальная программа работ по поиску подводных лодок Российского Императорского и Красного Рабоче — Крестьянского Флотов, погибших в Боевых походах на Балтике.

   Как известно, в XX веке в ходе Великой (Первой Мировой), Советско-финской и Великой Отечественной войн на Балтийском море в Боевых походах погибли в общей сложности пятьдесят три российских и советских подводных лодок. Судьба трех подводных лодок неизвестна до сих пор.

   К сожалению, их поискам в СССР уделялась слишком мало сил. За все послевоенные годы Аварийно-Спасательная Служба КБФ обнаружила и подняла на поверхность корпуса всего двух подводных лодок, место гибели которых были известны. В 1955 году к 10-летию Победы была поднята подводная лодка С-11, погибшая на донной магнитной мине в проливе Соэло-Вяйн 2 августа 1941 года. Спустя 10 лет – к 20-летию Победы была поднята кормовая часть подводной лодки М-81, погибшей 1 июля 1941 года. Носовая ее часть из-за наличия торпед была взорвана на грунте.

   Начиная с середины 90-х годов прошлого века по настоящее время, с развитием техники и технологии поисков и ростом объемов подводных поисковых работ произошел прорыв в раскрытии судеб пропавших подводных лодок – на грунте Балтийского моря были обнаружены погибшие подводные лодки Балтийского Подплава.

   К сожалению, почти все подводные лодки найдены в водах государств по различным причинам не расположенным к сотрудничеству с Россией. Между тем, изучение архивных источников позволяет предполагать, что и в российских водах лежат на грунте останки советских подводных лодок, раннее считавшимися пропавшими без вести. Подтверждение этому явилось обнаружение на грунте подводных лодок М-95 (обнаружена в 2015 году), М-96 (обнаружена в 19999 году), Щ-302 (обнаружена в 2019 году), Щ-304 (обнаружена в 2004 году), Щ-311 (обнаружена в 2012 году), Щ-320 (обнаружена в 2017 году), С-9 (обнаружена в 2013 году), Щ-405 (обнаружена в 2018 году).

   В ходе исследовательской программы специалистами «Тайны затонувших кораблей» были проведены целенаправленные поисковые работы вдоль линий постановки немецких минных заграждений «Seeigel» и финских «Rukajarvi». При поисках использовался созданный в рамках проекта комплекс на основе гидролокатора бокового обзора, интегрированного с навигационно-картировочной системой. Одновременно с получением и обработкой гидроакустических сигналов осуществлялся и прием сигналов от GPS-приемника в формате и ввод в компьютер. Схема маневрирования поискового плавсредства автоматически отображалась в реальном времени на электронной карте, куда оператор помещал те или иные значки в случае обнаружения целей.

   В результате первой стадии поисков на грунте Финского залива было обнаружено довольно много целей. К сожалению, большие глубины в районах работ и плохие погодные условия не всегда позволяли получать сонарограммы необходимого качества. Тем ни менее ряд объектов с разной степенью уверенности могут быть интерпретированы как корпуса подводных лодок. Ясность в идентификацию найденных целей могут внести только водолазное обследование.

   При подготовке этой книги была проделана большая исследовательская работа, просмотрена масса печатных источников, но автор хочет предупредить читателя, что достоинства предлагаемой его вниманию книги, если таковые имеются, это, прежде всего, достоинства источников, по которым она написана; в то же время ответственность за ошибки и неточность в этой работе автор целиком берет на себя.

   Память о погибших подводных лодках и подводниках навсегда останется в людских сердцах, будет бережно храниться подводниками новых поколений. Навечно останутся в нашей памяти подвиги балтийских подводников в годы Великой Отечественной войны. Действуя в неимоверно тяжелых условиях, которые и не снились никаким другим подводникам стран, участвовавших во Второй мировой войне, подводники Балтийского Подплава показали образцы мужества, отваги и хороший уровень оперативно-тактического мастерства. 

   После Великой Отечественной войны Балтийский Подплав также не избежал трагедий: в 1956 году подводная лодка М-200 («Месть») столкнулась с эсминцем «Статный» в районе Таллинна; в 1957 году подводная лодка М-256 затонула в результате пожара в районе Таллинна.

   Данная книга предназначена подводникам ВМФ и широкому кругу читателей, интересующихся Военно-морской историей Отечества, создана в целях военно-патриотического воспитания молодежи, и является познавательной и полезной для ее изучения.  

   Отдавая дань уважения контр-адмиралу Льву Давыдовичу Чернавину его «Обращение к читателям»  из книги, изданной в 2013 году, я оставил в данном труде.

Владимир Бойко ветеран-подводник ВМФ РФ

Владимир Бойко и Лев Чернавин во время работы над книгой. Санкт-Петербург. Крейсер «Аврора».
Во время работы над книгой в музее истории подводных сил России имени А. И. Маринеско.
2012 год, февраль.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *