Бабич В. Вертолетоносец «Халзан»

Модель противолодочного вертолетоносца «Халзан» проекта 10200 в кабинете главного конструктора корабля Юрия Теодоровича Каменецкого.

В истории судостроения Николаева был проект вертолетоносца, который мог коренным образом изменить всю программу строительства авианосцев на Черноморском судостроительном заводе и одновременно сделать николаевское ЦКБ «Черноморсудопроект» центром проектирования военного кораблестроения на юге Советского Союза. До этого проектирование военных кораблей выполнялось только Центральными конструкторскими бюро в Ленинграде.

В 1978 году николаевское ЦКБ «Черноморсудопроект» получило тактико-техническое задание от Главного управления кораблестроения ВМФ на проектирование противолодочного вертолетоносца на базе быстроходных ролкеров-газотурбоходов типа «Капитан Смирнов» проекта 1609, которые Черноморский завод строил для Министерства морского флота. Проектирование выполнялось по инициативе и под эгидой заместителя начальника Генерального штаба по ВМФ адмирала Н.Н.Амелько.

В США к тому времени была построена серия из семи десантных вертолетоносцев типа «Иводзима» и началось строительство универсальных десантных кораблей-вертолетоносцев типа «Тарава».

Главным конструктором вертолетоносца проекта 10200, получившего шифр «Халзан», по названию орла, обитающего в южных степях Украины, стал Юрий Теодорович Каменецкий, в то время главный инженер ЦКБ «Черноморсудопроект».

На корабле проекта 10200 в верхнем и нижнем ангарах должны были разместиться 30 противолодочных вертолетов Ка-27. Комплект боезапаса, в том числе ядерного, подавался из погребов двумя лифтами. В корабельных цистернах хранилось более 1000 тонн авиационного топлива. Для самообороны предусматривались два комплекта зенитного ракетного комплекса «Кинжал» (12 модулей) с подпалубным вертикальным стартом 96-ти ракет и восемь 30-мм шестиствольных автоматов АК-630.

Экипаж корабля насчитывал свыше тысячи человек, а с учетом морских пехотинцев на корабле могло разместиться до полутора тысяч человек. Корабль должен был строиться на стапеле №1 ЧСЗ – там, где до этого были построены ролкеры-газотурбоходы пр.1609. А на «нулевом» стапеле должны были продолжать строительство авианосцев. Таким образом, Черноморский завод становился абсолютным лидером строительства авианосных кораблей в Советском Союзе.

Технический проект 10200 получил положительные заключения организаций ВМФ и предприятий судостроительной промышленности, кроме главного проектанта авианосцев – Невского ПКБ и главного научного института судостроительной отрасли – ЦНИИ им. академика А.Н.Крылова. Однако, из-за многочисленных дополнительных требований военных, полное водоизмещение корабля в процессе проектирования превысило 31000 тонн. И теперь он мог строиться только на «нулевом» стапеле – там, где строились авианосцы.

В Постановление правительства «О плане военного судостроения на 1981-1990 годы» были включены вертолетоносцы проекта 10200, а авианосцев в нем не оказалось… Вместо пятого ТАКР проекта 11435 (получившего впоследствии наименование «Адмирал Кузнецов»), должны были строить два вертолетоносца проекта 10200. Постановление Правительства – серьезный документ, изменение которого допускается в исключительных случаях. Это был драматический момент в программе строительства авианосцев на ЧСЗ.

Главком ВМФ С.Г.Горшков отнесся с крайним неудовольствием к одобрению проекта «Халзана». В конце сентября 1980 года в 1-м институте ВМФ состоялся научно-технический совет, который вынес отрицательное решение по проекту 10200.

На заключительном совещании у министра обороны Д.Ф.Устинова в декабре 1980 года была отвергнута сама идея строительства вертолетоносцев вместо авианосцев. Устинова убедили в том, что со строительством вертолетоносцев проекта 10200 мы приобретем меньше, чем потеряем, отказавшись от строительства авианосцев проекта 1143.

На совещании военные доложили Министру обороны, что претензий к проектанту – николаевскому ЦКБ «Черноморсудопроект» нет, – все было сделано с многочисленными улучшениями при проектировании. Поэтому решили конструкторов премировать, а работы по проекту 10200 закрыть.

Итак, роковыми для проекта 10200 стали не недостатки проекта, а единственный на весь Советский Союз «нулевой» стапель Черноморского завода, где можно было строить такие корабли. «Халзан» вставал на пути создания полноценных авианосцев, таких как «Адмирал Кузнецов», а в дальнейшем и «Ульяновск». Был еще вариант модернизации стапеля №1 с доведением его грузоподъемности до требований проекта 10200, но этим путем не пошли.

Подводя итог можно сказать, что промышленность Советского Союза оказалась не готовой строить одновременно и авианосцы, и вертолетоносцы. А еще нужно отметить, что такие большие суда нигде в мире на наклонных стапелях не строят, только в сухих доках, где и само строительство вести несравненно легче, и спуск на воду не вызывает таких проблем, какие были у ЧСЗ при спуске этих гигантов на воду.

Соединенные Штаты, тем временем продолжали строительство атомных авианосцев типа «Нимиц» на верфи Newport News Shipbuilding в штате Вирджиния и параллельно строили вертолетоносцы на другой, тоже одной из крупнейших судостроительных верфей США – Ingalls Shipbuilding, расположенной в штате Миссисипи.

В 1976-1980 годах в США были построены пять универсальных десантных кораблей-вертолетоносцев типа «Тарава». Это «Tarawa» (1976), «Saipan» (1977), «Belleau Wood» (1978), «Nassau» (1979), «Peleliu» (1980).

В 1989-2009-х годах в США были построены восемь универсальных десантных кораблей авианосного типа «Уосп», полным водоизмещением порядка 41 тыс.тонн. Это «Wasp» (1989), «Essex» (1992), «Kearsarge» (1993), «Boxer» (1995), «Bataan» (1997), «Bonhomme Richard» (1998), «Iwo Jima» (2001), «Makin Island» (2009).

Сейчас у Соединенных Штатов фактически армада из 22-х авианосцев – самый большой авианосный флот в мире: 11 атомных авианосцев водоизмещением ок. 100 тыс. тонн, несущих на борту до 80 самолетов, и 11 универсальных десантных кораблей водоизмещением 41 тыс. тонн, несущих на борту до 40 вертолетов и самолетов вертикального взлета и посадки. В который раз были доказаны огромные технологические возможности судостроительной промышленности США.

В конце 1980-х годов, при условии модернизации стапеля  №1, Черноморский завод был в состоянии выполнить программу одновременного строительства авианосцев и вертолетоносцев – самостоятельно.

Валерий Бабич,

судостроитель, журналист,

автор книг об авианосцах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *