Блытов В. Динамо-реактивное орудие Курчевского

Динамо-реактивное орудие Курчевского

(прототип знаменитых «Катюш» и минометов)

Ко дня артиллерии и ракетных войск России!

Увеличение калибра орудий и дальности их стрельбы, устанавливаемых на кораблях, самолетах, танках, самоходных орудиях было давней мечтой военных всех армий и флотов.

Одним из направлений исследований в этой области, стало изобретение безоткатных орудий американского изобретателя вооружения, командера ВМС США Клеланда Дэвиса в 1910 году. Он изобрел орудие, работающее по безоткатному принципу. 25 августа 1914 года он получил патент за номером 1108714.

Данное орудие Клеланда Дэвиса было впервые опробовано на экспериментальном британском бомбардировщике Handley Page O/100 для целей борьбы с подводными лодками противника.

Впоследствии все орудия, работающие на безоткатном принципе получили название «безоткатная пушка Дэвиса».

Безоткатное орудие — орудие, не имеющее отката при стрельбе. Данный эффект достигается за счёт отвода части пороховых газов через специальное сопло в казённой части ствола, в результате чего создаётся реактивная сила, уравновешивающая силу отдачи. Безоткатные орудия отличаются очень хорошими массогабаритными характеристиками за счёт отсутствия противооткатных устройств, наличия сильно облегчённого ствола и лафета. Из недостатков следует отметить низкую начальную скорость снаряда, что ограничивает дальность стрельбы и за счет выхода газов при выстреле демаскирует стрельбовую позицию орудия.

В России разработки безоткатных орудий вели сразу несколько лабораторий.

Наиболее известные из них это лаборатория аэродинамического института Рябушинского Димитрия Павловича, проводившего эксперименты за свои средства во время первой мировой войны (1916-1917 годы) и предложившего несколько иное решение. Ему удалось создать орудие по схеме, названой «свободной трубой», названная впоследствии «реактивной пушкой Рябушинского». 70 мм. пушка Рябушинского имела гладкий ненагруженный ствол с толщиной стенок всего 2,5 мм. и весила всего 7 килограмм. Ствол помещался на складную треногу. Снаряд весил 3 килограмма. Заряжание с казенной части. Патрон унитарный, заряд помещался в гильзу из сгорающей ткани с деревянным или цинковым поддоном. Дальность стрельбы была невелика, 320 м при возвышении орудия под угол 450, однако для позиционной (окопной) войны хватало. Испытания были проведены на Главном артиллерийском полигоне. Отзывы о применении были самые положительные, однако произошла революция и изобретение Рябушинского не получило дороги в жизнь.

В 1920 году инженеру Курчевскому  Леониду Васильевичу удалось убедить комитет по вооружению Красной армии производить исследования в разработке безоткатных орудий. Была создана лаборатория и начаты испытания. Разрабатывались сразу морские, авиационные и самоходные орудия, названные динамо- реактивными (ДРП). Разрабатывались орудия даже для размещения даже на мотоциклах.

Динамо-реактивный принцип, положенный в основу безоткатных орудий, заключается в том, что при сго­рании порохового заряда часть образующихся газов ис­текает через коническое сопло в затворе орудия. При этом возникает реактивная сила толкающая ствол орудия впе­ред, по направлению движения снаряда. Этим достига­ется уравновешивание силы отдачи, что в свою очередь позволяло резко сократить общий вес орудия и упрос­тить конструкцию лафета. Правда, при этом истечение газов из канала ствола через сопло приводило к потере энергии пороховых газов и уменьшало скорость движе­ния снаряда в канале ствола. Для получения нужной на­чальной скорости полета снаряда приходилось порохо­вой заряд для орудий ДРП брать больше, чем для обыч­ных орудий той же мощности.

В орудиях ДРП в отличие от реактивных снарядов пороховой заряд размещался вне снаряда и полностью сгорал в канале ствола орудия до вылета снаряда, который двигался в канале ствола толь­ко за счет давления пороховых газов. В ракетном двига­теле пороховой заряд размещается в самом снаряде и горит не только в стволе или на направляющей, но и при движении снаряда по траектории.

Для флота лабораторией были разработаны 76 мм. пушка КПК — катерная пушка

Испытывалась на торпедных катерах осенью 1934 года на Ш-4 № 124 и Г-5 № 155 т 189.

Систе­ма устанавливалась на специальном основании, сделан­ном по чертежам Морского бюро УСР НКТП, при со­хранении торпедного вооружения. Но во время испы­таний торпедное вооружение решили не устанавливать. Система не оказывала заметного влияния на крен ка­тера при движении на малых и средних ходах и цирку­ляции с перекладкой рулей по 25° на каждый борт. При стрельбе с места и с ходу набор корпуса деформаций не получил, на обшивке появились вмятины только в зоне действия сопловых газов. Под их действием у 10 закле­пок слетели головки и 103 заклепки были ослаблены. Вредного действия сопловых газов на личный состав, приборы и механизмы не было. Для удаления конуса газов от борта предлагалось удлинить сопло посред­ством цилиндрической части. 76-мм ДРП испытание на торпедном катере выдержало. В дальнейшем КПК ис­пытывались на шлюпках и катерах, предназначенных для высадки десанта. Испытания проводились на Пе­реяславском озере, Балтийском и Черном морях и су­дах Днепровской и Амурской речных флотилий.

Испытания установок на ТОФ и Амурской красно­знаменной флотилии комиссия проводила на:

тральщиках «Патрокл» и «Пластун» водоизмещения 900т, 1-75 мм и 1-102 мм, тральщиках АКВФ «Сталин­град» (1-3″ полковая пушка), бронекатерах «Копье» и «Пика» 23 т (1 -3″ горная пушка), а также береговой обо­роне ТОФ и АКВФ.

На тральщиках «Патрокл» и «Пластун» комиссия не рекомендовала устанавливать орудия КПК т.к. из 4-х пушек одновременно могли стрелять две в секторе 50° или 1 в секторе 106°. Наиболее целесообразным оказа­лось использование для тральщиков 45-мм универсаль­ных орудий 21-К, способных вести стрельбу по самолетам. Одновременно комиссия считала возможным ис­пользовать для усиления вооружения тральщиков бо­лее крупные калибры — 152-мм спаренные и 305-мм си­стемы Курчевского.

На береговой обороне ТОФ испытывались батареи из 3 орудий КПК-76 на мысе Створный острова Русский на предварительно подготовленных деревянных основа­ниях. Расстояние между орудиями составляло 50 м, а сек­тор обстрела — 130° из всех орудий или 360° из одного. Батарея устанавливалась в течение 6 часов-

Вывод комиссии, проводившей испытания, гласил:

«Комиссия считает размещение и использование систем КПК-76 на береговой обороне технически возможным и тактически целесообразным в смысле усиления огне­вых средств против вероятного противника в условиях ТОФ». И это при том, что не был устранен главный не­достаток казнозарядных ДРП — постоянный прорыв газов через затвор вследствие плохой обтюрации. К достоинствам системы комиссия отнесла управление ог­нем, которое не отличалось от штатной артиллерии, и достаточно простое обслуживание.

152 мм. орудийная морская установка, 152 мм. орудийная спаренная морская установка, 305 мм. спаренная морская система.

Испытания 152 мм. орудийной установки проводились на эсминце «Петровский» (Корфу, позднее Железняков), сторожевом корабле «Шторм», подводной лодке типа «Барс» и торпедном катере типа «Г-5» и показал неплохие результаты.

152 мм. спаренная установка была изготовлена на Кировском заводе, однако до испытаний не дошла.

305 мм. спаренная морская система создавалась для вооружения эсминцев типа «Новик». Стволы изготовлялись на заводе «Большевик». Для испытаний были переоборудованы эсминцы «Карл Маркс» (Изяслав) и «Фридрих Энгельс» (Десна) на заводе имени Жданова. Испытания показали хорошие результаты, но как отмечено в акте комиссии орудия требует дальнейшего совершенствования и может в дальнейшем использоваться при обстрелах береговых укреплений и борьбе с линейными силами противника. Как недостаток отмечалась вырывающаяся при выстреле огненная струя.

