Бойко В. Подводные лодки Испании

Подводные лодки тип  «Scorpene»

Проектирование подводных лодок этого типа начато в конструкторском бюро французского кораблестроительного концерна DCNS в начале 90-х годов прошлого века. Позднее к французам присоединилась испанская судостроительная кампания Navantia. Были разработаны различные модификации новой неатомной подводной лодки:  

   — базовая модель (Scorpene Basic CM-2000) с обычной дизель-электрической энергетической установкой;

   — базовая модель с анаэробной силовой установкой (Scorpene Basic-AIP AM-2000), отличаюшаяся от предыдущей версии в основном наличием воздухонезависимой энергетической установки типа MESMA;

   — компактная модель (Scorpene Compact CA-2000), оснащенная комбинированной энергетической установкой (дизель-электрическая плюс AIP) и имеющая меньшие водоизмещение и размерения, предназначена для действия в мелководных и стесненных условиях прибрежных районов морей;

   — увеличенная версия без AIP для бразильского ВМФ S-BR.

   Подводные лодки данного типа – корабли модульного типа. По желанию заказчика можно изменять состав энергетической установки, выбрать короткий или длинный вариант рубки (отличаются различным набором выдвижных устройств) и т. д.

   Подводные  лодки тип «Scorpene» предназначены для действий против подводных лодок, надводных кораблей и судов противника, ведения разведки и обеспечения действий сил специального назначения. Высокий уровень автоматизации позволил сократить численность команды до тридцати одного подводника, а высокая надежность и ремонтопригодность оборудования позволяет довести среднегодовое время нахождения в море до 240 суток.

   Подводные лодки однокорпусные, балластные цистерны размещены попарно в легких оконечностях корпуса. Прочный корпус изготовлен из стали марки 80 HLES с очень высоким пределом тягучести, что позволяет погружаться на глубину до 350 метров без ограничений по характеру маневрирования и по количеству погружений/всплытий.

   При проектировании широко использовался опыт, приобретенный при проектировании французских атомных подводных лодок. Особое внимание было уделено снижению физических полей подводных лодок, в первую очередь шумности. Широко использованы резинокордные амортизаторы, полностью изолирующие внутренние блоки с механизмами и оборудованием от прочного корпуса. Наиболее шумные механизмы обеспечены двухкаскадной амортизацией. Такая конструкция повышает также стойкость оборудования к подводным взрывам.

   Силовая установка базовой модели состоит из двух дизель — генераторов с дизелями MTU и генераторами переменного тока французской компании Jeumont, двух групп аккумуляторных батарей и синхронного гребного электродвигателя марки EPM Magtronic со встроенными конвертерами, созданного на основе новейших постоянных магнитов компанией Jeumont. В ходе строительства и в процессе эксплуатации подводных лодок в ходе ремонта и модернизации возможно  оснащение воздухонезависимой энергетической установкой типа MESMA.

   Интегрированная система управления подводной лодкой Shipmaster IPMS позволяет в реальном времени получать в центральном посту информацию о функционировании всех систем подводной лодки, а пульт управления движением позволяет осуществлять дистанционное управление и контроль энергетической установкой. В нормальном режиме плавания для управления подводной лодкой достаточно по одному оператору у пульта управления движением и консоли системы Shipmaster.

    На подводных лодках данного типа используется интегрированная тактическая автоматизированная система боевого управления SUBTICS (Submarine Tactical Integrated Combat System), разработки и производства фирмы UDS International. Она обеспечивает эффективное управление ракетно-торпедным, гидроакустическим, радиотехническим и другим вооружением, в том числе осуществление контроля за погрузкой-разгрузкой боезапаса.

   Подводные лодки имеют мощное вооружение, включающее 533-мм торпеды различных видов, противокорабельные крылатые ракеты MBDA SM-39 Exocet с подводным стартом (всего 18 единиц) или до 30 мин. Новая система быстрого заряжания торпедных аппаратов позволяет зарядить один торпедный аппарат в течение не более двух минут при участии всего лишь двух человек.    На рубке  установлены выдвижные устройства, причем только командирский перископ выполнен проникающим в прочный корпус. Остальные устройства изготовлены в телескопическом и не проникающем исполнении.

   На рубке  установлены выдвижные устройства, причем только командирский перископ выполнен проникающим в прочный корпус. Остальные устройства изготовлены в телескопическом и непроникающем исполнении.

   Первый заказ на две CM-2000 поступил от правительства Чили. Первая чилийская подводная лодка этого типа «O’Higgins», строившаяся на верфи DCN в Шербуре, вступила в строй в сентябре 2005 года и прибыла в Чили в январе следующего года. Вторая – «Carrera», строилась в Картахене на верфи Navantia, передана чилийскому флоту в июле 2006 года и прибыла в Talcahuano в декабре. 

   В июне 2002 года Королевский флот Малайзии тоже заказал две подводные лодки «Scorpene». «Tunku Abdul Rahman» строилась во Франции, «Tun Razak» – в Испании, вступили в строй в 2009 году.

   В 2003 году правительство Испании заказало четыре подводные лодки тип «Scorpene», однако, вскоре этот заказ был аннулирован в пользу строительства того же количества подводных лодок тип S-80 испанской разработки.

   В марте 2011 года DCNS предложила военно-морской верфи в Гдыне лицензию на строительство лодок тип «Scorpene», конкурируя с немецким проектом 214 в связи с польской программой обновления подводных сил.

   В строительстве подводных  лодок участвовали предприятия фирмы DCN-DCNS в Шербуре, Тулоне, Бресте и Лориане и судоверфь Izar-Navantia в Картахене. Работы распределялись между французами и испанцами приблизительно в пропорции 3/2, причем все секции прочного корпуса изготавливались только в Шербуре. 

Тактико – Технические Данные подводных лодок тип «Scorpene»:

Водоизмещение: надводное/подводное – 1425/1565 тонн.  Главные размерения: длина – 61.7 метра, 

ширина – 6.2 метра. Силовая установка: два дизеля по 1500 л.с., один гребной электромотор – 3800 л.с., один гребной винт. Скорость хода: надводная/подводная – 12/20 узлов. Дальность плавания: надводная/подводная – 6500 миль при скорости 8 узлов/550 миль при скорости 4 узла.  Вооружение: ракетно-торпедное – шесть 533-мм носовых торпедных аппарата, 18 торпед или ракет или 30 мин. Глубина погружения: 350 метров.  Автономность: 50 суток. Команда: 31 подводник.

Подводная лодка «Carrera».
Подводная лодка «Tun Razak».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *