Блытов В. Русские традиции. Банька по-белому

В бане мыться – заново родиться. Баня без пара, что щи без навара. Веник в бане всем начальник. Баня парит, баня правит, баня здоровье всем поправит. Вода, пар да мыло – грязь с души смыло (русские поговорки)

Невозможно себе представить кондовую Русь без русской бани, в которой русские люди моют тело и укрепляют душу, рождаются, любят друг друга и умирают. Не может русский человек жить без бани, без парилки, без березовых веников и резкого контраста горячего чистого пара и холодной ключевой воды.

Ба́ня — помещение, оборудованное для мытья человека с одновременным действием воды и горячего воздуха (в турецких и римских банях) или воды и пара (в русской и финской бане).

С глубокой древности идут исконно русские банные традиции. Сложно представить русское село, деревню или город без бань. В России бани называют по-разному но суть едина. Мыльня, мовь, мовница, баня, истопка, банька – можно услышать такие названия в различных регионах России. Баня считалась самым чистым местом. В банях женщины рожали детей, в банях иногда жили, селили гостей, в банях любили друг друга, в банях умирали. В русском доме, где была большая скученность людей и детей, родителям сложно было заниматься любовью. Поэтому, как правило, ей занимались в банях во время и после помывки.

Традиционная русская баня была одной из основ жизни русского человека. Мылись, как правило, по два раза в неделю. Вымывали и отпаривали всю грязь. В бане мыться — заново родиться – говорила русские после бани.

В повести временных лет приводиться рассказ о русских банях, вложенный в уста апостола Андрея:

«Диво видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и берут веники и начинают себя хвостать, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то творят омовенье себе, а не мученье».

Об обилии частных и общих бань, купании в реке или снегу, как о диве, упоминали многие европейские путешественники XVI—XVII вв. побывавшие по России такие как Джильс Флетчер, Чарльз Карлейль, Иоганн-Георг Корб, Самуэль Коллинз, Станислав Немоевский и др. Есть упоминания о русских банях в персидской рукописи «Собрание историй».

Особенно удивляло иностранцев, что в русских банях мужчины и женщины моются и парятся вместе полностью раздевшись и не стесняясь друг друга. Особенно это было принято в городах и селах северной Руси – Пскове, Новгороде. Некоторые великие князья и цари пытались запретить этот обычай, но он продолжал существовать и существует в некоторых местах до сих пор.

Русская баня на гравюре 16 века

В деревнях устанавливается строгая очередность помывки в бане. Первыми моются и парятся родители, потом мать моет и парит детей и последними идут в баню старики, когда основной пар сойдет. Если в доме есть уважаемые гости, то их пропускают мыться и париться впереди всех.

В России баня строиться раньше, чем строиться основной дом. Сначала баню, потом дом. Как и в доме окна и вход в баню могут быть украшены изразцами. Бани в деревнях ставятся со стороны ручья, реки или озера, куда распаренные люди, могут выскочить из бани и окунуться.

Во времена Ивана Третьего в городах московской Руси появились общие бани. В летнее время из боязни пожаров, когда сгорали целые города, личные бани было запрещено топить и людей заставляли мыться в общих банях.

В нашей современности уже просто невозможно представить дачный участок или загородный дом без бани.  В богатых домах рядом с банями строятся бассейны, а простые люди довольствуются емкостями на участке, речками или озерами, куда можно окунуться.

Одной из традиционных русских бань является русская баня по-белому. Именно так стали называть, в отличии от бани по-черному. В банях по-черному нет трубы и дым отводится через помывочное помещение. А из-за оседавшей на стенах и потолке сажи, баня выглядела темной. Топятся русские бани, как правило, дровами. Лучше всего использовать для этих целей березовые дрова.

Баня по-белому разделена на топочное отделение, предбанник, помывочную и парную. В бане по-белому топочное отделение находиться вне бани или вне парной и весь дым уходит в трубе. В парной, находятся лишь камни окатыши разогреваемые из топочного отделения. Весь дым от протопки бани выходит в трубу. Таким образом, в бане по-белому нет дыма и сажи, и ее называют её чистой баней, белой баней или баней по-белому. Похоже устроена и финская баня, называемая сауной.

Основное отличие бани по-белому от бани по-чёрному является в наличии у последней трубы. И если в бане по-черному парная и помывочная располагаются в одном отделении, то в бане по-белому, помывочная и парная разделены.

Во всех русских банях сначала идет небольшой предбанник, в котором все раздеваются и оставляют одежду. Тут же стоят столы, лежат сложенные чистые простыни, лежат войлочные шапки для парилки. В предбаннике может быть камин, есть холодильник, шкафчики или вешалки для одежды, стоят скамьи или стулья, имеется шкаф для посуды, самовар или чайник. После мытья именно тут пьют чай или пиво и разговаривают на различные темы.

Предбанник – это прекрасное место, чтобы поговорить на различные темы, так как атмосфера располагает людей к разговору. В обычной жизни мы все как бы скованны определёнными условностями. А в предбаннике, после парилки, люди расслабляются, раскрепощаются, настроение улучшается. Обстановка сопутствует разговорам и отдыху.

За предбанником в бане идет помывочная с традиционными душами, скамейками, шайками (тазиками), где происходит основная помывка. Там же находятся шампуни, мыло, мочалки.

И только за помывочной идет сердце любой русской бани парная. Основа любой парной – это камни-окатыши или металлическая топка, разогреваемые из топочного отделения. Рядом с ними стоит бак или кадушка с горячей водой, в которой замачиваются березовые, дубовые или эвкалиптовые веники. Обязательно рядом с разогретыми камнями-окатышами лежит или висит на специальной вешалке половник. В парной устанавливаются несколько полков, на которых можно сидеть или лежать.

На разогретые доски полков, чтобы не обжечься, кладут специально вырезанные фанерки. Головы прикрывают войлочными шляпами, так чтобы сберечь их от излишнего жара.

В 1979 году, вернувшись из дальнего похода, длиной почти в полгода я приехал в Псков в отпуск к семье. В Пскове жили родители жены. Была ранняя осень, и на улице было довольно еще тепло. Светило солнце. Бабье лето прекрасная пора в центральней полосе России

Мой свояк Александр,  женатый на сестре жены, работавший на железной дороге пригласил нас в ведомственную базу отдыха железнодорожников, расположенную по печорской дороге рядом с местечком, красиво называемом Бельков Бор.

На базу поехали я с женой, свояк с женой, брат наших жен Алексей и подруга жены Александра. Наши маленькие дети остались с родителями жены.

База отдыха располагалась в красивом сосновом лесу на берегу ключевого холодного озера. В самой базе был большой гостевой дом с большой кухней и комнатами отдыха. В сосновых деревьях располагалась биллиардная, расположенная в маленьком домике с большим биллиардным столом посредине. На столе была медная табличка с надписью «Санкт-Петербург. 1895 год».

У озера стояла русская баня, выход из которой маленьким  причальчиком на озере, к которому была пришвартована лодка с веслами.

Пока женщины обустраивались на новом месте, мужчины порубили и попилили дрова для бани. Растопили баньку и дождавшись когда нагреется, пошли мыться и париться.

Парились и мылись вместе с женщинами в плавках, дабы не смущать друг друга своими прелестями. Пар был великолепный. Распарившись, прыгали прямо в ключевое озеро и с причальчика и с лодки, отойдя немного подальше.

В парной залезши на самый верхний полок, громко кричали, оставшемуся внизу Алексею

— Леха поддай парку.

И Алексей с хитрой улыбкой, взяв половник и набрав холодной воды, забрасывал ее на раскаленные камни-окатыши. И вода, превратившаяся в белый пар, вылетала вверх и горячо обжигала носы, уши, тело — всем находившихся в парной.

С криками женщины прыгали вниз и убегали в помывочную. А мужики, стиснув зубы наслаждались хорошим парком. А потом по очереди хлестали до одурения друг друга березовыми вениками, размоченными в горячей воде.

Только там я впервые понял, что такое парить по-настоящему. Когда парящий двумя вениками, со знанием дела нагоняет пар, а потом достает до каждой частицы тела, до каждой жилы и косточки. Когда лежа на верхнем полке, кажется что улетаешь от наслаждения куда-то далеко.

Запах березовых веников и каких-то трав, повешенных на веревке под потолком и дающими незабываемый запах делали баню чем-то фантастическим, нереальным.

Все земные заботы ушли куда-то в сторону, все корабли, походы, Африка, Вьетнам казались нереальными. В жизни была только баня, которая восстанавливала здоровье, лечила измученные  тело и душу.

Русская банька – это так здорово. Ничто по лечебным свойствам, не может сравниться с русской баней.

Уезжая на следующий день из Белькова Бора, мне казалось, что навеки оставил там свою душу и зарядился на много времени вперед энергией и здоровьем.

Спасибо тебе русская баня за то, что ты есть! Пока ты есть будет жить и процветать русский народ несмотря ни на что.

Кадр из фильма «Калина красная» с Шукшиным

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.