Бойко В. Подводные лодки Испании. Подводные лодки типа «С»

Королевским декретом от 13 октября 1922 года было выделено 79 119 300 песет на строительство шести подводных лодок тип «С» на картахенской верфи SECN. Прототипом являлись подводные лодки тип S-48, строившиеся для ВМФ США, учитывался опыт строительства и эксплуатации подводных лодок тип  «В».

   Подводные лодки  тип «C» двухкорпусные, полностью клепанные. Два дизеля фирмы Vickers по 1000 л.с. и два электромотора по 375 л.с. работали на два трехлопастных винта. Подводные лодки  были оснащены двумя перископами, эхолотами фирмы Hughes, лагами Forbes и системой звукоподводной связи Fesseden с дальностью действия две мили. По своим тактико-техническим данным они значительно превосходили подводные лодки тип «B», имея лучшую мореходность и дальность плавания, значительно меньшее время погружения и более мощное торпедное вооружение, как по количеству аппаратов, так и по их калибру (533-мм вместо 450-мм). На первых подводных лодках серии устанавливались 76.2/45-мм орудия Vickers, а на C-3 и C-4 — 75-мм тип Bonifaz испанского производства.

   В целом, подводные лодки этого типа по своим данным значительно уступали большинству иностранных подводных лодок того времени. В первую очередь это касалось гидроакустической аппаратуры. На C-1 и C-2 были установлены практически бесполезные шумопеленгаторы тип «K», а на остальных подводных лодках серии более совершенные тип «Electroacustic», но и их возможности были крайне ограниченными.


Тактико – Технические Данные

подводных лодок тип «C»:

Водоизмещение: надводное/подводное – 925/1144 тонн. Главные размерения: длина наибольшая – 73.3 метра; ширина наибольшая – 6.33 метра; осадка – 5.64 метра. Силовая установка: два дизеля по 1 000 л.с., два гребных электромотора по 375 л.с. Запас топлива – 42 тонны. Скорость хода: надводная/подводная – 16.5/8.5 узла. Дальность плавання: надводная/подводная —  6800 (при скорости 10 узлов) миль/150 (при скорости 4.5 узла) миль. Вооружение: четыре носовых 533-мм торпедных аппарата, два кормовых 533-мм торпедных аппарата; одно 76-мм орудие; один пулемет. Предельная глубина погружения: 87 метров. Команда: 40 подводников.

Подводная лодка

С-1

   Заложена на верфи SECN в Картахене (Испания) 19 июля 1923 года под наименованием «Isaac Peral». Спущена на воду 31 марта 1927 года. 18 июля 1928 года вступила в строй ВМФ Испании.

   В 1936 году вошла в состав республиканского флота Испании. В 1937 году  военным советником командира испанской команды подводной лодки был назначен И.А.Бурмистров (воевал под именем Луис Мартинес). Подводная лодка базировалась на Картахену и осуществила несколько Боевых походов. На подходе к Хихону произвела торпедную атаку крейсера «Альмиранте Сельвера». Торпеды в цель не попали. Устаревшие торпеды, закупленные у итальянцев еще в 1928 году, уклонялись от заданного курса или вообще не взрывались, даже попав в цель. Подняв оба перископа, С-1 по команде И.А.Бурмистрова полным ходом пошла на крейсер, который поспешно развернулся и покинул район патрулирования. Правительство Испанской Республики ходатайствовало о награждении Луиса Мартинеса, и 14 ноября 1938 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении И.А.Бурмистрову звания Героя Советского Союза.

1938 год 9 октября 1938 года подводная лодка С-1 была потоплена в Барселоне авиацией противника.

   16 ноября 1938 года подводная лодка поднята и поставлена в ремонт и восстановлена.

   В 1948 году С-1 выведена из Боевого состава флота и в начале 50-х годов сдана на слом. 

Подводная лодка

С-2

   Заложена на верфи SECN в Картахене 15 сентября 1923 года, 5 апреля 1928 года спущена на воду. 19 июля 1928 года вступила в строй ВМФ Испании. В 1936 году вошла в состав республиканского флота Испании.    С 26 июня 1937 года республиканские подводные лодки несли регулярную позиционную службу на путях движения кораблей мятежников, сменяясь вначале через 5-6, а потом через 3-4 суток. 2 июля С-2 атаковла крейсер «Альмиранте Сервера» с дистанции 4000 метров, но неудачно. В конце августа, находясь на позиции у Хихона, получила разрешение в связи с имеемыми неисправностями уйти во французкие порты. Прибыла в Сен-Назар, где была интернирована. Часть профашистки настроенной команды покинула корабль.

В 1938 году подводную лодку  принял Н.П.Египко (воевал под именем Дон Северино де Морено). Перед ним стояла задача отремонтировать подводную лодку и, пока действовало разрешение французких властей, вывести его в Испанию.  Подводную лодку  необходимо было ремонтировать, а французские власти ставили палки в колеса, к тому же вокруг сновали фашисты, старавшиеся подкупить команду. Среди личного состава нашлись анархисты, пытавшиеся дезорганизовать работу. Диверсии следовали одна за другой. И все-таки даже в таких условиях Н.П.Египко довел ремонт до конца, насколько это было возможно в тех условиях;

   В июле 1938 года были завершены основные работы. Оставалось произвести испытание механизмов, но подводной лодке не разрешали выйти для этого в море. Н.П.Египко проводил испытания тайком, по ночам, в бассейне гавани. Не закончив испытаний, подводная лодка ушла в плавание осуществив переход из Сен-Назара через Гибралтар в Картахену;

В августе 1938 года правительство Испанской республики решило использовать имевшиеся в его распоряжении подводные лодки для связи между Валенсией и Барселоной. Было выполнено несколько рейсов, но вскоре в результате продвижения франкистских войск и отхода республиканцев, доставка почты подводными лодками прекратилась. Других попыток история филателии не знает. 11 августа 1938 года были выпущены специальные почтовые марки с надписью «Почта на подводных лодках». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1939 года за мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского и интернационального долга капитану 2-го ранга Египко Николаю Павловичу присвоено звание Героя Советского Союза;

   В 1948 году подводная лодка С-2 выведена из Боевого состава и в 1952 году сдана на слом.

Подводная лодка

С-4

   Заложена на верфи SECN в Картахене  5 мая 1924 года, 7 июня 1929 года спущена на воду. 21 сентября 1929 года вступила в строй ВМФ Испании.

   В 1936 году вошла в состав республиканского флота Испании.

   С 26 июня 1937 года республиканские подводные лодки несли регулярную позиционную службу на путях движения кораблей мятежников, сменяясь вначале через 5-6, а потом через 3-4 суток. 23 июля  пыталась атаковать крейсер «Канариас», но подверглась атаке глубинными бомбами с вооруженных судов мятежников;

   В конце августа 1937 года, находясь на позиции у Хихона, получила разрешение в связи с имеемыми неисправностями уйти во французкие порты. Прибыла в Бордо, где была интернирована. Часть профашистки настроенной команды покинула подводную лодку.

   В 1938 году подводную лодку принял И.А.Бурмистров. Перед ним стояла задача отремонтировать С-4 и, пока действовало разрешение французких властей, вывести его в Испанию. В июле 1938 года были завершены основные работы. Подводная лодка ушла в плавание, осуществив переход из Бордо через Гибралтар в Картахену.

   В августе 1938 года Правительство Испанской республики решило использовать имевшиеся в его распоряжении подводные лодки для связи между Валенсией и Барселоной. Было выполнено несколько рейсов, но вскоре в результате продвижения франкистских войск и отхода республиканцев, доставка почты подводными лодками прекратилась. Других попыток история филателии не знает. 11 августа 1938 года были выпущены специальные почтовые марки с надписью «Почта на подводных лодках».

1946 год 27 июня 1946 года подводная лодка С-4 затонула после столкновения с испанским эсминцем.

Подводная лодка С-6

   Заложена на верфи SECN в Картахене 12 февраля 1925 года, спущена на воду 26 декабря 1929 года, 27 сентября 1930 года вошла в состав ВМФ Испании.

   В 1936 году вошла в состав республиканского флота Испании.

   В 1937 году командиром испанской команды подводной лодки назначен И.А.Бурмистров.   В 1937 году подводная лодка была повреждена при бомбардировки Бильбао. Прошла восстановительный ремонт в течении нескольких месяцев. Находилась у стенки Бильбао. Подводную лодку  после ремонта принял Н.П.Египко (воевал под именем Матисс).

   В июне подводная лодка безуспешно атаковала крейсер «Альмиранте Сельвера». После падения Бильбао подводная лодка перешла в Сантандер, уже тоже находившийся на передней линии фронта где оставалась до последнего момента, чтобы принять ценности (драгоценности, валюта, сумма в 15 миллионов песет и документы), принадлежавшие правительству басков. Из Сантандера подводная лодка перешла в Хихон. Осенью 1937 года подводная лодка несколько раз выходила в море.

   17 октября 1937 года С-6 была существенно повреждена при налете авиации противника. После взрыва двух бомб между пирсом и бортом у подводной лодки был поврежден прочный корпус;

   19 октября 1937 года С-6 была затоплена своей командой в районе Хихона (Бискайский залив).

   В 1947 году подводная лодка была поднята,  но вновь затонула при буксировке к месту разборки на металл.

Подводная лодка «С-1»
Подводная лодка «С-2»
Подводная лодка «С-2»
Подводная лодка С-3 у борта спасательного судна «Kanguro».
Подводные лодки С-6 и С-3 в Венеции.
Подводная лодка «С-3»
Подводная лодка «С-3»
Команда подводной лодки С-3.
Команда подводной лодки С-3.
Подводная лодка С-4.
Подводная лодка С-4.
Подводная лодка С-1.
1942 год.
Подводная лодка С-4
Подводная лодка С-4

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *