В 1888 году в рамках кораблестроительной программы Морским министерством был объявлен конкурс на проект и постройку минного транспорта. Лучшим проектом был признан шведский проект фирмы «Zindhozmen» (г. Гетеборг). Там же и были заказаны Морским министерством России два корабля для Черноморского флота, названные «Буг» и «Дунай»
«Дунай» заложен в 1889 году в Швеции на верфи «Motala», спущен в 1891 году, вступил в строй в 1892 году. До 27 сентября 1907 года числился минным транспортом, участвовал в Первой мировой войне.
С апреля 1918 года находился в порту на хранении. 1 мая 1918 года захвачен в Севастополе германскими войсками, в ноябре 1918 года – русскими войсками, в декабре 1918 года — англо-французскими войсками. С апреля 1919 года вновь входил в состав Черноморского флота.
14 ноября 1920 года захвачен частями РККА и в декабре 1920 года включен в состав Морских Сил Черного Моря. 14 февраля 1922 года переклассифицирован в транспорт. 3 августа 1922 года возвращен в класс минных заградителей, после 31 декабря 1922 года переименован в «1 Мая». 29 октября 1924 года выведен из боевого состава МСЧМ, переформирован в ГИСУ. 19 ноября 1924 года исключен из состава отряда траления и заграждения МСЧМ. 28 апреля 1928 года вновь возвращен в класс минных зарадителей и передан в ОВР главной ВМБ МСЧМ. Прошел капитальный ремонт в 1919, 1921, 1922-1923 и 1933-1934 годах. После 1 января 1932 года получил наименование «Гидрограф».
4 июня 1940 года выведен из боевого состава ЧФ и сдан в распоряжение гидрографии флота для использования в качестве ГИСУ.
Участвовал в войне и 4 ноября 1941 года погиб в результате авиационного налета. 4.11. на буксире сторожевого корабля «Петраш» вышел из Севастополя в Новороссийск. в 15.08 зашли в порт Ялта. Сразу после выхода из Ялты были атакованы авиацией. От близкого взрыва авиабомбы в борту «Гидрографа» возникла сильная течь. Борьба за живучесть ничего не дала и бывший морской транспорт затонул в 19 милях к востоку от порта Ялта. Команда перешла на сторожевой корабль и жертв не было.
Тактико – Технические Данные
минного транспорта «Дунай»:
Водоизмещение 1382 тонн. Размерения: длина — 62.2 метра, ширина — 10.4 метра, осадка -4.6 метра. Воружение: первоначальное — шесть 47-мм орудия, четыре 37-мм орудия, 425 мин заграждения, к 1941 году одно 76-мм орудие. Силовая установка: 2 ПМ 2079 л.с., 4 котла, 2 винта. Скорость: 14.76 узла. Дальность плавания: 2150 миль. Команда: 10 офицеров и 216 матросов