Также в 1934 году Курчевский предложил еще 2 проек­та тяжелых безоткатных орудий на подвижных ла­фетах — 500-мм гаубицы и 305-мм пушки с длиной ствола в 70 калибров для стрельбы на 70 км.

Проводились работы и для армии, вооружения танков, артиллерии, самоходных установок, автомобилей и мотоциклов. Значительная часть вооружения была поставлена в войска.

76-мм пушка МПК на мотоцикле.

МПК изготовлена в 1930 г. и установлена на мото­цикле «Харлей». Система проходила испытания с 14 по 22 августа 1932 года на НИМАПе. Установка дульноза-рядная с ручным заряжанием. Рекомендовалось принять ее на вооружение. Была изготовлена небольшая партия МПК для войсковых испытаний. Для изготовления ору­дий заводом № 7 использовали старые стволы без кожу­ха от 76-мм дивизионной пушки образца 1900 года.

76-мм самоходная пушка СПК. В 1933 году создана путем установки переделанной БПК на трехосной автомашине ГАЗ-ТК. После прове­денных испытаний на полигоне УСР и НИАПе, опыт­ная батарея СПК проходила войсковые испытания в 3-й Кавказской стрелковой дивизии в городе Ленинакане. После этого в системе введен ряд улучшений.

В войсках на 25.3.36 находилось следующее количе­ство систем СПК:

Московская Пролетарская дивизия

4 17-я дивизия Московского ВО

4 44-я стрелковая дивизия КВО

4 2-я стрелковая дивизия БВО

4 4-я стрелковая дивизия

5 Склад № 38

2 Всего   23

Войсковые части принимали системы на заводе № 38, здесь проходили курс обучения и проводили боевые стрельбы.

76-мм пушка ТПК-27 для установки в танкетке.

Работа выполнена по заказу АУ и АБТУ РККА. Опытный образец был изготовлен и испытан на поли­гоне УСР в 1932 г. ТПК-27, установленная в танкетке Т-27, проходила государственные испытания на НИА­Пе и полигоне АБТУ в Кунцево в 1933 г. (произведено 900 выстрелов). В связи с недостаточной меткостью пришлось вносить изменения. Провели повторное ис­пытание, хотя было ясно, что система недоработана.

Произошел разрыв ствола (произошло двойное заря­жание пушки), при этом погиб стрелок—заместитель начальника ОКБ 1 А.Я. Нейланд. После этого были изготовлены еще 2 системы для установки в Т-27, снаб­женные предохранителем от двойного заряжания с дула. Но системы в Т-27 не монтировались.

76-мм установка ТПК-26 ДРП на 2-х башенном танке Т-26.

Система была изготовлена и прошла предваритель­ные испытания на полигоне в Кунцево, в марте 1933 г. Устанавливалась сверху правой башни. Горизонталь­ное наведение установки осуществлялось поворотом всей башни.

152-мм самоходная мортира на Т-26. Заказ 1934 г. Система изготавливалась по заказу УММа РККА. С танка Т-26 была снята башня и уста­новлена площадка под тумбу системы. После всех испы­таний дальнейшие работы по устройству 152-мм само­ходной установки решено было производить на ЗИС-6.

152-мм самоходная мортира на шасси ЗИС-6 «СМК-ЗИС-6».

В 1933 г. 152-мм гаубица на шасси трехосного «Фор­да А». В таком виде система прошла предварительные испытания на Московском полигоне. Ствол с соплом был изготовлен на Кировском заводе. В 1935 г. был подготовлен эскизный проект и разработаны рабочие

чертежи установки гаубицы на ЗИС-б.

305-мм самоходная полевая гаубица СПГК-305 изготавливалась по заказу АУРККАв 1935 г. Ствол, скрепленный с соплом, был изготовлен на заводе «Боль­шевик» по чертежам УСР. Ходовая часть с механизма­ми наведения и окончательная сборка ствола произве­дены на заводе № 38. Проектировались 2 варианта ство­ла с соплом длиной 9 метров, снарядом 250 кг и началь­ной скоростью 500 м/с. Вес гаубицы — 5500 кг — поз­волял установить ее на шасси грузовика Я-8-5. К этой системе изготовлена машина для боекомплекта с подъемным краном для заряжания системы с дула. В декабре 1935 года система предъявлена военпреду АУ РККА. Закончена на 98%.

БОЕПРИПАСЫ К СИСТЕМАМ КУРЧЕВСКОГО

Разработкой снарядов занималось КБ Курчевского, а изготовлением завода № 73, № 75 и № 77. 305-мм снаряд для гаубицы проектировал в АНИИ конструк­тор Кудиковский. В отличие от снарядов классической артиллерии снаряды для ДРП Курчевского имели ве­дущий поясок Минье (т.е. поясок не врезался в нарезы при выстреле, а только расширялся под действием по­роховых газов). Хотя некоторые системы могли стрелять штатным снарядом со сточенным ведущим пояском. Вес снаряда для ДРП был меньше штатного: для 76-мм 3—4 кг вместо 6 кг у снаряда 76-мм пушки обр. 1902 года, для 152-мм — 24 кг вместо 40 и для 305-мм ДРП 250 кг вме­сто 331—470 кг у 305-мм морской пушки.

Для 37 — 152-мм ДРП применялась сгорающая гильза из нитроткани с поддоном. Производство нитроткани было организовано на пороховом заводе № 28 им. Косякова в городе Рошале. Сборкой выстрелов зани­мался склад № 36 на станции Лосиноостровская Мос­ковской области. Трудоемкость сборки выстрелов и производства снарядов для ДРП была намного боль­ше, чем для обычных. Технология сборки была следу­ющая: в дно снаряда ввинчивался стержень, а к пояску Минье снаряда приклеивался раствором пороха в аце­тоне цилиндр из нитроткани, предварительно припуд­ренный порохом. Далее вокруг стрежня укладывался заряд трубчатого бездымного пороха и на конец стер­жня на гайке крепился поддон. Первоначально поддон был деревянный, затем пластмассовый.

Наладить крупное производство выстрелов к ДРП, несмотря на неоднократные приказы по НКТП, так и не смогли. Выстрелов не хватало не только на испыта­ния новых систем, но и на контрольный отстрел серий­ных при приемных испытаниях. В актах испытаний по­стоянно отмечались сложности испытания систем Курчевского из-за плохого качества боеприпасов. Так, на­пример, при стрельбе из 37-мм РК на Московском кон­трольно-испытательном полигоне из 1105 выстрелов было: полных выстрелов — 122, не полных — 858, за­тяжных — 91, «фуков» — 34. При стрельбе из АПК-4 на определение начальной скорости разброс данных составил 60—80 м/с.

РАБОТЫ В ОБЛАСТИ САМОЛЕТОСТРОЕНИЯ

В 1935 г. Л.В. Курчевский пригласил конструкторов:

Б.И. Черановского с целью построить истребитель — параболу с АПК, С.А. Лавочкина, чтобы реализовать проект истребителя под АПК и В.Б. Шаврова для по­стройки легкого самолета-амфибии. Все эти работы были начаты весной 1935 г. Самолет-истребитель С.А. Лавочкина и С.Н. Люшина (его заместителя) ЛЛ пред­ставлял собой одноместный пушечный истребитель с двумя АПК-4 (76-мм) под крылом, сиденье летчика опускалось в габариты фюзеляжа с обзором через пе­рископ. В 1936 г. началось изготовление самолета. Ис­требитель Б.И. Черановского БИЧ-17 строился по схе­ме параболы с двигателем М-22 в 480 л.с. Вооружение —две АПК калибра 80 мм, установленных в крыле вне диска винта. Схема бесхвостого самолета было особо благоприятной для установки ДРП. Конструкция са­молета была цельнодеревянной. Постройку самолета прекратили на 60% готовности. Хотя для выполнения этих работ на № 38 заводе строился новый цех № 4.

Параллельно П.Д. Грушин в МАИ проектировал свой самолет с АПК, но этот проект так и остался на бумаге.

Однако довести свои работы до конца Курчевскому так и не удалось. В 1937 году он был арестован и расстрелян, как враг народа, лаборатория закрыта, исследования прекращены, а орудия уже, установленные на кораблях были демонтированы.

Леонид Васильевич Курчевский родился в 1890 г. в городе Переяславле Ярославской области. В 1911 г. за­кончил 2-ю московскую гимназию и затем до 1914 г. учился на естественном отделении физико-математичес­кого факультета Московского университета. В 1915 г. он работал лаборантом Педагогического института им. П.Г. Шелапутина. С января 1916 по декабрь 1918-го Л В. Курчевский заведовал конструкторским бюро Московского военно-промышленного комитета и здесь изобрел станок для метания гранат. В 1918—1920 го­дах он являлся заведующим лабораторией комитета по делам изобретений ВСНХ и одновременно с 1919г. ра­ботал в автосекции транспортного отдела этого же ко­митета. С мая 1921-го по май 1922-го Л.В. Курчевский работал в Комиссии особых опытов по звуковой раз­ведке (комзвук). За 1918-1924 годы изобрел полевую радиостанцию на мотоцикле, глиссер, развивающий скорость 100 км/ч, предложил скипидарную автосмесь как заменитель бензина для автотранспорта.

В 1924 г. Л.В. Курчевского арестовали по обвинению в растрате государственных денег и сослали на Соловки. До 1930 г. он находился в лагере особого назначения ОГПУ (СЛОН). Именно в эти годы Л.В. Курчевский изобрел аэросани, усовершенствовал глиссер и создал свою пер­вую динамо-реактивную пушку (ДРП).

Благодаря ходатайству Г.К. Орджоникидзе и М.В. Тухачевского в 1930 году Л.В. Курчевского освободи­ли из заключения и назначили главным конструктором КБ. Но его работа была не столь длительной. Возможно именно ходатайства Тухачевского и сыграли свою злую роль в судьбе изобретателя.

Не все он успел сделать, не до всего дошли его руки. Репрессии конца 30-х годов остановили на пол пути начатое и не дали закончить множество великих начинаний.

Если бы не столь трагический конец изобретателя возможно Россия уже в сороковых-пятидесятых годах во многих направлениях развития военной науки во многом бы опережала передовую научную мысль Западной Европы. И во второй мировой войне возможно имела бы к началу войны некоторое превосходство в развитии артиллерии.

Однако его мысли и изобретения были положены в создание в СССР и за границей реактивной артиллерии.

Безоткатные орудия получили использование в после военном и даже военном вооружении:

  1. Динамо-реактивные системы (с нагруженным стволом)

— с истечением назад пороховых газов;

— с уширенной каморой и соплом – Б-10, Б-11, РПГ-7;

— бессопловые (Рябушинского) — «Панцерфауст», РПГ-2;

— с противомассой — «безоткатная пушка Девиса», «Армбруст», «Панцерфауст-3»

— с фиктивным снарядом (Кондакова) —  ГК-45.

  1. Свободно-реактивные системы (с ненагруженным стволом)

— с реактивным зарядом, сгорающим в пределах пусковой трубы — М72, РПГ-18

— с реактивным зарядом, догорающим после вылета снаряда — «Панйцершрек», ПГ-82

Особняком стоит германское орудие «Хаммер», в котором заряд сгорает в стволе, но перемещается вместе со снарядом.

Чёткой границы между реактивными гранатомётами и безоткатными орудиями нет.

В английском языке термин «Recoilless Rifle», переводимый как «безоткатное орудие», обозначает и L6 WOMBAT массой 295 кг на колёсном лафете и М67 массой 17 кг для стрельбы с плеча или сошек.

В России (СССР) гранатомётом считались СПГ-9 массой 64,5 кг на колёсном лафете и РПГ-7 массой 6,3 кг для стрельбы с плеча.

В Италии система Breda Folgore массой 18,9 кг считается гранатомётом, а та же система на треноге и с баллистическим вычислителем (масса 25,6кг) — безоткатным орудием.

В армиях развитых стран БО как противотанковое средство в основном заменены противотанковыми управляемыми ракетами (ПТУР), некоторые из которых, тем не менее, используют принцип БО для быстрого пуска ракеты.

1 комментарий

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *