Бойко В. Подводные лодки Испании (окончание)

Подводные лодки тип S-80

С начала 90-х годов в Испании начались подготовительные работы к разработке проекта новой отечественной подводной лодки, позднее получившего наименование S-80, к реализации которого приступили в конце 1997 года по решению Главного штаба Вооруженных Сил. Еще на стадии проектирования Izar-Navantia пыталась найти покупателей для будущей подводной лодки и за границей. Определенный интерес к ней проявили Турция, Индия, Норвегия, Сингапур и Австралия. Так как в это время Испания участвовало в совместном с Францией проекте «Scorpene», то в июле 2005 года возникли серьезные трения между Navantia и DCNS.

   Французы обвиняли испанских партнеров в незаконном копировании технологии подводных лодок при создании S-80, опасаясь появления на мировом рынке неатомных подводных лодок нового конкурента. Кроме того, определенную роль в разгоревшемся конфликте сыграл выбор Испанией для проектируемой подводной лодки боевой информационно-управляющей системы производства американской компании Lokheed Martin вместо французской альтернативы. Испанцы же считали проект «Scorpene»  совместной интеллектуальной собственностью и в свою очередь обвиняли DCNS в продвижении проекта на мировом рынке вооружений как чисто французский проект. Проект же S-80 они рассматривали как собственную разработку, ссылаясь на коренные отличия в размерениях, электронном оборудовании и типе энергетической установке. Дело дошло до судебных тяжб, но, обе стороны отозвали свои иски из арбитражного суда в Париже.

   При проектировании подводных лодок данного типа при отсутствии серьезного опыта в этой области перед испанскими специалистами возникло множество проблем, что заставило их разрабатывать собственные методы проектирования, в том числе программное обеспечение, примером которого может служить система FORAN. Компьютерными методами проектировалось размещение внутри корпуса механизмов, оборудования, трубопроводов и кабельных трасс. Испанскими фирмами были созданы ряд новых отечественных электронных систем и различного оборудования, что позволило свести до минимума их поставки из-за рубежа. В общей сложности, 12.5 % компонентов подводных лодок будут поставляться из США, а 87.5 % производиться в Испании и других европепейских странах.

   Серьезной проблемой для Izar-Navantia стало изготовление и сварка секций прочного корпуса из стали 80 HLES. Постройку цилиндрической части прочного корпуса освоить удалось, но для изготовления его полусферических оконечностей пришлось привлекать британскую верфь BAE Systems Submarine Solutions, расположенную в Barrow-in-Furness. В будущем эту проблему предполагается решить собственными средствами путем закупки необходимого оборудования и подготовки специалистов.

   В 2004 году Министерство обороны Испании заключило с государственной судостроительной компанией  Navantia контракт на строительство четырех подводных лодок тип S-80, а в следующем году приступили к постройке головной подводной лодки. Программу строительства намечалось выполнить в следующие сроки:

Эти сроки по техническим и финансовым причинам неоднократно переносились и головная подводная лодка вряд ли вступит в строй ранее 2023 года, а четвертая – 2027. В 2013–2014 годах в средствах массовой информации появилась информация о серьезной проблеме, выявившейся на позднем этапе строительства новых подводных лодок. Речь шла о серьезном нарушении так называемой «весовой дисциплины». Вес подводных лодок на 60-100 тонн превышал проектный, что делало невозможным безопасный процесс погружения – всплытия. Оказывается, еще в 2012 году Navantia была вынуждена обратиться за помощью к американским специалистам в области подводного кораблестроения, заключив контракт с американской Electric Boat. В СМИ сообщалось также и о проблемах с разработкой AIP (анаэробной силовой установки) для данного проекта.

   В 2013–2016 годах проект был кардинально переработан, в частности, потребовалось увеличить длину прочного корпуса путем врезки дополнительной секции длиной в 16 шпаций. При этом наибольшая длина подводных лодок возрастет с 71.05 до 80.81 метра, а подводное водоизмещение с 2426 до 2965 тонн. В связи с задержкой сдачи подводных лодок, потребовалась модернизация значительной части оборудования и обновление программного обеспечения. Модернизированный проект получил наименование «S-80 Plus».

   13 января 2012 года строящимся подводным лодкам были присвоены традиционные для испанского флота названия: «Isaac Peral» (S-81), «Narciso Monturiol» (S-82), «Cosme García» (S-83) в честь изобретателей подводных лодок и «Mateo García de los Reyes» (S-84) в честь первого командующего подводными силами Армады.

Тактико – Технические Данные подводных лодок тип S-80:

Водоизмещение: надводное/подводное – 2200/2426 тонн. Главные размерения:  длина наибольшая – 71.05 метра,  ширина наибольшая – 11.68 метров,  осадка 6.20 метров. Силовая установка: три дизель — генератора по 1200 кВт, один гребной электромотор – 3600 кВт, AIP – 320 кВт, один гребной винт.  Скорость хода: надводная/подводная – 12/20 узлов. Скорость подводная под AIP —  4 узла. Дальность плавания: подводная (под шноркелем) – 7500 миль при скорости 6 узлов,  подводная при скорости 4 узла — ? миль, подводная под AIP — более 1900 миль при скорости 4 узла.

Вооружение: ракетно-торпедное, шесть 533-мм носовых торпедных аппаратов, 18 торпед или ракет или 36 мин. Глубина погружения: 350-400 метров. Автономность: 44 суток. Команда: 32 подводника + 8 спецназовцев.

Начало постройки подводных лодок тип S-80.
Начало постройки подводных лодок тип S-80.
Установка гребного электродвигателя на строющуюся подводную лодку
тип S-80.
Предполагаемый вид подводных лодок тип S-80

Литература и источники

Friedman, Norman (1995). U.S. Submarines Through 1945: An Illustrated Design History. Annapolis, MarylandUnited States Naval Institute.  

Bauer, K. Jack; Roberts, Stephen S. (1991). Register of Ships of the U.S. Navy, 1775-1990: Major Combatants. Westport, Connecticut: Greenwood Pre

U.S. Submarines Through 1945 p. 261

U.S. Submarines Through 1945 pp. 305–311

Е. Тарас. Дизельные подводные лодки 1950-2005.  Мн.: Харвест, 2006. 

Friedman, Norman (1995). U.S. Submarines Through 1945: An Illustrated Design History. Annapolis, MarylandUnited States Naval Institute.  

Friedman, Norman (1994). U.S. Submarines Since 1945: An Illustrated Design History. Annapolis, MarylandUnited States Naval Institute.  

U.S. Submarines Since 1945 pp. 242

«WWII Profile: Jack B. Weinstein,» United States Courts, June 16, 2014.

Чант, Кристофер (1987). Сборник вооружений и военной техники. Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол.

Submarinos (VI): el S-80 tendrá capacidad para atacar con misiles objetivos en tierra». Por Tierra, Mar y Aire (in Spanish). 2018.

Expansion.com. «Navantia entregará el primer S-80 a la Armada en 2013, con un año de retraso — Expansión.com». www.expansion.com.

«Navantia announce delays in the S-80 submarine programme». murciatoday.com. Retrieved 13/n.

«The Market for Submarines Product Code #F673» (PDF). Forecast International. August 2010.

 «SS-23 «O´Higgins»» (in Spanish). Armada de Chile. Archived from the original on 15 May 2009. Retrieved 18 September 2012.

Scott, Richard (23 November 2007). «Spains S-80A submarine comes up to the surface». Jane’s Navy International. Archived from the original on 11 August 2011.

 González, Miguel (2 April 2004). «Defensa firma contratos de armamento por más de 4.000 millones después de las elecciones». El Pais (in Spanish). Madrid.

Ministerio de Defensa (September 2011). «Evaluación de los Programas Especiales de Armamento (PEAs)» (PDF) (in Spanish). Madrid: Grupo Atenea. Archived from the original (PDF). 2013.

 Ing, David (7 November 2011). «Spain’s S 80A submarines delayed by funding cuts». Jane’s Defence Security Report.

López, Antonio (14 December 2007). «Así se ensambla un submarino S-80». La Verdad (in Spanish).

«El cuarto nuevo submarino rendirá honor a García de los Reyes, militar y exministro de Marina fusilado en Paracuellos». ABC.

Mármol, G. (31 January 2012). «Los S-80 llevarán nombres clásicos». La Verdad(in Spanish).

«Navantia retrasa hasta dos años la entrega del primer submarino S-80 por problemas técnicos». Europa Press news agency. 2013.

 Govan, Fiona (22 May 2013). «£2 billion Spanish navy submarine will sink to bottom of sea». The Telegraph. London.  2013.

 «Spain spent $680 million on submarine that ‘can’t resurface'». rt.com. 2013.

 «Spain builds submarine 70 tons too heavy after putting a decimal in the wrong place». o.canada.com. 2013.

 Kington, Tom. «Navantia Gets US Help To Fix Overweight Sub». defensenews.com. Defense News (Gannett).  2013.

Navantia corrige el proyecto del S-80 y espera la orden para retomar la obra. Antonio López, La Verdad.

«Archived copy». Archived from the original on 2017.

«India, Spain ink agreement on defence cooperation». The Hindu. Chennai, India.  2012.

Дмитриев В.В. и др. Подводные «москиты». М.: Воениздат, 1969.

Миллер Д. (А.Е. Тарас). Подводный спецназ: История, операции, снаряжение, вооружение, подготовка боевых пловцов. Минск: «ХарвесТ», 1998.

Минеев Ю.К., Никитин К.А. Уникальная «Пиранья». Альманах «Гангут», 1998.

Тарас А.Е., Бешанов В.В. Люди-лягушки (История подводных диверсионных средств и сил). Минск: «ХарвесТ», 2000.

Чемоданов В.А. Сверхмалые подводные лодки «Тритон-2» и «Тритон-1М». Альманах «ГангуТ», 1998, выпуск 14.

Conway s AII the World s Fighting Ships 1947-1995. London: Conway Maritime Press, 1995.

Fock Н. Marine Kleinkampfmittel (Bemannte Torpedos, Кlein U-Boote, Klein Schnellboote, Sprengboote) gestern — heute — morgen. Herford: Koehlers Verlag, 1982.

Gleason J. & Waldron Т. Midget Submarines and Human Torpedoes. London: Random House, 1975.

Кетр Р. Midget Submarines of the Second World War. London: Chatam PubIlshing, 1999.

Kubiak К. Morskie dzialania specjalne ро roku 1945. Warszawa: «Lampart», 2001.

Moller Е. Marine Geheimeprojekte (Helmuth Walter und seine Entwicklungen). Stuttgart: Motorbuch verlag, 2000.

Perepeczko А. Komandosi glebin (Miniaturowe okrety podwodne i zywe torpedy wakcji). Gdansk: AJ-Press, 2001.

Smolis S. Podwodna Ьгоп dywersyjna. Warszawa: MON, 1974.

Tall J. Submarines and Deep-Sea Vehicles. San-Diego: Thunder Вау Press, 2002.

Warner Р. & Seno S. Coffin Boats (Japanese Midget Submarine Operations in the Second World War).

Chatam: Leo Соорег/Secker & Warburg edition, 1986.

Warren С. & Benson J. ДЬоуе Us the Waves (The Story of Midget Submarines and Human Torpedoes).

London: Наггар Edition, 1953.

Испании (1936–1939). Москва, 2004

Египко Н. П. Мои меридианы. Санкт-Петербург, 2012

Кузнецов Н. Г. На далеком меридиане. Москва, 1988

Кузнецов Н. Г. Накануне. Москва, 1971

Тарас А. Е. Подводные лодки Второй мировой войны 1939–1945 гг. Минск, 2004

Тарас А. Е. Сверхмалые подводные лодки 1914–2004 гг. Минск, 2004.

Военно-морское соперничество и конфликты 1919-1939 гг. (Редактор-составительА.Е. Тарас), 2003.

Большой флот Страны Советов. (и.г. Дроговоз), 2003.

Подводные лодки Великой войны 1914-1918 гг. (А.Е. Тарас), 2003.

История подводныхлодок1624-1904г~ (А.Е. Тарас), 2002.

Вторая мировая война на море. (Редактор-составитель А.Е. Тарас), 2002.

Первая мировая война на море. (Редактор-составитель А.Е. Тарас), 2001.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *