Блытов В. Из морского романа «Мы-плавсостав». Док

Глава 10. Док

Док корабельный — инженерное сооружение для постройки, ремонта и хранения судов (кораблей), в котором проводят большинство необходимых работ с подводными частями корпуса.

Расположен док в так называемой Доковой бухте, на Северной стороне Севастополя. Сухой док огромен: имеет бассейн для захода кораблей в длину - 290 метров, в ширину - 36, в глубину - 11. От Северной бухты отделяется ботапортом, который открывается для заводки корабля и после захода корабля закрывается. Мощные насосы откачивают из бассейна воду и корабль становится на кильблоки.

Строительство дока велось в 1911-1915 годах. Автор проекта — известный русский инженер академик Шухов В.Г. Общие чертежи проекта были утверждены лично императором Николаем II, что говорит о важности этого объекта для России. Строил это гидросооружение подрядчик С.Н.Чаев. После строительства назывался доком Императора Николая II или Николаевским. После Великой Октябрьской социалистической революции был назван Северным доком. 6 июля 1915 года (23 июня по старому стилю) в городе Севастополе состоялось торжественное открытие и освящение дока императора Николая II. Открытие проходило в присутствии Морского министра Григоровича, который после освещения дока перерубил топориком ленту, заграждающую батопорт. Кроме дока были построены железнодорожная ветка до станции Мекензиевы Горы, электростанция и рабочие цеха для ремонта электромеханических частей корабля. Первым кораблем, вставшим в Северный док 22 (9) июля 1915 года, стал линейный корабль «Императрица Мария». Все линейные корабли и крейсера Императорского Черноморского флота проходили обязательное докование. После захвата Севастополя германцами в 1918 году прошли докование немецкие линейный корабль «Гебен» и тяжелый крейсер «Бреслау», а потом линейные корабли и крейсера интервентов британцев и французов. При СССР в доке ремонтировались в основном военные корабли. Из известных во всем мире судов, прошедших докование в сухом доке Севастополя, следует выделить американский лайнер «Юнайтед Стейтс» («Голубая лента Атлантики») 289 метров длиной и 31 метр шириной. В 1993 г. на нем у нас был произведен демонтаж асбестовых плит. Проходили обязательное докование все корабли Черноморского флота и корабли других флотов, прибывающие в Севастополь для ремонта в судоремонтном заводе, а также прибывающие после постройки и ремонта корабли из Николаевских заводов.

Перед боевой службой в док встал вертолетоносец «Севастополь». Командир БЧ-4 капитан-лейтенант Рыженков убыл на месячную учебу в Ленинград и в обязанности командира БЧ-4 вступил командир группы специальной связи лейтенант Морозов.

Месячное стояние в доке для очистки корпуса корабля, ремонта и проверки забортных механизмов для БЧ-4 не представляло интереса и с подачи Белова Морозов съездил к начальнику связи флота и решил вопрос об откомандировании матросов БЧ-4, кроме сигнальщиков и трансляторщиков, на узел связи флота. И сразу после постановки в док Морозов отвез на узел связи всех радистов и специалистов закрытой связи. Вахты на корабле на период стоянки в доке закрывались, оставалась только сигнальная вахта и поданный проводом береговой телефон. Всю неисправную технику по максимуму для ремонта Белов и Морозов сдали в ремонт в завод связи.

Для себя Морозов вместе с Беловым поставили задачу закрыть металлической переборкой закуток специальной слуховой связи, в заводе сварить тяжелую дверь с окошком. То есть отгородить ее от КПС, куда прибывают все же различные люди. А в оставшееся время они поставили себе задачу списать недостающий ЗИП, которого оказалось очень много и прежде всего инструмента и приборов. А оставшиеся приборы сдать для положенной поверки в поверочную лабораторию.

Однако человек предполагает, а начальники располагают. Сразу после постановки в док командир БЧ-5 распределил корпус корабля между боевыми частями. БЧ-4 дали участок корпуса без учета отсутствующих группы радиоразведки и убывших на узел связи в командировку радистов и механиков специальной связи, то есть дали на всех шестьдесят человек.

Старпом собрал командиров всех боевых частей и приказал скребками и машинками очистить от ракушек и наростов в течении двух дней, а потом приступить к покраске корпуса специальными составами.

Приказ есть приказ, и он не обсуждается, а выполняется.

Утром Морозов, Белов, Архипенко и два сигнальщика (больше сигнальщики выделить не смогли — им надо было красить трубу корабля), переодевшись в синие робы, надев респираторы и специальные очки, залезли на поставленные леса вокруг корпуса и начали отдраивание выделенного им участка корпуса корабля от ракушек и наростов. Чистили скребками и специальными машинками. Шум стоял страшный, пыль летела в глаза.

Весь корпус корабля со всех сторон был облеплен матросами, которые скребли корабль и лишь на участке, выделенном БЧ-4, было значительно тише, чем на других. Шум вокруг корабля стоял страшный. Офицеры, ответственные ходили по доку и снизу руководили подчиненным личным составом. И лишь на объекте БЧ-4 внизу не было никого. Морозов, как простой матрос, драил сам корпус рядом с Беловым.

Через час старпом, командир и командир БЧ-5 начали проверку работ. Объект БЧ-4 сразу привлек их внимание.

— Это чей объект? — мрачно спросил старпом командира БЧ-5.

Тот открыл свой журнал и стал испуганно искать ответственных.

В конце концов он нашел и доложил командиру, что с такого шпангоута по такой левого борта ответственна БЧ-4.

— Где командир БЧ-4? — взревел старпом, — дайте мне этого лейтенанта, и я его порву на запчасти!

Командир стоял спокойно и ждал.

Командир БЧ-5 увидел какие-то пять фигурок, трудящихся на самом верху лесов. Он стал кричать, но его не было слышно. Тогда он полез на леса и потрогал за плечо первого матроса.

— Где все ваши? Вызовите сюда немедленно командира БЧ-4!

И каково было его изумление, когда матрос снял респиратор и под ним он увидел лицо исполняющего обязанности командира БЧ-4 лейтенанта Морозова.

— Командир зовет! — пытался перекричать стуки и шум машинок командир БЧ-5.

Морозов посмотрел вниз, увидел командира и стал спускаться за командиром БЧ-5.

Увидев грязного лейтенанта в матросской робе со скребком в руках, старпом стал кричать на лейтенанта:

— Где ваши люди? Вы что, хотите сорвать работы?

— Нет не хочу, но группа радиоразведки в командировке, радисты и механики специальной связи по приказанию штаба флота тоже в командировке, командир БЧ-4 на учебе в Ленинграде. Здесь все наличные, кроме четырех сигнальщиков, которые работают на трубе по приказанию помощника командира.

— А почему у вас люди в командировке, а старпом и командир БЧ-5 не знают об этом? — спросил командир корабля.

Приходилось все время кричать друг другу, так как шумы в доке напоминали работу механического цеха.

Морозов тяжело вздохнул и ответил командиру:

— Я доложил старпому и командиру БЧ-5, что у меня людей нет, кроме меня старшины команды и сигнальщиков. Но сигнальщикам нарезали свой объект.

— И что вам ответил старпом? — спросил командир корабля.

— Он сказал! — Морозов посмотрел на старпома и ответил, — старпом сказал, что он не отправлял моих матросов в командировки, и мы обязаны отдраить свой объект на корпусе. Приказание я обязан выполнить, поэтому, не имея других сил, мы вышли на работы со старшиной команды и всеми, кто способны держать скребки. Мы будем работать, если надо, то и вечером и ночью.

Упертость Морозова, видимо, понравилась командиру. Морозов не пришел к нему обжаловать, а вышел на работу сам и собрал всех, кого возможно.

— Так, связистов снимаю с работы! — принял решение командир, — лейтенант не виноват ни в чем. Я сам подписывал приказ командующего флотом об откомандировании на период докования всего БЧ-4 на узел связи флота и вам! — он посмотрел на старпома, — приказал это учесть!

Старпом опустил в голову и только со злостью сказал:

— А кто будет работать, если эти слиняли?

— Ну, не офицер со старшиной, почти сверхсрочником, выполнять задачу за шестьдесят человек. Их сигнальщикам дали свой объект и там надо работать. Думайте, а лучше распределите между другими боевыми частями, могущими выделить больше количество людей. Понятно?

— Так точно! — ответил старпом и когда командир отошел, старпом сказал Морозову, — забирай своих клоунов и убирайся отсюда! Я тебе этого никогда не забуду!

А когда Морозов полез наверх забирать своих подчиненных, то увидел, что они с командиром БЧ-5, видимо, распределяют на этот объект другие боевые части.

И Морозов пошел с Беловым и Архипенко заниматься выгородкой слуховой связи, сигнальщики пошли на сигнальный мостик заниматься трубой.

Стоять в доке довольно сложно потому, что отключены почти все механизмы корабля. Гальюны не работают и надо бегать на берег. Вода в каюты, умывальники, души также не подается. Только на камбуз для приготовления пищи. Электропитание корабля от береговой сети через преобразователи с 220 Вольт на 127 Вольт корабельное питание. Все отходы надо выносить на берег в ведрах (обрезах). Шумы страшные, кажется, что гремит весь корпус корабля, выворачивая внутренности, и огромнейшая запыленность, что впору ходить с респиратором постоянно.

Алексей и Белов трудились теперь не покладая рук, переставляя аппаратуру, проводя ее перемонтаж. С заводчанами за спирт договорились о сварке металлической переборки. На Черной речке, где стоят разбираемые на металл старые корабли, нашли приличную тяжелую дверь и притащили ее на корабль. К концу стоянки в доке новый боевой пост был готов и с разрешения командира Морозов произвел изменения в книге корабельных расписаний.

Оказалось, что Белов большой любитель футбола и является капитаном сборной корабля по футболу. Теперь Морозову пришлось заниматься еще сборной корабля по футболу, водить их на тренировки и игры с командами других кораблей на стадион на Северной стороне.

Перед выходом корабля из дока вернулись из командировки все связисты. Белов и Морозов доставили технику из ремонта с завода связи, а недостающий ЗИП удалось по максимуму списать. На склад списанные инструменты сдавались по весу, и они сдали по весу металлоломом, который нашли на Черной речке, из поверки в Киленбухте на корабль вернулись все приборы.

Для себя Алексей сделал вывод, что ему лучше работается без командира БЧ-4. Больше успевает сделать.

6 комментариев

Оставить комментарий
  1. Мне напомнило первое раписание по приборке на ПКР «Москва», Мне достался обьект на спардеке левого борта, где стояли артустановки «Барс» и «Терция». Личного состава не хватало. И вот первый обход проверки расписания по приборке командира крейсера с «бычками». Командир заходит на мою площадку. Представляемся: «Командир приборки л-т — инженер Воронов, старшина приборки ст.2 ст Овод, приборщик м-с Оборотов.» Немая сцена.

    1. Азаров Владимир

      Сережа!Этот объект благополучно переше ко мне и я трахался с ним еще очень долго.Змей (Гарамыч)охотно меня драл за него.Если дойдет мое послание,передаю свою признательность твоим творческим успехам.Горжусь нашей совместной службой.Азаров Владимир.группа обстановки РТС пкр Москва.1968-1972 гг

      1. Спасибо Володя. Мне жаль что с этим дурацким корпусом так получилось тогда.

  2. Азаров Владимир

    Виктор, добрый день!Охренительно знакомая картина про Севдок!А РТС,где я тогда служил, расшифровывали тогда исключительно как «Рабочетягловая сила». Желаю творческих успехов.Азаров Владимир.

  3. Читатаешь о вертолетоносце «Севастополь», а перед глазами ПКР «Москва»! Сразу чувствуется, что автор сам прошел все тяготы военно-морской службы!
    Невольно нахлынули воспоминания о прошедших годах, о корабельной службе! А значит написано замечательно, спасибо автору!

    1. Спасибо. Так и было

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *