Динамо-реактивное орудие Курчевского
(прототип знаменитых «Катюш» и минометов)
Ко дня артиллерии и ракетных войск России!
Увеличение калибра орудий и дальности их стрельбы, устанавливаемых на кораблях, самолетах, танках, самоходных орудиях было давней мечтой военных всех армий и флотов.
Одним из направлений исследований в этой области, стало изобретение безоткатных орудий американского изобретателя вооружения, командера ВМС США Клеланда Дэвиса в 1910 году. Он изобрел орудие, работающее по безоткатному принципу. 25 августа 1914 года он получил патент за номером 1108714.
Данное орудие Клеланда Дэвиса было впервые опробовано на экспериментальном британском бомбардировщике Handley Page O/100 для целей борьбы с подводными лодками противника.
Впоследствии все орудия, работающие на безоткатном принципе получили название «безоткатная пушка Дэвиса».
Безоткатное орудие — орудие, не имеющее отката при стрельбе. Данный эффект достигается за счёт отвода части пороховых газов через специальное сопло в казённой части ствола, в результате чего создаётся реактивная сила, уравновешивающая силу отдачи. Безоткатные орудия отличаются очень хорошими массогабаритными характеристиками за счёт отсутствия противооткатных устройств, наличия сильно облегчённого ствола и лафета. Из недостатков следует отметить низкую начальную скорость снаряда, что ограничивает дальность стрельбы и за счет выхода газов при выстреле демаскирует стрельбовую позицию орудия.
В России разработки безоткатных орудий вели сразу несколько лабораторий.
Наиболее известные из них это лаборатория аэродинамического института Рябушинского Димитрия Павловича, проводившего эксперименты за свои средства во время первой мировой войны (1916-1917 годы) и предложившего несколько иное решение. Ему удалось создать орудие по схеме, названой «свободной трубой», названная впоследствии «реактивной пушкой Рябушинского». 70 мм. пушка Рябушинского имела гладкий ненагруженный ствол с толщиной стенок всего 2,5 мм. и весила всего 7 килограмм. Ствол помещался на складную треногу. Снаряд весил 3 килограмма. Заряжание с казенной части. Патрон унитарный, заряд помещался в гильзу из сгорающей ткани с деревянным или цинковым поддоном. Дальность стрельбы была невелика, 320 м при возвышении орудия под угол 450, однако для позиционной (окопной) войны хватало. Испытания были проведены на Главном артиллерийском полигоне. Отзывы о применении были самые положительные, однако произошла революция и изобретение Рябушинского не получило дороги в жизнь.
В 1920 году инженеру Курчевскому Леониду Васильевичу удалось убедить комитет по вооружению Красной армии производить исследования в разработке безоткатных орудий. Была создана лаборатория и начаты испытания. Разрабатывались сразу морские, авиационные и самоходные орудия, названные динамо- реактивными (ДРП). Разрабатывались орудия даже для размещения даже на мотоциклах.
Динамо-реактивный принцип, положенный в основу безоткатных орудий, заключается в том, что при сгорании порохового заряда часть образующихся газов истекает через коническое сопло в затворе орудия. При этом возникает реактивная сила толкающая ствол орудия вперед, по направлению движения снаряда. Этим достигается уравновешивание силы отдачи, что в свою очередь позволяло резко сократить общий вес орудия и упростить конструкцию лафета. Правда, при этом истечение газов из канала ствола через сопло приводило к потере энергии пороховых газов и уменьшало скорость движения снаряда в канале ствола. Для получения нужной начальной скорости полета снаряда приходилось пороховой заряд для орудий ДРП брать больше, чем для обычных орудий той же мощности.
В орудиях ДРП в отличие от реактивных снарядов пороховой заряд размещался вне снаряда и полностью сгорал в канале ствола орудия до вылета снаряда, который двигался в канале ствола только за счет давления пороховых газов. В ракетном двигателе пороховой заряд размещается в самом снаряде и горит не только в стволе или на направляющей, но и при движении снаряда по траектории.
Для флота лабораторией были разработаны 76 мм. пушка КПК — катерная пушка
Испытывалась на торпедных катерах осенью 1934 года на Ш-4 № 124 и Г-5 № 155 т 189.
Система устанавливалась на специальном основании, сделанном по чертежам Морского бюро УСР НКТП, при сохранении торпедного вооружения. Но во время испытаний торпедное вооружение решили не устанавливать. Система не оказывала заметного влияния на крен катера при движении на малых и средних ходах и циркуляции с перекладкой рулей по 25° на каждый борт. При стрельбе с места и с ходу набор корпуса деформаций не получил, на обшивке появились вмятины только в зоне действия сопловых газов. Под их действием у 10 заклепок слетели головки и 103 заклепки были ослаблены. Вредного действия сопловых газов на личный состав, приборы и механизмы не было. Для удаления конуса газов от борта предлагалось удлинить сопло посредством цилиндрической части. 76-мм ДРП испытание на торпедном катере выдержало. В дальнейшем КПК испытывались на шлюпках и катерах, предназначенных для высадки десанта. Испытания проводились на Переяславском озере, Балтийском и Черном морях и судах Днепровской и Амурской речных флотилий.
Испытания установок на ТОФ и Амурской краснознаменной флотилии комиссия проводила на:
тральщиках «Патрокл» и «Пластун» водоизмещения 900т, 1-75 мм и 1-102 мм, тральщиках АКВФ «Сталинград» (1-3″ полковая пушка), бронекатерах «Копье» и «Пика» 23 т (1 -3″ горная пушка), а также береговой обороне ТОФ и АКВФ.
На тральщиках «Патрокл» и «Пластун» комиссия не рекомендовала устанавливать орудия КПК т.к. из 4-х пушек одновременно могли стрелять две в секторе 50° или 1 в секторе 106°. Наиболее целесообразным оказалось использование для тральщиков 45-мм универсальных орудий 21-К, способных вести стрельбу по самолетам. Одновременно комиссия считала возможным использовать для усиления вооружения тральщиков более крупные калибры — 152-мм спаренные и 305-мм системы Курчевского.
На береговой обороне ТОФ испытывались батареи из 3 орудий КПК-76 на мысе Створный острова Русский на предварительно подготовленных деревянных основаниях. Расстояние между орудиями составляло 50 м, а сектор обстрела — 130° из всех орудий или 360° из одного. Батарея устанавливалась в течение 6 часов-
Вывод комиссии, проводившей испытания, гласил:
«Комиссия считает размещение и использование систем КПК-76 на береговой обороне технически возможным и тактически целесообразным в смысле усиления огневых средств против вероятного противника в условиях ТОФ». И это при том, что не был устранен главный недостаток казнозарядных ДРП — постоянный прорыв газов через затвор вследствие плохой обтюрации. К достоинствам системы комиссия отнесла управление огнем, которое не отличалось от штатной артиллерии, и достаточно простое обслуживание.
152 мм. орудийная морская установка, 152 мм. орудийная спаренная морская установка, 305 мм. спаренная морская система.
Испытания 152 мм. орудийной установки проводились на эсминце «Петровский» (Корфу, позднее Железняков), сторожевом корабле «Шторм», подводной лодке типа «Барс» и торпедном катере типа «Г-5» и показал неплохие результаты.
152 мм. спаренная установка была изготовлена на Кировском заводе, однако до испытаний не дошла.
305 мм. спаренная морская система создавалась для вооружения эсминцев типа «Новик». Стволы изготовлялись на заводе «Большевик». Для испытаний были переоборудованы эсминцы «Карл Маркс» (Изяслав) и «Фридрих Энгельс» (Десна) на заводе имени Жданова. Испытания показали хорошие результаты, но как отмечено в акте комиссии орудия требует дальнейшего совершенствования и может в дальнейшем использоваться при обстрелах береговых укреплений и борьбе с линейными силами противника. Как недостаток отмечалась вырывающаяся при выстреле огненная струя.
Также в 1934 году Курчевский предложил еще 2 проекта тяжелых безоткатных орудий на подвижных лафетах — 500-мм гаубицы и 305-мм пушки с длиной ствола в 70 калибров для стрельбы на 70 км.
Проводились работы и для армии, вооружения танков, артиллерии, самоходных установок, автомобилей и мотоциклов. Значительная часть вооружения была поставлена в войска.
76-мм пушка МПК на мотоцикле.
МПК изготовлена в 1930 г. и установлена на мотоцикле «Харлей». Система проходила испытания с 14 по 22 августа 1932 года на НИМАПе. Установка дульноза-рядная с ручным заряжанием. Рекомендовалось принять ее на вооружение. Была изготовлена небольшая партия МПК для войсковых испытаний. Для изготовления орудий заводом № 7 использовали старые стволы без кожуха от 76-мм дивизионной пушки образца 1900 года.
76-мм самоходная пушка СПК. В 1933 году создана путем установки переделанной БПК на трехосной автомашине ГАЗ-ТК. После проведенных испытаний на полигоне УСР и НИАПе, опытная батарея СПК проходила войсковые испытания в 3-й Кавказской стрелковой дивизии в городе Ленинакане. После этого в системе введен ряд улучшений.
В войсках на 25.3.36 находилось следующее количество систем СПК:
Московская Пролетарская дивизия
4 17-я дивизия Московского ВО
4 44-я стрелковая дивизия КВО
4 2-я стрелковая дивизия БВО
4 4-я стрелковая дивизия
5 Склад № 38
2 Всего 23
Войсковые части принимали системы на заводе № 38, здесь проходили курс обучения и проводили боевые стрельбы.
76-мм пушка ТПК-27 для установки в танкетке.
Работа выполнена по заказу АУ и АБТУ РККА. Опытный образец был изготовлен и испытан на полигоне УСР в 1932 г. ТПК-27, установленная в танкетке Т-27, проходила государственные испытания на НИАПе и полигоне АБТУ в Кунцево в 1933 г. (произведено 900 выстрелов). В связи с недостаточной меткостью пришлось вносить изменения. Провели повторное испытание, хотя было ясно, что система недоработана.
Произошел разрыв ствола (произошло двойное заряжание пушки), при этом погиб стрелок—заместитель начальника ОКБ 1 А.Я. Нейланд. После этого были изготовлены еще 2 системы для установки в Т-27, снабженные предохранителем от двойного заряжания с дула. Но системы в Т-27 не монтировались.
76-мм установка ТПК-26 ДРП на 2-х башенном танке Т-26.
Система была изготовлена и прошла предварительные испытания на полигоне в Кунцево, в марте 1933 г. Устанавливалась сверху правой башни. Горизонтальное наведение установки осуществлялось поворотом всей башни.
152-мм самоходная мортира на Т-26. Заказ 1934 г. Система изготавливалась по заказу УММа РККА. С танка Т-26 была снята башня и установлена площадка под тумбу системы. После всех испытаний дальнейшие работы по устройству 152-мм самоходной установки решено было производить на ЗИС-6.
152-мм самоходная мортира на шасси ЗИС-6 «СМК-ЗИС-6».
В 1933 г. 152-мм гаубица на шасси трехосного «Форда А». В таком виде система прошла предварительные испытания на Московском полигоне. Ствол с соплом был изготовлен на Кировском заводе. В 1935 г. был подготовлен эскизный проект и разработаны рабочие
чертежи установки гаубицы на ЗИС-б.
305-мм самоходная полевая гаубица СПГК-305 изготавливалась по заказу АУРККАв 1935 г. Ствол, скрепленный с соплом, был изготовлен на заводе «Большевик» по чертежам УСР. Ходовая часть с механизмами наведения и окончательная сборка ствола произведены на заводе № 38. Проектировались 2 варианта ствола с соплом длиной 9 метров, снарядом 250 кг и начальной скоростью 500 м/с. Вес гаубицы — 5500 кг — позволял установить ее на шасси грузовика Я-8-5. К этой системе изготовлена машина для боекомплекта с подъемным краном для заряжания системы с дула. В декабре 1935 года система предъявлена военпреду АУ РККА. Закончена на 98%.
БОЕПРИПАСЫ К СИСТЕМАМ КУРЧЕВСКОГО
Разработкой снарядов занималось КБ Курчевского, а изготовлением завода № 73, № 75 и № 77. 305-мм снаряд для гаубицы проектировал в АНИИ конструктор Кудиковский. В отличие от снарядов классической артиллерии снаряды для ДРП Курчевского имели ведущий поясок Минье (т.е. поясок не врезался в нарезы при выстреле, а только расширялся под действием пороховых газов). Хотя некоторые системы могли стрелять штатным снарядом со сточенным ведущим пояском. Вес снаряда для ДРП был меньше штатного: для 76-мм 3—4 кг вместо 6 кг у снаряда 76-мм пушки обр. 1902 года, для 152-мм — 24 кг вместо 40 и для 305-мм ДРП 250 кг вместо 331—470 кг у 305-мм морской пушки.
Для 37 — 152-мм ДРП применялась сгорающая гильза из нитроткани с поддоном. Производство нитроткани было организовано на пороховом заводе № 28 им. Косякова в городе Рошале. Сборкой выстрелов занимался склад № 36 на станции Лосиноостровская Московской области. Трудоемкость сборки выстрелов и производства снарядов для ДРП была намного больше, чем для обычных. Технология сборки была следующая: в дно снаряда ввинчивался стержень, а к пояску Минье снаряда приклеивался раствором пороха в ацетоне цилиндр из нитроткани, предварительно припудренный порохом. Далее вокруг стрежня укладывался заряд трубчатого бездымного пороха и на конец стержня на гайке крепился поддон. Первоначально поддон был деревянный, затем пластмассовый.
Наладить крупное производство выстрелов к ДРП, несмотря на неоднократные приказы по НКТП, так и не смогли. Выстрелов не хватало не только на испытания новых систем, но и на контрольный отстрел серийных при приемных испытаниях. В актах испытаний постоянно отмечались сложности испытания систем Курчевского из-за плохого качества боеприпасов. Так, например, при стрельбе из 37-мм РК на Московском контрольно-испытательном полигоне из 1105 выстрелов было: полных выстрелов — 122, не полных — 858, затяжных — 91, «фуков» — 34. При стрельбе из АПК-4 на определение начальной скорости разброс данных составил 60—80 м/с.
РАБОТЫ В ОБЛАСТИ САМОЛЕТОСТРОЕНИЯ
В 1935 г. Л.В. Курчевский пригласил конструкторов:
Б.И. Черановского с целью построить истребитель — параболу с АПК, С.А. Лавочкина, чтобы реализовать проект истребителя под АПК и В.Б. Шаврова для постройки легкого самолета-амфибии. Все эти работы были начаты весной 1935 г. Самолет-истребитель С.А. Лавочкина и С.Н. Люшина (его заместителя) ЛЛ представлял собой одноместный пушечный истребитель с двумя АПК-4 (76-мм) под крылом, сиденье летчика опускалось в габариты фюзеляжа с обзором через перископ. В 1936 г. началось изготовление самолета. Истребитель Б.И. Черановского БИЧ-17 строился по схеме параболы с двигателем М-22 в 480 л.с. Вооружение —две АПК калибра 80 мм, установленных в крыле вне диска винта. Схема бесхвостого самолета было особо благоприятной для установки ДРП. Конструкция самолета была цельнодеревянной. Постройку самолета прекратили на 60% готовности. Хотя для выполнения этих работ на № 38 заводе строился новый цех № 4.
Параллельно П.Д. Грушин в МАИ проектировал свой самолет с АПК, но этот проект так и остался на бумаге.
Однако довести свои работы до конца Курчевскому так и не удалось. В 1937 году он был арестован и расстрелян, как враг народа, лаборатория закрыта, исследования прекращены, а орудия уже, установленные на кораблях были демонтированы.
Леонид Васильевич Курчевский родился в 1890 г. в городе Переяславле Ярославской области. В 1911 г. закончил 2-ю московскую гимназию и затем до 1914 г. учился на естественном отделении физико-математического факультета Московского университета. В 1915 г. он работал лаборантом Педагогического института им. П.Г. Шелапутина. С января 1916 по декабрь 1918-го Л В. Курчевский заведовал конструкторским бюро Московского военно-промышленного комитета и здесь изобрел станок для метания гранат. В 1918—1920 годах он являлся заведующим лабораторией комитета по делам изобретений ВСНХ и одновременно с 1919г. работал в автосекции транспортного отдела этого же комитета. С мая 1921-го по май 1922-го Л.В. Курчевский работал в Комиссии особых опытов по звуковой разведке (комзвук). За 1918-1924 годы изобрел полевую радиостанцию на мотоцикле, глиссер, развивающий скорость 100 км/ч, предложил скипидарную автосмесь как заменитель бензина для автотранспорта.
В 1924 г. Л.В. Курчевского арестовали по обвинению в растрате государственных денег и сослали на Соловки. До 1930 г. он находился в лагере особого назначения ОГПУ (СЛОН). Именно в эти годы Л.В. Курчевский изобрел аэросани, усовершенствовал глиссер и создал свою первую динамо-реактивную пушку (ДРП).
Благодаря ходатайству Г.К. Орджоникидзе и М.В. Тухачевского в 1930 году Л.В. Курчевского освободили из заключения и назначили главным конструктором КБ. Но его работа была не столь длительной. Возможно именно ходатайства Тухачевского и сыграли свою злую роль в судьбе изобретателя.
Не все он успел сделать, не до всего дошли его руки. Репрессии конца 30-х годов остановили на пол пути начатое и не дали закончить множество великих начинаний.
Если бы не столь трагический конец изобретателя возможно Россия уже в сороковых-пятидесятых годах во многих направлениях развития военной науки во многом бы опережала передовую научную мысль Западной Европы. И во второй мировой войне возможно имела бы к началу войны некоторое превосходство в развитии артиллерии.
Однако его мысли и изобретения были положены в создание в СССР и за границей реактивной артиллерии.
Безоткатные орудия получили использование в после военном и даже военном вооружении:
- Динамо-реактивные системы (с нагруженным стволом)
— с истечением назад пороховых газов;
— с уширенной каморой и соплом – Б-10, Б-11, РПГ-7;
— бессопловые (Рябушинского) — «Панцерфауст», РПГ-2;
— с противомассой — «безоткатная пушка Девиса», «Армбруст», «Панцерфауст-3»
— с фиктивным снарядом (Кондакова) — ГК-45.
- Свободно-реактивные системы (с ненагруженным стволом)
— с реактивным зарядом, сгорающим в пределах пусковой трубы — М72, РПГ-18
— с реактивным зарядом, догорающим после вылета снаряда — «Панйцершрек», ПГ-82
Особняком стоит германское орудие «Хаммер», в котором заряд сгорает в стволе, но перемещается вместе со снарядом.
Чёткой границы между реактивными гранатомётами и безоткатными орудиями нет.
В английском языке термин «Recoilless Rifle», переводимый как «безоткатное орудие», обозначает и L6 WOMBAT массой 295 кг на колёсном лафете и М67 массой 17 кг для стрельбы с плеча или сошек.
В России (СССР) гранатомётом считались СПГ-9 массой 64,5 кг на колёсном лафете и РПГ-7 массой 6,3 кг для стрельбы с плеча.
В Италии система Breda Folgore массой 18,9 кг считается гранатомётом, а та же система на треноге и с баллистическим вычислителем (масса 25,6кг) — безоткатным орудием.
В армиях развитых стран БО как противотанковое средство в основном заменены противотанковыми управляемыми ракетами (ПТУР), некоторые из которых, тем не менее, используют принцип БО для быстрого пуска ракеты.
Очень интересно!