Баншац Б. Корабельная династия (продолжение). О кораблях с именем «Москва» (паруса и вёсла).

Имя  корабля  вызывает  в  моряке  чувство,  о котором  коротко  не  скажешь,  потому,  что  оно очень тонко  в  своих   проявлениях,  скромно  и  не крикливо. Оно  идет  из  самого  сердца,  из  самых  глубин  прекрасной  мужественной  морской  души. Леонид  СОБОЛЕВ

«Корабли – как  и  люди,   они  тоже  нуждаются  в славе,  в  уважении  и  бессмертии…  Вечная  им  память». Валентин  ПИКУЛЬ

Вторая  «Москва»   была  заложена  25 сентября 1758 г.  (строитель  И.В. Ямес), спущена на воду 25 мая 1760 г.  8  августа  она  вышла  из  Архангельска  и  в  сентябре  пришла  в  Ревель.  Участвовала   в  семилетней  войне  1756 – 1763 гг.   18  июня  1761 г.,  приняв  на  борт  войска,  вышла  с  флотом  из  Ревеля.  21  июля  у  мыса  Рюгенвальде  высадила  десант. 6 августа  с отрядом была отправлена к Кольбергу для осмотра береговых укреплений, 14 августа присоединилась  к флоту, пришедшему к Кольбергу, участвовала в блокаде крепости с моря.  28 сентября из-за начавшихся штормов ушла  с флотом от Кольберга, в море разлучилась  с другими судами и 13 октября прибыла  в Ревель. В июне-августе 1762 г.  в составе эскадры перевозила   войска из Кольберга  в Ревель. В 1764 и 1767гг. в составе эскадр находилась  в практических плаваниях в Финском заливе. 2 июле 1764 г.  в заливе Рогервик   принимала  участие в показательном сражении, за которым с берега наблюдала  Екатерина II. 18 июня 1769 г. с эскадрой вышла из Кронштадта в крейсерство в районе между мысом  Дагерорт  и островом Готланд. 18 июля  из-за открывшейся течи отделилилась  от эскадры и ушла  в Ревель, а 5 августа  прибыла  в Кронштадт. Разобрана  в 1771  году   в Кронштадте.(10)

Третья    74-пушечная  «Москва»  типа  «Ярослав»  была  заложена  21  августа  1798 г.  (строитель  Г. Игнатьев)  по  проекту  известного  русского  корабела  А.С.Катасанова.   Длина между перпендикулярами 51,9 м,  ширина по мидельшпангоуту 14,2 м,  осадка         6,1 м.  Вооружение:  26 х 30-и ,  26 х 18 – и,  2  х 24 -и, 18  х 8 -и фунтовых  орудий   и  2 х 60-и фунтовых  единорога.  Экипаж  670/770 человек.

74-х пушечный корабль типа «Ярослав»

Спущена на воду 22 мая 1799 г. принимала участие в войне с Францией между 1798 и 1800 годами. 8 сентября 1799 г.  в составе эскадры вице-адмирала  Б.А. Баратынского  она отплыла из Архангельска к английскому побережью, чтобы выступить против Франции и Голландии в сотрудничестве с британским флотом. 2 октября она пережила шторм,  отделилась  от эскадры  и   самостоятельно  вернулась в Англию. 20 июля 1800 г. «Москва» покинула Портсмут в составе эскадры  и 26 сентября  прибыла в Кронштадт. В 1801 — 1803 гг.   корабль входил в состав эскадры   в Финском заливе. Модернизированный в 1804 году в Кронштадте и покрытый медными листами, он был отправлен для участия в войне против Турции и Франции.

Участвовал в войне с Францией 1804—1807 гг.    5  июля 1805 г.  был подписан Высочайший указ Александра 1 подготовить эскадру  вице-адмирала Д.Н. Сенявина (в том числе и «Москву») к экспедиции в Средиземное море. 10  сентября   корабль вышел из Кронштадта в Средиземное море по маршруту Ревель — Копенгаген — Портсмут — Гибралтар — Кальяри — Мессина и 18.1.1806 прибыл в Корфу. С 16.2 по 27.3 он конвоировал из Корфу к проливу Дарданеллы транспорты с русскими войсками, затем вернулся в Корфу. В апреле 1806 г.  доставил войска из Корфу в Котор.

ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ «МОСКВА» ВО ВТОРОЙ АРХИПЕЛАГСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ
Художник В. Емышев

20.5 в составе отряда   Д.Н. Сенявина пришел к Триесту для освобождения задержанных австрийцами русских торговых судов. После освобождения судов и ухода отряда был оставлен для блокады Венеции. 30.5 обстрелял караван торговых судов, вышедших из Венеции в сопровождении французских канонерских лодок, и заставил их вернуться в порт. В 6— 8.1806 действовал в составе эскадры у Новой Рагузы и Кастельново. В 9.1806 г.  доставил в Триест депеши Д.Н. Сенявина, посланные в Россию. 2.12 пришел к эскадре Д.Н. Сенявина, осаждавшей крепость Курцало, доставив туда черногорских стрелков. 10.12 отряд судов, в составе которого находился корабль «Москва», подошел к крепости Браццо, обстрелял укрепления и высадил десант, взявший крепость. После ухода эскадры, Д.Н. Сенявина к проливу Дарданеллы остался в составе отряда капитан-командора И.А. Баратынского в Адриатическом море. 28.5 суда отряда высадили десант у крепости Алмисса, но ввиду превосходства войск противника 30.5 десант пришлось снять с берега.  31.5 отряд, идя вдоль берега, обстреливал французские войска, а 2—3.6 обстреливал войска противника у г. Макарска. 6.6 отряд высадил десант у сел. Тучети, но на следующий день, сняв с берега десант, ушел в Кастельново. После заключения Тильзитского мирного договора и передачи Кастельново французам, приняв на борт русские войска, 14.8 отряд вышел из Кастельново в Венецию. Поскольку Венеция была блокирована англичанами, русские суда высадили войска в Пирано. Получив приказ Д.Н. Сенявина о возвращении в Россию, 19.9 отряд пришел в Корфу.   2.10 корабли «Москва» и «Святой  Пётр» вышли из Корфу в Россию, 9.10 между островами   Сицилия и Сардиния выдержали сильный шторм и 17.10 зашли в порт Ферайо на острове Эльба. В начале 1808 г.  корабль «Москва» перешел в Тулон, разойдясь в море с английской эскадрой, и поступил в распоряжение французов. Простояв в Тулоне 22 месяца, командир отряда получил Высочайшее повеление  от 27.9.1809 «из-за ветхости продать корабли  французам, экипажу возвратиться в Россию».  По соглашению между русским и французским правительствами они были уступлены по чрезвычайно низкой оценке (до 1/24 действительной стоимости)    в качестве компенсации за ремонт и снабжение экипажей.  Поврежденные корабли, стоимость которых оценивается примерно в 794 300 франков, должны были покрыть французские расходы, оцениваемые в 1 063 333 франка. Оставшаяся часть долга, вероятно, больше не была выплачена после начала войны между Россией и Францией.  В начале 1810 г. экипаж корабля вышел из Тулона и 17мая  пересек   границу России. (11)

Указом от 27 сентября 1810 г. о создании двух новых военно-морских училищ в Бресте и Тулоне «Москва» была преобразована в учебный корабль и 5 февраля 1811 г. переименована в Duquesne.

БЫВШИЙ РОССИЙСКИЙ ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ «МОСКВА»
НА ФРАНЦУЗСКОЙ СЛУЖБЕ КАК DUQUESNE В ТУЛОНЕ.
КАРТИНА АНДРЕ МОРЕТТИ, 1812 ГОД.

В 1816 году «Дюкен»  был  на плаву, но не в состоянии выйти в море.  Он  оставался в гавани, действуя как плавучая школа. Классные комнаты были оборудованы на верхней палубе, а студенческие комнаты с гамаками — на нижней. Навыки судовождения отрабатывались на нескольких корветах, взаимодействующих с главным учебным кораблем. Duquesne оставался школьным кораблем до 1822 года, затем   стал  плавучей тюрьмой , пока его окончательно не демонтировали в 1830-1833 годах.

В  Российском  императорском  флоте  в связи  с Персидским  походом 1722—1723 годов   было  начато  и продолжалось до середины XVIII века  строительство  в Казани и Нижнем Новгороде   гекботов.   Они  несли службу в составе Каспийской флотилии  и представляли собой  грузовые  трехмачтовые  суда  с  близким к фрегатскому  парусным  вооружением и использовались  для  перевозки  войск  и воинских  грузов.  Гекботы  сыграли решающую роль в Персидском походе. Артиллерийское вооружение на этих судах не предусматривалось, однако принимавшие участие в осаде Баку гекботы временно оснащались пушками, мортирами и гаубицами. После окончания боевых действий гекботы продолжали использоваться на Каспийском море для грузовых перевозок и доставки провианта в русские укрепления, а также в качестве гидрографических и исследовательских судов

В  1723 г. в  Нижнем  Новгороде был  построен  гекбот  типа  «Астрахань»,  носивший  имя  «Москва»  ( 30,5 х 8,2 м).  В мае—июне 1723 года совершил  переход по Волге в Астрахань. Принимал участие в Персидском походе.

В  1726 г.   в  Казани  был  построен  гекбот  «Москва»  типа  «Александр  Мангус».  длиной  25 м.

    В 1816 году «Дюкен»  был  на плаву, но не в состоянии выйти в море.  Он  оставался в гавани, действуя как плавучая школа. Классные комнаты были оборудованы на верхней палубе, а студенческие комнаты с гамаками — на нижней. Навыки судовождения отрабатывались на нескольких корветах, взаимодействующих с главным учебным кораблем. Duquesne оставался школьным кораблем до 1822 года, затем   стал  плавучей тюрьмой , пока его окончательно не демонтировали в 1830-1833 годах.
   В  Российском  императорском  флоте  в связи  с Персидским  походом 1722—1723 годов   было  начато  и продолжалось до середины XVIII века  строительство  в Казани и Нижнем Новгороде   гекботов.   Они  несли службу в составе Каспийской флотилии  и представляли собой  грузовые  трехмачтовые  суда  с  близким к фрегатскому  парусным  вооружением и использовались  для  перевозки  войск  и воинских  грузов.  Гекботы  сыграли решающую роль в Персидском походе. Артиллерийское вооружение на этих судах не предусматривалось, однако принимавшие участие в осаде Баку гекботы временно оснащались пушками, мортирами и гаубицами. После окончания боевых действий гекботы продолжали использоваться на Каспийском море для грузовых перевозок и доставки провианта в русские укрепления, а также в качестве гидрографических и исследовательских судов
     В  1723 г. в  Нижнем  Новгороде был  построен  гекбот  типа  «Астрахань»,  носивший  имя  «Москва»  ( 30,5 х 8,2 м).  В мае—июне 1723 года совершил  переход по Волге в Астрахань. Принимал участие в Персидском походе.
     В  1726 г.   в  Казани  был  построен  гекбот  «Москва»  типа  «Александр  Мангус».  длиной  25 м.

ГЕКБОТ ТИПА «АСТРАХАНЬ»

В    1741 г.  в  Казани  был  построен     гекбот  «Москва».  в отношении которого  нет данных о принадлежности к каким-либо типам. Подробностей о конструкции судов и датах вывода из состава флота также не сохранилось.   Кроме  того  упоминается  еще  один  построенный  в  это  время   гекбот  «Москва».  Возможно,  они  принадлежали  к  типу  «Александр  Мангус».(12)

В  Санкт – Петербурге  12  октября  1772 г.  была  заложена  и  в  1773 г.  спущена  построенная  мастером  Борисовым  16-пушечная  галера  «Москва»  (22  банки,  140 х 20 х 6  футов 6 дюймов)  Галера  вошла  в  состав  Балтийского  флота  и  участвовала  в  сражениях  во  время  войны  со  Швецией  1788 – 1790 гг.,  в  т.ч.  во  втором  Роченсальмском  сражении  28  июня  1789 г.  В  1789 г.  переделана  по  «шведскому  маниру».  Сгорела  от  попадания  молнии  в  Главном  Гребном  канале  25  мая  1796 года.
   Там  же  мастером  Поспеловым  была  построена  и  спущена  на  воду  в  1796 г.  3-х  мачтовая  16-пушеч-ная  галера  «Москва»  (22  банки,  127 х 21 х 7 футов  6 дюймов).  Во  время  войны  со  Швецией  1808 – 1809 гг.  оказывала  содействие  русским  войскам  в  Финляндии.  Разобрана  в  Санкт – Петербурге  в  1829 году.  (13)
А  вот  уже  БРЕД,  появившийся  в  Интернете.

50-ПУШЕЧНЫЙ ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ  «МОСКВА»  ТИПА  «МОСКВА»

Трёхмачтовый двухпалубный парусный корабль 2-го ранга, один из четырёх кораблей (названы в память городов, при которых состоялись наиболее важные сражения русско-польской войны 1609-1618 годов – «Москва», «Смоленск», «Минск», «Киев») построенных на Новоладожской верфи в 1636-1637 годах, которые стали первыми линейными кораблями Балтийского флота. Линейные корабли «Москва» и «Смоленск» заложены в августе 1636 года, спущены на воду 3 июля и 25 июня 1637 года, «Минск» заложен в сентябре 1636 года, спущен на воду 11 июля 1637 года, «Киев» заложен в ноябре 1636 года, спущен на воду 10 июля 1637 года. Корабли приняли участие в русско-шведской войне 1642-1645 годов. Выведены из состава флота в 1645 году.

Корабли имели следующие размеры: длина по верхней палубе – 35,7 м, ширина по мидельшпангоуту – 12,3 м, осадка – 4 метра. Экипаж – 330 человек. Вооружение – 50 пушек (20  18-фунтовых пушек на гондеке, 20   8-фунтовых на опердеке, 10    4-фунтовых на фордеке). Водоизмещение – 1000 тонн. Корабли данного типа, обладали слабой мореходностью и низкими маневренными качествами, что было обусловлено их строительством на приладожских верфях.
  Аналогично  и  про  другие,  «построенные в  17  веке»  корабли  Балтийского  флота.(14)

==========================================================================

Литература

1.  Веселаго  Ф.Ф.  Список  русских  военных  судов  с  1668  по  1860 г.г.  СПб,  тип.  Морского  министерства,  1872 г.,  стр. 129-130.
2.  Быховский  И.А.  Петровские  корабелы.  Л.,  «Судостроение»,  1982,  стр.28.
3.  Быховский  И.А.  Указ.  Соч.  стр. 28,  31.

4.  Сорокин  И.А.,  Краснов  В.Н.  Корабли  проходят  испытания.  Л.,  «Судостроение»,  1982,  стр.  10.

5. Веселаго  Ф.Ф.  Указ.  Соч.,  стр. 132-133.

6. Чернышев  А.А.  Российский  парпусный  флот.  Справочник.  М., Воениздат,  1997,  т.1,  стр. 39 – 40.7.  Чернышев  А.А.  Указ. соч.  стр.47.
8.   Соколов А. П. Летопись крушений и пожаров судов Русского флота, от начала его по 1854 год. — СПб.: Типография Императорской академии наук, 1855, стр.10.
9.   Чернышёв А. А. Погибли без боя. Катастрофы русских кораблей XVIII—XX вв. — М.: «Вече», 2012,  стр.9.
10.  Веселаго   Ф.Ф.  Указ. соч.  стр.28.
11.  Боевая летопись русского флота: Хроника важнейших событий военной истории русского флота с IX в. по 1917 г. — М.: Воениздат МВС СССР, 1948.,  стр.168-173.
12.  Веселаго  Ф.Ф.  Указ.  соч.  стр. 676,  678,  682.
13.  Веселаго  Ф.Ф.  указ.  соч.  стр.382.  388.
14.  Третий Рим. Русский Флот в XVI–XVII веках. Часть VII. Корабли Русского Флота (1635-1653)  Автор  Гвардии-полковник 15.11.2020   http://alternathistory.com/tretij-rim-russkij-flot-v-xvi-xvii-vekah-chast-vii-korabli-russkogo-flota-1635-1653/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *