Художественное произведение! Совпадение имён, фамилий и названий случайно.
Глава из морского романа «Служил Советскому Союзу».
Авианосец «Брест» с группой кораблей охранения осуществляет переход в составе группы кораблей с Чёрного моря, на Тихоокеанский флот.
После стоянки на рейде острова Сокотра авианосец с кораяблями охранения направляютс с визитом и для пополнения запасов в порт Аден республики Южный Йёмен.
На авианосце «берст» находятся два курсантских класса третьего курса ВВМУРЭ имени Попова. Интересный дальний морской поход весьма полезен и познавателен для морских курсантов, тем более, что планировалась боевая служба группы кораблей в Средиземном море, Южной Атлантике, Индийском океане с массой заходов в иностранные порты — Луанда (республика Ангола), Мапуту (республика Мозамбик), порт Луи (республика Маврикий) и Аден (республика Южный Йемен).
Раздел 1. На Восток!
Глава 9. Не тот флаг
Во время дальнего похода с курсантами проводят занятия преподавателями и офицерами корабля, курсанты сами проводят политинформации с матросами, ведут штурманские прокладки, проводят определение места корабля по солнцу и звездам, но самыми интересными были наверно сходы на берег и интересные экскурсии в довольно экзотические местах Африки и Азии. А что может быть лучше такой практики для будущих моряков?
В Средиземном море к группе кораблей авианосцу «Брест» , большим противолодочным кораблям «Уверенный» и «Яростный» присоединились корабли второго отряда, вышедшие из Калининграда – большой десантный корабль нового проекта «Сержант Щепотьев», танкер «Анна Щетинина» и СКРы «Страшный» и «Стерегущий», атомная многоцелвая подводная лодка «Скат» . Все корабли группы были самыми новыми и современными.
Корабельная практика была весьма интересной для курсантов. Курсанты размещались практически на всех кораблях отряда. Загорелые, возмужалые, обветренные всеми штормами и ветрами курсанты готовились к сходу в республике Южный Йомен порту Аден, откуда их должны были доставить самолетами в Советский Союз.
Надо отметить, что в это время между Йеменской арабской республики (республика Северный Йемен) со столицей Сана (буржуазной направленности) и народно-демократическая республики Йемен (республики Южный Йемен) со столицей Аден (коммунистической направленности), были довольно натянутые отношения и только недавно закончилась война, а военные конфликты на границе продолжались и до момента захода группы кораблей в порт Аден. Перед самым заходом, как раз военные действия только обострились и по связи приходила довольно противоречивая информация.
Планировали реальную обстановку узнать от дипломатических и военных представителей СССР в порту Аден.
В ходе захода планировались экскурсии по городу, прием Президента республики «Северный Йомен» Абдель Фаттаха Измаила и высшего руководства республики, а также показ военной техники – самолетов, высадка десанта и естественно сход экипажей на берег.
После стоянки на рейде острова Сокотра корабли направились в Аденский залив для захода в порт Аден.
Теперь перед самым заходом в иностранный порт экипажи кораблей приводил в порядок корабль и форму одежды. Что-то докрашивали, что-то домывали и додраивали.
С заходом на внутренний рейд на флагманский корабль ожидалось прибытие советских дипломатов и представителей властей Народно-демократической республики Йемен.
Настроение всех было приподнятое, как это бывает всегда перед заходом кораблей в порты.
Курсанты же стояли последние вахты, делали определения места кораблей. На всех кораблях на реях взлетели вверх флаги Народно-демократической республики Йемен. Положено по международному протоколу заходов в иностранные порты заходить с поднятыми флагами страны захода.
Настроение у всех моряков было великолепное. Заходы в порты были уже хорошо отработаны. Командирам все было понятно, кто, куда и как швартуется. Только курсантам было немного грустно, что их снимают немного раньше конца похода кораблей. Они сойдут, а корабли уйдут дальше в Индийский океан, потом в Южно-Китайское море, где только что закончилась война между Вьетнамом и Китаем и только потом через знаменитый Цусимский пролив путь отряда кораблей лежал теперь во Владивосток – русский форпост на Дальнем Востоке.
Корабли построенные в строй кильватера готовились один за другим начать заход на внутренний рейд порта Аден. Ожидалось только разрешение властей и морских служб. Последними должны были заходить на внутренний рейд, так называемые «балтийцы» БДК «Сержант Щепотьев», СКР «Стерегущий» и танкер «Анна Щетинина».
Один из преподавателей проводил с курсантами занятия по флажному семафору на полетной палубе. Светило яркое солнце, легкий теплый бриз приятно овевал загорелые лица курсантов.
Курсант 2-ого курса Толик Корнеев взял с собой на занятия томик «Детской энциклопедии» описывающий географию. Преподаватель поручил ему после занятий «флажками» провести политинформацию по республике захода. И курсант, освобожденный от занятий, немного в стороне от всех, усердно штудировал в сторонке энциклопедию.
Взгляд его упал на поднятые флаги. Он тут же стал разыскивать их в своей «детской энциклопедии». Внезапно он побледнел и подбежал к преподавателю:
— Товарищ капитан 2 ранга мы не тот флаг подняли – взволновано сказал он, показывая на поднятый флаг страны захода.
— Как не тот? – преподаватель посмотрел на поднятый флаг.
Порт Аден было видно уже издалека. Высились высокие белые здания, виднелись портовые сооружения, краны и даже какие-то корабли. На входе в порт были видны артиллерийские батареи.
Преподаватель быстро окинул взглядом флаги, указанные в энциклопедии и флаги, поднятые на реях кораблей.
— Побежали, а то сейчас тревогу сыграют и начнется заход. Вон командир БЧ-4 давай у него уточним.
Они побежали на сигнальный мостик, где находились командир БЧ-4 и старшина команды сигнальщиков. Они проверяли порядок на сигнальном мостике.
— Товарищ капитан-лейтенант у нас кажется флаг не того Йемена похоже поднят. Вот посмотрите – сказал преподаватель и раскрыл детскую энциклопедию.
Командир БЧ-4 капитан-лейтенант Асланбеков заглянул в энциклопедию и его лицо посерело:
— Вроде точно не тот. Николай тащи сюда свои справочники — приказал он старшине команды сигнальщиков. Надо срочно срочно перепроверить.
Через минуту справочники были на мостике. Раскрыли.
— Точно. Не то подняли. Ошибка. Флот подвел — дали не то. Разбираться поздно – надо что-то делать.
Старшина команды сигнальщиков покраснел.
— Да мы сами вдвоем со шкипером на складе сами выбирали флаги. Там все подписано, на каждом флаге аккуратная бирочка. На наших тоже бирки были Южный Йемен. Мы ее отпороли уже у шкипера. Небось валяется у него.
— А как у других кораблей – спросил командир БЧ-4 – сигнальные, что там у них?
— На «Яростном» и «Уверенном» так же как у нас, а балтийцы «Сержант Щепотьев», «Стерегущий», «Страшный» и «Анна Щетинина» под правильными флагами – доложил вахтенный сигнальщик, слышавший разговор.
— Рассуждать некогда – сжав губы приказал командир БЧ-4 — зайти под флагом врагов в порт друзей – это если не преступление, то очень крупная ошибка, которая может вызвать дипломатический скандал и может дорого стоить репутации СССР. Это не говоря о том, что нас могут просто расстрелять при заходе в порт. Быстро побежали к шкиперу. Надо что-то делать.
Командир БЧ-4 и старшина команды сигнальщиков, спустив и взяв с собой флаги, побежали к шкиперу. А курсант и его преподаватель побежали на палубу продолжать занятия. Скоро заход в порт и курсантов буду строить на заход по левому борту.
Шкипер Гриша, как всегда с утра сидел в своей коморке и тихо дремал, в своем большом кресле, закрыв глаза.
— Гриша с флагами у нас ошибка – влетели к нему командир БЧ-4 и старшина команды сигнальщиков — ты выдал нам не флаги «Южного Йемена», а на деле это флаги их врагов «Северного Йемена».
— Не может быть – открыл глаза шкипер и спокойно ответил — ошибка исключена. Мы с Николаем вместе все на шкиперском складе получали. Там же все подписано было. Нам так и выдали. А под какими флагами заходят «Уверенный» и «Яростный», они там же эти флаги получали?
— Под такими же неправильными, как у нас – усмехнулся командир БЧ-4 — а вот у балтийцев у «Щепотьева», «Щетининой», «Стерегущего» и «Страшного» правильные флаги.
— Вот видите. А может в вашей энциклопедии ошибка – почесал шкипер затылок.
— А в справочнике сигнальщиков, тоже ошибка? – командир БЧ-4 положил перед шкипером раскрытый справочник сигнальщика и показал пальцем правильный флаг.
Шкипер покраснел и потом тревожно спросил:
— Что делать будем? До захода осталось минут тридцать-сорок.
— Цвета обоих флагов одинаковые. Нашиваем голубой треугольник у троса, на нем с обеих сторон красную звезду и закрываем белым флагтухом посередине зеленые звезды с обеих сторон. Два флага надо срочно сделать — приказал командир БЧ-4 – а я на связь с «Яростным» и «Уверенным». Там тоже надо срочно менять.
— Может в шкиперской службе решили, что если Вьетнам северный вроде наш и Корея северная тоже, то так же и с Йеменом получается? — предположил старшина команды сигнальщиков мичман Николаев — и не долго думая, выдали нам не те флаги?
— Потом будем рассуждать и решать — сказал командир БЧ-4 — главное успеть до захода все сделать. Времени нет совсем. Давай милый быстрее. Сейчас главное не рассуждать и думать, а делать.
— Мои сигнальные смастрячат это быстрее, чем шкиперские – сказал подумав, шкиперу старшина команды сигнальщиков – Гришка давай мне белый, красный и голубой флагтухи (флажная материя). А ты пока в швальне шей новые флаги из нового флагтуха, а я сделаю пока временные и повесим на заходе. Вот тебе справочник – бросил он на стол справочник сигнальщика — Потом вечером флаги поменяем на более качественные. А сейчас главное скорость. Надо зайти в порт без проблем.
— Понял. Не дурак – окончательно проснулся шкипер. На тебе отрезай побыстрее флагтухи и вырезай звезды – шкипер бросил на стол отрезы необходимых флагтухов — а я пока вы там делаете, заряжу швальню и сошьем новые флаги и для нас, и для «Уверенного» с «Яростным». Будут лучше, чем настоящие. Но это займет минимум пару часов. А размеры?
— Да кто будет проверять их с линейкой делаем на глазок.
Откромсав большими ножницами куски необходимых флагтухов старшина команды сигнальщиков понесся на сигнальный мостик.
На «Яростном» и «Уверенном» было минутное замешательство, после принятого сообщения, но потом командиры БЧ-4 быстро справились с ним. И минут через пятнадцать на всех кораблях уже висели правильные флаги. Главное, что цвета и раскраски были правильные. Справились сигнальщики. Успели.
Корабли начинали заход на внутренний рейд порта Аден.
— Командир БЧ-4, а вроде флаг Йомена какой-то не такой у нас висит вроде. Или все правильно? – спросил лениво командир корабля командира БЧ-4, разглядывая рейд в бинокль.
— Так такой дали на ЧФ товарищ командир – ответил командир БЧ-4 улыбнувшись – сейчас уже шьют новые и к вечеру повесим их.
Командир хмыкнул, но ничего не ответил. Ему надо было становиться на якоря на незнакомом рейде и этот вопрос флагов его интересовал меньше всего.
На крыло сигнального мостика вышел адмирал — командир похода.
— Командир, как у нас тут? Все нормально?
— Так точно товарищ адмирал – бодро ответил командир.
Раздавались приветственные выстрелы из салютных орудий. Заходящим кораблям салютовали береговые батареи и йеменские корабли, стоящие на рейде Адена.
Корабли отвечали своими залпами салютных орудий.
На палубе стояли построенные швартовые команды и курсантские подразделения на правом шкафуте.
Корабли шли самым малым ходом и занимали назначенные места на внутреннем рейде порта Аден. Их встречали буксиры и помогали постановке на якоря.
К вечеру курсанты с вещами толпились на правом шкафуте для схода в подошедший плашкоут. Преподаватели проверяли все ли у них взято с собой и соответствует ли их внешний вид образцу морского куранта СССР.
Курсант Толик Корнеев тоже стоял в последнем ряду, и что-то сосредоточенно читал в своем томике «Детской энциклопедии».
Сзади к нему подошел командир БЧ-4, хлопнул по плечу, улыбнулся и сказал:
— Спасибо курсант. Выручил нас от большого конфуза — и пожал курсанту руку.
Курсант заулыбался. Не каждый день получаешь такое спасибо от командира боевой части авианосца и чувствуешь себя все же тоже причастным к большому делу.
Официальный заход группы советских кораблей в порт Ален начался.
К вечеру на всех кораблях были повешены штатные и хорошо сшитые флаги.
Дипломатического скандала и последствий для кораблей не случилось, благодаря бдительности курсанта и качественному изданию «Детской энциклопедии».
Нет, «Разящий пришел, где-то летом в 76 году, но точно не с этим ОБК.
Значит «Грозящий»
Второй раз и с таким же удовольствием читал рассказ! Вот, что значит: Выпуклый военно-морской глаз!
У нас, на Владивостоке, перед самым заходом на Дахлак, обнаружилось, что в наличии только флаги дореволюционной Эфиопии! Шить было некогда, боцман замазывал краской ихнего льва, кажется, и что-то там ещё сигнальщики делали. Обошлось.