Блытов В. Блытова О. Эскадренный миноносец «Капитан 1 ранга Миклуха-Маклай»

В коллекции матросских ленточек увидел однажды матросскую ленточку с надписью «капитан 1 ранга Миклуха-Маклай».

Хозяин коллекции мне объяснил, что выменял эту ленточку на что-то на Украине в одной из деревень, будучи там в отпуске. Хозяйка объяснила ему, что кто-то из ее родственников служил на этом корабле. А ленточка валяется давно и пережила Гражданскую войну, директорию, потом Великую Отечественную войну и даже Советскую власть.

Где побывал хозяин этой ленточки, что пережил? — думал тогда я.

Можно предположить, что он был одним из матросов — украинцев, которые получив приказ главковерха прапорщика Крыленко о роспуске армии и флота дезертировал с корабля и уехал устанавливать «народную власть» на Украине. Скорее всего он не участвовал ни в ледовом переходе, ни в последнем походе эсминца к Ревелю. 

Я знал, что в Цусимском сражении погиб броненосец «Адмирал Ушаков» и на нем героически погиб его командир капитан 1 ранга Миклуха, брат знаменитого путешественника. Но корабля с данным наименованием  в составе нашего флота слышать не приходилось. Поэтому пришлось обложиться справочниками, чтобы понять, а что же это за корабль.

Эсминец «капитан 1 ранга Миклуха» до 9 июня 1914 года «капитан Кингсберген» с 18 декабря 1918 года «Спартак» с 3 января 1919 года «Вамбола» (Эстония) и с 30 июня 1933 года «Альмиранте Вильяр» 

(типа «Новик»)

16 ноября 1913 года газета «Русский инвалид» сообщила, что «на новой Путиловской верфи состоялась закладка крейсеров и эскадренных миноносцев..».

Легкие крейсера «Адмирал Бутаков» и «Адмирал Спиридов» заложили в большом эллинге. Закладка эскадренных миноносцев, однотипных с «Новиком»(Лейтенант Ильин», «Лейтенант Дубасов», «Капитан 2 ранга Белли», «Капитан 2ранга Изыльметьев», была осуществлена на стапелях новой верфи, а «Капитан 2 ранга Коннон-Зотов» и «Капитан 2 ранга Керн» строились на старых стапелях Путиловского завода.

Постройка кораблей на Путиловской верфи велась весьма интенсивно и 23 октября 1914 года были заложены еще два эсминца «Капитан 2 ранга Кроун» и «Капитан 2 ранга Кингсберген» (с 14 июня 1915 года переименован в «Капитан 1 ранга Миклуха-Маклай»).

14 августа 1914 года эсминец «Капитан 1 ранга Миклуха-Маклай» спущен на воду, а 14 декабря 1917 года принят Балтийским флотом и перешел в главную базу Балтийского флота — Гельсингфорс, где вошел в состав 2-ого дивизиона эскадренных миноносцев. По Брестскому мирному договору корабли Балтийского флота должны были оставить Гельсингфорс. 10 апреля 1918года эсминец «Капитан 1 ранга Миклуха-Маклай» в составе 2-ого дивизиона эскадренных миноносцев участвовал в ледовом переходе из Гельсингфорса в Кронштадт и в сложнейших условиях вместе с другими кораблями был сохранен для защиты морских рубежей нашей Родины.

18 декабря 1918 года по просьбе матросов эсминец «Капитан 1 ранга Миклуха-Маклай» был переименован в «Спартак». А через несколько дней он совместно с эсминцем «Автроил» участвовал в разведывательном рейде к Ревельскому порту под командованием красного командира и одного из ярых революционеров, из так называемых «черных гардемаринов», Ф.Ф.Раскольникова. Несогласованность действий и выхода привели к трагедии. Англичане организовали охоту на эти два корабля. «Спартак» 26 декабря 1918 года были перехвачен группой английских кораблей и в неравном бою неосторожно маневрируя, выскочил на мель Девельской банки около Ревеля и были захвачены англичанами. А «Автроил» будучи окружен английскими кораблями, по требованию революционной команды не желавшей умирать спустил флаг. Значительная часть экипажей (36 коммунистов с обоих кораблей человек) была расстреляна на острове Найсаар, 251 матрос были помещены в эстонский концлагерь. Сам же Раскольников был отправлен в Англию и в последствии обменен на пленных английских офицеров, попавших в плен при атаке Кронштадта на торпедных катерах.

Памятный знак в честь расстрелянных на острове в начале 1919 года коммунистов с эсминцев «Спартак» и «Автроил».
На территории, где установлена стела, когда-то находился лагерь для военнопленных.

Дальнейшая судьба захваченных кораблей такова. 3 января 1919 года оба эсминца англичанами были переданы эстонскому правительству и переименованы «Спартак» в «Вамбола», а «Автроил» в «Леннук». 8 февраля 1919 года оба корабля были восстановлены и вошли в состав эстонского военного флота. Участвовали в обстрелах фортов «Красная горка», постановке минных заграждений (на которых кстати подорвались и погибли три эсминца группы действующих кораблей БФ «Гавриил», «Константин» и «Свобода») и высадке десантов в тылу у красных войск. 

В 1933 году оба эсминца за ненадобностью были проданы республике Перу и переименованы «Вамбола» в «Альмиранте Виллар», а «Леннук» в«Альмиранте Гуиссе». В составе ВМФ Перу они прослужили аж до 1955 года.

Водоизмещение — полное –1260 тонн, длина – 98 метров, ширина — 9,3 метра, осадка – 3 метра, скорость – 35 узлов, дальность плавания 2800 миль, мощность — 2х16000 л.с. Вооружение – торпедные аппараты 3х3-457 мм., орудия 4 — 102 мм, 1 — 37 мм, 2 пулемета, мин – 80 штук, экипаж –150 человек.

Командир броненосца береговой обороны «Адмирал Ушаков» Владимир Николаевич Миклуха родился 19 мая 1953 года. В 1872 году закончил Морской корпус со званием корабельный гардемарин и приписан к 4-ому флотскому экипажу Балтийского флота.В 1873 году получил звание мичман.  В 1975 году прикомандирован к Гидрографическому департаменту. В 1876 году переведен во 2-ой флотский экипаж Черноморского флота. Участвовал в русско-турецкой войне на вспомогательных крейсерах «Аргонавт» и «Владимир». В 1878 году получил звание лейтенант. 1880 году уволен со службы с присвоением звания капитан-лейтенант. В 1881 году вернулся на службу и приписан к 7-ому флотскому экипажу. 1889 год старший офицер на эскадренном броненосце «Екатерина II». в 18990 году командир миноносца «Килия»,  1891 года старший офицер броненосца «Двенадцать апостолов», 1891 присвоено звание капитана 2 ранга, 1895 командир броненосца «Новгород», командир броненосной лодки «Кубанец», 1898 года присвоено звание капитан 1 ранга, 1898 переведен на  Балтийский флот в 18 экипаж, 1901 год — командир броненосца «Не тронь меня», 1902 год командир броненосной батареи «Первенец», 1902 год — командир 1-ого флотского экипажа, 1904 года командир броненосца береговой обороны «Адмирал Ушаков».  Участвовал в составе 3-ей эскадры адмирала Небогатова в переходе на Дальний Восток. Участвовал в Цусимском сражении. 

Во время Цусимского сражения броненосец получил пробоину в носовой части, из-за чего не смог поддерживать достаточно высокий ход и в ночь с 14 на 15 мая отстал от эскадры. 15 мая, будучи перехвачен японскими броненосными крейсерами «Ивате» и «Якумо», отказался спустить флаг и принял неравный бой.

К моменту боя адмирал Небогатов с двумя другими броненосцами береговой обороны уже сдался и спустил флаги. Японцы предложили сдаться и «Адмиралу Ушакову», но капитан 1 ранга Миклухо отказался выполнять ультиматум и приказал открыть огонь.

Из-за сильного износа орудий (корабль служил на Балтике в Учебно-артиллерийском отряде, и его пушки использовались для подготовки комендоров) последние потеряли дальнобойность и точность. Не достигнув за примерно 40-минутный бой ни одного попадания в противника, но получив ряд дополнительных повреждений, по приказу командира корабль был затоплен. Сам командир скончался в воде от потери крови и переохлаждения. Точных данных об обстоятельствах смерти командира капитана 1-го ранга Миклухи не имеется: кто видел его бросавшимся в воду последним с «Ушакова», кто плававшим на спасательном круге, но уже мёртвым, кто утверждает, что его не подобрали за неимением места на шлюпках. По словам японских газет, Миклуха сам отказался от помощи и указал на гибнувшего рядом матроса. Всего из команды броненосца погибли 7 офицеров (в том числе и командир), 3 кондуктора и 84 унтер-офицера и матроса.

Во всех документах во время службы Владимир Николаевич имел фамилию «Миклуха». Фамилию «Миклухо-Маклай» стали ему приписывать уже после смерти по аналогии со старшим братом — путешественником, у которого вторая часть фамилии появилась лишь после путешествия в Австралию.

2 комментария

Оставить комментарий
  1. очеень удивительная и познавательная статья СПАСИБО

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *