Бабич В. Тяжелый авианосный крейсер «Минск»

В память о николаевском судостроении помещаю фотографию нашего второго авианосного крейсера – ТАКР «Минск», сданного Военно-Морскому Флоту в 1978 году.

На корабле базировались 36 летательных аппаратов – самолеты вертикального взлета и посадки Як-38 и противолодочные вертолеты Ка-27. Кроме достаточно сильного авиакрыла из 36 самолетов и вертолетов, на корабле было и довольно сильное ракетно-артиллерийское вооружение, включая противокорабельные крылатые ракеты «Базальт», способные достигать цели на расстоянии свыше 500 км со скоростью свыше 2,5 Маха (порядка 3000 км/час).

Для примера, такая ракета, выпущенная у берегов Крыма, могла достигнуть пролива Босфор на входе в Черное море за 20 минут. Ракеты могли нести как обычную боеголовку, так и ядерную. Даже не нужно было посылать самолеты, чтобы закрыть вход в Черное море, достаточно было отправить ракеты. Поэтому в Черное море, как к себе домой, никто из иностранных военных кораблей не заходил, только с дружескими визитами.

Закладная доска ТАКР «Минск»

Именно по этой причине все корабли проекта 1143, строившиеся в Николаеве, назывались ТАКР – тяжелые авианосные крейсеры. Хотя наличие на них 36-ти летательных аппаратов, доведенное на кораблях последующих поколений «Адмирал Кузнецов» и «Варяг» до 50-ти единиц, а на «Ульяновске» до 70-ти, никак не могло связываться с названием «крейсер» и соотносилось только со словом «авианосец». С момента выхода в океан этих кораблей во всех зарубежных военных справочных изданиях они классифицировались так же, как и американские авианосцы: aircraft carriers. Сейчас «Минск» находится в Китае и используется как туристический и военно-исторический развлекательный центр «Мир «Минска».

1 комментарий

Оставить комментарий
  1. Со времен своей срочной службы в Североморске с 1977 по 1980 год, когда с нашего ЭМ «Спокойный» списывали половину экипажа на строящиеся корабли, запомнил такую историю. И связана она с названием «ТАКР». Не помню точно название нашего авианосца, «Киев» или «Минск», но его надо было провести через Суэцкий канал. Но по международному соглашению, авианосцам запрещалось через него проходить. И тогда наше руководство придумало интересное решение: это, мол, не авианосец, а тяжёлый авианесущий крейсер, т.е. ТАКР. Почему-то запомнилось именно слово «авианесущий», хотя встречается в литературе и формулировка «авианосный»… Очень жаль, что Флот России остался без своей гордости — ТАКРов!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *