Бабич В. Сверхзвукая пассажирская гонка в стратосфере

Конкорд

20 лет назад 25 июля 2000 года потерпел катастрофу сверхзвуковой пассажирский самолет «Конкорд» в Парижском аэропорту «Шарль де Голь». Погибло 113 человек, из них на борту 100 пассажиров, 9 членов экипажа и 4 человека на земле.

В 1970-х годах развернулась беспрецедентное соперничество между СССР, США, Англией и Францией за первенство в создании сверхзвукового пассажирского самолета. Через некоторое время США закрыли свою программу. А СССР и объединенная британско-французская компания продолжили создание своих самолетов, соответственно – Ту-144 и «Конкорд».

Оба самолета достигли скорости 2330 км/час. (2,2 Маха). Это была настоящая гонка в стратосфере, можно сказать – в ближнем космосе. Оба самолета совершали полет на высоте свыше 18000 метров. Первый полет Ту-144 состоялся 31 декабря 1968 года. «Конкорд» взлетел на два месяца позже – 2 марта 1969 года. Оба самолета по внешнему виду были удивительно похожи, и неспециалисту было трудно их отличить.

За 27 лет эксплуатации французской компанией «Air France» и английской «British Airways» с 1976 по 2003 год «Конкордом» было перевезено более 3 миллионов пассажиров при общем налёте 243 845 часов. Полёты совершали в основном из Парижа и Лондона через Атлантический океан в Нью-Йорк, покрывая это расстояние за 3,5 часа.

Ту-144 в коммерческой эксплуатации «Аэрофлотом» налетал значительно меньше в основном из Москвы в Алма-Ату. Совершил 102 рейса, из них 57 – грузовых и 55 – пассажирских, в которых было перевезено 3284 пассажира.

После авиакатастроф – двух в Советском Союзе и одной во Франции полёты были приостановлены. В Советском Союзе катастрофы произошли без пассажиров. Одна из них во время испытательного полёта. А вторая – во время показательного полета 3 июня 1973 года на авиасалоне в Ле-Бурже. Ту-144 рухнул на этот пригород Парижа. Погибли все 6 членов экипажа и 8 человек на земле.

В 2003 году в связи со значительным повышением цен на топливо полеты «Конкорда» и Ту-144 стали нерентабельными и были прекращены. На этом закончилась эра сверхзвуковой пассажирской авиации.

Человечество немного забежало вперед и оказалось неготовым к сверхзвуковым пассажирским перелетам.

Сегодня еще одна дата, о которой не могу не упомянуть – ровно 40 лет назад 25 июля 1980 года во время московской Олимпиады-80 умер Владимир Высоцкий. При том, что Высоцкий для миллионов людей был символом свободолюбия и непокорности властям, он остался в памяти народа на десятилетия, а может и на будущие столетия, именно за его патриотизм.

На постаменте – британо-французский сверхзвуковой пассажирский самолёт «Конкорд» в парижском аэропорту «Шарль де Голль».

ТУ-144 Finobzor.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *