Блытов В. Наши флотоводцы. Вице-адмирал Волобуев Евгений Иванович

Волобуев Евгений Иванович родился 22 января 1924 года в Ленинграде. Будучи школьником, он уже вырабатывал свой характер, так как хотел стать военным моряком. Всегда имел подтянутый внешний вид, был всегда поглажен, чист. Жил на Петроградской стороне, а учился на 14 линии Васильевского острова и каждый день в любую погоду он ходил пешком, не пользуясь трамваями.

Когда ему исполнилось 17 лет началась Великая Отечественная война, и скоро фронт подошел к Ленинграду, и многие вчерашние школьники пошли защищать родной город.

27 июня 1941 года в Смольном под руководством секретаря ЦК ВКП(б), секретаря Ленинградского обкома и горкома партии Андрея Жданова было принято решение создать Ленинградскую армию народного ополчения (ЛАНО). В тот же день горком ВКП(б) разработал и сообщил райкомам партии планы разнарядок. Через три дня были созданы военный совет и штаб армии, началась запись добровольцев.

Уже ко 2-му июля в Ленинграде записалось для отправки на фронт 45 183 добровольца. Комплектовалось ополчение на базе предприятий районов города, и их социальный состав был различен. Например, из 5418 ополченцев Выборгского района Ленинграда 3316 были рабочими, а вот в Дзержинском районе из 9143 ополченцев — 2588 рабочих, а представителей интеллигенции — 6495. Интеллигенция составляла большинство среди записавшихся в ополчение также в Василеостровском и Куйбышевском районах Ленинграда.

Первый этап формирования частей ополчения продолжался две недели — до 18 июля. Из добровольцев были сформированы 3 дивизии, 6 частей, 16 пулеметно-артиллерийских подразделений. Проблемой стало снабжение добровольческих частей оружием. В отличие от регулярных подразделений Красной Армии армию народного ополчения вооружали всем, что могло стрелять, даже охотничьими ружьями. В некоторых подразделениях одна винтовка приходилась на два-три бойца.

— Отнимите у врага в бою – говорили командиры.

Вчерашний школьник, комсомолец, вместе со своим друзьями Евгений Иванович Волобуев прибавил себе год и записался в Народное ополчение. Евгений Иванович вспоминает

— Запись производилась тогда в бывшем дворце Меньшикова на Васильевском острове. … Попал я в артиллерийский полк первой дивизии имени Володарского ЛАНО. В первых числах июля полк в пешем строю направился в район Гатчины. Нас дважды бомбили днем. Через несколько дней полк занял огневые позиции на знаменитом Лужском оборонительном рубеже. К сожалению, мне воевать долго не пришлось. В первой декаде августа получил ранение осколком снаряда в локоть правой руки и меня отправили в госпиталь. Эвакогоспиталь, куда я попал, находился в большом здании на улице Восстания недалеко от Московского вокзала. Рана вроде небольшая, но рука действовала плохо. Осколок застрял в суставе между локтевой и лучевой костью. Рука не полностью сгибалась и разгибалась. Короче говоря, он сидит там и до сих пор, и принес мне много неприятностей. Я долго и старательно скрывал последствия ранения, иначе меня бы выгнали из Армии, а идти мне было некуда. Армия стала для меня матерью и домом. Написал рапорт с просьбой о выписке досрочно и направлении в часть, но меня отправили обратно в 6-ю САШ. Но я с двенадцати лет бредил морской профессией. Осенью 1941 года я изложил свои мысли комиссару 2-ой Военно-морской спецшколы (ВМСШ) г. Ленинграда и получил согласие на перевод во 2-ю ВМСШ. Так я перешел вроде из армии на флот.

2-ю ВМСШ эвакуировали в феврале 1942 года. Я лежал в лазарете. Мать моя умерла. Маленького пятилетнего брата взяла к себе соседка, благо продовольственная карточка его была у нее. Я был очень слаб, и меня брать руководство не хотело. Настояла врач школы. Меня и еще большую группу учеников спецшколы оставили в госпитале в Перми. Выжили из этой группы единицы. Я еще перенес тиф и возвратился в спецшколу в одиночестве в г. Тару Омской области (300 км ниже по Иртышу).

Призвали в армию. Наш очередной призыв направили на Дальний Восток. В октябре 1942 года я попал на 130-мм 771 батарею 77 Отдельного артиллерийского дивизиона Сучанского сектора Береговой обороны Тихоокеанского флота (мыс Островной).

7 ноября 1942 третий раз присягнул на верность Родине и своему народу и получил назначение на должность командира отделения артиллерийских электриков.

Для себя Евгений Иванович принял решение посвятить себя службе в военно-морском флоте, на кораблях.

В это время во Владивостоке находилось эвакуированное туда из Севастополя Краснознаменное училище береговой обороны ВМФ имени ЛКСМУ. И летом 1944 года молодой краснофлотец Волобуев Евгений Иванович поступил на первый курс.

— Осенью 1945 года наше училище было передислоцировано в Ригу, где я закончил его в октябре 1948 года с отличием и был назначен командиром огневого взвода 152-мм морской батареи 164 отдельного артиллеристского дивизиона Военно-морской базы Порккала-Удд – вспоминает он.

Молодой офицер бредил кораблями и засыпал свое командование рапортами с просьбой перевести в плавсостав. Последний рапорт он направил самому Поскребышеву А.Н. – личному секретарю товарища Сталина и вопрос был решен.

14 августа 1951 года ­­- пришел приказ Командующего ВМФ о назначении его командиром башни главного калибра крейсера «Александр Невский».

«Александр Невский» — советский лёгкий крейсер проекта 68-бис. Назван в честь князя Александра Невского. Зачислен в списки ВМФ 1 декабря 1948 года. Заложен на судостроительном заводе № 194 в Ленинграде 30 мая 1950 года. Заводской номер: 625. Спущен на воду 7 июня 1951 года. Введён в строй 31 декабря 1952 года. 15 февраля 1953 года был введён в состав Краснознамённого Северного Флота.

На флоте ходили легенды, что попав на крейсер молодой офицер береговой обороны, не имевший опыта службы на кораблях в плавсоставе, сказал, что ему понравиться на корабле и он станет командиром крейсера.

Евгений Иванович быстро освоил свое заведование? Сдал все положенные зачеты и уже через несколько недель был допущен стоять вахту ходовым вахтенным офицером. Но сначала было конечно трудно.

В СССР в послевоенное время в руководстве страны пришло понимание необходимости сильного флота и шло активное строительство кораблей, а командиров не хватало. Лучшие и самые достойные и амбициозные офицеры направлялись служить по командной линии. Среди них оказался и Евгений Иванович. В ноябре 1953 года он был назначен старшим помощником командира эсминца «Ожесточенный» 122 бригады эсминцев Северного флота.

Эсминец «Ожесточенный» проекта 30 бис. 22 июня 1951 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 3 апреля 1952 г. заложен на заводе № 402, спущен 26 сентября 1952 г., вступил в строй 14 марта 1953 г. и 5 апреля 1953 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав СФ. 3 — 7 августа 1956 г. нанес визит в Осло (Норвегия) и 8 — 12 августа 1956 г. — в Гетеборг (Швеция).

В 1955 году Евгения Ивановича командование направило повышать квалификацию на Высшие специальные офицерские классы ВМФ. По окончании офицерских классов ВМФ, получив звание капитана 3 ранга, Волобуев 2 октября 1958 года назначен командиром эсминца «Возбужденный» Тихоокеанского флота. Эсминец скоро стал лучшим в своем классе кораблей, занимал по всем видам подготовки передовые места.

«Возбуждённый» — эскадренный миноносец проекта 56. Зачислен в списки ВМФ СССР 15 сентября 1953 года. Заложен на заводе № 199 им. Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре 29 июня 1955 года (строительный № 85), спущен на воду 9 июня 1957 года. Принят флотом 31 октября 1957 года, 14 ноября 1957 года эсминец вступил в состав Тихоокеанского флота.

А в 1958 году Волобуев был назначен старшим помощником командира легкого крейсера «Адмирал Лазарев» 15 дивизии крейсеров Тихоокеанского флота (Советская гавань). Сбылись мечты молодого офицера вернуться на крейсер. Крейсер, благодаря его требовательности, занимал передовые места по всем видам подготовки и уже через два года в 1960 году Волобуев стал командиром крейсера. Он на крейсере изучал все виды заведований, вникал в каждую мелочь. И скоро стал досконально разбираться и в РТС и в связи и в механике и в минном деле. Сложно давалось штурманское дело, но он не отступал и осваивал каждую мелочь. Мог определять место корабля по солнцу, луне, звездам, приборам лучше многих вахтенных офицеров корабля и даже штурманов. И требовал с них, чтобы были не хуже его.

Легкий крейсер «Адмирал Лазарев» — советский крейсер проекта 68-бис. Назван в честь известного русского адмирала Михаила Петровича Лазарева. 9 ноября 1950 года — зачислен в списки ВМФ, 6 февраля 1951 года — заложен на ССЗ № 194 («Завод им. А. Марти», Ленинград). На Тихоокеанском флоте крейсер стал лучшим кораблем Тихоокеанского флота по боевой подготовке и в этом была большая заслуга старпома, а потом командира капитана 3 ранга Волобуева Е.И. Евгений Иванович выполнил свое обещание и стал командиром такого же крейсера, как «Александр Невский», то есть за 7 лет от командира батареи главного калибра стал командиром крейсера, пройдя большой путь. 18 января 1962 г. – командиру крейсера Волобуеву досрочно присвоено воинское звание капитана 2 ранга.

1 сентября 1962 года перспективный командир крейсера стал слушателем академических классов офицерского состава при Военно-морской академии. Евгения Ивановича стали готовить в командиры соединения.

По окончанию АКОС ВМФ при военно-морской академии в 1963 году уже капитан 2 ранга Евгений Иванович назначен командиром 170 бригады эскадренных миноносцев 2-ой дивизии противолодочных кораблей СФ, ставшей впоследствии основным соединением 7 оперативной эскадры ВМФ и получил впоследствии на этой должности звание капитана 1 ранга.

Корабли 170 дивизии несли боевую службу в Баренцевом, Карском, Норвежском, Средиземном морях и в Северной Атлантике. Евгению Ивановичу одному из первых командиров соединений пришлось осваивать вопросы несения длительной боевой службы кораблей, подготовку кораблей, разработку документов боевой службы, подготовку личного состава.

В 1966 году Евгений Иванович назначен начальником штаба 2-ой дивизии противолодочных кораблей СФ, а в 1969 году назначен командиром 2-ой дивизии противолодочных кораблей Северного флота. В 1970 году Волобуеву присвоено звание контр-адмирала.

В 1971 года контр-адмирал Волобуева стал командиром 5-ой оперативной эскадры на Средиземном море – самого боевого соединения флота, находящимся все время на острие удара и защиты интересов СССР. Во время арабо-израильского конфликта он со своей эскадрой обеспечивал безопасность проводки транспортных караванов в условиях противостояния сил 6-го флота США и ВМС Израиля в Сирию и Египет. Фактически в условиях ведущийся войны между арабами (Сирии и Египта) и Израилем, а потом между Турцией и Грецией.

В 1973 году Волобуеву присвоено звание вице-адмирала. Вице-адмирал в 49 лет. Перспективный молодой адмирал, прослуживший в плавсоставе на боевых кораблях, имеющий опыт руководства боевыми соединениями и объединением кораблях выделялся в положительную сторону  среди стареющих адмиралов еще времен Великой Отечественной войны.

За время службы на эскадре Волобуев воспитал целую плеяду офицеров ставших адмиралами и флотоводцами. Среди них были адмиралы Капитанец, Кравченко, командовавшие впоследствии флотами.

В 1974 году он был назначен заместителем командующего Северным флотом. В 1975 году стал председателем Государственной комиссии по приему в состав флота первого советского авианосца «Киев», где проявил себя чрезвычайно с принципиальной стороны.

— Ненужное и некачественное вооружение на флот не примем, как и плохие корабли – говорил он, вникал в каждую мелочь, не стеснялся узнать особенности нового вооружения у матросов, старшин, мичманов, младших офицеров. Ночами он просиживал на боевых постах кораблей и вникал и изучал.

С нерадивых офицеров он спрашивал по полной, Не терпел незнания, неумения, неспособности, неумения и нежелания содержать корабль, так как положено. Не терпел незнания оружия и вооружения специалистами, не знания и не выполнения руководящих документов. От плохих специалистов и командиров избавлялся.

— Авианосцы нашему флоту ой как нужны и прежде всего самолеты, способные противостоять авиации США и НАТО – говорил он учитывая опыт службы на 5-ой оперативной эскадре, где самолеты и вертолеты НАТО ходили почти по головам, наглели не видя должного отпора.

Первым из морских начальников, он надел летный голубой комбинезон и всегда был на корабле в нем.

Его хорошо знали на кораблях США и НАТО и уважали, понимая, что он настоящий командир и моряк.

По идее он мог дальше стать хорошим командующим Северным флотом с дальнейшей перспективой на Главкома. Но начальники в Москве чувствовали исходящую от него опасность для своей службы. Слишком принципиальным был вице-адмирал, не признававший никаких авторитетов, и не желавший поступиться принципами, отстаивая интересы страны и флота.

И его задвинули, чтобы раз и навсегда не дать подняться выше. В 1976 он был назначен начальником противолодочных сил ВМФ. С одной стороны это высокая должность в Москве, в Главном штабе ВМФ, а с другой стороны его лишили возможности стать командующим флотом и в дальнейшем претендовать на должность Главкома ВМФ. Вверх пошли более сговорчивые адмиралы. И он занялся предметно противолодочной службой ВМФ, поднимая ее на высоту. делал то, что мог.

В 1979 году прошли реорганизации штатной структуры главного штаба ВМФ и он становится начальником управления противолодочных сил ВМФ – заместителем начальника Главного штаба ВМФ.

Волобуев Евгений Иванович внес значительный вклад в развитие и совершенствование тактики действий группировок разнородных противолодочных сил флотов, боевого управления противолодочными силами, организации проведений противолодочных операций, управления разнородными противолодочными силами.

В эти годы он постоянно выезжал с инспекцией Министерства обороны на флота, где его принципиальность также не пришлась по душе многим военачальником, попадавшим под его критику за свое незнание или нераспорядительность.

В 1985 году стране началась перестройка. Шло целенаправленное сокращение и уничтожение прежде всего сил флота. Так решил Горбачев, что флот стране не нужен. Примириться с этим Волобуев не мог и в 1986 году был отправлен в отставку.

В отставке он вел большую патриотическую и научную работу в Академии военных наук под руководством Гареева. Не один раз выступал с критикой начальников и руководителей всех рангов, целенаправленно уничтожавших и распродававших армию и флот. С болью в сердце он видел уничтожение флота и ничего не мог сделать.

За службу Евгений Иванович был награжден двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени, тремя орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, наградным оружием, многими медалями. Имел иностранные награды.

Вице-адмирал Евгений Иванович Волобуев скончался 2 декабря 2016 г. в Санкт-Петербурге и похоронен на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга в семейном закрытом колумбарии.

Мне, в своей службе и жизни, пришлось несколько раз пересекаться с Евгением Ивановичем Волобуевым.

Первая наша встреча произошла летом 1969 года, когда, будучи курсантом 3 курса ВВМУРЭ имени Попова, я проходил практику на СКР-73 на Северном флоте.

Первый раз я увидел его на кораблях 2-ой дивизии в 1969 году. Там тогда страшно боялись посещения кораблей начальником штаба дивизии капитаном 1 ранга Волобуевым. Впервые услышал эту фамилию в контексте «бешеный». Он любил вечерами обходить корабли, не стесняясь залезть в машины и в самые далекие уголки кораблей, в погреба и на боевые посты, на камбуза и в кладовки. Больше всего доставалось механикам, артиллеристам, минерам и РТСовцам. Как-то говорили сами матросы, что связистов и штурманов он, как правило не трогает. Сигнальщики на кораблях дивизии смотрели не в море, а на причалы и если вечером появлялся на каком-либо причале Волобуев, то тут же оповещались все корабли вызывались срочно на корабль все начальники.

В конце лета корабли Северного флота отрабатывали задачу по проводке конвоя из Кольского залива в Белое море. Сторожевые корабли нашей бригады осуществляли проводку. Флаг Волобуева был на нашем СКР-73 50 проекта (полтинника, ка называли на флоте). Погода была очень плохая где-то балов 7-8. Маленькие корабли болтало страшно. Многие моряки слегли от морской болезни. Я стоял трое суток бессменно на вахте в радиорубке, так как мой сменщик слег. Радиорубка расположена на кораблях этого проекта рядом с ходовой рубкой в надстройке. И вот уже на возврате назад в Североморск, после того, как врач мне вырвал больной зуб, я по пути в радиорубку вышел на мостик и случайно наткнулся, на стоявшего там на капитана 1 ранга и смотревшего на другие корабли. Он заметил меня, внимательно осмотрел и спросил своим скрипучим голосом:

— Вы кто товарищ матрос?

Мы были в таких же робах, как матросы.

— Курсант такой-то – представился ему я.

Он вдруг удивился:

— Какое училище или учебный отряд?

— ВВМУРЭ имени Попова.

— Командир ну ка иди сюда – крикнул он в открытую дверь ходовой рубки.

Выскочил командир СКР, капитан 3 ранга.

— Почему я не знаю, что на корабле есть курсант? – навалился он на командира.

Вид его был грозным.

— Так вы не спрашивали.

Командир незаметно показал мне кулак, мол чего попался.

— Вы сами обязаны были мне доложить, а курсанта третьего курса поставить дублером вахтенного офицера. А так он все трое суток проспал наверно.

Мне стало обидным.

— Никак нет товарищ капитан 1 ранга не проспал. Стоял вахту в радиосети 810 все трое суток – обиженно доложил я.

— Связист?

– Так точно связист.

— Штурманское дело изучал?

— Так точно изучали в училище на первом и втором курсах, экзамен  сдавали. Я получил пять

— Пять говоришь? Ну пойдем со мной – и пошел в выгородку штурманской рубки.

Сначала задавал вопросы по штурманскому делу. Потом перешли к вопросам по связи. Потом начал спрашивать тактико-технические данные корабля, артиллерии, минного вооружения, РТС. В конце концов топнул ногой и спросил, что снизу ходовой рубки.

Там была санчасть, где полчаса назад доктор вырвал мне зуб. И конечно я ответил правильно.

После довольно долгого опроса он приказал командиру:

— Этот курсант знает. Оцениваю его практику на отлично! – улыбнулся он и пожал мне руку.

Такой оценки от «бешеного» начальника я не ожидал.

— Еще курсанты на корабле есть?

— Никак нет — соврал командир, хотя нас было двое, но мой товарищ слег от качки.

— Молодцы хорошо и правильно организовали практику. Флагсвязиста сюда.

Прибежал капитан 3 ранга.

— Твой?

— Так точно мой — не моргнув глазом, ответил флагсвязист.

— Почему я не знаю?

— Так вы не спрашивали, — не моргнув глазом ответил каптри, хотя мы с ним лично ни разу не встречались — мы организовали его практику в соответствии с действующими документами.

— Молодцы — похвалил капитан 1 ранга командира и флагсвязиста.

Мне было смешно. Я видел флагсвязиста только издалека, когда он заглянул в КПС и спросил командира отделения:

— Как здесь?

— Нормально товарищ капитан 3 ранга.

— Ну раз нормально, то меня не беспокоить

Вторая моя встреча с Волобуевым произошла в 1973 году на противолодочном крейсере «Москва» в Средиземном море, где я служил командиром группы специальной связи. На корабле находился штаб 5 эскадры ВМФ и мне пришлось стоять дежурным по связи 5-ой ОПЭСК. Как-то вечером адмирал прибыл на переговоры на посты связи и когда начались переговоры с оперативным дежурным ВМФ, он внезапно он приказал всем матросам и старшинам выйти из поста и мне сесть за аппарат связи.

— Обеспечивай лейтенант мои переговоры.

Я сел за аппарат. В принципе, я хорошо работал на этом аппарате и даже выполнял нормативы 2-ого класса. Но для адмирала этого оказалось мало. Сделав пару ошибок в тексте, я был отстранен от ведения переговоров адмирала. А после переговоров, которые адмирал печатал сам, он сказал:

— Следующий раз приду и не сможете обеспечить мои переговоры, то на самой последней, ржавой барже отправлю в Севастополь. Мне неумехи на эскадре не нужны.

Было очень стыдно, и я все свободное время отрабатывал навыки работы на всех видах аппаратуры. Через пару недель он пришел опять на посты связи и опять посадил меня за аппарат. На это раз я сработал без ошибок.

И уходя он сказал, пожав руку:

— С тобой можно в море идти. Не подведешь лейтенант. Молодец. Сейчас не хуже, чем тогда на СКР.

Оказывается, он узнал меня. И мне это было очень приятно.

Третья встреча была на тяжелом авианосном крейсере «Киев», где я служил в должности командира группы связи с авиацией в период государственных испытаний нового корабля.

Он каждую ночь, в свое свободное время, обходил и проверял различные боевые части корабля. А на утро выходили приказы с наказаниями нерадивых, где он находил замечания. БЧ-4 он не трогал и нам казалось, что связистов он обходит.

Но как-то ночью мне в каюту позвонил дежурный по связи с авиацией из боевого поста и попросил срочно прибыть. Проклиная все, все же 2 часа ночи, я побежал на боевой пост. И в посту увидел вице-адмирала Волобуева в голубом летном комбинезоне, крутящегося в кресле дежурного по связи. Испуганный старшина стоял рядом.

— Разрешите товарищ вице-адмирал.

— Проходи старший лейтенант. Вот оказывается куда ты забрался. Одобряю. Новый нужный флоту корабль. Старшину мы отпустим, а у нас будет разговор на всю ночь.

Старшина убыл, и мы остались вдвоем. Мы сидели в креслах напротив друг друга. Начался экзамен. То, что он много знал по связи это я понял сразу, потому, что он вникал в тонкости, чего никогда бы не сделали люди имеющие о связи лишь поверхностное представление.

Я ему рассказывал о комплексе связи, его возможностях, радиосетях связи, частотах и их использовании. Его интересовала живучесть, возможности обходных коммутаций. Потом начали обсуждать подробно все средства связи, антенны, размещение, документирование всего связанного со связью и прежде всего полетами авиации.

Время бежало незаметно. В конце концов спросил про недостатки комплекса. В состав комплекса входили радиостанции Р-621 «Самшит». У этих радиостанций работали слишком громко вентиляторы. Работали вернее сказать сложно, что работали – визжали вентиляторы. да и не было подавителей шумов от чего страдала группа управления полетами. Шум стоял страшный.

Попросил Волобуев включить все радиостанции. Включил. Шум неимоверный.

— Выключи — поморщился он – у меня так все матросы домой пойдут глухими и главное никто не виноват, а я почему-то не знаю. Почему? – строго посмотрел на меня.

— Не знаю – я пожал плечами – я подал командиру боевой части свои предложения и замечания группы руководства полетами.

— И?

— Мне сказали не лезь куда не надо.

Подставлять начальников не хотелось, но и не подставлять не получалось.

— А другие станции подобные есть?

— Вот я выпросил две старые Р-619 «Графит» для своих матросов, которым ночью приходится вахту нести и чтобы не садить их слух подключил сам в комплекс связи.

— Сам?

— Так точно сам. Ничего сложного.

— Включи.

— Так они работают.

Он удивленно посмотрел на меня:

— Не шумят? Вызови кого-нибудь на связь.

Вызвал штаб авиации. Штаб ответил приятным женским слегка заспанным голосом – на связи.

— Проверка связи.

Он немного подумал:

— Так это же другое дело.

— Станция маломощная. «Самшиты» мощнее. А для связи с авиацией нужны мощные.

— Вызывай сюда председателя комиссии по связи и представителя вашего института.

Вызвал на боевой пост командование. Прибежали. Стоят по стойке «смирно».

— Включай все станции – приказал Волобуев мне.

Включил. Визг вентиляторов страшный, как во время полетов.

Все стоят слушают.

— Выключай.

Выключил.

— Ну что скажите связисты – посмотрел он на председателя госкомиссии по связи.

— Мы это знаем и принимаем меры.

— И когда примите? Я эту радиостанцию не приму, даже если придется здесь все переделывать. А вы представитель института, что за дрянь изобрели и главное для чего. Надо посмотреть на своем ли вы месте?

— Новые нормальные радиостанции для «Киева» уже готовятся. К концу госиспытаний или ревизии все будет заменено — ответил капитан 1 ранга

— То что вы поставили такие радиостанции – это уже преступление. Ну нет этих — поставьте временно старые — вот как эти – он показал на 619, — они, кстати работают, а вы их слышите? А ведь государство тратило деньги на подобные изобретения и их изготовление. Кто-то получал госпремии. Это преступление, и оно будет иметь для вас самые серьезные последствия – сказал он председателю комиссии по связи и представителю института.

И станции во время ревизии заменили на новые. Спасибо адмиралу Волобуеву. Хотя матросы и старшины уже уходили в запас все же глухими.

Четвертый раз я пересекся с вице-адмиралом Волобуевым в 1985 году будучи старшим преподавателем Калининградского ВВМУ. При прибытии на флот на учения инспекции Министерства обороны меня выделили исполнять обязанности посредника на учениях вместе еще с четырьмя офицерами. Возглавлял инспекцию адмирал флота Михайлин В.В., а его помощником был вице-адмирал Волобуев Е.И. При инструктаже Волобуев внезапно увидел меня. Узнал, обнял и потом предложил быть старшим оперативным дежурным инспекции. Я согласился. Работа была сложная – обрабатывать всю информацию, поступающую в адрес инспекции, выдавать вводные командованию флота и контролировать их выполнение, ежедневно докладывать адмиралам Михайлину и Волобуеву о ходе инспекции во всех базах, частях и на всех кораблях флота. И если адмирал флота Михайлин вечером уезжал отдыхать, то вице-адмирал Волобуев находился постоянно на ПКП флота, вникал во все действия командования флота, где мог помогал, где надо ругал. Мне приходилось постоянно быть рядом с ним.

В конце инспекции он сказал мне:

— Если, что службе надо, то обращайся прямо ко мне. Не стесняйся.

Я к нему ни разу ни обратился, хотя наверно необходимость все же была. Но в 1986 году в 62 года он был отправлен в отставку. Жалко, что задвинули вбок и вовремя не назначили, когда можно было. Лично я в нем видел, как минимум Главкома ВМФ по его возможностям и опыту службы. Для пользы дела он был бы на своем месте. Как мне кажется, что он на голову был выше всех последующих главкомов – Чернавина, Громова, Куроедова, Высоцкого, Королева и так далее.

Пятый и последний раз мы с ним встретились в Москве в 2005 году на встрече бывших «киевлян», куда его пригласили, как имеющего отношение к ТАКР «Киев». Встреча бала запоминающаяся. Он меня узнал, и мы с ним имели возможность хорошо поговорить, вспомнить все наши встречи.

Безусловно не всем вице-адмирал Волобуев нравился. У многих о нем, о встречах с ним отрицательные воспоминания. Кто-то называл его «пьяный с бритвой», кто-то называл «бешеным». Одного у него не отнять он не придирался, он думал о флоте и его боеспособности в первую очередь. И у меня о встречах с ним самые прекрасные воспоминания. Не дурак, не дуболом, как некоторые адмиралы, с которыми мне приходилось встречаться.

Он настоящий флотоводец, которым наша страна должна гордиться и которого надо знать!

Использовано:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B1%D1%83%D0%B5%D0%B2,_%D0%95%D0%B2%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

http://www.kmay.ru/sample_pers.phtml?n=7232&ysclid=lrk5k4j4vm72702472

https://ke-culture.gov-murman.ru/slovnik/?ELEMENT_ID=93485&ysclid=lrk5knwhoj608426091

https://goarctic.ru/news/22-yanvarya-1924-goda-rodilsya-admiral-evgeniy-volobuev/?ysclid=lrk5l91leg853887982

https://flot.com/blog/historyofNVMU/1888.php?ysclid=lrk5mgj7qs644166271

https://altai-ses.ru/4198d54081/%D0%92%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B1%D1%83%D0%B5%D0%B2,_%D0%95%D0%B2%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

4 комментария

Оставить комментарий
  1. А.Беляев

    Прекрасная статья об адмирале не очень знакомом широкой флотской аудитории. Я был знаком с ним по службе на ПКР (с 1977 г. ТАКР) «Киев». Как верно подметил Виктор, Евгений Иванович в период ходовых и государственных испытаний крейсера был ВЕЗДЕ и вникал ВО ВСЕ. Причем на высокопрофессиональном уровне. От содержания и устройства корабля до тончайших нюансов ТТХ, параметров и боевых возможностей ВВТ, особенно авиации. Особое внимание адмирала было сосредоточено на опытных и досерийных образцах вооружения. На одном из таких образцов, проблемном по испытаниям и передаче ВМФ комплекса «Кольцо», состоялось и мое знакомство с Председателем Правительственной комиссии. В БИЦе за центральным пультом комплекса адмирал несколько часов кряду «пытал» меня о причинах и нюансах процессов, тормозящих испытания станции. Мое лейтенантское воображение сразил наповал конспект адмирала (объемный 98-листовый фолиант) по кораблю и ВВТ крейсера. Это была корабельная мини-энциклопедия, выписанная каллиграфическим почерком с множеством схем и рисунков лично Волобуевым! Для нее Председатель попросил сформулировать «согласованные» вопросы по отработке недостатков по «Кольцу». Жесткость и бескомпромиссность адмирала не была избирательной от низовых исполнителей до самых что ни наесть флотских верхов. Так, по его решению о невозможности подписать акт о завершении «госов» по причине отрицательных результатов по электромагнитной совместимости РЭС в несколько дней на корабль прибыла комиссия высших чинов ВМФ и Минсудпрома. Решение было найдено и выполнено в пределах сроков ревизии корабля. Службу в ВМФ Евгений Иванович завершил в 1986 году начальником Управления противолодочной борьбы — заместителем начальника Главного штаба ВМФ. С первого года службы в Главном штабе ВМФ глав¬ком привлекал Волобуева к работе по подготовке и обеспечению проведения учений различного уровня. Отдавая должное его высокой эрудиции, всесторонним знаниям военного дела, оружия и вооружения флота, авиации, сухопутных войск, он без колебаний поручал адмиралу решение не самых простых, а то и откровенно «скользких» задач на стыках с МО СССР и Минсудпромом. В том числе – масштаб, состав и задачи участников от ВМФ в учениях «Запад-81», «Щит-82», «подковерная» борьба за будущий авианосец «Адмирал Кузнецов», вскрытие тактики ПЛАРБ ВМС США в условиях увеличения дальнобойности их МБР и многое другое. Увы, при всем притом за 9 лет службы Евгения Ивановича в ГШ ВМФ так и не стал полным адмиралом, что, несомненно, заслуживал. Можно предположить, что причинами к этому послужили характерные для него черты характера, а также отсутствие умения решать вопросы в режиме «чего изволите».

  2. Матренин Юрий Михайлович

    Лично знаком с Е.И. Волобевым не был, но во время службы на ЦКП ВМФ неоднократно слышал о нем, как о достойном командире, адмирале.
    Примечательно, что статья о Е.И. Волобуеве опубликована в то время, когда ему исполнилось бы 100 лет со дня рождения!

  3. Сергей Прядкин

    Меня тоже служба сводила с вице-адмиралом Евгением Ивановичем Волобуевым в октябре 1974 года, когда он служил в должности 1-го Заместителя Командующего Северным флотом. А я — командиром носовой зенитной ракетной батареи на БПК (тогда) пр. 1135 «Достойный». Случилось так, что при выполнении мной зенитной ракетной стрельбы на приз Главкома ВМФ по ракете-мишени РМ-15 — это была первая стрельба на Северном флоте ЗРК «Оса-М» по данному типу воздушных целей- первая ЗУР в серии сошла с траектории на начальном участке полета, а вторая не подорвалась при встрече с целью. Оценка стрельбы — два балла. Но этого в моих бедах оказалось мало: при штатном опускании очередной пАры ракет после автоматической перезарядке пусковой установки в ракетный погреб, одна из них воткнулась в другую ЗУР, которая оказалась на линии заряжания при самопроизвольном проворачивании барабана с ракетами на один шаг. Когда у одной ракеты разворочена носовая часть, а у другой хвостовая — это еще «та картина маслом!», скажу я вам. Шум на флоте стоял неописуемый! Назначили флотскую комиссию, председателем которой был вице-адмирал Е.В.Волобуев. Два дня эта комиссия, в которую, помимо флотских специалистов, входили и представитель промышленности, искали причины неуспешных пусков и утыкания ракет, но так их и не выявила. Так же, как и в действиях боевого расчета моей батареи. На удивления вся матчасть работала, как швейцарские часы. Я, естественно, был от исполнения служебных обязанностей отстранен, секира партийного правосудия была занесена, намеки моего продолжения в должности командира взвода караульных собак на Новой Земле уже витали в воздухе. На третий день на корабль прибыл председатель комиссии вице-адмирал Е.И. Волобуев. И вот, я во флагманской каюте , после доклада действий боевого расчета на стрельбе, расстелив перед ним на столе фотографические ленты осциллографических записей пусков, с остро отточенным карандашом в руках я ему докладываю, а он очень внимательно вглядывается во все эти кривые и задает очень грамотные мне вопросы. Меня поразило, что при такой высокой флотской должности, детально вникает во все процессы пуска ракет. А по окончании моего доклада спрашивает у заместителя начальника УРАВ СФ капитана 1 ранга Р.К.Поги его мнение о действиях боевого расчета на стрельбе и работы матчасти. И получает ответ, что боевой расчет действовал в строгом соответствии с руководящими документами, а по состоянию материальной части замечаний нет. И тут встревает стоящий в дверях в каюту с толпой других офицеров командир корабля капитан 3 ранга А.К.Ильин. Мол, прежде. чем опускать ракеты в погреб, надо было мне убедиться. что линии заряжания свободны. На это вице-адмирал Е.И.Волобуев, сверкнув своими очками воскликнул:»И правильно сделал! Лучше мы будем ракеты ломать и разберемся в причинах сейчас, чем в бою!» И утвердил акт. И все от меня отстали. А через некоторое время все причины неуспешных пусков и допускающих аварийное происшествие с ракетами в пусковой установке наша наука и промышленность выяснили и соответствующие конструктивные изменения были внесены. А я вице-адмиралу Евгению Ивановичу Волобуеву за то, можно сказать, участие в моей судьбе, на всю жизнь благодарен!

  4. Никита Трофимов

    Близкий друг моего отца. Шли по службе практически бок о бок.Прекрасный человек и настоящий флагман! Спасибо, Виктор, за отличную статью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *